Социальные технологии и их классификация. Социальные технологии, сущность и основные виды. Классификация социальных технологий

Классификация социальных технологий

Под влиянием различных теорий социальной работы, сформировалось множество классификаций социальных технологий.

Классификация социальных технологий может быть осуществлена по различным основаниям: видам, уровням, сферам применения и т.д.

По масштабу объекта, который подвергается воздействию, можно выделить глобальные социальные технологии, социальные технологии применительно к обществу в целом, различным сферам общественной жизни, социальной структуре, социальным институтам, процессам, явлениям.

Под этими технологиями подразумеваются такие задачи, методы, способы, которые способствуют уяснению и решению не только внутренних, но и мировых тенденций развития, связи общества и природы. Следовательно, их внедрение прямо или косвенно оказывает позитивное влияние на жизнедеятельность людей, повышает их социальную защищенность.

Одной из их разновидностей является технология глобального моделирования (исследование и решение вопросов сохранения мира, .природы, обеспечения растущего населения Земли продовольствием, энергией, материальными средствами и т.д.).

Региональные социальные технологии изучают и реализуют закономерности территориальной социальной жизни и планомерных ее изменений.

Локальные социальные технологии применяются для решения местных проблем, которые могут содержать в себе как типичные, так и неповторимые особенности.

В последние годы широко распространяется вариант деления социальных технологий в зависимости от сфер деятельности :

Социальные технологии, используемые преимущественно в области бизнеса, - государственного управления,

И "третьего сектора" (деятельность некоммерческих неправительственных организаций).

По характеру решаемых задач технологии бывают универсальными и частными.

Целесообразно также выделить технологии социального развития отдельных стран, регионов, территорий, трудовых ассоциаций; существуют технологии обучающие, внедренческие, самореализации и саморазвития личности и т.д.

В зависимости от уровня делятся на:

Простые (доступные неспециалистам);

Сложные, требующие наличия квалификации у специалиста, работающего в определенной области;

Комплексные, требующие наличия квалификации у нескольких специалистов, работающих в разных областях.

Существует дифференциация социальных технологий по сферам: специфические социальные технологии регулирования, решения проблем сферы:

Производственно-экономических,

Общественно-политических,

Духовно-культурных

Социально-бытовых отношений.

В статистике обычно выделяются отрасли народного хозяйства (сферы): транспорт, сельское хозяйство, наука, здравоохранение, связь, образование и др., в соответствии с этими отраслями дифференцируются и социальные технологии:

Технологии управления,

Контроля,

Регулирования хозяйственно-экономических отношений.

Довольно широко распространена дифференциация социальных технологий по предмету и объекту, получаемому результату : технологии получения новой информации, культурных ценностей, отдельных бытовых услуг и др.

По характеру новизны или традиционности различают инновационные и традиционные социальные технологии. Не менее характерно и полезно осмысление различий социальных технологий по признаку характерных свойств развития и функционирования общества. Инновационные социальные технологии - это методы и приемы инновационной деятельности, направленные на создание и материализацию нововведений в обществе, реализацию новшеств, которые приводят к качественным изменениям в разных сферах социальной жизни, к рациональному использованию материальных и других ресурсов в обществе.

Пример инновационных технологий - инновационные социальные технологии профессионального обучения безработных как системы организации их профессионального обучения, основа которой - активное использование достижений науки в целях получения нового качества знаний обучаемых, его средств и характеристик.

В отличие от инновационных рутинные социальные технологии характеризуются такими методами воздействия на социальные процессы, которые основаны на прошлом опыте, отличаются малой наукоемкостью, не мотивируют социальный объект, социальную систему к переменам, изменениям.

Особенно важной и ценной является дифференциация социальных технологий по основным задачам, проблемам социальной защиты, различающихся способами оказания помощи нуждающимся. По существу при этом вся практика социальной помощи дифференцируется по особым моделям социальной работы, предусматривающим различные способы оказания помощи нуждающимся.

Специалисты-управленцы выделяют технологии поиска стратегии управления, персонального менеджмента, социального моделирования и прогнозирования . Можно выделить технологии информационно-внедренческие, обучающие, инновационные, технологии прошлого опыта.

Информационные социальные технологии представляют собой оптимизацию самого информационного процесса, его воспроизводства и функционирования. Интеллектуальные социальные технологии направлены на развитие и стимулирование мыслительной деятельности людей, развитие их творческих способностей. Исторические технологии предполагают осмысление исторического опыта по законам социальной технологизации, т.е. технологизацию исторических знаний как условия политического, экономического, духовного и социального диагностирования (опыт реформ). Демографические технологии изучают и вырабатывают способы механизма воспроизводства населения, изменения его численности, состава и размещения и т.д.

В структуре управленческих технологий особое место занимают административно-управленческие технологии как способы непосредственного (прямого) оперативного воздействия на управляемый объект. Ясно, что последний вид технологий (как и многие другие) тесно связан с осуществлением задач социальной работы. К такого рода технологиям можно также отнести психологические технологии как способы воздействия на психологические процессы, свойства, явления, отношения, установки, характер, реакции, волю личности, межличностные взаимоотношения.

Как известно, объекты социальной работы довольно разнообразны: пенсионеры, инвалиды, дети, подростки с девиантным поведением, бездомные, мигранты, неполные или многодетные семьи и т.д.

Теоретические работы и практический опыт выявили целый ряд направлений (видов) социальной работы с перечисленными (и другими) группами населения : социальный контроль и социальная профилактика, социальная терапия и социальная реабилитация, социальная помощь и защита, социальное страхование и социальное обслуживание в сфере быта, социальное попечительство и социальное посредничество и др. Эти виды социальной работы и являются основными ее направлениями, главными технологиями. Они, безусловно, очень тесно связаны между собой, но в то же время относительно автономны, специфичны по целевому назначению и функциональному содержанию.

Один из многих примеров - социальное обслуживание на дому пенсионеров. К надомным услугам, гарантированным государством, относятся:

организация питания и доставка продуктов на дом; помощь в приобретении медикаментов, товаров первой необходимости;

содействие в получении медицинской помощи и сопровождение в медицинские заведения;

помощь в поддержании условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями;

организация различных социально-бытовых услуг (ремонт жилья, обеспечение топливом, обработка приусадебных участков, доставка воды, оплата коммунальных услуг и др.);

помощь в оформлении документов, в том числе для установления опеки и попечительства, обмена жилья, помещения в стационарные учреждения органов социальной защиты населения;

содействие в организации ритуальных услуг и погребении одиноких умерших.

По субъекту социальной работы (в частности, это социальные службы различных уровней и направлений), можно различать социальные технологии и по этому показателю.

Например, можно выделить социальные технологии - "внешние" по отношению к клиенту: государственное вмешательство, помощь общественных и других организаций, частных лиц. Главное их содержание заключается в создании человеку, группам (слоям) людей таких условий, чтобы они самостоятельно решали свои проблемы (пример - создание рабочих мест на предприятиях для инвалидов).

От "внешних" технологий отличаются социальные технологии (т.е. способы, действия), осуществляемые самими клиентами (например, создание собственного дела, откладывание определенной доли дохода (процента) для социального страхования и др.).

К числу этого типа технологий (само- и взаимопомощи) можно отнести те действия, приемы, способы, которые используют социальные работники, решая проблемы своих клиентов.

Необходимо разграничивать социальные технологии, применяемые в России, и социальные технологии, применяемые за рубежом, в силу разных условий жизни, уровня экономического развития, культурных традиций и других особенностей.

Возможна типологизация социальных технологий и по другим критериям.

Социальная технология - совокупность методов и приёмов, позволяющих добиваться результатов в задачах взаимодействия между людьми, то есть по сути социальная технология - это структура коммуникативных воздействий, изменяющих социальные системы или ситуации.

В более широком смысле, социальная технология - последовательность этапов социального взаимодействия, в ходе которой каждый субъект, участвующий во взаимодействии, реализует собственную управленческую стратегию по отношению к другим и формирует социальную действительность.

В нашей стране о социальных технологиях в управлении стали говорить еще в начале ХХ века применительно к управлению производством в рамках научной организации труда. Управление производством российские ученые рассматривали в органическом единстве общетеоретических и прикладных исследований. В Советском Союзе разработка и внедрение социальных технологий возобновились в середине 60-х годов.

Они осуществлялись по следующим направлениям:

Социальное планирование;

Разработка комплексных программ развития городов, регионов и отраслей;

Социальное проектирование решения стандартных социальных проблем;

Управленческое консультирование.

Само понятие «социальная технология» вошло в употребление управленческих наук лишь в 70-80-е годы ХХ столетия. Теория социальных технологий, выросшая на базе промышленной социологии, социологии труда, социологии организаций, связана с работами таких известных отечественных социологов, как И.В. Бестужев-Лада, А.Г. Здравомыслов, А.А. Зворыкин, В.Г. Подмарков, Ж.Т. Тощенко, В.А. Ядов и др. В разработке теоретико-методологических основ социальных технологий важную роль сыграл исследовательский проект «Социальная организация промышленного предприятия», осуществленный под руководством Н.И. Лапина.

Одно из первых определений социальной технологии принадлежит советскому философу В.Г. Афанасьеву, который определил ее как перевод абстрактного языка науки, отражающего объективные закономерности развития общества, на конкретный язык нормативов, решений, предписаний, регламентирующих и стимулирующих людей на достижение поставленных целей.

В современной отечественной науке социальная технология управления рассматривается в двух аспектах: как программа, содержащая процедуры и операции, и как деятельность, включающая совокупность методов и способов целенаправленного воздействия на социальные процессы и системы для достижения поставленных целей. Важность технологии заключается в том, что она рационализирует управление, включая в него только те операции, которые наиболее эффективны в достижении поставленной цели. Все социальные технологии обладают следующими основными признаками: разграничение управленческого процесса на внутренне взаимосвязанные этапы; поэтапность действий по достижению целей и однозначное выполнение технологических процедур. Технологизация является одним из направлений оптимизации социального управления. Социальные технологии применяются для управления людьми, социальными явлениями, социальными процессами и социальными системами. В зависимости от иерархии социальных систем, процессов и явлений выделяют три группы технологий: макротехнологии (глобальные) управления на уровне общества и его основных сфер; мезотехнологии на уровне управления региональными структурами, общественными институтами, организациями и микротехнологии на уровне управления небольшими объединениями людей и самоорганизации личности.

В отечественной литературе обычно выделяют четыре типа социальных технологий:

Технологии формирования социальных систем, связанные с социальным проектированием;

Технологии решения социальных проблем и поддержания стабильности социальных систем, основанные на методах управления;

Технологии преобразования и развития социальных систем, в их основе - игры открытого типа;

Технологии защиты социальных систем, базирующиеся на методах социальной борьбы.

В отечественной управленческой практике наибольшее распространение получили социальные технологии в сфере выработки управленческих решений, повышения эффективности социальной коммуникации и управленческого воздействия и подбора и расстановки кадров.

Социальные технологии различают в тесной зависимости от сфер общественной деятельности, в которых используются.

Социальные технологии могут быть:

· собственно социальными (достижение социальной справедливости, защита незащищённых слоёв населения);

· экономическими (оценка способностей человека; интеллектуальная оптимизация труда работника; «рядовой выходит в управленцы», иными словами, персонал получает власть и ответственность);

· управленческими (развитие управленческих систем и порядка коллективной деятельности организаций; выделение личной стратегии);

· политической (гарантии дальновидности и взвешенности политических решений);

· духовной сфере (культурные запросы и интересы людей; реагирование на тенденции, связанные с общественной и культурной жизнью; наличие экономических предпосылок для решения существующих проблем).

Социальные технологии, которым все более уделяется внимание на государственном уровне, в свою очередь, могут быть связаны с работой с обществом в целом, с семьёй, подрастающим поколением, женщинами, пенсионерами, с технологиями социального предвидения, адаптации, творческого развития, профилактического значения и экономической поддержке людей, а также социально-педагогические, социально-психологические, социально-медицинские.

Формирование политики, определяемой современным обществом и проводимой современным государством, возможно только на основе технологизации, предусматривающей максимально эффективное и целесообразное использование ресурсов и средств.

Технологизация социальной деятельности. Значение технологизации заключается прежде всего в том, что она придает человеческой деятельности более рациональный характер, отвечает субъективному стремлению человека определить тот естественный алгоритм, который облегчит его деятельность и повысит ее эффективность.

Технологизация социальных процессов включает в себя:

1) разделение процесса на внутренне взаимосвязанные этапы, фазы, операции;

2) поэтапную координацию действий, направленных на достижение искомого результата;

3) однозначность выполнения включенных в технологию процедур и операций.

Технологизация как разработка и использование определенной совокупности приемов и способов воздействия на объект (процесс) базируется на технологиях, а социальная технологизация - на социальных технологиях.

Необходимо учитывать и тот факт, что технологизация возможна при наличии следующих условий: объект обладает определенной степенью сложности, известны элементы его структуры, особенности их строения и закономерности функционирования; субъект управления способен формализовать реальные процессы и представить их в виде показателей, операций, процедурой, что весьма важно, создать инновационную среду для воспроизводства и обеспечить необходимый уровень управления.

Билет № 21: Виды социальной информации, их природа и свойства. Cбор и переработка информации, ее эффективное использование – необходимый компонент управления. Информация, используемая в управлении обществом, по самой своей природе, социальная. Отражая общественные отношения (в широком смысле), отношения и процессы любого типа и уровня, она является высшим, наиболее сложным и многообразным типом информации.

Социальная информация - совокупность знаний, сведений, данных и сообщений, которые формируются и воспроизводятся в обществе и используются индивидами, группами, организациями, различными социальными институтами для регулирования социального взаимодействия, общественных отношений и процессов.

Важно подчеркнуть, что информация, которой располагает человек, может быть обыденной, эмпирической, позволяющей человеку ориентироваться в своей повседневной жизни, и систематизированной, научной. К информации предъявляются следующие требования:

1. Ценность информации. Чем важнее задача, которую решает человек, тем ценнее информация, требуемая для ее решения.

2. Доступность информации. Например, если тот или иной текстовый материал есть во Всемирной паутине, а у Вас есть подключение к сети Интернет, то получить информацию проще, чем если бы текст был представлен в какой-нибудь библиотеке, до которой еще надо добраться.

3. Понятность информации. Сообщение на японском языке может быть непонятно для россиянина, даже если содержит ценную информацию.

4. Полнота информации. Достаточность информации для решения определенного спектра задач.

5. Избыточность информации.

7. Актуальность. Информация может иметь значение лишь в определенный момент времени.

8. Объективность. Чем меньше зависит содержание информации от того, кто ее получил и обработал, тем она более объективна.

Виды социальной информации:

Информация классифицируется по различным основаниям:

- по сферам общественной жизни : экономическая, социальная, политическая, духовная, культурная;

- по источникам поступления : внутренняя и внешняя;

- по материальным носител ям: бумажная, электронная, электрическая;

- по формам носителей : СМИ (радио, телевидение), книги, газеты, журналы;

- по периодам использования : справочная, нормативная, переменная;

- по видам основных функций управления : прогнозная, организационная, контрольная, учебная, регулятивная;

- по характеру представления : количественная, качественная.

Что такое социальные технологии? Самый простой ответ: набор приемов, позволяющих воздействовать на определенную ситуацию или в целом. Если говорить развернуто, то понятие включает целую структуру коммуникативных методов, которые используются для управления обществом или собственным окружением. Социальные технологии позволяют формировать нужную действительность, управлять другими в своих интересах. Изучает их наука, которая называется «управленческий консалтинг».

В зависимости от сферы, в которой эти технологии применяются, они различаются на:

  • Собственно социальные. Такие технологии складывались исторически. Их проще всего объяснить при помощи пословиц. «Без труда не выловишь рыбку из пруда». «Кто не работает, тот не ест». Эти социальные технологии подразумевают заботу о незащищенных слоях, формирование социальной справедливости.
  • Экономические. Имеют в виду правильное распределение рабочей силы на основании оценки способностей и возможностей каждого сотрудника, распределение управленческих обязанностей для интеллектуальной оптимизации труда.
  • Управленческие. Сюда входят методы создания стратегии руководителей, повышение коллективной ответственности, развитие эффективных управленческих систем.
  • Политические. Именно от них зависят гарантии правильности и оптимальности политических решений, влияющих на жизнь социума.
  • Социальные технологии Они определяют предпосылки для решения общественных проблем, учитывают тенденции, влияющие на культурную жизнь.

На сегодняшний день наше государство развивает технологии социальной работы, связанные с улучшением жизни семьи, незащищенных слоев (пенсионеров, инвалидов, детей). Разрабатываются и внедряются технологии предвидения социального развития, адаптации, социально-медицинские, педагогические и прочие.

Особенно важными все представители научных кругов считают технологии социальной работы с семьей, ведь именно в этой ячейке общества люди проводят большую часть жизни. И именно семья в первую очередь формирует личность, потребности, поведение и стремление человека.

Такие технологии разрабатываются специально для разных категорий. В частности, выделяются социальные технологии по работе со следующими семьями:

  • находящимися в социально опасном положении;
  • многодетными;
  • неполными;
  • имеющими ребенка-инвалида и т.п.

Особое внимание уделяется защите детей, которые подвергаются сексуальному, физическому или нравственному насилию.

Если попытаться классифицировать виды социальных технологий, то придется выделить несколько критериев.

Так, по степени известности они делятся на классические (традиционные) и инновационные, т.е. разработанные с учетом современных представлений и возможностей.

Технологии могут охватывать конкретный регион или всю страну, поэтому их можно разделить на глобальные, направленные на решение общечеловеческих проблем, и региональные, учитывающие особенности региона.

Некоторые социологи предлагают такую классификацию технологий:

  • связанные с жизнедеятельности общества;
  • определяющие административно-властное регулирование;
  • информационное обеспечение;
  • связанные с духовным и культурным развитием;
  • обеспечивающие стабильное социальное функционирование.

Кроме вышесказанного понятие «социальные технологии» может рассматриваться как направление профессиональной деятельности. В таком случае целесообразно выделить ряд действий, направленных на упреждение и устранение негативных К ним относятся определенные методы воздействия:

  • административный;
  • управленческий;
  • экономический;
  • педагогический;
  • юридический;
  • психологический.

Эти методы относятся к инструментарию Они помогают достигать поставленных целей.

Социальная технология - совокупность методов и приёмов, позволяющих добиваться результатов в задачах взаимодействия между людьми.

Более широко социальную технологию можно определить как последовательность этапов социального взаимодействия, в ходе которой каждый субъект, участвующий во взаимодействии, реализует собственную управленческую стратегию по отношению к другим и формирует социальную действительность. Социальные технологии используются, в частности, в таком особом виде социальной инновационной деятельности как управленческий консалтинг.

Можно выявить социальную технологию как строение коммуникативных воздействий, которые изменяют социальные ситуации или социальные системы, в том числе отдельного человека как единую социальную систему.

Виды социальных технологий

Виды социальных технологий отличаются в зависимости от того в каких формах общественной жизни они реализуются в следующих сферах:

§ экономической:

§ оценка потенциала каждого человека;

§ интеллектуальное развитие его труда (чтобы лучше и прибыльнее работал);

§ «рядовой выходит в управленцы» (персонал должен управлять);

§ управленческой:

§ развитие систем управления и систем коллективной деятельности организаций (фирм, компаний);

§ формирование личной управленческой стратегии, позволяющей формировать социальную действительность;

§ политической:

§ предполагает взвешенность политических решений, проявление политической дальновидности;

§ сегодня мы плохие технологи и политики;

§ социальной:

§ социальная технология направлена на социальную справедливость (мера труда должна соответствовать мере потребления);

§ труд должен вознаграждаться по заслугам;

§ рассматривается демографическая политика, семейно - бытовые отношения, их влияние на развитие общества;

§ создание условий для социально незащищённых групп населения;

§ духовной сфере:

§ развитие культурных запросов и склонностей каждого человека;

§ умение и гибкое воздействие на тенденции, происходящее в сфере образования, науки, литературы и искусства;

§ взаимодействие национальной культуры, изучение спектра проблем общественного сознания;

§ материальные вопросы, наличие экономических предпосылок для решения возникших проблем.

Социальные технологии достаточно разнообразны, их классификация выделена многообразием социального мира определенной страны, и зависит от модели самой социальной работы в рамках которой можно вести речь и о применяемых технологиях. Технологии, которым все более уделяется внимание как на уровне государственном, так и со стороны неправительственных организаций:

Технологии социальной работы с семьей

Технологии социальной работы с молодежью

Технологии социальной работы с детьми, подростками

Технологии социальной работы с женщинами

Технологии социальной работы с пожилыми людьми

Технологии социального предвидения

Технологии экономическая поддержка населения

Технологии социально-педагогические

Технологии социально-психологические

Технологии социально-медицинские

Технологии связи с общественностью

Технологии адаптационные

Творческие технологии

Технологии профилактического значения

Class=WordSection2>

2. Технологии воздействия

Социальное управление представляет собой управление процессами и явлениями социальной сферы общественной жизни. Оно осуществляется при помощи комплекса методов целенаправленного воздействия на индивидов или их группы. Характер воздействия может быть прямым, через мотивы и потребности, систему ценностей, а также окружающую среду. Социологический подход предполагает выделение целенаправленного управляющего воздействия (целеполагания и целеосуществления), социальную самоорганизацию и как результат организационный порядок

Социальные технологии в широком смысле – это особый вид социальной теории. Социальные технологии присутствуют практически во всех сторонах социальной динамики: индивидуального взаимодействия, группового и межгруппового взаимодействия.

Понятие «Социальные технологии как технологии вообще» имеет, по крайне мере, два значения. С одной стороны, социальные технологии – это, прежде всего, процесс целенаправленного воздействия на социальный объект, обусловленный необходимостью и потребностью получения заданного результата, и в этом плане технологичность воздействия ассоциируется с такими понятиями, как этапность, процедурность, операциональность

Исходя из такого видения, социальные технологии можно охарактеризовать как определенную прагматику, которая выстраивает в один рад цель, средство и результат. Правда, координация и субординация, средств и результатов не так уж проста и предполагает вариативность, учет множества факторов, моделирования, и проектирования, систему критериев и оценок, социальные версии и сценарии, идентификаторы, методы диагностики и т.д. В любом случаи указанная система имеет свои собственные конституирующие и формообразующие факторы.

С другой стороны, социальные технологии – это специфическая теория, наука, исследующая процессы целенаправленного воздействия на социальные объекты, разрабатывающая эффективные способы и приемы такого воздействия. Причем под социальным объектом, может быть социальное отношение, а также социальное взаимодействие, социальная группа, социальный институт, либо социальная организация. Характер воздействия, его технологичность определяется той системой операций направленного воздействия, которая основывается на социальном и социологическом знании объекта.

В соответствии с этим различают базовые и частные социальные технологии. К первым можно и нужно отнести технологии стратегического проектирования социального объекта.

Если попытаться раскрыть смысл базовых социальных технологий, то здесь следует сказать о гармонизации индивидуального личного и общественного значимого, выдвижении таких социальных технологий, которые по своей природе гуманистичны и обеспечивают развитие творческих способностей и активностей социального субъекта.

Частные социальные технологии – разновидность форм тактико-оперативного воздействия на социальный объект. Это социальное конструирование, практически – предметное урегулирования отношений и операций, оптимизирования социального взаимодействия на разных условиях. Думается что указное разделения на базовые и частные социальные технологии не синоним технологии второго и первого уровней. Они определяют собой разные формы социальной самоорганизации и, соответственно, разные цели, средства и методы. Все эти уровни, способы и методы порою трудно развести.

Рассмотрим в данной статье более подробно технологий управления. На рисунке 1. приведен один из вариантов технологии управления социальными объектами. В данной модели все технологии разделены на пять взаимосвязанных групп.

Рисунок 1. Вариант технологии управления социальными объектами .

Группа первая универсальные технологии – технологии системного анализа. Эти технологии применимы не только в управлении, но и во всех сферах деятельности человека. Они позволяют организовывать эту деятельность, придать ей целенаправленный характер.

Группа вторая стандартные технологии управления. Эти технологии также носят универсальный характер (всеобщий) и применимы не только на всех стадиях управленческой деятельности, но и во всех сферах жизни человека.

Группа третья технологии коммуникации. В связи с тем, что управление реализуется через субъект и объект управления, оно невозможно без общения.

Четвертая группа технология реализации власти, в данном случае управление реализуется через систему руководства и подчинения.

Пятая группа психотехнологии управления людьми, реализуется через скрытое управление.

3. Методы управления

Метод управления - это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения целей.

При решении менеджером той или иной задачи различные методы предоставляют в его распоряжение систему правил, приемов и подходов, сокращающих затраты времени и других ресурсов на постановку и реализацию целей.

Рассматриваемые нами методы менеджмента применяются по отношению к трудовым коллективам в целом и отдельным работникам в частности. Такой подход связан с общей концепцией менеджмента как целенаправленного воздействия на управляемые объекты, в качестве которых выступают гостиничные предприятия, организации, объединения и коллективы трудящихся.

Множественность методов менеджмента и разные подходы к их классификации осложняют задачу выбора тех из них, которые окажутся наиболее эффективными при решении конкретных управленческих задач. Разнообразие методов управления вызывает необходимость упорядочения всей их совокупности при помощи классификации по определенным критериям. Характеризуя методы управления, необходимо раскрыть их направленность, содержание и организационную форму.

Направленность методов управления означает их ориентацию на определенный объект управления (фирму, отдел, подразделение, компанию и т.д.).

В практике управления гостиничными предприятиями одновременно применяют различные методы и их сочетания.

Следует отметить, что в экономической литературе нет единого толкования содержания, объекта воздействия и классификации методов управления. Но вне зависимости от способа классификации все методы управления органически дополняют друг друга. Ведь их направленность всегда одна - на людей, осуществляющих различные виды трудовой деятельности. В конкретном методе управления определенным образом сочетаются и содержание, и направленность, и организационная форма. С учетом этого можно выделить следующие методы управления:

1. экономические;

2. организационно-административные;

3. социально-психологические.

Организационная форма методов управления - способы воздействия на конкретно сложившуюся ситуацию. Воздействие может быть прямым (непосредственным) или косвенным (постановка задачи и создание стимулирующих условий).

Заключение

Подводя некоторые итоги, можно констатировать, что социальные технологии являются в настоящее время одним из самых притягательных объектов исследования социологии, педагогики, психологии, управления персоналом, менеджмента.

Социальные технологии – элемент человеческой культуры, зависящий от менталитета народа и его языка. Социальные технологии возникают в процессе эволюции человеческого общества или создаются искусственно. Они классифицируются в зависимости от направленности во внутреннюю и внешнюю среду организации на социальные технологии, направленные на трансформацию внешней среды предприятия, и социальные технологии, направленные во внутреннюю среду предприятий и организаций.

Под влиянием различных теорий социальной работы, сформировалось множество классификаций социальных технологий. Она может быть осуществлена по различным основаниям: видам, уровням, сферам применения и т.д.

Строение классификации социальных технологий осуществляется на основании принципов.

Особенно важной и ценной является дифференциация социальных технологий по основам задачам, проблемам социальной защиты.

Были выделены специалистами-управленцами технологии поиска стратегии управления, персонального менеджмента, социального моделирования и прогнозирования.

Список используемых источников

1. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. 2-е изд., доп. и перераб.- М.: Прометей, Юрайт, 2000.

2. Наймушин А.И. Социальные технологии в СКСТ. Материалы для изучения. Электронный вариант. Уфа. ЛОТ УТИС. 2001.

3. Энциклопедический социологический словарь. М., 2005.

4. Иванов В.Н. Социальные технологии в современном мире. М., 2006

5. Толковый словарь по социальным технологиям. М., 2004.

7.Социальные технологии. Толковый словарь. М. - Белград, 2005.

8. Никредин Г.Д. и др. Технологическое управление социальными процессами. Учебное пособие. Том 1. Поисковая модель словаря-справочника. Уфа. 2007.– 296с.
9. Социальные технологии: Толковый словарь/ Отв. ред. В.Н.Иванов. Москва–Белгород: Луч–Центр социальных технологий, 2005.– 309с.

10. Технологии социальной работы.: Учебник под общ. ред. проф. - Е.И. Холостовой. - М.: Инфра-М, 2001.

Актуальность проблем разработки и внедрения эффективных технологий в социальной работе, как и в других сферах жизнедеятельности человека, обусловлена усложнением и динамичностью современных социально-экономических и духовно-нравственных процессов. Решение объемных и разноплановых задач требует их дробления, выработки соответствующей стратегии и тактики, иными словами – технологизации. Технологизация социальных процессов включает:

  1. разграничение, разделение, расчленение процесса на внутренне взаимосвязанные этапы, фазы, операции
  2. координацию и поэтапность действий, направленных на достижение поставленной цели
  3. однозначность выполнения включенных в технологию процедур

Социальные технологии обычно понимаются в двух аспектах:

  • как способы применения теоретических выводов той или иной науки в решении практических задач
  • как совокупность приемов, методов и воздействий, которые применяются для достижения поставленных целей в процессе социального развития, для решения тех или иных социальных проблем

Социальные технологии весьма многообразны, отличаются друг от друга по содержанию, могут быть классифицированы по различным критериям:

  • глобальные социальные технологии (по масштабности)
  • инновационные социальные технологии, рутинные (по качеству)
  • региональные (территория)
  • универсальные (глобального моделирования): вопросы сохранения мира, природы, обеспечение населения Земли продовольствием, материальными средствами и т.д.
  • информационные
  • интеллектуальные
  • исторические
  • демографические
  • социальные технологии согласия
  • социальные технологии разрешения конфликтов
  • политические
  • административно-управленческие
  • психологические
  • психофизиологические

Применительно к социальной работе социальные технологии трактуются как совокупность приемов, методов воздействий, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями социального обслуживания и социальными работниками для достижения поставленных целей в процессе осуществления социальной работы, для решения разного рода социальных проблем, обеспечения эффективности реализации задач социальной защиты населения.

В теории и практике социальной работы выделяют основные и частные виды технологий. Часто их называют направлениями и в один блок включают:

  • социальную диагностику
  • социальную профилактику
  • социальный надзор
  • социальную коррекцию
  • социальную терапию
  • социальную адаптацию
  • социальную реабилитацию
  • социальное обеспечение
  • социальное страхование
  • социальную помощь
  • социальную опеку
  • социальное консультирование
  • социальную экспертизу
  • социальное попечительство
  • социальное нововведение
  • социальное посредничество и подвижничество
  • и т.п.

Технологии социальной работы базируются как на учете интересов индивида, его потребностей, ценностных ориентаций, так и социальных условий, способствующих или ограничивающих раскрытие и использование внутренних сил клиента, они ориентируют социальных работников и социальные службы на целостный подход к человеку.

Наряду с основными технологиями (социальная диагностика, социальная профилактика, социальная адаптация, социальная реабилитация), выделяют частные технологии. Они касаются работы с конкретными группами людей, нуждающихся в социальной защите (инвалиды, пенсионеры, безработные, беженцы и т.п.).

Технологии в социальной работе различаются по своему уровню:

  • простые, доступные неспециалистам
  • сложные, требующие квалификации специалистов в разных областях

Важное место в социальной работе занимают психологические методы:

  • психодиагностика
  • психологическая консультация
  • психологический отбор (для профопределения)
  • социально-психологические тренинги и аутотренинги
  • психологическая коррекция
  • методы психотерапии
  • и др.

В данном параграфе мы рассмотрим только основные технологии, которые выступают теоретико-методологической основой всех других технологией и направлений социальной работы.

Диагностика – это изучение социальных мотивов и причин, а также исследование социальных проблем, которые создают затруднительную жизненную ситуацию для индивида, семьи, группы.

Структура социальной диагностики включает:

  • изучение социально-психических и возрастных особенностей людей
  • определение их способностей и интересов
  • изучение профессиональных интересов и условий жизни этих людей, круга их общения, анализ социального климата их жизнедеятельности
  • выявление позитивных и негативных влияний на индивида со стороны социального окружения

В целях диагностирования могут быть использованы различные методы:

  • опросы
  • наблюдение
  • изучение существующих письменных материалов
  • и т.д.

Социальная диагностика основывается на ряде принципов. Коренным из них является принцип объективности, сущность которого состоит в правдивом, непредвзятом рассмотрении социальных явлений, исключающем любые искажения действительности в личных, групповых или ведомственных интересах.

Важное значение имеет принцип причинной обусловленности, который помогает выяснить закономерности возникновения, развития и функционирования отдельных фактов и событий, находящихся в поле зрения социального работника.

При проведении социальной диагностики весьма важным является обеспечение комплексного подхода, т.е. учета того, что социальная сфера представляет собой сложное переплетение множества человеческих поступков, отношений, действий и т.д. и необходимости увязки конкретных данных со всем комплексом проблем.

Принципы научной обоснованности и подтверждаемости особенно важны, ибо за каждым решением, принятым на основе социального диагноза, стоит жизнь конкретных людей, их судьбы.

Социальная диагностика теснейшим образом связана с профилактической работой.

Профилактику можно определить как предупреждение и устранение причин и факторов, вызывающих различного рода социальные отклонения.

Социальная профилактика направлена на предотвращение возможных физических, психологических и социокультурных коллизий у отдельных индивидов и групп риска; сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей; содействие им в достижении поставленных целей и раскрытии их внутренних потенциалов.

Профилактические мероприятия важны во всех сферах жизнедеятельности людей. Профилактика является обязанностью, важнейшей составляющей повседневной работы всех социальных учреждений и организаций. Вместе с тем работа педагогических коллективов, учреждений культуры, медицины, физкультуры и спорта, органов охраны порядка, молодежных организаций, детских организаций по сути своей есть профилактическая работа (в широком смысле слова). Социальное научение, формирование социального идеала, социальных навыков и умений, социальных чувств, социализация личности, развитие здоровых эстетических и нравственных потребностей, вкусов, ценностных ориентаций и др. социально значимых качеств личности – все это поле деятельности различных социально-культурных органов и организаций.

Все формы и методы воспитания могут быть использованы в профилактической работе. Но «опорными пунктами» ее можно было бы назвать:

  • очищение социальной среды от «всякой скверны»
  • утверждение принципа справедливости
  • развитие интеллектуального богатства и творчества
  • утверждение благоприятного социально-психологического климата
  • утверждение здорового образа жизни (духовного, психологического, физического)

Наряду с официальными образовательно-воспитательными органами и организациями социально-духовной сферы важную роль играют специальные социальные центры и социальные службы, способные оказать как специализированную, так и комплексную помощь населению. Направление их деятельности может быть самым разнообразным: от возможной материальной помощи до вопросов медико-психологической помощи, человеческих бесед, простого человеческого внимания и подсказки, как жить дальше.

Социальную адаптацию определяют как процесс активного освоения личностью или группой новой для нее социальной среды. Адаптация - это и результат активного приспособления индивида, слоя, группы к условиям этой новой среды.

Выделяют две формы социальной адаптации:

  • активная, когда сам человек пытается воздействовать на среду в целях ее изменения и включения в эту измененную среду через изменение каких-то ценностей, форм взаимодействия и деятельности
  • пассивная, когда субъект не стремится изменять социальную среду, а постепенно включается в ту среду, в которой он оказался

Как процесс, социальная адаптация, включает четыре степени адаптированности личности в новой социальной среде:

  • Начальная стадия – стадия, когда индивид знает, как он должен вести себя в данной новой среде, но в своем сознании пока не признает ее ценностей и может даже что-то отвергать.
  • Вторая степень или стадия – это стадия терпимости, когда индивид и новая среда проявляют взаимную терпимость к системам ценностей и образцам поведения друг друга.
  • Третья степень – аккомодация или признание и принятие индивидом основных систем ценностей новой среды при одновременном признании некоторых ценностей индивида его новой средой.
  • Четвертая стадия – это ассимиляция, т.е. полное совпадение систем ценностей индивида и среды.

Процесс социальной адаптации включает в себя две характерные стороны: объективную и субъективную. Объективный процесс социальной адаптации заключается в том, что человек со дня своего рождения приобретает различные социальные свойства, отражающие его место в системе общественных отношений. С детства и до самой смерти идет непрерывный процесс усвоения и развития механизмов адаптации, в формировании которого активное участие принимает окружающая социальная среда.

Субъективный процесс социальной адаптации непосредственно связан с его личными качествами, взглядами, убеждениями. Потому важным компонентом социальной адаптации является согласование целей, притязаний, ценностных ориентаций индивида, его личных возможностей со спецификой социальной среды, со способностью к их реализации в конкретной социальной ситуации.

Социальная адаптация является одной из важнейшим сторон процесса социализации. Но если социализация представляет собой постепенный процесс формирования личности в определенных социальных условиях, то понятие «социальная адаптация» подчеркивает активное освоение человеком или группой новой социальной среды в относительно короткий промежуток времени.

В качестве основных механизмов социальной адаптации следует выделить социальную деятельность, социальное общение и социальное самосознание личности.

Процесс социальной адаптации характеризуется таким понятием как адаптационный потенциал, представляющий собой степень скрытых возможностей субъекта оптимально включаться в новые или изменяющиеся условия окружающей среды. Он связан с адаптивной подготовкой – накоплением человеком такого потенциала в процессе особым образом организованной деятельности по приспособлению к социальным условиям. Успешная адаптация характеризуется высоким социальным статусом индивида, его психологической удовлетворенностью средой в целом или ее наиболее важными элементами.

Внешние трудности, болезнь, состояние затяжной экстремальности, голод и т.д. снижают адаптационный потенциал индивида, и при встрече с ситуацией, угрожающей его жизненным целям, может возникнуть дезадаптация, следствием которой становятся перемещения субъекта в другую социальную среду, возможная текучесть кадров, миграция, разводы, различные формы девиантного поведения – алкоголизм, наркомания, проституция и т.д. Поэтому важным направлением современной социальной работы является реадаптация, т.е. восстановление адаптационных способностей личности.

Особую роль в восстановлении полнокровной социальной жизнедеятельности человека играет социальная реабилитация, главной целью которой выступает восстановление социального статуса личности, обеспечение социальной адаптации в обществе, достижение материальной независимости. Социальная реабилитация представляет собой комплекс мер, направленных на восстановление общественных связей и отношений, разрушенных или утраченных индивидом вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма (инвалидность), изменения социального статуса (пожилые граждане, беженцы, вынужденные переселенцы, безработные), девиантного поведения личности (лица, страдающие наркоманией, алкоголизмом, освободившиеся из мест заключения и т.п.).

Социальная реабилитация проходит несколько этапов:

  • Первый этап – медицинский. Здесь главной задачей является профилактика или инвалидности, или психического дефекта.
  • Второй этап – это реадаптация. Он включает комплекс мероприятий, направленных на приспособление на том или ином уровне к условиям внешней среды. На этом этапе преобладают психолого-социальные методы воздействия, направленные на стимуляцию социальной активности пациента. Конкретно сюда можно отнести такие методы воздействия как трудотерапия, специальная педагогическая работа, направленная на то, чтобы индивид овладел необходимыми навыками и умениями по самообслуживанию. Важно выработать психологическую, психическую уверенность человека в собственной полноценности.
  • В-третьих, психологический вид работы, а именно, воздействие психолога, врача с целью преодоления в сознании индивида чувства безысходности и бесполезности. Крайне необходимо вселить веру в благополучный исход в любой сложной жизненной ситуации.
  • В-четвертых, это профессиональное обучение или переобучение другим доступным формам труда. У человека должна быть работа, которая помогает ему быть уверенным в том, что он является полноправным членом общества. Работа дает возможность человеку проявить свою социальную активность, помогает возродить свою способность к творческой деятельности и таким образом включиться в социальную среду, реабилитировать себя в собственных глазах и в глазах окружающих.

Следует учитывать, что эффективность социальной реабилитации достигается всем комплексом реабилитационных мер (медицинских, психологических, профессиональных, социальных). Степень их эффективности определяется уровнем социализации клиента, его способностью адаптироваться в обществе.