Авиация россии. Авиация россии Су 34 компоновка

Основной задачей боевой авиации является нанесение ударов по врагу, уничтожение его живой силы, техники, укреплений, объектов инфраструктуры и других целей. Бомбардировщики разделяют на стратегические и тактические. В задачу последних входит нанесение ударов по переднему краю противника и в его ближайшем оперативном тылу.

Сегодня граница между различными классами боевых самолетов сильно размыта. К тактическим бомбардировщикам можно отнести практически любой самолет, способный нести ракетное и бомбовое вооружение. Только самолеты стратегической авиации продолжают занимать довольно специфическую нишу. Провести четкую границу между штурмовиком, фронтовым бомбардировщиком и истребителем-бомбардировщиком иногда довольно сложно.

Очень часто задачи фронтовых бомбардировщиков выполняют истребители-бомбардировщики – многоцелевые самолеты, которые могут не только наносить бомбовые удары, но и вести воздушный бой. Новейшим фронтовым бомбардировщиком, который сравнительно недавно был принят на вооружение ВВС России , является самолет Су-34. По некоторым своим характеристикам эта машина является одной из лучших в мире.

История самолета

В Советском Союзе к фронтовой авиации в конце 80-х годов прошлого века относились самолеты третьего поколения: Су-24 , МиГ-27 и Су-17 . Они были сделаны в 70-х годах, имели довольно неплохие технические характеристики, совершенное навигационное оборудование и системы прицеливания, эффективное вооружение. Однако, эти самолеты уже были устаревшими и не устраивали советское военное руководство. Поэтому в конце 80-х годов в ОКБ имени Сухого, на базе самолета Су-27 началась разработка нового фронтового бомбардировщика.

Разработка нового самолета началась в 1986 году. За основу был взят Су-27УБ (учебно-боевой), заводской индекс этой машины — Т-10В. Главным конструктором этого проекта был назначен Мартиросов. Разработчикам пришлось решать непростые и часто очень противоречивые задачи: в одном самолете требовалось соединить высокую маневренность и скорость с серьезной боевой нагрузкой и дальностью полета.

Базовый самолет Су-27УБ претерпел множественные изменения: на него сразу было установлено новое радиоэлектронное оборудование. Была изменена компоновка кабины: теперь два пилота сидели в кабине рядом, а не один за другим. Кроме того, была несколько изменена геометрия крыла, у самолета появился новый наплыв, были установлено переднее горизонтальное оперение. В новом самолете решили не применять регулируемые воздухозаборники. Новое размещение пилотов в кабине позволило улучшить эргономику, сделало более удобными дальние полеты. В 1988 году появился первый эскизный проект нового самолета.

Для нового Су-34 была разработана система дозаправки в воздухе.

Военные были не в восторге от некоторых нововведений, которые конструкторы предусмотрели на новой машине, но все-таки они были внедрены в жизнь.

В 1990 году проектирование нового самолета было завершено, а в конце года был построен прототип машины. Однако, потом страна, в которой начинали строить этот самолет, исчезла с политической карты мира, и работы были надолго приостановлены.

В 1992 году будущий фронтовой бомбардировщик Су-34 был показан журналистам. Серийный Су-34 поднялся в воздух в 1994 году на Новосибирском авиастроительном заводе, в следующем году машина была показана в Ле Бурже.

Государственные испытания Су-34 начались только в 2006 году, а завершены они были в 2011. В 2014 году бомбардировщик Су-34 приняли на вооружение Военно-воздушных сил России .

В 2019 году пятнадцать самолетов приняли участие в параде, в честь годовщины Победы во Второй мировой войне.

Российские Военно-воздушные силы планируют закупить 124 самолета Су-34. Одна такая машина стоит порядка одного миллиарда рублей. НАРО имени Чкалова, где будут собираться самолеты, вложила серьезную сумму в модернизацию сборочной линии.

Общее описание

Фронтовой бомбардировщик Су-34 создан для нанесения бомбовых ударов в тактическом и оперативном тылу противника, в любых метеоусловиях, днем или ночью, в том числе, используя малые высоты. Также этот самолет может вести воздушный бой и уничтожать машины противника.

Самолет создан по нормальной аэродинамической схеме, с крылом среднего расположения и дополнительным передним горизонтальным оперением. Су-34 имеет два двух­кон­тур­ных тур­бо­ре­ак­тив­ных дви­га­те­ля с фор­саж­ны­ми ка­ме­ра­ми и двухкилевое вертикальное оперение. Хвостовое оперение – цельноповоротное.

Шасси самолета – трехопорное. Передняя стойка имеет два колеса, главные стойки оснащены четырьмя колесами.

В передней части самолета находится РЛС, прикрытая ра­дио­про­зрач­ным об­те­ка­те­лем, а также кабина пилотов. В передней части машины установлена специальная штанга, которая используется для дозаправки в воздухе. Кабина пилотов защищена титановой броней, ее толщина – 17 мм. Также бронирован и основной топливный бак самолета. За ней расположен отсек с радиолокационным оборудованием. Вход в кабину расположен в нише носовой стойки шасси. Фонарь кабины открывается только для проведения технических работ. Вес бронированной кабины составляет 1,5 тонны.

В кабине предусмотрена зона отдыха, в которой есть аптечка, запас питьевой воды, микроволновая печь и биотуалет. В кабине установлены два ка­та­пульт­ных крес­ла, которые обеспечивают экстренную эвакуацию экипажа из самолета на всех скоростях и режимах полета. Каждый член экипажа имеет специальный спасательный набор, в который входит радиомаяк, спасательный плот, запас продуктов, снаряжение и медикаменты.

Хвостовая часть самолета Су-34 состоит из двух отсеков с двигателями, центральной и хвостовой балки.

Воздухозаборники двигателей – нерегулируемые, имеют прямоугольное сечение.

На самолете установлены два двух­кон­тур­ных тур­бо­ре­ак­тив­ных дви­га­те­ля с фор­саж­ны­ми ка­ме­ра­ми АЛ-31Ф. Также есть и вспомогательная силовая установка. Каждый из двигателей оборудован независимой системой пожаротушения.

Истребитель-бомбардировщик имеет четыре топливных бака, с общей емкостью более двенадцати тысяч литров.

Радиоэлектронное оборудование представлено радаром заднего обзора, который позволяет выявлять цели в задней полусфере, а также оптико-электронный прицельно-навигационный комплекс, в его состав входят инер­ци­аль­ная на­ви­га­ци­он­ная сис­те­ма, с при­ём­ни­ком спут­ни­ко­вой на­ви­га­ци­он­ной сис­те­мы и сред­ст­ва­ми ра­дио­на­ви­га­ции.

Комплекс БРЭО Ш-141 включает в себя РЛС с фазированной решеткой, систему РЭБ и бортовой компьютер, который обрабатывает полученные данные. РЛС позволяет совершать полет на сверхмалых и малых высотах. Также на Су-34 установлено тепловизионные и телевизионные системы прицеливания, которые совмещены с лазерным дальномером-целеуказателем. БРЛС может вести сразу несколько воздушных целей (до десяти) и обнаруживать даже малоразмерные наземные цели на значительном расстоянии.

Су-34 имеет 12 точек подвески. Самолет оснащен автоматической 30-мм пуш­кой ГШ-301 (бое­ком­плект 180 сна­ря­дов). На самолет могут быть установлены управ­ляе­мые, кор­рек­ти­руе­мые и не­управ­ляе­мые бомбы и ра­ке­ты весьма ши­ро­кой но­менк­ла­ту­ры.

Вот некоторые виды вооружения, которые устанавливаются на Су-34:

  • НУР различных калибров;
  • бомбы разных типов (34 х 100 кг, 22 х 250 кг, 12-16 х 500 кг);
  • управляемые ракеты типов (Х-25, Х-29, Х-31П, Х-59, Х-59М, «Альфа», «Яхонт», «Москит»);
  • корректируемые бомбы (КАБ-500 и КАБ-1500);
  • ракеты типа Х-59М;
  • бомбы КАБ-1500 (3 шт.);
  • радиобуи разных типов;
  • ракеты типа Р-27 (до 8 шт.);
  • ракеты Р-77 (до 8 штук) средней дальности;
  • ракеты Р-73 (до 6 штук) малой дальности.

Оценки Су-34

Су-34 готовится стать основной ударной машиной российской армии. Он уже участвовал в реальных боевых действиях, во время грузинской войны в 2008 году. Однако, оценка этого самолета не совсем однозначна.

В 2008 году Су-34 не смог применять высокоточное оружие и наносил удары обычными бомбами и ракетами.

В современной войне одной РЛС для обнаружения и уничтожения целей явно недостаточно, что и показали события в Грузии и на Северном Кавказе. Для гарантированного обнаружения таких целей необходимы совершенные тепловизионные и телевизионные системы, а они у Су-34 не на высоте. В борьбе с высокотехнологическим противником РЛС Ш-141 самолета будет активно подавляться, да и она сама по себе является демаскирующим фактором.

Су-34 был одним из самых лучших машин в мире в конце 80-х годов прошлого столетия, однако сейчас многие его системы уже устарели. Этот самолет имеет мощное вооружение, но прицельный комплекс должен быть усовершенствован.

В настоящее время Су-34 является наиболее продвинутым ударным самолетом России, и он должен заменить явно устаревшие Су-24.

Технические характеристики

Ниже указаны технические характеристики фронтового бомбардировщика Су-34.

Самолет Су-34
Год создания прототипа 1990
Годы серийного производства с 1993
Длина самолета, м 23,3
Размах крыла, м 14,7
Площадь крыла, м 62
Масса:
максимальная взлетная, кг 45 000
топлива во внутренних баках, кг 12100
боевой нагрузки, кг 8 000
Тип двигателей АЛ-31Ф
Тяга на форсаже, кгс 2×12 800
Максимальная скорость полета, км/ч 1 900
Максимальное число М 1,8
Максимальная скорость полета у земли, км/ч 1 400
Практический потолок, м 15 000
Максимальная эксплуатационная перегрузка 7
Дальность полета с полной заправкой:
на большой высоте, км 4 000
у земли, км 1 400

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Су-34 - истребитель-бомбардировщик российского производства, предназначенный для атаки наземных целей противника авиационными средствами поражения, в условиях активного противодействия средствами ПВО. Эффективность самолета достигается за счет применения инновационных средств для радиоэлектронной борьбы, уникальных боевых качеств, а также возможности поражения воздушных целей вне зависимости от времени суток и погодных условий. Российские военные называют этот истребитель «утенком», а когда речь доходит до его боевых характеристик - «адским утенком».

По своим тактико-техническим параметрам самолет Су-34 относится к поколению «4++». При выполнении боевых задач он не нуждается в сопровождении истребителями прикрытия, благодаря высоким боевым качествам, позволяющим самостоятельно вести маневренный воздушный бой практически с любыми существующими военными самолетами мира.

История создания самолета

Самолет Су-34 создавался для замены фронтового бомбардировщика Су-24, который хорошо показал себя в ряде вооруженных конфликтов, но устарел. В процессе разработки учитывалось, что вероятный противник имеет на своем вооружении большое количество машин 4-го поколения. Истребитель проектировался на основе опыта боевой эксплуатации всех существующих на тот момент российских военных самолетов, а также зарубежного опыта использования сил авиации в локальных конфликтах.

Разработка машины была начата в июне 1986 года. Проект получил кодовое название «Т-10В» или «Су-27ИБ» (истребитель-бомбардировщик). Как можно понять из последнего названия, в качестве основы для нового самолета выступил проект истребителя Су-27. Первый прототип Т-10В впервые поднялся в воздух 13 апреля 1990 года. Широкой публике самолет был впервые представлен под именем СУ-32Ф лишь в 1995 году, в рамках международного авиасалона в Ле Бурже (Франция).

Позже были произведены два опытных и один стендовый образец. После ряда испытаний последовал выпуск семи предсерийных машин, одна из которых была доработана до характеристик серийного самолета.

Истребитель-бомбардировщик был пущен в серию в апреле 2005 года на Новосибирском авиационном заводе. Первый серийный самолет поднялся в небо 12 октября 2006 года на аэродроме им. Чкалова. Пилотирование новой машиной поручили Евгению Рудакасу и Рустему Асадуллину. Государственные испытания были начаты 30 октября того же года, и проходили параллельно с производством первых моделей.

В 2008 году завод-производитель подписал 5-летний контракт на поставку военно-воздушным силам РФ 32 самолетов, а в 2012 году - 8-летний контракт на поставку еще 92 машин. В марте 2014 года Су-34 был принят на вооружение Российской Федерации. К 2020 году новый истребитель должен полностью заменить своего предшественника, модель Су-24.

Конструкция истребителя-бомбардировщика

Су-34 создан для нанесения бомбовых атак в оперативном и тактическом тылу противника, вне зависимости от времени суток и погодных условий, в том числе на малых высотах. Кроме того, он достойно может вести воздушный бой и уничтожать вражеские самолеты.

Самолет построен по аэродинамической схеме «продольный триплан», которая позволяет увеличить его маневренность, по сравнению с моделями, выполненными по обычной схеме. Кроме того, по сравнению с истребителем Су-27, Су-34 имеет увеличенную бомбовую нагрузку и запас топлива. Передняя часть имеет приплюснутую форму, за что самолет и нарекли «утенком». Она оснащается двухместной кабиной, в которой были предприняты меры по повышению уровня комфортности для членов экипажа при продолжительных полетах.

Силовая установка

Самолет оснащается парой моторов модели ТРДДФ АЛ-31Ф-М1. Каждый из них имеет 13 300 кгс тяги, что позволяет машине разогнаться до скорости в 1900 км/ч. Так как предполагается постоянная модернизация истребителя, его конструкция допускает смену моторов на новые, модели АЛ-41Ф. Такие двигатели дают до 14500 кгс тяги и позволяют выполнять полеты в режиме «суперкруз». Благодаря этому режиму, самолет получает массу преимуществ, в частности решается вопрос высокого расхода топлива при форсажном полете.

РЛС переднего обзора

Самолет оснащается радиолокационной станцией Ш-141, позволяющей эффективно обнаруживать наземные и воздушные цели. Дальность обнаружения этой системы колеблется от 75 до 250 километров и зависит от размера цели. Одновременно РЛС может сопровождать до 10 целей, а обстреливать - до 4. Она также способна ассистировать наведение ракет типа «воздух-воздух», оснащенных собственными радарами, путем «подсветки цели». Ракетам ближнего боя, оснащенным инфракрасной головкой самонаведения, РЛС предоставляет первоначальные координаты цели. Система также предусматривает возможность полета на предельно малой высоте и автоматическое огибание рельефа местности.

РЛС заднего обзора

Между моторами, в специальном контейнере, располагается РЛС заднего обзора. Она отслеживает атаки истребителя в заднюю полусферу и в качестве контрмеры предлагает режим обстрела атакующего самолета ракетами РВВ-АЕ типа воздух-воздух. Таким образом, пилоту, намеревающемуся атаковать преследующий самолет, не нужно тратить драгоценное время для маневрирования.

Так как РЛС заднего обзора с возможностью пуска ракет являются уникальной технологией, которую еще не использовали даже на передовых западных истребителях, и даже перспективных бомбардировщиках НАТО, многие эксперты ведут дискуссию насчет реальности ее существования и эффективности использования. Оживленные обсуждения вызваны недостатком в свободном доступе официальных данных о ней.

Подвесное оборудование для разведки

Для использования самолета Су-34 в качестве разведчика предусмотрена возможность установки на него подвесного оборудования, а именно УКР (универсального контейнера разведки) «Сыч». В зависимости от типа разведки он может выполняться в трех вариантах: радиолокационном, радиотехническом и оптическом.

Отражающая площадь

Вовремя разработки самолета особое внимание уделялось снижению его эффективной площади рассеяния. С этой целью были использованы композитные материалы, которые за счет радиопоглощающего покрытия способны уменьшить уровень отражения РЛ-волн. Кроме того, во время проектирования аэродинамической схемы корпуса были исключены аэродинамические гребки, а геометрия планера рассчитывалась особым образом. В результате, как утверждают представители ОКБ Сухого, при полете на небольшой высоте степень радиолокационной заметности самолета находится на уровне показателей крылатых ракет, при том, что размеры Су-34, естественно, в несколько раз больше.

Радиоэлектронная борьба и подавление средств ПВО

Для возможности противодействия вражеской РЛС в случае своего обнаружения самолет имеет оборудование для радиоэлектронной борьбы. Данный комплекс позволяет примерно в тридцать раз снизить вероятность поражения истребителя посредством систем с РЛ-наведением. С точки зрения РЭБ (радиоэлектронной борьбы), истребитель оснащен на уровне со специализированными машинами. По оценке западных экспертов, мощность его системы РЭБ аналогична по уровню системам самолетов EA-18G и EF-111A.

Для огневого поражения радиолокационных систем ПВО противника машина вооружается ракетами Х-15П, Х-58 и Х-31П с дальностью 120-160 км, а также ракетами Х-31ПД с дальностью 180-250 км. Отличным доказательством практической эффективности РЭБ Су-34 является тот факт, что во время одного из конфликтов в Грузии он использовался как истребитель радиоэлектронной борьбы.

Средства наведения самолета

Для эффективного использования вооружения Су-34 оснащен прицельным комплексом, позволяющим осуществлять поиск и поражение вражеских целей с помощью РЛС. В комплекс входит система «Платон», призванная наводить ракеты типа Х-29, а также управляемые бомбы КАБ-500-Л и КАБ-1500-Л. Ракеты Х-29Т и бомбы КАБ-500Кр не нуждаются в дальнейшем наведении. Получив начальные координаты цели, они наводятся на нее посредством ТВ-камеры установленной в головке самонаведения.

Прицельный комплекс, используемый для поражения обычными средствами (неуправляемые бомбы и ракеты), обеспечивает высокие показатели точности, которые не единожды отмечались экспертами, в том числе представителями НАТО, на основе опыта применения Су-34 в Сирии. Важным является тот факт, что бомбардировки с помощью неуправляемых ракет обходятся гораздо дешевле. Запасы такого вооружения, оставшиеся в России от СССР, позволяют существенно сэкономить. Это крайне важно, учитывая, что стоимость Су-34 составляет более миллиарда рублей.

Характеристики истребителя позволяют использовать ракеты и бомбы номенклатуры НАТО с помощью модуля Damocles, производимого на Уральском оптико-механическом заводе по лицензии Thales Group. Разработка этого модуля была вынужденной мерой при исполнении контракта на поставку истребителей Су-30 в Малайзию.

Для повышения уровня защищенности экипажа и живучести самолета в целом внешний корпус кабины выполняется из бронированной титановой оболочки. Во время ее разработки учитывался опыт боевого применения истребителей Су-25. Су-34 получил гораздо более толстую броню (17 мм), которая способна остановить снаряды калибром до 12,7 мм. Общая масса брони составляет 1480 килограмм, что в полтора раза больше, чем у упомянутого предшественника. Помимо толщины, защита Су-34 примечательна тем, что она выполняется полностью из титанового сплава, без использования стальных и алюминиевых плит.

Кабина Су-34 оснащается парой катапультных кресел модели К-36ДМ, позволяющих выполнить катапультирование на любой высоте, в том числе с земли. На рабочее место летчики попадают через нижний люк, оборудованный ступеньками.

Обеспечение жизнедеятельности экипажа

Для эффективной и комфортной работы экипажа при полетах на значительную дальность (с дополнительными топливными баками самолет способен преодолевать расстояние до 7 тыс. километров), истребитель оснащается системами, повышающими комфортность.

Среди таковых стоит отметить:

  1. Биотуалет.
  2. Раскладное спальное место.
  3. Герметичный корпус и кислородную систему, позволяющие подниматься на высоту до 10 тыс. км без применения кислородных масок.
  4. Отопление и кондиционирование кабины.
  5. Кухонный отсек с микроволновой печью и термосами.
  6. Свободное пространство, позволяющее выпрямляться в полный рост.
  7. Электромассаж, встроенный в кресло.
  8. Проецирование приборной панели на стекло, позволяющее следить за показателями работы машины, находясь вне рабочего места.

Средства для работы с неподготовленным аэродромом

Самолет Су-34 оснащается вспомогательным газотурбинным двигателем модели ТА14-130-35, который позволяет производить автономный запуск основного мотора без применения наземных средств запуска. Эта особенность дает возможность машине взлетать с любых аэродромов и существенно расширяет радиус ее действия.

Система пожаротушения

Для повышения уровня живучести истребителя и безопасности его пилотов, он снабжен оборудованием автоматического тушения пожара и средствами для дублирования всех основным систем. Баки для горючего защищаются от возгорания и взрыва посредством заполнения пенополиуретаном. Суть технологии состоит в эффекте «капсулирования» топлива, препятствующем формированию горючей паровоздушной смеси в случае повреждения топливного бака.

Технические характеристики

Напоследок рассмотрим основные тактико-технические характеристики Су-34:

  1. Габариты: длина - 23,3 м, высота - 6,09 м, размах крыла - 14,7 м.
  2. База шасси - 6,63 м.
  3. Масса: нормальная - 39 т, максимальная - 45 т.
  4. Запас топлива - 12,1 т.
  5. Максимальная тяга двигателя: без форсажа -8250 кгс, на форсаже - 13500 кгс.
  6. Максимальная перегрузка - 7 G.
  7. Максимальная скорость: на высоте - 2200 км/ч, у земли - 1400 км/ч.
  8. Практический потолок - 17 км.

Боевое применение

В августе 2008 года российский Су-34 в количестве 2 единиц прошел боевое крещение в Южной Осетии. Истребители применяли для радиоэлектронной борьбы с грузинскими ПВО и прикрытия ударной авиации.

С конца сентября 2015 года 6 истребителей Су-34 использовались в военных действиях в Сирии. В районе населенных пунктов Ракка и Мадан-Джадид с высоты около 5 км самолеты нанесли первые удары по объектам террористов.

Весной 2016 года военные самолеты Су-34 были использованы в Вологодской области довольно непривычным образом - для метания бомб по ледовым заторам.

Су-34 (изделие «Т-10В», по кодификации НАТО: Fullback - «защитник») - российский многофункциональный истребитель-бомбардировщик, также позиционируемый как фронтовой бомбардировщик. Предназначен для нанесения высокоточных ракетно-бомбовых ударов.

По своим боевым возможностям Су-34 относится к поколению самолётов 4++, хотя и не обладает сверхманёвренностью, присущей российским истребителям этого поколения.

Работы по созданию истребителя-бомбардировщика четвёртого поколения Су-27ИБ (это было промежуточное обозначение будущего Су-34), возглавил генеральный конструктор М. П. Симонов, а главным конструктором машины был назначен Р. Г. Мартиросов, под непосредственным руководством которого было проведено проектирование самолёта.

Создание нового радиоэлектронного оборудования, которое должно было составить основу системы управления вооружением, было поручено НПО "Ленинец" (г. Санкт-Петербург), которое в 80-х годах возглавлял Генеральный конструктор Г. Н. Громов.

Авиационное вооружение для нового истребителя-бомбардировщика проектировало несколько предприятий - МКБ "Вымпел", генеральный конструктор Г. А Соколовский, ОКБ "Звезда", главный конструктор Г. И. Хохлов и МКБ "Радуга", генеральный конструктор И. С Селезнев.

Самолёт легко отличить от других машин семейства Су-27 по наличию переднего горизонтального оперения, несколько сплюснутой форме носового обтекателя, за что получил ласковое прозвище "Утёнок", и по значительно выступающей балке радиолокатора в задней полусфере.

В середине 80-х годов руководству вооружённых сил страны стало понятно, что на смену модернизированному, но устаревающему фронтовому бомбардировщику Су-24М нужен новый современный высокоманёвренный (не путать со сверхманёвренностью! - прим. Авиация России ) многофункциональный самолёт. Одним из аспектов, послужившим толчком к разработке Су-34, стало успешное и эффективное применение штурмовиков Су-25 Грач в Афганистане и А-10 в Кувейте во время операции «Буря в Пустыне».

Работы по созданию ударного самолёта на базе Су-27 велись в СССР и ранее, в 1977-81 годах прорабатывалась тема самолёта Су-27Ш, но после сентября 1981 года этот проект нигде не упоминается.

Работы по ударному варианту Су-27 были возобновлены в начале 1983 года, после письма, которое 11 января Главком ВВС П.С. Кутахов направил в адрес МАП, МРП и МОП. Ссылаясь на указания министра обороны Д.Ф. Устинова, он писал:

«В соответствии с 5-летним планом предусмотрено проведение работ по модификации самолёта Су-27 с целью создания на его базе двухместного истребителя-бомбардировщика Су-27ИБ и самолёта-разведчика Су-27Р. В настоящее время работы по созданию указанных самолётов и их бортовых комплексов ведутся промышленностью узким фронтом, разрывно, без межведомственной увязки и должной координации. Между тем, в США ведутся интенсивные работы по модернизации поступающих в войска в массовом количестве истребителей F-15.

Прошу Вас дать указания максимально активизировать работы по двухместному истребителю-бомбардировщику Су-27ИБ, и предъявить в I кв. 1983 г. на рассмотрение ВВС технические предложения по ним.»

15 января из МАП в ОКБ Сухого пришло соответствующее распоряжение по этому поводу. Так в 1983 году в перечне работ ОКБ появился новый пункт под названием Су-27ИБ, который «сменил» тематику Су-27Ш. В соответствии с указаниями МАП, к марту 1983-го в ОКБ подготовили «Техпредложение по Су-27ИБ».

Новый самолёт предлагалось создать на базе спарки Су-27УБ с минимальными доработками последней. По замыслу конструкторов, Су-27ИБ отличался от базового варианта прежде всего компоновкой кабины, в которой, в отличие от серийного Су-27УБ, пилоты сидели не друг за другом, а рядом. Такая компоновка прорабатывалась в ОКБ ранее в незавершённом постройкой палубном УТС Т-10КМ-2. Также менялась штатная система управления вооружением на новую, основой которой являлся прицельный комплекс «Шквал» с оптическим телевизионным каналом, а в состав вооружения входили ПТУР «Вихрь».

В 1983 году полного понимания того, что должен представлять собой ударный самолёт на базе Су-27, не было даже у заказчика - минобороны и руководства ВВС. В результате, этап взаимной увязки требований к самолёту затянулся до 1986 года.

В 1983-84 годах в ОКБ Сухого продолжались активные проектные работы по ударным вариантам Су-27. Так был предложен «футуристический» проект глубокой модернизации Су-27: бомбардировщик 10Е (Су-34), выполненный по компоновке СКЭМП - Supersonic Cruise and Maneuver Prototype (крыло типа F-16XL), а немного позднее - проект разведчика 10Р, но эти предложения не заинтересовали ни министерство обороны, ни МАП.

15 ноября 1984-го вышло совместное Решение МАП-МРП-ВВС «О порядке проведения работ по самолётам Су-27ИБ, Су-27УБ и Су-27», в котором было указано, что в связи с прекращением серийного производства истребителей-бомбардировщиков Су-17М4 и МиГ-27М, необходимо интенсифицировать работы по самолёту Су-27ИБ. Конечный срок предъявления самолёта на совместные государственные испытания устанавливался на 1987 год. В связи с этим, с начала 1985 года, в ОКБ Сухого начался новый этап по тематике ударного самолёта.

В июне 1985-го в ОКБ было подготовлено «Дополнение к техпредложениям по истребителю-бомбардировщику Су-27ИБ на базе Су-27УБ», а к началу 1986 года началась подготовка к запуску машины в рабочее проектирование. В это же время Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем подготовил заключение по прицельному комплексу «Шквал», где отмечалось, что применение в качестве основного целевого канала оптико-телевизионной системы снижало возможности круглосуточного применения самолёта и предлагалось вернуться к установке на борту РЛС. На основании этого заключения по инициативе Генерального конструктора началась проработка принципиально нового варианта компоновки с РЛС на борту.

Большие поперечные габариты РЛС, размещаемой в носовой части фюзеляжа, предопределили решение разместить членов экипажа рядом, как это реализовано на Су-24, и использовать наработки по проекту Т-10КМ-2. Однако Генеральный конструктор пошел гораздо дальше: он предложил для улучшения условий обитаемости и повышения комфорта существенно увеличить размеры кабины. Для этого кресла членов экипажа разнесли в стороны так, что лётчик мог пройти между ними и встать в закресельном пространстве в полный рост. Ширина прохода между креслами составила 300 мм, а высота кабины у задней стенки - 2000 мм. Фонарь при этом выполнялся не открывающимся, со сбросом створок в аварийной ситуации, а вход в кабину осуществлялся через эксплуатационный люк в нижней её части.

В июне 1986 года были выпущены чертёжи общего вида и компоновочная схема. Новый самолёт получил заводское обозначение 10В, которое официально стали использовать с 16 июля 1986 года. Тогда же по указанию Генерального конструктора в отделе проектов выпустили полный комплект директивной документации по геометрии. Таким образом, летом 1986-го в отделах ОКБ им. Сухого началась проработка технических решений по новому варианту самолёта.

19 июня 1986 года вышло Постановление правительства, а 15 октября 1986 года - соответствующий приказ МАП, в соответствии с которым ОКБ Сухого официально получило задание на разработку Су-27ИБ.

Была поставлена задача создать самолёт, предназначенный для уничтожения наземных и надводных целей, в том числе, малоразмерных и подвижных, в любых погодных и климатических условиях, в любое время суток, как в тактической, так и в оперативной глубине противника, в том числе с использованием ядерного оружия.

В связи с увеличившейся массой самолёта и более жесткими условиями базирования, которые предусматривали эксплуатацию на грунтовых аэродромах, пришлось существенно усиливать опоры шасси. На передней устанавливалась спарка колес 680x260 мм, а на основных опорах - тележки, с продольным расположением двух колес размером 950x400 мм.

Некоторые элементы Су-34 выполнили с учётом технологии снижения эффективной поверхности рассеивания (ЭПР). Например, основной радиопрозрачный обтекатель радара имел острые боковые кромки, плавно переходящие в наплыв ПГО, за счёт чего уменьшалась степень отражения излучения РЛС противника при неизменно хорошей аэродинамике. Интегральная компоновка планера сочеталась с радикально изменённой сплюснутой формой носовой части. Это, а также радиопоглощающие покрытия и материалы, сделали Су-34 значительно менее заметным на экранах радаров, по сравнению с Су-24, F-111 и F-15E. Отсутствие подфюзеляжных килей также снизило отражающую поверхность самолёта.

Самолёт оснащён инерциальной навигационной системой, средствами радио- и спутниковой навигации. В кабине установлены многофункциональные цветные индикаторы, а также индикаторы на лобовом стекле (ИЛС). Нашлемное прицельное оборудование позволяет осуществлять целеуказание при помощи "взгляда", что значительно снижает время реакции оружия.

Планер Су-34 выполнен по схеме "интегральный продольный триплан" и имеет ярко выраженную интегральную компоновку. Интегрально сопряжённое с фюзеляжем трапециевидное крыло имеет стреловидность по передней кромке 42 о. ПГО и стабилизаторы выполнены цельноповоротными. Стабилизатор имеет возможность как синфазного, так и дифференциального отклонения.

Для управления самолётом используется цифровая многоканальная СДУ. Система автоматически отслеживает текущие значения угла атаки и перегрузки, в автоматическом режиме управляет положением ПГО, обеспечивая гашение колебаний самолёта в плоскости тангажа. Система активной безопасности, внедрённая на бомбардировщике, автоматически предотвращает выход на недопустимые полётные режимы и столкновение с землей при полёте на предельно малых высотах. Имеется режим приведения к горизонту и выведения из штопора. Система, выполненная с использованием элементов искусственного интеллекта, автоматически контролирует физическое состояние и действия летчиков, работу бортовых систем и остаток топлива, а также обеспечивает автоматическое возвращение на аэродром и заход на посадку.

Катапультные кресла К-36ДМ с улучшенной эргономикой обеспечивают аварийное покидание самолёта на околонулевых скоростях и высотах.

В отличие от своего прототипа, Су-34 имеет меньшую скорость - 1900 км/час против 2420 у Су-27 и он менее манёвренный, в тоже время у него намного больше взлётная масса - до 45 тонн в перегрузке. Размещение экипажа "плечом к плечу" улучшает эргономику рабочих мест и упрощает взаимодействие между лётчиком и штурманом. Чтобы попасть в кабину, пилоты поднимаются через нишу в передней стойке шасси по специальному откидному трапу.

Кабина Су-34 оборудована всем необходимым для выполнения продолжительных полётных заданий, - она отапливается и имеет кондиционер. На борту имеется санузел и мини-кухня с микроволновой печью, как отмечалось выше, в кабине достаточно места, чтобы встать и распрямиться в полный рост.

Для защиты членов экипажа кабина выполнена по типу бронекапсулы из титановой брони. Также бронирован и расходный топливныи бак. Испытания новой кабины на обстрел показали её полную надежность. Масса брони самолёта составляет 1480 кг.

При нормальном взлётном весе в 39 тонн дальность полёта достигает 4000 км, а с дополнительными топливными баками - 7000 км.

То­п­лив­ная сис­те­ма са­мо­лё­та со­сто­ит из че­ты­рёх ба­ков общей ёмкостью 12 100 кг, расположенных в фюзеляже, центроплане и в консолях крыла, на­со­сов под­кач­ки и пе­ре­кач­ки то­п­ли­ва и то­п­ли­во­мер­но-рас­хо­до­мер­ной ап­па­ра­ту­ры. Самолёт оснащён системой до­за­прав­ки с вы­пус­кае­мой штан­гой-то­п­ли­во­при­ём­ни­ком в передней час­ти фю­зе­ля­жа пе­ред ка­би­ной, а также дву­мя фа­ра­ми ноч­ной за­прав­ки. До­за­прав­ка мо­жет осу­ще­ст­в­лять­ся от са­мо­лё­то­в-за­прав­щи­ков Ил-78, Ил-78М, обо­ру­до­ван­ных уни­фи­ци­ро­ван­ным под­вес­ным аг­ре­га­том за­прав­ки УПАЗ.

Силовая установка самолета представлена двумя турбореактивными двигателями АЛ-31Ф-М1, которые развивают тягу до 13 300 кгс каждый. Ожидается, что в модернизированном варианте на самолёт будут устанавливаться более совершенные двигатели АЛ-41Ф, которые позволят выполнять продолжительный полёт на сверхзвуковой скорости без применения форсажа.

Са­мо­лёт ос­на­щён ком­плек­сом БРЭО Ш-141, обес­пе­чи­ваю­щим ре­ше­ние бое­вых за­дач во всем диа­па­зо­не ус­ло­вий при­ме­не­ния с вы­со­кой сте­пе­нью ав­то­ма­ти­за­ции. Струк­ту­ра ком­плек­са раз­дель­но-ин­те­граль­ная. Все ин­фор­ма­ци­он­ные сис­те­мы ском­по­но­ва­ны как ав­то­ном­ное обо­ру­до­ва­ние, в со­став ко­то­ро­го вхо­дят вы­чис­ли­тель­ные бло­ки, ба­зи­рую­щие­ся на ЦВМ боль­шой мощ­но­сти «Ар­гон» и ряд спе­ци­аль­но про­грам­ми­руе­мых про­цес­со­ров. Все бло­ки управ­ля­ют­ся цен­траль­ной ком­пь­ю­тер­ной сис­те­мой, ко­то­рая пол­но­стью ко­ор­ди­ни­ру­ет ра­бо­ту, об­мен дан­ны­ми и ока­зы­ва­ет ин­тел­лек­ту­аль­ную по­мощь эки­па­жу са­мо­лё­та при ре­ше­нии бое­вых за­дач.

Мо­дуль­ная кон­ст­рук­ция все­го ком­плек­са, дуб­ли­ро­ва­ние про­грамм­но­го обес­пе­че­ния и обо­ру­до­ва­ния и од­но­вре­мен­ная ра­бо­та всех ин­фор­ма­ци­он­ных сис­тем де­ла­ют воз­мож­ным ре­ше­ние бое­вой за­да­чи при час­тич­ном вы­хо­де из строя и да­же от­ка­зе не­ко­то­рых ин­фор­ма­ци­он­ных сис­тем.

Мо­дуль­ная кон­ст­рук­ция по­зво­ля­ет лег­ко из­ме­нять со­став ком­плек­са, вво­дя при не­об­хо­ди­мо­сти но­вые ин­фор­ма­ци­он­ные сис­те­мы. Ус­та­нов­лен­ная на бор­ту са­мо­лё­та мно­го­ре­жим­ная БРЛС Б004 с фа­зи­ро­ван­ной ан­тен­ной ре­шет­кой по­зво­ля­ет об­на­ру­жи­вать ма­ло­раз­мер­ные на­зем­ные це­ли, осу­ще­ст­в­ляя од­но­временно со­про­во­ж­де­ние до 10 целей и обстрел до 4-х. Даль­ность об­на­ру­же­ния крупных воз­душ­ных це­лей 200-250 км, истребителей - 90 км, в ре­жи­ме «воз­ду­х-по­верх­ность»: же­лез­но­до­рож­ный мост - 160 км, груп­па тан­ков - 70 км, эс­ми­нец - 150 км.

Радар имеет функцию поддержки полёта на сверхмалых высотах с автоматическим огибанием рельефа местности.

Воз­мож­но­сти по об­на­ру­же­нию и ата­ке ма­ло­раз­мер­ных це­лей по­вы­ша­ют­ся за счёт ис­поль­зо­ва­ния двух­ка­наль­ной те­ле­ви­зи­он­ной и те­п­ло­ви­зи­он­ной сис­те­мы, со­вме­щён­ной с ла­зер­ным даль­но­ме­ро­м-це­ле­ука­за­те­лем. Ка­на­лы мо­гут ра­бо­тать как со­вме­ст­но, так и раз­дель­но, в за­ви­си­мо­сти от по­год­ных ус­ло­вий и вре­ме­ни су­ток.

В тоже время, в условиях сложной горно-лесистой местности Су-34 сталкивается с большими сложностями для поиска и наведения на цель вооружения. Так, например, при нанесении удара по одному из лагерей боевиков "Иммарата Кавказ" в гористой местности в Ингушетии, радар не смог найти цель, а тепловизионный и телевизионный каналы оказались с ограниченным полем зрения - основа прицельного комплекса - высокотехнологичный радар Ш-141 оказался в таких условиях бесполезен. Экипаж не смог найти на картинке, забитой отражением различных объектов на земле, нужной цели, и фронтовой бомбардировщик был вынужден снизиться для поиска и уничтожения объекта до высоты досягаемости ПЗРК. Благо, средств поражения у боевиков не было.

Интересной и оригинальной особенностью Су-34 является его радиолокационная станция задней полусферы.

АФАР РЛС заднего обзора расположена в контейнере между двигателями и позволяет обнаруживать атаку на Су-34 ракетами в хвост. Именно так был атакован турецким F-16 в Сирии наш Су-24М в октябре 2015 года.

Особенность РЛС заднего обзора заключается в возможности наведения на атакующий истребитель специальных ракет РВВ-АЕ "воздух-воздух" и их запуск в заднюю полусферу с самого Су-34 без маневрирования и разворота в сторону атакующего истребителя.

Пуск ракет в заднюю полусферу - довольно уникальная технология, которой не обладают ни самые распространённые американские истребители F-15 и F-16, ни F-22 Raptor, из-за чего среди профессионального сообщества идут дискуссии о реальности и работоспособности таких технологий на Су-34. На сайте ОКБ Сухого в списке ТТХ усеченной экспортной версии самолёта с обозначением Су-32 радар заднего обзора не указывается, но в 2009 и 2012 годах размещались пресс-релизы с сообщением о наличии на Су-34 РЛС заднего обзора.


Схема размещения вооружения на точках подвески

Для увеличения боевой нагрузки и снижения сопротивления на Су-34 реализована возможность размещения неуправляемых средств поражения (бомб, КМГУ) на фюзеляжных узлах подвески в две параллельные «строчки» по три точки в каждой, в итоге, общее число точек подвески на самолёте выросло до 18 (12 штатных + 3х2 дополнительных). Специально для этого были «спрямлены» оси воздухозаборников. Сами воздухозаборники, исходя из условий работы на меньшем расчетном значение числа Маха и для снижения массы, сделаны нерегулируемыми.

Воо­ру­же­ние са­мо­лё­та состоит из встро­ен­ной 30 мм пушки ГШ-301 с бое­ком­плектом в 180 сна­ря­дов и управ­ляе­мых, кор­рек­ти­руе­мых и не­управ­ляе­мых ра­ке­т и бом­б ши­ро­кой но­менк­ла­ту­ры, которые размещаются на 12 точ­ках под­вес­ки. Управ­ляе­мое ра­кет­ное воо­ру­же­ние клас­са «воз­ду­х-воз­дух» вклю­ча­ет до 6 ра­кет сред­ней и уве­ли­чен­ной даль­но­сти ти­па Р-27 раз­лич­ных мо­ди­фи­ка­ций с те­п­ло­вой (Р-27Т, Р-27ЭТ) и по­лу­ак­тив­ной ра­дио­ло­ка­ци­он­ной (Р-27Р, Р-27ЭР) го­лов­ка­ми са­мо­на­ве­де­ния, до 8 ра­кет сред­ней даль­но­сти Р-77 (РВВ-АЕ) с ком­би­ни­ро­ван­ной сис­те­мой на­ве­де­ния и до 6 са­мо­на­во­дя­щих­ся ра­кет ближ­не­го боя ти­па Р-73.

Управ­ляе­мое и кор­рек­ти­руе­мое воо­ру­же­ние клас­са «воз­ду­х-по­верх­ность» вклю­ча­ет так­ти­че­ские ра­ке­ты ма­лой даль­но­сти Х-25М и Х-29 раз­лич­ных мо­ди­фи­ка­ций с ла­зер­ной, те­ле­ви­зи­он­ной и те­п­ло­ви­зи­он­ной сис­те­ма­ми на­ве­де­ния, кор­рек­ти­руе­мые ра­ке­ты С-25Л, ра­ке­ты сред­ней даль­но­сти Х-31П(А) с пас­сив­ной (ак­тив­ной) ра­дио­ло­ка­ци­он­ной го­лов­кой са­мо­на­ве­де­ния и те­ле­ви­зи­он­но-ко­манд­ные ра­ке­ты Х-59М, кор­рек­ти­руе­мые бом­бы ка­либ­ра ти­па КАБ-500 и КАБ-1500 с ла­зер­ной, те­ле­ви­зи­он­ной и те­ле­ви­зи­он­но-ко­манд­ной сис­те­ма­ми на­ве­де­ния. Чис­ло ра­кет Х-59М и бомб КАБ-1500 на са­мо­лё­те мо­жет дос­ти­гать трех, чис­ло дру­гих ра­кет «воз­ду­х-по­верх­ность» и 500-килограммовых кор­рек­ти­руе­мых бомб - шес­ти.

Так­же, в со­став воо­ру­же­ния мо­гут вклю­чать­ся: авиа­бом­бы ка­либ­ра от 100 до 500 кг, кон­тей­нер­ные сис­те­мы (ти­па КМГУ), бло­ки не­управ­ляе­мых авиа­ци­он­ных ра­кет С-8, С-13 - Б-8М, УБ-13, НАР С-25 - в од­но­ра­зо­вых пус­ко­вых уст­рой­ст­вах О-25. Мак­си­маль­ная мас­са бое­вой на­груз­ки Су-34 - 8000 кг (по не­офи­ци­аль­ным дан­ным - до 12500 кг).

Первый полёт опытного экземпляра Су-27ИБ "42" синий (Т-10В-1) состоялся на аэродроме ЛИИ им. Громова 13 апреля 1990 года, поднимал самолёт один из лучших пилотов фирмы Сухого, Герой России, Заслуженный лётчик-испытатель СССР Анатолий Иванов.

Летом 1990 г. опытный Су-27ИБ был перебазирован на аэродром испытательного Центра авиации ВМФ СССР, расположенный в посёлке Новофёдоровка рядом с крымскими Саками. Находившийся в это время на отдыхе в Крыму Президент Советского Союза Горбачёв знакомился с новой техникой, принимавшей участие в учениях Черноморского Флота, в том числе и с тяжёлым авианесущим крейсером "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов", который вышел на заводские ходовые испытания после очередной достройки. Руководство ОКБ им. Сухого решило вместе с палубными самолётами продемонстрировать Президенту и новейший фронтовой истребитель-бомбардировщик.


Имитация посадки Су-27ИБ на палубу авианесущего крейсера "Тбилиси", 1990 год. Фото (с) А. Кримец, ИТАР-ТАСС

Лётчики-испытатели Центра мастерски выполняли на Су-27ИБ имитацию захода на посадку над палубой крейсера. Находившийся в это время на корабле корреспондент агентства ИТАР-ТАСС А. Кремко сфотографировал подлетающий с выпущенными шасси самолёт, после чего снимок был распространен по многочисленным каналам агентства с подписью "Посадка на палубу ТАКР "Тбилиси", хотя на фото видно, что у Су-34 нет посадочного гака, и он в общем-то и не предназначен для посадки на авианосец. Так появился первый официальный снимок Су-27ИБ.

18 декабря 1993 года состоялся первый полёт предсерийного варианта Су-27ИБ, получившего название Су-34 (синий бортовой номер "43"). По сути, это был второй опытный самолёт, но уже в серийной конфигурации, машина имела заводской шифр Т-10В-2. Через год, 28 декабря 1994 года, в Новосибирске, с аэродрома авиационного завода, поднялся в воздух первый серийный Су-34 (Т-10В-5).

В 2004 году самолёт был передан заводом на совместные государственные испытания, после окончания которых, в 2005 году НАПО им. Чкалова приступило к постройке первой серийной партии. 15 февраля 2006 г. военно-воздушным силам страны были переданы два первых серийных фронтовых бомбардировщика Су-34. Государственная программа испытаний проходила в несколько этапов одновременно с производством самолёта с 30 октября 2006 года до 19 сентября 2011 года.

Как отмечали СМИ в 2008 году, в серийном производстве Су-34 важно не столько количество, сколько налаживание производства самолётов по заданной цене. В связи с чем стояла необходимость произвести техническое перевооружение Новосибирского авиазавода, чтобы добиться снижения себестоимости и трудоёмкости сборочного процесса.

В годовом отчёте завода за 2008 год указано, что в течение года велись работы по ремонту и реконструкции производственных объектов, внедрялось высокопроизводительное оборудование и новые технологические процессы. В 2008-2009 годах было закуплено 43 высокопроизводительных обрабатывающих центра на общую сумму порядка 2 млрд рублей, что позволило снизить стоимость сборки одного самолёта.

В настоящее время стоимость производства Су-34 составляет 1 - 1,5 млрд. рублей. Более точных данных в открытых источниках нет.

20 марта 2014 года после устранения недостатков, выявленных во время испытаний, Су-34 был принят на вооружение ВВС РФ.

Первое боевое применение Су-34 состоялось в ходе пятидневной войны в 2008 году. Самолёт применялся для прикрытия действий ударной авиации, ведя радиоэлектронную борьбу с системами грузинской ПВО. Для подавления радиоэлектронных систем грузинской армии Су-34 ставил помехи из боевых порядков, что не позволяло зенитно-ракетным комплексам Грузии успешно проводить отстройку от помех. По наиболее опасным комплексам «Бук» и С-125 Су-34 нанесли ракетные удары. В результате чего уничтожили ключевую грузинскую радиолокационную станцию 36Д6-М у села Шавшвеби под Гори, полностью «ослепив» всю систему противовоздушной обороны страны.

В военной операции в Сирии по уничтожению террористической организации ДАИШ участвовали 14 истребителей-бомбардировщиков Су-34 - к 6 самолётам, находившимся на авиабазе в Хмеймим с 30 сентября 2015 года, 17 ноября присоединились ещё 8 машин.


Су-34 — фронтовой бомбардировщик (в некоторых источниках классифицируется как истребитель-бомбардировщик), разработан в Советском Союзе в ОКБ Сухого.

Технические характеристики

Экипаж: 2 человека

Длина: 23,3 м

Размах крыла: 14,7 м

Высота: 6,0 м

Площадь крыла: 62 м²

Угол стреловидности: 42o

Коэффициент удлинения крыла: 3,5

База шасси: 6,63 м

Колея шасси: 4,4 м

Масса пустого: 22500 кг

Нормальная взлётная масса: 38240 кг

Максимальная взлетная масса: 45 000 кг

Двигатель: 2× двухконтурных турбореактивных АЛ-31Ф с форсажной камерой

максимальная: 7600 кгс (74,6 кН)

на форсаже: 12500 кгс (122,6 кН)

Степень двухконтурности: 0,6

Лётные характеристики

Максимальная скорость на большой высоте: 1900 км/ч (1,8 Маха)

Максимальная скорость у земли: 1400 км/ч

Дальность полёта: 4000 км

Боевой радиус: 1100 км

Практический потолок: 15 000 м

Тяговооружённость: 0,68

Максимальная эксплуатационная перегрузка: +7 (или +9)

Вооружение

Пушечное вооружение: 1× 30 мм пушка ГШ-301

Точек подвески: 12

Боевая нагрузка: 8 000 кг различного вооружения на внешней подвеске

Первый полёт прототипа Су-34 — Т10В-1 состоялся 13 апреля 1990 года. Пилотировал его заслуженный летчик-испытатель СССР Иванов А. А. Т10В-1 представлял собой результат глубокой модернизации широко известного истребителя завоевания господства в воздухе Су-27. Предназначался, в первую очередь, для уничтожения наземных и надводных целей, в том числе и малоразмерных и подвижных, как в тактической, так и в оперативной глубине противника, в любых погодных и климатических условиях, днём и ночью. Новые Су-34 призваны заменить более старые бомбардировщики Су-24. В ОКБ Сухого полностью перекомпоновали кабину экипажа, вход в которую, в отличие от Су-24, осуществлялся через нишу передней опоры шасси.

В ноябре 1995 года закончили проведение статических испытаний самолетов. Сейчас лётные испытания продолжаются по специальной программе, поскольку нет необходимости проверять характеристики новой машины на некоторых режимах в связи с высокой степенью её унификации с базовым самолётом Су-27. В испытаниях Су-34 принимают участие лётчики-испытатели ОКБ И. В. Вотинцев, Е. Г. Ревунов и И. Е. Соловьёв.

В дни празднования 60-летия ОКБ Сухого в ПЛИЦ им. В. П. Чкалова в Ахтубинске пилоты фирмы и ВВС установили в процессе испытаний Су-34 несколько мировых авиационных рекордов. Первые четыре рекорда были установлены лётчиком-испытателем, шеф-пилотом ОКБ Игорем Вотинцевым и штурманом-испытателем Александром Гайворонским 28 июля 1999 года. Полная взлётная масса самолёта составляла 36160 кг, полезная бомбовая нагрузка — 5129 кг. Попутно в этом полёте были превышены ещё три мировых достижения.

Два новых рекорда установили 3 августа лётчик-испытатель ГЛИЦа полковник Вячеслав Петруша со штурманом Александром Ощепковым. Взлётная масса Су-34 на этот раз составила 34130 кг. С полезной ракетно-бомбовой нагрузкой 5 т они достигли высоты 15050 м. Кроме этого, лётчики подняли на высоту 2000 м максимальный груз, равный 5129 кг.

19 августа 1999 года, во время проведения 4-го международного авиакосмического салона МАКС-99, было установлено ещё три мировых рекорда. Один из них зафиксирован следующим образом: полезную ракетно-бомбовую нагрузку весом 2,3 т. самолёт поднял на высоту 16150 м. Ни один в мире реактивный самолёт со взлётной массой от 35 до 45 т. до этого не достигал такой высоты с указанной полезной нагрузкой. Рекордный полёт выполнили лётчик-испытатель Игорь Соловьев и штурман-испытатель Владимир Шендрик.

В конце 90-х годов в российской печати появилось сообщение, что НАПО в общей сложности уже построило семь экземпляров Су-34 (Су-32ФН). Но главной сенсацией стала информация о том, что на самолёте в будущем планируется установить двигатели нового поколения с управляемым вектором тяги АЛ-41Ф.

Кабина двухместная, закрытая, герметичная. Выполнена в виде сварной титановой броневой капсулы с толщиной стенок до 17 мм. Остекление — так же бронированное. Кабина оснащёна системой отопления и кондиционирования воздуха. Рабочие места экипажа размещены рядом, одно возле другого, «плечом к плечу», что значительно снижает их утомляемость и улучшает взаимодействие. Слева находится лётчик, справа — штурман оператор. Вход осуществляется через носовую нишу шасси по откидному трапу. Члены экипажа располагаются в катапультных креслах К-36ДМ с улучшенной эргономикой. Катапультирование возможно на всех режимах (включая стоянку и руление). Кабина сделана просторной и комфортной. В длительном полёте можно поспать в проходе между креслами, встать за креслами в полный рост. Имеется в наличии санузел и микроволновая печь для горячего питания экипажа.

Бортовое оборудование и системы

Пилотажно-навигационный комплекс включает инерциальную навигационную систему, скомплексированную с приемником спутниковой навигационной системы, а также средства радионавигации. Для управления самолетом используется цифровая многоканальная СДУ. Система автоматически отслеживает текущие значения угла атаки и перегрузки, в автоматическом режиме управляет положением ПГО, обеспечивая гашение колебаний самолета в плоскости тангажа. Система активной безопасности, внедренная на бомбардировщике, автоматически предотвращает выход на недопустимые полетные режимы и столкновение с землей при маловысотном полете. Имеется режим приведения к горизонту и выведения из штопора. Система, выполненная с использованием элементов искусственного интеллекта, автоматически контролирует физическое состояние и действия летчиков, работу бортовых систем и остаток топлива, а также обеспечивает автоматическое возвращение на аэродром и заход на посадку.

Самолет оснащен комплексом БРЭО, обеспечивающим решение боевых задач во всем диапазоне условий применения с высокой степенью автоматизации. Структура комплекса — раздельно-интегральная. Все информационные системы скомпонованы как автономное оборудование, в состав которого входят вычислительные блоки, базирующиеся на ЦВМ большой мощности «Аргон», а также ряд специально программируемых процессоров. Все блоки управляются центральной компьютерной системой, которая полностью координирует работу, обмен данными и оказывает интеллектуальную помощь экипажу самолета при решении боевых задач.

Модульная конструкция всего комплекса, дублирование программного обеспечения и оборудования, а также одновременная работа всех информационных систем делают возможным решение боевой задачи при частичном выходе из строя и даже отказе некоторых информационных систем. Модульная конструкция позволяет легко изменять состав комплекса за счет введения при необходимости новых информационных систем.

Установленная на борту самолета многорежимная БРЛС с фазированной антенной решеткой позволяет обнаруживать малоразмерные наземные цели, осуществляя одновременное сопровождение «на проходе» несколько воздушных целей. Дальность обнаружения воздушных целей — 200-250 км.

Бомбардировщик оснащен также БРЛС заднего обзора, которая не только предупреждает экипаж об атаке противника, но и обеспечивает управление ракетами класса «воздух — воздух» в задней полусфере.

Возможности самолета по обнаружению и атаке малоразмерных целей повышаются за счет использования двухканальной телевизионной и тепловизионной системы, совмещенной с лазерным дальномером-целеуказателем. Каналы могут работать как совместно, так и раздельно в зависимости от погодных условий и времени суток.

Центральная вычислительная управляющая система включает рабочее место штурмана-оператора, центральный компьютер и мультиплексную шину передачи данных. На рабочем месте штурмана-оператора установлены два многофункциональных цветных индикатора на ЭЛТ с панелью на жидких кристаллах. На дисплеях индицируется обработанная информация: от систем — буквенно-цифровая, от компьютера — в виде символов.

Индикаторы позволяют микшировать изображения в режиме «большой картинки», когда на одном экране выдается одновременная информация от различных систем.

Бортовая цифровая ЭВМ использует системамы «искусственного интеллекта» и «искусственной безопасности».

Для морского варианта самолета (его экспортная модификация известна как Су-32ФН) применен комплекс радиоэлектронного оборудования, модернизированный для решения дополнительных задач и обеспечивающий ведение разведки, наблюдение за поверхностью моря, поиск подводных лодок, обнаружение мин и борьбу с надводными кораблями противника.

При борьбе с подводными лодками (ПЛ) комплекс БРЭО может осуществлять поиск целей при получении предварительного целеуказания от других средств, в том числе космических. Все поисково-прицельные операции реализуются в автоматическом режиме. Интеллектуальная система помощи экипажу обеспечивает непрерывность выполнения боевой задачи без вмешательства оператора, а также позволяет реализовать несколько вариантов ее решения.

Основными средствами обнаружения ПЛ на борту самолета Су-32ФН являются БРЛС в комплексе с радиогидроакустическими буями (РГАБ), а также датчик магнитных аномалий, размещенный в хвостовой балке. Самолет способен брать на борт до 72 РГАБ, в состав которых входит несколько пассивных пеленгаторов, работающих в широком диапазоне частот, активные РГАБ и средства взрывного генерирования волн.

Вооружение.

Встроенная пушка ГШ-301 (30-мм, 1800 выстрелов в минуту, боекомплект — 180 патронов). На 12 узлах внешней подвески (под фюзеляжем, мотогондолами и консолями крыла) может размещаться до 8000 кг разнообразного вооружения.

Комплекс ударного высокоточного вооружения обеспечивает поражение наземных (надводных) целей на дальности до 250 км. В его состав входят тактические крылатые ракеты Х-59М с телевизионным командным наведением (до трех КР), ракеты «воздух — поверхность» типа Х-29, Х-25М и С-25Л (до шести единиц), противокорабельные ракеты четырех типов с дальностью действия 250, 180 и 70 км, противорадиолокационные высокоскоростные ракеты типа Х-31 (до шести), до трех корректируемых авиационных бомб калибром 1500 кг или до шести калибром 500 кг, до четырех торпед. Под фюзеляжем может подвешиваться контейнер с 70 радиогидроакустическими буями.

«Неинтеллектуальное» оружие для поражения наземных целей аналогично вооружению самолета Су-27 и включает до шести блоков с НАР С-8 (120 ракет) или С-13 (30 НАР), а также до шести ракет С-25, до семи контейнеров малогабаритных грузов КМГУ, до 16 ФАБ-500, до 22 ФАБ-250 или до 34 ФАБ-100.

Ракетное вооружение «воздух — воздух» в целом аналогично вооружению других самолетов семейства Су-27. Оно включает до восьми ракет средней дальности с активным радиолокационным самонаведением РВВ-АЕ, до шести ракет средней дальности типа Р-27 или УР малой дальности с ТГС Р-73. На концевых частях крыла могут размещаться два контейнера с системой РЭБ. Под крылом и фюзеляжем подвешиваются три ПТБ по 3000 л каждый.

Новосибирский авиационный завод им. Чкалова - одно из крупнейших самолётостроительных предприятий России, входящее в состав компании «Сухой». В начале 90-х годов завод начал разрабатывать истребитель-бомбардировщик Су-34 поколения 4+. С 2006 года началось серийное производство этих машин. На октябрь 2015 года на вооружении ВВС России стоит 73 единицы.

В настоящее время самолёты Су-34 принимают участие в боевых действиях в Сирии.


1. По классификации НАТО фронтовой бомбардировщик Су-34 получил кодовое обозначение Fullback («Защитник»). Самолёт предназначен в первую очередь для уничтожения сухопутных войск, ПВО и кораблей противника.

2. По своим боевым возможностям Су-34 относится к поколению самолётов «4+». Конкурировать в ближнем воздушном бою с истребителями большинство бомбардировщиков не способно. Сказывается больший вес и меньшая манёвренность. Но этот самолёт сочетает в себе скорость и подвижность истребителя с ударными возможностями бомбера.

3. Цех агрегатной сборки Су-34.

4. Сборка каналов воздухозаборников.

6. Контроль качества клёпки.

7. На стапелях производят стыковку трёх фрагментов будущей машины: головной части, воздухозаборника и хвостовой части.

8. Всего Су-34 содержит 57 тысяч деталей.

10. Установка встроенного пушечного вооружения калибром 30 мм и боекомплектом на 150 выстрелов.

11. После проверки фюзеляжа на герметичность («дождевание»), изделие попадает в цех окончательной сборки.

13. Подготовка под клепку.

14. В прошлом году НАЗ им. Чкалова выпустил 18 машин, план на 2015 год аналогичный.

15. Монтаж трубопроводов систем самолёта.

17. Процесс клёпки одной машины занимает около 2,5 месяца.

18. Средний возраст основного состава рабочих и специалистов завода составляет 40 лет.

19. Когда фюзеляж готов, к делу приступают монтажники систем и оборудования, в их руках машина превращается в «живой» организм, приобретая все необходимые системы.

21. НАЗ им. Чкалова дает работу более чем 7 тыс. человек, гарантирует зарплату около 40 тыс. рублей.

23. Помимо выполнения гособоронзаказа, с 2004 года предприятие совместно с российскими и зарубежными партнёрами работает над проектом Sukhoi Superjet 100 (SSj-100) - российским региональным самолётом. Завод выпускает носовой и хвостовой отсеки фюзеляжей, а также горизонтальное и вертикальное оперения.

24. Сборка горизонтального оперения – стабилизатора лайнера.

25. Несмотря на автоматизацию многих производственных процессов, профессии сборщик-клёпальщик и слесарь-сборщик по-прежнему остаются самыми востребованными на самолётостроительном производстве.

26. После агрегатной сборки отсеки фюзеляжа и оперения отправляются на его окончательную сборку в Комсомольск-на-Амуре (Хабаровский край) филиал ЗАО «Гражданские самолёты Сухого» (КнАФ).

27. Вернёмся к Су-34.

Перед сдачей изделия заказчику авиазавод производит испытания, которые длятся около двух месяцев. Испытания проводятся вне населённых пунктов на расстоянии примерно 150-170 км от Новосибирска.

28. За один испытательный полёт на машине тестируются 350 режимов. Проверяются общая работоспособность систем самолёта, двигателей, бортового и радиолокационного оборудования. Лётные качества машины проверяют на предельно низких и максимально больших высотах в сверхзвуковом режиме.

29. Экипаж 34-ки состоит из двух человек - штурмана и лётчика. Сидят они по бокам друг от друга. Компактное расположение кресел пилота и штурмана позволяет членам экипажа поочередно покидать рабочее кресло и отдыхать в закабинном отсеке, распрямляясь в полный рост.

Благодаря сплюснутой носовой части фюзеляжа Су-34 получил прозвище «Утёнок».

30. В хвостовой балке размещен РЛС заднего обзора и вспомогательная силовая установка (ВСУ), которая позволяет запускать двигатель без дополнительного источника питания на земле. Наличие ВСУ расширяет количество аэродромов базирования и делает работу лётчиков более комфортной - не нужно ждать запуска основных двигателей, для достижения оптимальной температуры в кабине.

31. Многофункциональная РЛС дальностью обзора воздушных целей до 120 км позволяет сопровождать до 10 объектов и вести обстрел 4 целей одновременно.

32. Кабина выполнена в виде цельнобронированной капсулы с использованием титановой брони (толщина до 17 мм), бронирован и расходный бак самолёта. В общей сложности на самолёте почти полторы тонны брони – что резко повышает «живучесть» машины и защищённость экипажа.

33. На Су-34 установлены двухконтурные турбореактивные двигатели с регулируемым соплом АЛ-31Ф. Именно они позволяют самолёту набирать скорость до 1900 км/ч. Их производят на Уфимском моторостроительном производственном объединении (УМПО) и АО НПЦ «Салют».

34. Максимальный взлётный вес самолёта достигает 45 тонн, радиус действия может превышать 2000 км. Бомбардировщик оснащён системой дозаправки в воздухе, которая позволяет дополнительно увеличивать дальность полёта.

35. Самолёт способен подниматься на высоту до 15 км и нести на себе до 8 тонн боевой нагрузки - 12 ракет класса «воздух-земля» или «воздух-воздух», а также неуправляемые ракеты и бомбы.

36. Впервые Су-34 применялись в ходе войны в Южной Осетии в качестве прикрытия действий ударной авиации, ведя радиоэлектронную борьбу с элементами грузинской ПВО.

Сейчас сделанные в Новосибирске бомбардировщики принимают участие в военной операции России в Сирии для атак позиций боевиков ИГИЛ.

37. Стоимость одного самолёта Су-34 - 1,5 млрд рублей.

В рамках действующей госпрограммы вооружения, ВВС должны получить 124 самолёта к 2020 году и полностью заменить ими Су-24.

По всем вопросам, касающимся использования фотографий, пишите на электронную почту.