"Почему нельзя рвать цветы о ловить бабочек?". Бабочки не могут жить без цветов, потому что питаются нектаром Знакомство с насекомыми луга

Мустафаева Севиндж Али Кызы
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №22"
Населённый пункт: Абакан
Наименование материала: конспект урока
Тема: Тема: Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек?
Дата публикации: 16.07.2016
Раздел: начальное образование

По теме
:
«Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек»
Урок окружающего мира в 1 классе УМК «Школа России» По разделу «Почему и зачем?» Учитель МБОУ «СОШ № 22» г. Абакан, Мустафаева Севиндж Али кызы
Тип урока:
Изучение нового материала.
Цели:
Познакомить учащихся с цветами и бабочками луга, показать их красоту, продолжить обучение распознаванию природных объектов. Задачи: - формировать представления о цветах и бабочках луга и их взаимосвязи; - развивать внимание, память, умение самостоятельно добывать знания, устную связную речь, коммуникативные способности общения со сверстниками и взрослыми. - воспитать любовь к природе, бережное отношение к ней;
Методы и формы обучения:
частично-поисковый; фронтальная, групповая, парная.
Ресурсы урока:
учебник А.А. Плешакова, 1 класс, слайды с изображением цветущего луга, цветов, бабочек; карточки с изображением растений и бабочек, квадратики для оценивания достижений на уроке; картинки с изображением Муравьишки Вопросика и Мудрой Черепахи.
Ход урока

Этапы урока

Обучающие и

развивающие

компоненты,

задания и

упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы

совзаимо-

действия

I.Организационны

й момент
(1 мин.)
Эмоциональная,

психологическая

мотивационная

подготовка

учащихся к

усвоению

изучаемого

материала
- Сегодня солнечный весенний день. - Если у нас весна и улыбается солнце, то какое настроение должно быть у нас?
(Слайд 1)
- А есть ли настроение узнать что-то новое на уроке? Желаю вам плодотворной работы в открытии новых з н а н и й. Н а у р о к а х п о о к р у ж а ю щ е м у м и р у Му р а в ь и ш ка з а д а е т н а м вопросы, а мы отвечаем на них. Благодаря ему, мы узнаем много нового и полезного. И сегодня Муравьишка Вопросик приглашает нас на прогулку. А вот куда, это пока сюрприз: Хорошо. Да. (Дети хором отвечают) Фронтальная Излагают своё мнение и аргументируют свою точку зрения и оценку событий

II.Самоопределение

к деятельности
(3-4 мин)
III.Актуализация

знаний
(3 мин)
IV.Постановка

учебной задачи.
(2 мин) Просмотр видеофильма и обсуждение после просмотра Дети должны в паре выбрать один из представленных предметов и обосновать свой выбор Ставят задачи урока Предлагаю посмотреть не большой видеофрагмент (показан цветущий луг, летают бабочки, слышны голоса птиц)
(Слайд 2)
Ребята, какие эмоции возникают при просмотре фильма? Что вы увидели? Какие звуки услышали? - Куда нас Муравьишка Вопросик пригласил на прогулку?
(Слайд 3)
Представьте, что мы с вами отправляемся на прогулку на этот луг. Что вы возьмете с собой? (фотоаппарат, сачок, банка, карандаши и альбом, клетка, ваза и т.д.)
Работа в парах
(Дети должны в паре выбрать один из представленных предметов и обосновать свой выбор.) -Кто догадался, о чём же будем говорить сегодня на уроке? - Прочитайте тему урока.
(Слайд 4)
Появляется слайд с изображением луга. Смотрят видеофрагмент Делятся эмоциями, описывают впечатления. (м н о г о т р а в ы, цветов, б а боч е к, у с л ы ш а л и п е н и е птиц) На лугу Дети отвечают на поставленный в о п р о с. (- М ы в о з ь м е м фотоаппарат, чтобы фотографировать, или мы в о з ь м е м карандаши и альбом, чтобы написать эту красоту и т.д.) О взаимосвязи цветов и бабочек. Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек.
Ставят задачи:
Узнать: 1.Какие цветы Индивидуаль ная. Индивидуаль ная, фронтальная Произвольное речевое высказывание в устной форме о разнообразии цветов и бабочек. Слушают друг д р у г а, с т р о я т понятные речевые высказывания; принимают другое мнение и позицию
.
Принимают и сохраняют учебную задачу.

V«Открытие»

нового знания
(10мин) По командам выполняют задание Загадки - Как вы думаете, а для чего приглашает Муравьишка Вопросик на луг? - Ребята, давайте поставим учебные задачи на урок. - Ребята, а что и кто может нам помочь решить учебные задачи?
(Слайд 5)
Тему определили, задачи поставили. Можно приступать к работе.
Работа в группах
На доске есть луг и такие же рисунки у вас на столах, но как вы заметили, там нет и цветов и бабочек. Я вам предлагаю, превратиться в волшебников, и оживит наш луг. Я вам буду загадывать загадки, а вы по их отгадке должны прикреплять изображение к рисункам.
(Слайд 6)
Шёл я лугом по тропинке, растут на лугу? 2.Какие бабочки живут на лугу? 3.Как связаны бабочки с цветами? 4.Услышать звуки природы. 5.Научиться правилам поведения на лугу.
Отвечаю
т: 1.Учебник 2.Рабочая тетрадь 3.Учитель (Дети сидят по командам и выполняют задания в команде, также у детей на столах лежат изображения цветов и бабочек) Работа в группах Обмениваются мнениями, слушают друг друга. Слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания

Физминутка (для

глаз)
(1 мин) Физминутка Работа с иллюстративным и материалами Видел солнце на травинке. Но совсем не горячи солнца белые лучи.
(Слайд 6)
Спроси телёнка и барашка – Цветка вкусней на свете нет. Ведь не случайно Красной кашкой Его зовут за вкус и цвет.
(Слайд 6)
Эх, звоночки, синий цвет, С язычком, а звону нет.
(Слайд

6)
Колоситься в поле рожь. Там во ржи цветок найдешь. Хоть не красный он, а синий – Всё на звёздочку похож.
(Слайд 7)
Горел в траве росистой Фонарик золотистый. Потом помер. Потух И превратился в пух.
(Слайд 7)
Всех ли цветов вы нашли? Тогда сейчас еще отгадайте название бабочек и мы проверим работы всех команд. Ребята, выполняете физминутку
(Слайд 8)
Посмотрите на экран внимательно. - А каких бабочек вы знаете? - Где вы их встречали в
ромашка

клевер

колокольчик

василёк

одуванчик
Индивидуаль ная. Работа в Обмениваются мнениями Осознание о необходимости сохранения природного окружения

Физминутка
(1 мин)
(активная)

VI.Первичное

закрепление
(10 мин) Физминутка Работа в тетрадях на стр. 32-3 природе?
Бабочки
- одни из самых красивых живых существ на земле! Они похожи на ожившие цветы, причудливость и яркость окраски их крыльев поистине сказочная. За их красоту люди дали бабочкам красивые имена, Махаон, Адмирал, Зорька, Лимонница. Вы какие имена знаете?
(Слайд

9)
- Кто догадался, почему бабочку назвали Лимонница? - Посмотрите внимательно на наш луг. Кого же там не хватает? - Прикрепляйте изображения бабочек, и мы вместе проверим. (Учитель совместно с учениками проверяет работы команд и вместе с детьми оценивает их.) Ребята, давайте выполним Физминутки после чего продолжим.
(Слайд 10)
Теперь, ребята Вам нужно Выбирают знакомый цветок и прикрепляют к картине с изображением луга. Да. Дети выполняют физминутку (Лимонница, капустница, адмирал, павлиний глаз…) Лимонница – жёлтая, как лимон. Бабочек. Дети продолжают работать в командах. Проверку осуществляют с помощью группах Индивидуаль ная, фронтальная Индивидуаль Ориентируются в учебнике и рабочей тетради Принимают другое мнение и позицию
,
допуск ают существование различных точек зрения

VII. Включение в

систему знаний
(1 мин) Просмотр картинок открыть раб. тетради на стр. 32, задание -3 и самостоятельно выполнить это задание.
(Слайд 11)
Нужно вам обменятся тетрадями, и проверять друг друга. (Учитель контролирует работу детей.)
Работа в группах
Теперь, ребята продолжаем работать в группах. Вам нужно посмотрев на картину, которая на экране, составить рассказ по этой картинке.
(Слайд 12)
изображения на экране. Дети выполняют физминутку Дети самостоятельно выполняют задание в раб. тетрадях. Дети осуществляют взаимопроверку с помощью учебника.
1 группа –
описывает рисунок слева.
2 группа
- описывает рисунок справа.
Примерные

рассказы детей:

1)
На луг пришли дети. Они начали бегать, ловить бабочек, рвать цветы. Выбросили бутылку из – под ная, фронтальная Индивидуаль ная, Работа в подгруппах Работая в команде устно излагают свое мнение Прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала Допускают существование различных точек зрения

VIII. Подведение

итогов
(4 мин)
Рефлексия
(3 мин) Выводы детей Обобщить полученные на уроке сведения Наблюдая за природой, можно узнать многие секреты. - Как вы думаете, а почему бабочки и цветы всегда рядом? - Почему бабочки не могут жить без цветов? - Кто знает, что такое нектар?
(Слайд 13)
- А почему цветы не могут жить без бабочек? - А хотите убедиться, правильно ли мы думаем? Тогда прочитайте интересные факты, с которыми вас хочет познакомить Мудрая Черепаха. Используя эту информацию, сами расскажите о взаимосвязи цветов и бабочек. - Так, кто же догадался, каким будет ответ на вопрос: почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек? Как же мы должны вести себя на природе, чтобы не навредить ей? - Назовите правила поведения на лугу с частицей «НЕ» и со газированной воды и стаканчики. На лугу стало некрасиво, не видно больше бабочек.
2)
На луг пришли дети. «Ах, как тут чудесно!» - сказали они. Алёша начал фотографировать бабочек, стрекоз. Остальные дети стали делать зарисовки. Им тут очень понравилось. Дети ушли, а бабочки по- прежнему порхали с цветка на цветок.
Выводы детей.
Бабочки не могут жить без цветов, а цветы без бабочек.
НЕКТАР-
сладкий сок, выделяемый цветами медоносных Работа в группах Осуществляют поиск необходимой информации (из рассказа учителя, из собственного жизненного опыта, рассказа. Произвольное речевое высказывание в устной форме о разнообразии цветов и бабочек Понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться Оценивают результат своих действий.
словом «МОЖНО».
(Слайд 14)
Наш урок подходит к концу. Напомним, чему мы учились на уроке? - Приведите примеры: назовите цветы и бабочек луга - А если мы на лугу, в лесу, в парке встретим ребят, которые рвут цветы и ловят бабочек, что мы им скажем? Как мы им объясним, почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?» У вас на столах лежат цветные квадратики, выберите тот, который отражает вашу деятельность на уроке. - Кто для себя сделал открытие? (Синий) - Кто про себя может сказать, я активно работал на уроке! (Красный) - Кому на уроке было интересно? (Зелёный) растений. Они питаются нектаром. Чтение в парах информации Мудрой Черепахи на стр.47 в рубрике «Знаете ли вы что…» Потому что бабочки их опыляют. Без этого у цветов не будет плодов и семян Они не могут жить друг без друга. Не ловить бабочек Не рвать цветы Не бросать мусор Не кричать Не включать громко музыку Наблюдать Рисовать Фотографировать (Любить природу и бережно к ней относиться, не рвать цветы, не ловить бабочек.) Индивидуаль ная, фронтальная Индивидуаль ная, фронтальная Осуществляют поиск необходимой информации (из рассказа учителя, из собственного жизненного опыта, рассказа
(Бабочки – лимонница, крапивница, зорька; растения – ромашка, клевер, подорожник и т. д.) От этого страдают беззащитные живые существа и исчезает красота природы. Так мы не причиним вреда природе, зато узнаем многие её секреты! (Дети выбирают соответствующие квадратики и поднимают)


































Включить эффекты

1 из 34

Отключить эффекты

Смотреть похожие

Код для вставки

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Рецензии

Добавить свою рецензию


Слайд 1

Презентация Тихоновой Н. В. , учителя начальных классов ГБОУ СОШ №1066 ЮЗАО г. Москвы. Окружающий мир 1 класс Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек.

Слайд 2

Слайд 3

И. Суриков «На лугу» Бежит тропинка через луг, Ныряет влево, вправо. Куда ни глянь, цветы вокруг, Да по колено травы. Зеленый луг, как чудный сад, Пахуч и свеж в часы рассвета. Красивых, радужных цветов На них разбросаны букеты.

Слайд 4

Слайд 5

И.Соколов-Микитов «Одуванчики» У больших проезжих дорог, у лесных малых тропинок, в зеленых широких лугах, даже у самых порогов деревенских домов цветут одуванчики. Все знают эти простые цветы, похожие на маленькое солнце с золотыми лепестками-лучами. Все лето цветут одуванчики, а созревшие их семена собраны в легкий пушистый шарик. Дунешь на шарик - поплывут, полетят в воздухе легкие летучие семена. Потому и называется цветок "одуванчик".

Слайд 6

Слайд 7

А у самой тропинки, по обочинам канав, на зеленых лужайках цветут, кланяются вам знакомые веселые ромашки. На радостную улыбку похожи скромные цветы ромашки с белыми и чистыми лепестками.

Слайд 8

Слайд 9

Луговой клевер встречается на лугах и лесных полянах. Его цветки можно видеть с конца мая до осени. В них очень много сладкого нектара, поэтому клевер часто навещают пчелы. Клевер специально сеют на полях, т. к. он дает питательное сено для животных.

Слайд 10

Слайд 11

А. Толстой «Колокольчики» Колокольчики мои, Цветики степные! Что глядите на меня, Тёмно-голубые? И о чём звените вы В день весёлый мая, Средь некошеной травы Головой качая?

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

На лугу растет лютик. У него ярко – желтые цветы, цветет все лето. Он ядовит, животные знают это и не едят его.

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Махаон – красивая бабочка из семейства парусников. Основная окраска ярко – желтая. На задних крыльях – синие пятна и красные глазки, служащие приманкой для птиц. Бабочка есть махаон. Хороша со всех сторон. Крылья не простые, С узором золотые

Слайд 19

Слайд 20

Павлиний глаз – одна из самых красивых европейских бабочек из семейства нимфалид. Сверху крылья красно – бурые. Снизу коричнево – черные. На каждом крыле пестрое пятно, очень похожее на глаз. Эти «глаза» отпугивают птиц и насекомых. Посмотрел с цветка на нас Расписной павлиний глаз. Бабочка как сказка. Зовут павлиноглазка.

Слайд 21

Слайд 22

Подалирий – бабочка семейства парусников. На ее передних крылышках несколько темных полосок. На задних крыльях серые полоски и голубые пятна. Внизу – красно – синие глазки. Они нужны бабочке для защиты от врагов. Бабочка с хвостами, Полюбуйтесь сами. Окрашена броско, Крылышки в полоску.

Слайд 23

Слайд 24

Аполлон – красивая, крупная бабочка. Она светлая, на ее крылышках черные пятнышки и очень выразительные ярко - красные «глазки». Такая окраска является предупреждающей. В минуты опасности бабочка «шипит» (скребет лапками), чтобы отпугнуть врага. Может бабочка летать, Может птицу испугать. Зашипит:» Не ешь меня!. Не съедобна вовсе я!»

Слайд 25

Слайд 26

Слайд 27

Крапивница – одна из наиболее распространенных бабочек из семейства Нимфалид. Свое название получила от растения. Которым питаются ее гусеницы. Основной фон окраски бабочки – кирпично – красный. На крылышках четко выделяется черный рисунок. Бабочки – крапивницы – Нынче именинницы. На листках крапивы Нарядны и красивы.

Слайд 28

Слайд 29

Радужница – это очень яркая бабочка. У нее есть второе название- «переливница». Она так называется, потому что ее крылышки Переливаются сине- фиолетовым цветом, словно радуга играет на крыльях. Бабочка – красавица Вся переливается. Над поляною летит, Словно радуга, блестит.

Слайд 30

Слайд 31

Траурница – дневная бабочка из семейства нимфалид. Крылышки бархатистые, темно – коричневого или вишнево – коричневого цвета. По краю крыльев проходит светло – желтая полоса, перед которой находится ряд голубых или синих пятнышек. Темненькое платьице, Светлая кайма. День уж начинается, Ночь прошла и тьма.

Слайд 32

Слайд 33

Слайд 34

Адмирал- бабочка, получившая свое название за ярко –красные полоски, которые проходят посередине передних и по краям задних крыльев. Эти полоски похожи на лампасы на военной форме адмиралов. Крылышки у этой бабочки бархатистые, темно – коричневые с белыми пятнышками. Вот летает адмирал С красными полосками. Адмирала я узнал По наряду броскому.

Посмотреть все слайды

Конспект

Урок по окружающему миру по теме: «Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? » 1 класс

Цели и задачи урока:

Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе.

Познакомить первоклассников с цветами и бабочками луга.

Изучить правила поведения на природе, проанализировать поведение людей на лугу.

Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Ход урока

1. Организационный момент .

2. Актуализация знаний

На прошлом уроке мы познакомились с природным явлением. Что это за явление? (радуга)

Как появляется радуга?

Какие цвета составляют радугу?

В каком порядке они идут? (Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый)

А когда обычно мы наблюдаем радугу? (Летом)

Вы хотите отправиться в лето?

3. Мотивация учебной деятельности

Отгадайте загадки

Частенько, при любой погоде

Люблю гулять я на природе.

Красивых столько там цветов!

Туда пойти всегда готов.

Его не тронул деда плуг.

Мы по ковру идем с тобой

Его никто не ткал.

Он разостлался сам собой,

Лежит у речки голубой

И желт, и синь, и ал!

Поутру росой умыт,

Раз в году косой побрит.

Дети рассматривают слайд с фотографией луга.

Мысленно перенесемся на луг. Особенно он красив весной и летом!

Как надо вести себя на лугу, чтобы после нашего ухода он не стал тусклым и бесцветным? Об этом поговорим на уроке.

Сегодня на уроке мы ответим на вопрос: почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

4.Работа по теме урока

Как вы догадались, что это луг? (Много травы, цветов, бабочек, а деревьев нет)

На доске плакат «Луг»

Как выглядит луг весной и летом? Очень красиво! У многих поэтов и писателей можно найти описание луга

Ученица читает стихотворение.

И. Суриков «На лугу»

Бежит тропинка через луг,

Ныряет влево, вправо.

Куда ни глянь, цветы вокруг,

Да по колено травы.

Зеленый луг, как чудный сад,

Пахуч и свеж в часы рассвета.

Красивых, радужных цветов

На них разбросаны букеты.

Рассматривание слайда с фотографией одуванчиков.

Чтение текста.

И.Соколов-Микитов «Одуванчики»

У больших проезжих дорог, у лесных малых тропинок, в зеленых широких лугах, даже у самых порогов деревенских домов цветут одуванчики.

Все знают эти простые цветы, похожие на маленькое солнце с золотыми лепестками-лучами. Все лето цветут одуванчики, а созревшие их семена собраны в легкий пушистый шарик. Дунешь на шарик - поплывут, полетят в воздухе легкие летучие семена. Потому и называется цветок "одуванчик".

Просмотр слайда с фотографией ромашек.

Знакомство с текстом.

А у самой тропинки, по обочинам канав, на зеленых лужайках цветут, кланяются вам знакомые веселые ромашки.

На радостную улыбку похожи скромные цветы ромашки с белыми и чистыми лепестками.

Просмотр слайдов.

Полюбуйтесь цветами!

Луговой клевер встречается на лугах и лесных полянах. Его цветки можно видеть с конца мая до осени. В них очень много сладкого нектара, поэтому клевер часто навещают пчелы. Клевер специально сеют на полях, т. к. он дает питательное сено для животных.

Чтение учеником стихотворения А. Толстого

Колокольчики мои,

Цветики степные!

Что глядите на меня,

Тёмно-голубые?

И о чём звените вы

В день весёлый мая,

Средь некошеной травы

Головой качая?

На лугу растет лютик. У него ярко – желтые цветы, цветет все лето. Он ядовит, животные знают это и не едят его.

Рассматриваем слайды с фотографиями нивяника и таволги.

Работа в печатной тетради.

Соедини названия и рисунки.

Загадки о бабочке

Спал цветок и вдруг проснулся –

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел.

Расту червяком,

Питаюсь листком,

Потом засыпаю

Себя обмотаю

Не ем, не гляжу,

Неподвижно вишу,

Но теплой весной

Я вновь оживаю

И, как птичка, порхаю.

(Бабочка)

Физкультминутка

Мы по лугу прогулялись

И немножко отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Дружно хлопаем, ногами топаем!

Хорошо мы погуляли и нисколько не устали!

Посмотрите какие чудесные бабочки на рисунках у вас на столе!

Бабочки, должно быть, одни из самых красивых живых существ на земле!

Они похожи на ожившие цветы, причудливость и яркость окраски их крыльев поистине сказочная. За их красоту люди дали бабочкам красивые имена.

Познакомимся с ними.

Рассматривание слайдов с изображением бабочек.

Работа в парах.

Дети смотрят на слайд и находят у себя на столе такую же бабочку, называют ее.(Читают стихи на иллюстрации) И так со всеми слайдами и рисунками.

Бабочки: махаон, павлиний глаз, подалирий, аполлон, крапивница, радужница,

траурница, адмирал.

Работа в рабочей тетради.

Соедини линиями названия и рисунки.

Работа с учебником

Рассмотрите рисунки на странице 46

Дети пришли на лужайку. Что они делают?

На рисунке слева: нарвали цветов, поймали бабочку, бросили упаковки от продуктов.

Что принесли дети домой? (Букет цветов, бабочку)

Что стало с цветами? С бабочкой? (Цветы повяли, мальчик нес бабочку и у нее сломались крылья. Бабочка умерла.)

Ребята, запомните: даже если просто подержать бабочку в руках, то она уже не сможет летать. Ее крылья покрыты мелкими цветными чешуйками. Мы повреждаем эти чешуйки, когда берем бабочку в руки. Чешуйки остаются у нас на пальцах, поэтому бабочка уже не полетит.

На лугу, где были эти ребята, помята трава, сломаны цветы, валяется мусор. И уже не летают бабочки. Правильно ли поступили дети? (Нет)

На рисунке справа; фотографируют бабочек, стрекоз, делают зарисовки, любуются красотой луга.

И что же принесли домой дети со второго рисунка? (фото, рисунки)

Произошло что-то с цветами, бабочками? (Нет)

Могут ли жить бабочки и цветы друг без друга?

Чтение текста в учебнике на странице 47

Почему бабочки не могут жить без цветов? (Они питаются их нектаром)

Почему цветы не могут жить без бабочек? (Потому что бабочки опыляют их. Без этого у цветов не было бы плодов и семян)

Рефлексия учебной деятельности.

Ребята, так кто же догадался, каким будет ответ на вопрос Муравьишки: «Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек?» (Они не могут жить друг без друга)

Работа с компьютерами (Mac Book)

Создание в Перво Лого учениками проекта «Цветы и бабочки»

После выполнения проекта подводим итог урока.

Урок по окружающему миру

Разделы: Начальная школа

Класс: 1

Цель урока: познакомить учащихся с цветами и бабочками луга и изучить правила поведения в природе.

Задачи урока:

1. Образовательные:

  • знакомство учащихся с цветами и бабочками луга; посредством мыслительных операций в ходе групповой формы работы логично и аргументировано ответить на проблемный вопрос;
  • формирование у детей представления о необходимости сохранения окружающей природы в экологическом равновесии;
  • расширение кругозора детей;

2. Развивающие:

  • развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся;
  • совершенствование мыслительных операций: анализа, обобщения, сопоставления;
  • развитие психических процессов: памяти, мышления, воображения, внимания, восприятия;
  • развитие эстетических представлений и художественного вкуса учащихся.

3. Воспитательные:

  • воспитание чувства ответственности и бережного отношения к миру природы, осознанию своей значимости в решении экологических проблем;
  • воспитание у детей интереса к изучению природы родного края;
  • воспитание усидчивости, аккуратности, любознательности.

Информационная карта урока

Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: урок – виртуальная экспедиция

Интегрированный: окружающий мир, ИКТ.

Продолжительность урока : 45 минут

Программа: Школа России

Учебник: А.А.Плешаков “Мир вокруг нас” 1 класс,

рабочая тетрадь к данному учебнику

Материально-техническое оснащение:

Для учащихся:

  • компьютеры, презентация
  • учебник, рабочая тетрадь, карандаш

Для учителя:

  • компьютер;
  • презентация к уроку;
  • схемы знаков, которые можно установить в природе;
  • атлас-определитель бабочек
  • книги, энциклопедии о животных

План урока

1.Организационный момент

2. Подготовка к активному усвоению нового учебного материала.

3. Постановка проблемного вопроса

4. Беседа о растениях и животных луга

  • Физминутка

5. Беседа о взаимосвязи растений и животных на лугу

6. Итог беседы.

  • Работа с учебником

7 .Экологическая задача.

8. Релаксация

9. Работа на компьютерах.

10. Итог урока

11. Творческое задание.

Ход урока

1.Организационный момент Слайд 1

г. Мичуринск МОУ ООШ № 24

Цель урока:

Изучить правила поведения в природе.

Задачи урока:

1. Познакомить обучающихся с растениями и насекомыми луга.

2. Расширить и обобщить знания детей о правилах поведения на природе.

3. Совершенствовать умение анализировать, делать выводы, обобщать; развивать познавательный интерес и творческую активность детей.

4. Воспитывать экологически грамотное поведение в природе.

Знания, умения, навыки и качества, которые анализируют, приобретут, закрепят ученики в ходе урока.

В ходе урока ученики совершенствуют умения сравнивать, классифицировать, обобщать материал.

Работа по учебнику над сравнением рисунков позволяет формировать умение доказывать правильность своего мнения, отстаивать свою точку зрения, а так же способствует развитию коммуникативных навыков детей.

Необходимое оборудование и материалы.

Компьютер, мультимедийный проектор, акустическая система, презентационный урок по теме: «Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек?», у каждого ребенка на парте учебник, рабочая тетрадь, цветные карандаши.

Ход и содержание урока.

1.Организационный момент. (Слайд №1.)

Ребята, готовы вы к уроку?

На вас надеюсь я, друзья

Мы хороший дружный класс.

Всё получится у вас!

2. Сообщение сводки погоды.

А сейчас дежурные нашего класса сообщат нам сводку погоды на сегодняшний день. (Сегодня 6 мая, день солнечный, осадков нет, температура воздуха утром +11 градусов, ветер южно-западный умеренный.)

3. Закрепление пройденного материала.

Какие времена года вы знаете?

Какое сейчас время года?

Назовите весенние месяцы. (Слайд №2.)

Какой месяц сейчас наступил? (Слайд № 3.)

Месяц май пришел на землю,

Месяц солнца и травы,

Вся природа пробудилась:

Лес, луга, поля, сады.

4.Введение в тему урока.

Представьте себе, закрыв глаза, что вы сейчас находитесь на лугу.

Звучит музыка со звуками насекомых на лугу «Летний закат».

(Слайд №4.)

Какие звуки вы услышали, что представили? (Ответы детей.)

Ученики. Цветы, бабочки, травы.

Учитель. - А представьте, каким стал бы луг, если исчезнут цветы, бабочки, травы? (Ответ детей).

Учитель. Цветы, бабочки, травы делают окружающую нашу природу красивой.

5.Сообщение темы урока.

Сегодня мы окажемся на лугу, вспомним названия растений и насекомых луга и постараемся ответить на главный вопрос нашего урока «Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек?» (Слайд №5.)

6.Работа над новым материалом.

Открывается доска, на ней плакат с изображением луговых растений.

Учитель.

С удовольствием хочу

Все цветы сюда позвать,

Пусть они прекрасным видом

Землю будут украшать!

Ученик, на голове маска с изображением колокольчика.

Приглашение услышал,

И лишь солнышко взошло,

Зазвенел над нашим лугом

Тонколистый, синеглазый,

Очень нежный лепесток.

Пьет росу, склонив головку,

Как называется мой цветок?

Дети отгадывают загадку. (Слайд №6.)

7.Работа в тетради.

Учитель. - Откройте рабочие тетради на с.41. Красив ли луг?

Ученики. Нет.

Учитель. – Найдите в тетради колокольчики и раскрасьте их. (Звучит музыка из альбома «Времена года. Май.»)

Ученик, на голове маска с изображением ромашки. (Слайд №7.)

Я ромашка полевая,

Про меня все дети знают,

Растем всегда на воле,

Красивей нас нет,

Любуйтесь нами в поле,

Не рвите нас в букет!

Учитель. Раскрасьте в рабочей тетради ромашки. (Звучит музыка из альбома «Времена года. Июнь. »)

Ученик, на голове маска с изображением клевера. (Слайд №8.)

Здесь у рощицы березовой,

С колокольчиком, с ромашкой,

Где к лугам сбегает рожь,

Клевер весело цветет.

Я клевер знатный,

Сочный, нежный, ароматный.

Ученик, на голове маска с изображением одуванчика. (Слайд №9.)

На лугу там и тут

Одуванчики растут.

Мы цветем на радость людям,

Солнца жаркого привет,

Веселые, озорные,

Цветочки - желтый цвет.

Весной из листьев одуванчика,

Можно сделать салат-

Он вкусен, очень нежен,

Полезен для ребят!

(Слайд №10.) Учитель.

Звать его нам нечего,

Он и сам придет.

Расцветет доверчиво

Прямо у ворот –

Солнцем налитой лютик золотой.

Найдите лютик и раскрасьте.

8.Знакомство с насекомыми луга.

Учитель. - Ребята, стал ли теперь нарядным наш луг? (Ответы учеников)

Кого еще не хватает на нашем лугу?

Ученики. - На лугу нет насекомых.

Учитель. - А кто такие насекомые? (Слайд №11.)

Ученики. - Насекомые - это животные, у которых по 6 ног. (Слайд № 12.)

Вывод: у насекомых шесть ног. (Слайд №13.)

На нашей планете существует около 2 мил. насекомых. Они живут в почве, на земле, в воздухе и даже в воде. Все насекомые важны и нужны в природе. Они часть природы.

Каких насекомых вы видите на экране?

9.Физкультминутка с имитацией движений . (Слайд №14)

Летит жук и садится на травку.

Ползет гусеница.

Гусеница сворачивается в куколку.

Вот она превращается в бабочку.

Бабочка полетела.

Кузнечик прыгает.

А теперь стрекоза!

Утром стрекоза проснулась.


Потянулась, улыбнулась.

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – полетела.

У реки остановилась,

Над водою покружилась. (Дети садятся за парты)

10.Продолжение знакомства с насекомыми луга.

А сейчас послушайте загадку о необычном «цветке». (Слайд «15.)

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел –

А он вспорхнул и улетел.

Что же это за «цветок».

(Слайд №16.)

Бабочки, одни из самых красивых живых существ на земле!

Они похожи на ожившие цветы, причудливость и яркость окраски их крыльев поистине сказочная. За их красоту люди дали им красивые имена: Махаон (слайд №17), Адмирал (слайд №18), Павлиний глаз (слайд №19), Перламутровка (слайд №20), Лимонница (слайд №21)

Учитель. – Почему она получила такое название?

Ученики. – Желтая, как лимон.

Учитель. – Как называется бабочка, изображенная на рисунке в вашей тетради?

Ученики. – Пестрянка. (Слайд №22.)

Учитель. – Почему ее так назвали?

Ученики. – Пестрая.

Учитель. – Раскрасьте эту бабочку в тетради.

А теперь вам нравится наш луг? (Ответы детей.)

Закройте тетради.

Давайте поселим уже знакомых нам насекомых на нашем лугу.

Бабочка (Павлиний глаз), Божья Коровка (слайд №23), пчела (слайд №24), муравей (слайд №25), кузнечик (слайд №26), стрекоза (слайд №27).

11.Инсценирование «Насекомые в природе!» (Слайд №28.)

Учитель.- Насекомые проснулись,

Тоже к солнцу потянулись,

Трудятся они весь день,

Позабыв про сон и лень.

Только Божья Коровка,

Черная головка,

Все сидит, скучает

И зевает…

Божья Коровка.

Скучно мне одной летать,

Не с кем крылышки размять.

Где же братец Муравей?

С ним мне будет веселей!

Муравей.

Здравствуй, Божья Коровка,

Черная Головка,

Девица хорошенькая –

Платьице в горошину.

Божья Коровка.

Здравствуй, братец Муравей,

Ты печаль мою развей,

Будем прыгать и играть,

Да на травке загорать.

Муравей.

Нет мне такой охоты,

У меня полно работы,

Мы – народ трудолюбивый,

Все в своих родителей,

Луг свой зорко охраняем

От гусениц – вредителей.

Муравьишки – муравьята –

Работящие ребята.

Божья Коровка.

Вот еще! Трудиться

Мне, красавице, не годится.

Себе друга поищу.

Появляется бабочка.

Божья Коровка.

Вы так весело порхаете,

Никаких забот не знаете.

Любите весело пожить,

Вот бы с вами мне дружить.

Бабочка.

Дружбе рады мы всегда,

Вот закончим только дела:

В лапках носим мы пыльцу,

От цветка летим к цветку.

Мы цветочки опыляем

И, расти им помогаем.

Божья Коровка.

С вами я не полечу,

Друзей других себе найду.

Учитель. По тропинке жук ползет,

У него усы вразлет,

Жук большой и деловитый,

У него сердитый вид.

Мы, жуки рогатые,

Мужики богатые.

Я черен, а не ворон,

Рогат, а не бык,

С крыльями, а не птица.

Учитель.

С ветки на тропинку,

С травки на былинку,

Прыгает пружинка –

Зеленая спинка.

Кузнечик.

Я - веселый кузнечик,

Зеленый, как огуречик.

Мне легко затеряться в траве, потому что я зеленого цвета, такого же, как трава.

Большой зеленый сверчок. Крылья и усики длинные. Задние лапки согнутые и тонкие. Кузнечик громко стрекочет, двигается медленно и не летает на большие расстояния, зато очень высоко прыгает.

Учитель.

Пчелки, гудут, гудут.

Пчелки, медок несут.

Пчелки, пчелки в поле идут,

Пчелки с поля медок несут.

Мала пчела, и та работает.

Божья Коровка.

Пчелочка-пчела,

А мне ты меду принесла?

Я по лугу налеталась,

Очень проголодалась!

Пчела 1.

С тобой мне некогда петь, играть,

Лечу я в поле нектар с цветов собирать.

Пчела 2.

Мед пчелы, дети, полезен

При всех болезнях,

Принять мед при простуде советую я –

И будете здоровы, мои маленькие друзья!

Учитель.

А вот ползет дождевой червяк.

Божья Коровка.

Здравствуй, дождевой Червячок –

Коричневый бочок,

Научи меня играть,

Землю носом ковырять!

Червяк.

А я совсем не играю-

Работа моя такая:

Чтобы корни всех растений

Под землей дышать могли,

Хорошенько нужно землю

Прополоть и разрыхлить.

Ну, прощай и не взыщи,

Для игр другого поищи!

Божья Коровка .

Все в работе целый день,

У меня лишь только лень.

И как видно, от меня,

Нет ни пользы, ни вреда!

Мы, тли, известные вредители,

Листоеды и грабители,

Мы летим куда хотим,

Все на свете мы едим.

Божья Коровка.

Буду природе служить день и ночь,

Деревьям, цветам и травам

Я рада всегда помочь!

(Слайд № 29.)

Насекомых берегите,

Руками не давите,

Ногами не топчите!

Насекомые в лесу много пользы принесут!

Не обижайте муравья,

Его обидеть просто,

Ведь муравьи – они совсем,

Ну, очень маленького роста!

Пусть живут пауки, бабочки, стрекозы,

Мухи, комары и мошки-

В природе все они важны,

Природе нашей насекомые нужны!

12. Работа по учебнику.

Откройте учебники на с. 34.

Рассмотрите верхний рисунок и скажите, каким вы видите луг?

Посмотрите два следующих рисунка. Что изменилось на лугу? (Пришли дети.)

Ученики составляют рассказы по рисункам №1 и №2.

Представьте, дети ушли, каким будет луг? (Высказывания учеников.)

Хотелось бы вам вернуться на такой луг? (Слайд № 30.)

13.Рефлексия. (Слайд № 31.)

- Ребята собрались отдохнуть на природе. Как вы думаете, что они могут взять с собой? Какие предметы они не должны брать с собой? (Высказывания учеников.)

Дети читают вывод (слайд № 32.)

14.Вывод.

Наблюдая за природой можно узнать многие её секреты.

А почему бабочки и цветы всегда рядом? (Ученики рассуждают.)

Почему бабочки не могут жить без цветов? (Питаются их нектаром.)

А цветы без бабочек? (Опыляют их, без этого у цветов не было бы плодов и семян.)

А теперь прочтите, как объясняет это Мудрая Черепаха в учебнике на с.35.

Дети придумали правила о том, как вести себя в природе и создали запрещающие знаки.

* Нельзя рвать цветы на лугу, в лесу. Букеты можно составлять из садовых растений, которые специально выращивают люди. (Слайд №33-35.)

* Нельзя ловить бабочек и убивать насекомых. Они не только нужны в природе, но и украшают ее. (Слайд №36-37.)

* Не разоряй муравейники. Муравьи – санитары леса. (Слайд №38.)

* Не разводи костер в лесу, на лугу, в поле. (Слайд №39.)

* Нельзя шуметь и оставлять мусор в лесу, на лугу, в поле. (Слайд №40.)

16. Аутотренинг.

Дети закрывают глаза. Учитель спокойным, мягким голосом говорит:

Я лежу в траве.

Трава мягкая, шелковистая…

Вдыхаю прекрасный аромат. Слышен стрекот кузнечиков… Слышится шуршание букашек… Мне хорошо и спокойно. Я хочу быть другом всем, всем, всем…

Но вот подул ветерок, я чувствую, что набираюсь сил, бодрости.

Я открываю глаза. У меня хорошее настроение.

Я хочу жить в мире с природой. Я буду её защитником!

17.Итог урока.

Учитель. - Так кто же догадался: «Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек?» (Слайд №41.)

Ученики. – Они не могут жить друг без друга.

(Слайд №42.) Видеоролик «Будь природе другом».

Давай пройдемся медленно по лугу

И «Здравствуй», - скажем, каждому цветку.

Я должен над цветами наклониться

Не для того чтоб рвать или сломать,

А для того, что бы увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

Дерево, цветок, трава и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

http://www. /watch? v=TalnhKy7Elc

Урок окружающего мира в 1 классе УМК «Школа России»

Учитель МБОУ «СОШ № 8» г.Бийска Калимуллина И.В.

Тема: Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек.

Цели: Дать представление о цветах и бабочках луга, их взаимосвязи, познакомить с правилами поведения на лугу; развивать внимание, память, умение самостоятельно добывать знания, устную связную речь; воспитывать любовь к природе, бережное к ней отношение; развивать коммуникативные способности общения со сверстниками и взрослыми.

Планируемые результаты: учащиеся научатся узнавать цветы и бабочек с помощью атласа-определителя; формулировать правила поведения в природе и соблюдать их.

Ресурсы урока: учебник А.А. Плешакова, 1 класс, слайды с изображением цветущего луга, цветов, бабочек; карточки с названием растений и бабочек, смайлики для оценивания достижений на уроке; картинки с изображением Муравьишки Вопросика и Мудрой Черепахи, атласы-определители «От Земли до неба».

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I.Организационный момент

Долгожданный дан звонок-

Начинается урок.

Сегодня солнечный весенний день.

Покажите смайлик, соответствующий вашему настроению.

А есть ли настроение узнать что-то новое на уроке?

Желаю вам плодотворной работы в открытии новых знаний.

Показывают смайлики настроения

II.Самоопределение к деятельности

III.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения

IV.Постановка учебной задачи

Начнем урок с отгадывания загадки.

Над цветком порхает, пляшет,

Веерком узорным машет.

(Прикрепляю на доску бабочку)

Как думаете, что я поместила на обратной стороне картинки?

Почему так думаете?

Кто знает, почему бабочки связаны с цветами?

Кто из вас прав, узнаем немного позже.

Кто догадался, о чём же будем говорить сегодня на уроке?

Прочитайте тему урока в учебнике.

Муравьишка Вопросик вновь приглашает нас к себе в гости. А вот куда, узнаете, отгадав загадку. Её нам прочитает…

Появляется слайд с изображением луга.

Как вы думаете, а для чего приглашает Муравьишка Вопросик на луг?

Ребята, давайте поставим учебные задачи на урок.

Ребята, а что и кто может нам помочь решить учебные задачи?

Бабочка

Цветочек.

Предлагают свои варианты ответа.

О взаимосвязи цветов и бабочек.

Читает заранее подготовленный ученик:

Мы по ковру идём с тобой,

Его никто не ткал.

Он разостлался сам собой,

Лежит у речки голубой

И жёлт, и синь, и ал. (Луг)

Ставят задачи:

Узнать:

1.Какие цветы растут на лугу?

2.Какие бабочки живут на лугу?

3.Как связаны бабочки с цветами?

4.Услышать звуки природы.

5.Научиться правилам поведения на лугу.

Отвечаю т:

1.Учебник

2.Атлас-определитель

3.Учитель

V.«Открытие»

нового знания

Итак, тему определили, задачи поставили. Можно приступать к работе.

Ребята, закройте глаза и представьте, что бы вы услышали, если сейчас оказались на лугу?

А что бы увидели?

А что бы почувствовали?

Ребята, а какие луговые цветы вы знаете?

У меня на столе лежат картинки с изображением цветов. Выберите картинку со знакомым цветком и прикрепите на луг.

А каких бабочек вы знаете?

Где вы их встречали в природе?

Бабочки - одни из самых красивых живых существ на земле! Они похожи на ожившие цветы, причудливость и яркость окраски их крыльев поистине сказочная. За их красоту люди дали бабочкам красивые имена: Махаон, Адмирал, Зорька, Лимонница.

Кто догадался, почему бабочку назвали Лимонница?

Посмотрите внимательно на наш луг. Кого же там не хватает?

А появятся на лугу они после того, как вы выполните задания в учебнике на странице 46.

Посмотрите, какие чудесные бабочки нарисованы в учебнике! Подумайте, какие могут быть у них названия и на каких цветах они сидят.

А теперь попробуйте узнать названия этих красавиц и цветов, на которых они сидят с помощью атласа-определителя.

Работа в группах

На картине с изображением луга появляются бабочки : голубянка, пестрянка, зорька.

Появляются цветы: нивяник, таволга, короставник и карточки с их названием на доске.

Да.

Жужжание насекомых, пение птиц, шелест травы

Цветы, бабочек, травы, …

Аромат цветов, лёгкий ветерок, …

(Ромашка, колокольчик, одуванчик, …)

Выбирают знакомый цветок и прикрепляют к картине с изображением луга.

(Лимонница, капустница, адмирал, павлиний глаз…)

Лимонница – жёлтая, как лимон.

Бабочек.

Ответы детей.

1 группа . Определяет название бабочек

2 группа. Определяет название цветов

Самопроверка по учебнику (стр.88)

VI.Физкультминутка

Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз- росой она умылась,

Два –изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела.

На четыре – полетела.

У цветка остановилась,

Над лужайкой закружилась.

VII.Первичное закрепление

Продолжение работы.

Работа в группах

- Рассмотрите рисунки ниже. Составьте рассказ по этим рисункам.

Сделайте выводы.

На какой луг вам приятно приходить?

Посмотрите, что принесли домой дети с первого рисунка?

Что стало с цветами? С бабочкой?

А что принесли домой дети со второго рисунка?

Стало что-то с цветами и бабочками? Почему они не улетели?

Наблюдая за природой, можно узнать многие секреты.

Как вы думаете, а почему бабочки и цветы всегда рядом?

Почему бабочки не могут жить без цветов?

Кто знает, что такое нектар?

Давайте найдём это слово в словаре С.И.Ожегова и прочитаем.

НЕКТАР- сладкий сок, выделяемый цветами медоносных растений.

А почему цветы не могут жить без бабочек?

А хотите убедиться, правильно ли мы думаем?

Тогда прочитайте интересные факты, с которыми вас хочет познакомить Мудрая Черепаха.

Используя эту информацию, сами расскажите о взаимосвязи цветов и бабочек.

Так, кто же догадался, каким будет ответ на вопрос: почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек?

1 группа – описывает рисунок слева.

2 группа - описывает рисунок справа.

Примерные рассказы детей:

1) На луг пришли дети. Они начали бегать, ловить бабочек, рвать цветы. Выбросили бутылку из – под газированной воды и стаканчики. На лугу стало некрасиво, не видно больше бабочек.

2) На луг пришли дети. «Ах, как тут чудесно!» - сказали они. Алёша начал фотографировать бабочек, стрекоз. Остальные дети стали делать зарисовки. Им тут очень понравилось. Дети ушли, а бабочки по-прежнему порхали с цветка на цветок.

Выводы детей.

Букет, бабочку.

Фотографии, рисунки.

Бабочки не могут жить без цветов, а цветы без бабочек.

Они питаются нектаром.

Потому что бабочки их опыляют. Без этого у цветов не будет плодов и семян.

Да.

Чтение в парах информации Мудрой Черепахи на стр.47 в рубрике «Знаете ли вы что…»

Они не могут жить друг без друга.

VII. Включение в систему знаний

Как же мы должны вести себя на природе, чтобы не навредить ей?

Назовите правила поведения на лугу с частицей «НЕ» и со словом «МОЖНО».

А теперь давайте прочитаем текст выделенный жирным шрифтом в учебнике на стр.47 и узнаем, как думает об этом Мудрая Черепаха.

Работа в группах

1 группа: 1) Не ловить бабочек

2)Не рвать цветы

3)Не бросать мусор

4)Не кричать

5)Не включать громко музыку

2 группа:

1)Наблюдать

2)Рисовать

3)Фотографировать

Читают текст

VIII.Рефлексия

Жёлтый смайлик – улыбается, потому что на все вопросы урока найдены ответы.

Зеленый смайлик – не улыбается, потому что были допущены ошибки, и их нужно исправить.

Красный смайлик – огорчён, потому что мы не ответили на вопрос и придётся начать сначала.

Оценивают свою работу.

IX.Итоги урока

Вернёмся к учебным задачам.

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

Приведите примеры цветов и бабочек луга.

Какие правила поведения в природе мы будем соблюдать?

Почему необходимо соблюдать эти правила?

От этого страдают беззащитные живые существа и исчезает красота природы.

Так мы не причиним вреда природе, зато узнаем многие её секреты!