Виды профсоюзных организаций. Виды современных профсоюзных организаций. Руководитель профсоюзной организации

Проект создания нового профессионального объединения будет презентован в ближайший четверг в Москве. Его главным отличием от ФНПР Михаила Шмакова станет участие в профсоюзах владельцев предприятий, пишет во вторник "Независимая газета" .

Профессиональные союзы (профсоюзы) - добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Правовую основу создания и деятельности профсоюзов составляют Конституция РФ (ст. 29), Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" от 12 января 1996 г., а также нормы Трудового кодекса РФ.

Все профсоюзы пользуются равными правами . Каждый, достигший возраста 14 лет и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право по своему выбору создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов. Это право реализуется свободно, без предварительного разрешения.

1. Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР)

Образована в 1990 году. Объединяет 41 общероссийский профсоюз на правах членских организаций и 6 профсоюзов, строящих свои взаимоотношения с ФНПР на основе договоров. На территории РФ действуют 79 территориальных объединений организаций профсоюзов, которые наряду с отраслевыми профсоюзами являются членскими организациями ФНПР. В общей сложности членские организации ФНПР объединяют около 26 млн. членов профсоюзов (около 95% всех членов профсоюзов в стране).

В рамках ФНПР действуют Ассоциации профсоюзов, объединяющие работников непроизводственной сферы, трудящихся базовых отраслей, рабочих оборонной промышленности, машиностроения, транспорта, действующих в сфере предпринимательства и малого бизнеса.

Высшим органом ФНПР является съезд.

2. Объединение профсоюзов СОЦПРОФ

Было создано в 1989 году. СОЦПРОФ включает в себя общероссийские, межрегиональные профсоюзы, состоящие из территориальных организаций, первичных профсоюзных организаций на предприятиях и их профсоюзных групп, региональные, территориальные профобъединения, а также профорганизации, не входящие в союзы СОЦПРОФ и непосредственно действующие в составе Объединения. Также в состав СОЦПРОФА входят Первичные профсоюзные организации Российского профсоюза студентов "Союз молодежи СОЦПРОФ".

Профсоюзное объединение СОЦПРОФ насчитывает около 1 миллион 570 тысяч
членов и действует в 72 субъектах Российской Федерации.

3. Всероссийский профсоюз работников оборонной промышленности (ОБОРОНПРОФ)

Всероссийский профсоюз работников оборонной промышленности (ОБОРОНПРОФ), образован 19 ноября 1991 г., является преемником созданного 5 сентября 1934 года Союза рабочих машиностроительной промышленности Профсоюза рабочих военно-металлической промышленности, в апреле 1953 года переименованного в Профсоюз рабочих (затем - работников) оборонной промышленности.

Профсоюз является членской организацией Федерации независимых профсоюзов России, Международного объединения профсоюзов работников оборонных отраслей промышленности, Международной Федерации Металлистов и Международной Евроазиатской Федерации Профсоюзов Металлистов "Евразия".

4. Нефтегазстройпрофсоюз РФ

Образован в декабре 1990 г. Членами профсоюза являются работники нефтяной и газовой промышленности. Количество членов достигает 1 млн 400 тысяч человек. Региональные центры профсоюза действуют в 63 субъектах РФ.

Нефтегазстройпрофсоюз сотрудничает с Федерацией независимых профсоюзов России, является членом международных федераций профсоюзов работников энергетической продукции (ICEM ), строителей (IFBWW ), Международной Конфедерации профсоюзов работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства нефтегазового комплекса.

5. Горно-металлургический профсоюз России (ГМПР)
Горно-металлургический профсоюз России - общероссийская общественная организация, объединяющая на добровольных началах более 1 млн человек, занятых в отраслях черной и цветной металлургии. Образован 30 января 1991 года. Является членской организацией Федерации независимых профсоюзов России и Международной федерации металлистов.

6. Федеральный профсоюз авиационных диспетчеров России (ФПАД России)
В августе 1989 года в Ульяновске была создана Всесоюзная ассоциация авиационных диспетчеров. В 1990 году на московском съезде Всесоюзная ассоциация авиационных диспетчеров преобразована в Федерацию профсоюзов авиационных диспетчеров СССР. 1 ноября 1991 году в Москве была учреждена Федерация профсоюзов авиационных диспетчеров России (ФПАД России). После 8-го Съезда ФПАД России 17 октября 2003 года и регистрации Устава ФПАД России в Министерстве юстиции РФ, произошло переименование организации в Федеральный профсоюз авиационных диспетчеров России (ФПАД России).

В состав ФПАД входят 135 первичных организаций, 15 территориальных организаций. Центры ФПАД действуют в 75 субъектах РФ.

ФПАД России входит в состав Общероссийского Объединения профсоюзов гражданской авиации, Общероссийского Объединения профсоюзов "Аэронавигация" и Общероссийского объединения "Федерация профсоюзов России", а также является членом Международной Федерации ассоциаций авиадиспетчеров (IFATCA ).

7. Профсоюз работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ

Образован 15 августа 1990 года. Профсоюз объединяет работников государственных, муниципальных учреждений, органов местного самоуправления, а также коммерческих организаций и организаций общественного обслуживания (банки, страховые кампании, пенсионный фонд, фонд социального страхования и др.), учащихся ведомственных учебных заведений.

Количество членов превышает 1 млн человек.

Профсоюз является членской организацией Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР), Международной федерации профсоюзов работников государственных учреждений и общественного обслуживания. Профсоюзосуществляет сотрудничество с Международной федерацией торговых, банковских, конторских и технических работников (ЮНИ).

8. Профсоюз работников народного образования и науки РФ

Был образован в 1990 году. Профсоюз объединяет 5,5 млн человек, в его структуре 78 республиканских, краевых и областных организаций Профсоюза, 2488 окружных, городских, районных и 96231 первичных профсоюзных организаций.

Профсоюз является общественным некоммерческим объединением граждан, работающих в образовательных учреждениях различных типов и видов, органах управления образованием, организациях, предприятиях и учреждениях образования и науки и обучающихся в образовательных учреждениях профессионального образования независимо от их организационно-правовой формы.

9. Общероссийский профсоюз военнослужащих

Общероссийский профессиональный союз военнослужащих (ОПСВ) был образован 17 января 1992 году. Свою работу профсоюз строит на основе соглашений с руководством федеральных органов исполнительной власти, где законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба.

Согласно Уставу членом ОПСВ может быть любой гражданин из числа проходящих военную службу по контракту или уволенных с военной службы; состоящих на государственной службе в органах внутренних дел Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, таможенных органах Российской Федерации, федеральных органах налоговой полиции, судах и прокуратура и имеющих специальные звания (классные чины); а так же граждан, имеющих специальные звания (классные чины) и вышедших на пенсию; членов семей, указанных категорий граждан, достигших 14 лет, который признает Устав ОПСВ и уплачивает членские взносы.

В настоящее время ОПСВ является самой представительной общественной организацией военнослужащих в стране. Его региональные организации действуют в 80 субъектах Российской Федерации.

10. Профсоюз машиностроителей

В декабре 1991 года был образован Российский профсоюз машиностроителей и приборостроителей, 16 февраля 1995 года образован единый Профсоюз машиностроителей Российской Федерации . Профсоюз объединяет более 450 тысяч работников тяжелого, энергетического, химического, нефтяного, строительно-дорожного машиностроения, станкостроения, приборостроения, инструментальной промышленности, Госстандарта, пенсионеров, учащихся и др.

В профсоюз входит 46 территориальных и около 700 первичных профорганизаций.

11. Российский профсоюз работников атомной энергетики и промышленности (РПРАЭП)

Был образован в марте 1992 года. Объединяет первичные профорганизации государственных унитарных предприятий, организаций, учреждений, учебных заведений, акционерных обществ атомного комплекса страны.

Число членов профсоюза составляет около 500 тысяч человек.

Внутри профсоюза созданы две ассоциации: Ассоциация профсоюзных организаций атомных электростанций и Ассоциация профсоюзных организаций предприятий ядерно-оружейного комплекса.

РПРАЭП тесно сотрудничает с Федерацией независимых профсоюзов России на основе двухстороннего договора. Также по договору РПРАЭП работает с Московской федерацией профсоюзов.

Входит в состав Международной организации энергетиков и горняков, Всемирный совет трудящихся ядерной промышленности и Международную ассоциацию трудящихся энергосектора "Право на энергию".

12. Российский профсоюз работников химических отраслей промышленности (Росхимпрофсоюз)

Был образован в декабре 1990 года Объединяет работников, занятых в химических отраслях промышленности. Число членов профсоюза составляет около 500 тысяч человек.

Профсоюзные центры действуют в 35 субъектах РФ.

Росхимпрофсоюз сотрудничает с такими международными организациями как ICEM , МОТ, Фонд им. Эберта, Международный объединенный профсоюз химиков и др.

13. Всероссийский Электропрофсоюз

Общественное объединение "Всероссийский Электропрофсоюз" является общероссийским профессиональным некоммерческим союзом, действующей на территории большинства субъектов РФ. Он объединяет на добровольных началах граждан - членов профсоюза, работающих в организациях занятых производством, передачей и распределением электрической и тепловой энергии, производством электрических машин и электрооборудования, добычей и агломерацией торфа и иных организаций, связанных с ними деловыми и профессиональными интересами, любых организационно-правовых форм и форм собственности, неработающих пенсионеров этих организаций, а также преподавателей, студентов и учащихся профессиональных учебных заведений.

Среди различных общественных организаций, задействованных в охране здоровья населения, особое место занимают профессиональные союзы (профсоюзы).

Профсоюз - добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

Выделяют разные типы профессиональных союзов:

- первичная профсоюзная организация - добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, на одном предприятии, в одном учреждении, одной организации независимо от форм собственности и подчиненности, действующее на основании положения, принятого им в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза;

- общероссийский профсоюз - добровольное объединение членов профсоюза - работников одной или нескольких отраслей деятельности, связанных общими социально-трудовыми и профессиональными интересами, действующее на всей территории Российской Федерации или на территориях более половины субъектов Российской Федерации либо объединяющее не менее половины общего числа работников одной или нескольких отраслей деятельности;

- общероссийское объединение (ассоциация) профсоюзов - добровольное объединение общероссийских профсоюзов, территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов, действующее на всей территории Российской Федерации или на территориях более половины субъектов Российской Федерации;

- межрегиональный профсоюз - добровольное объединение членов профсоюза - работников одной или нескольких отраслей деятельности, действующее на территориях менее половины субъектов Российской Федерации;

- межрегиональное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов - добровольное объединение межрегиональных профсоюзов и (или) территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов, действующее на территориях менее половины субъектов Российской Федерации;

- территориальное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов - добровольное объединение организаций профсоюзов, действующее, как правило, на территории одного субъекта Российской Федерации либо на территории города или района;

- территориальная организация профсоюза - добровольное объединение членов первичных профсоюзных организаций одного профсоюза, действующее на территории одного субъекта Российской Федерации, либо на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, либо на территории города или района.

Необходимо отметить, что профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны.


Основные права профсоюзных организаций в России регламентируется специальным Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (ФЗ № 10 от 12 января 1996 года в ред. от 24.01.2002 №3-П).

Ниже представлены основные права и задачи профсоюзов.

1. Право профсоюзов на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников.

Профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы представляют и защищают права и интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, а в области коллективных прав и интересов - указанные права и интересы работников независимо от членства в профсоюзах в случае наделения их полномочиями на представительство в установленном порядке.

1.1. Проекты законодательных актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются федеральными органами государственной власти с учетом предложений общероссийских профсоюзов и их объединений (ассоциаций).

Проекты нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются и принимаются органами исполнительной власти, органами местного самоуправления с учетом мнения соответствующих профсоюзов.

Профсоюзы вправе выступать с предложениями о принятии соответствующими органами государственной власти законов и иных нормативных правовых актов, касающихся социально-трудовой сферы.

1.2. Системы оплаты труда, формы материального поощрения, размеры тарифных ставок (окладов), а также нормы труда устанавливаются работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями) по согласованию с соответствующими профсоюзными органами и закрепляются в коллективных договорах, соглашениях.

1.3. Профсоюзные представители вправе беспрепятственно посещать организации и рабочие места, где работают члены соответствующих профсоюзов, для реализации уставных задач и предоставленных профсоюзам прав.

2. Право профсоюзов на содействие занятости.

Профсоюзы вправе принимать участие в разработке государственных программ занятости, предлагать меры по социальной защите членов профсоюзов, высвобождаемых в результате реорганизации или ликвидации организации, осуществлять профсоюзный контроль за занятостью и соблюдением законодательства в области занятости.

3. Право профсоюзов, первичных профсоюзных организаций на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений, коллективных договоров и контроль за их выполнением.

Профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы имеют право на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений и коллективных договоров от имени работников в соответствии с федеральным законом.

Первичные профсоюзные организации, профсоюзы, их объединения (ассоциации) вправе осуществлять профсоюзный контроль за выполнением коллективных договоров, соглашений. В случае нарушения работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), органами исполнительной власти и органами местного самоуправления условий коллективного договора, соглашения, первичные профсоюзные организации, профсоюзы, объединения (ассоциации) профсоюзов и их органы вправе направлять им представление об устранении этих нарушений, которое рассматривается в недельный срок. В случае отказа устранить эти нарушения или недостижения соглашения в указанный срок разногласия рассматриваются в соответствии с федеральным законом.

4. Право профсоюзов на участие в урегулировании коллективных трудовых споров.

Профсоюзы вправе участвовать в урегулировании коллективных трудовых споров, имеют право на организацию и проведение в соответствии с федеральным законом забастовок, собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования и других коллективных действий, используя их как средство защиты социально-трудовых прав и интересов работников.

5. Право профсоюзов на информацию.

5.1. Для осуществления своей деятельности профсоюзы вправе бесплатно и беспрепятственно получать от работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), органов государственной власти и органов местного самоуправления информацию по социально-трудовым вопросам.

5.2. Профсоюзы имеют право пользоваться государственными средствами массовой информации в порядке, определяемом договорами с их учредителями, а также могут быть учредителями средств массовой информации в соответствии с федеральным законом.

6. Право профсоюзов на участие в подготовке и повышении квалификации профсоюзных кадров.

Профсоюзы вправе создавать образовательные и научно-исследовательские учреждения, осуществлять подготовку, переподготовку, повышение квалификации профсоюзных кадров и обучение профсоюзных работников и членов профсоюза.


7. Право профсоюзов на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде.

Профсоюзы имеют право на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде, в том числе по вопросам трудового договора (контракта), рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ, а также подругам социально-трудовым вопросам в организациях, в которых работают члены данного профсоюза, и имеют право требовать устранения выявленных нарушений. Работодатели, должностные лица обязаны в недельный срок с момента получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить профсоюзу о результатах его рассмотрения и принятых мерах.

8. Права профсоюзов в области охраны труда и окружающей природной среды.

Профсоюзы осуществляют профсоюзный контроль за состоянием охраны труда и окружающей природной среды через свои органы, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, а также собственные инспекции по охране труда, действующие на основании положений, утверждаемых профсоюзами. В этих целях они имеют право беспрепятственно посещать организации независимо от форм собственности и подчиненности, их структурные подразделения, рабочие места, где работают члены данного профсоюза, участвовать в расследовании несчастных случаев на производстве (работе), защищать права и интересы членов профсоюза по вопросам условий труда и безопасности на производстве (работе), возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе), а также по другим вопросам охраны труда и окружающей природной среды в соответствии с федеральным законодательством.

В случаях выявления нарушений, угрожающих жизни и здоровью работников, профсоюзные органы в организации, профсоюзные инспектора по охране труда вправе потребовать от работодателя немедленного устранения этих нарушений и одновременно обратиться в Федеральную инспекцию труда для принятия неотложных мер.

9. Другие права профсоюзов.

9.1. Профсоюзы вправе участвовать в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации.

9.2. Профсоюзы имеют равные с другими социальными партнерами права на паритетное участие в управлении государственными фондами социального страхования, занятости, медицинского страхования, пенсионным и другими фондами, формируемыми за счет страховых взносов, а также имеют право на профсоюзный контроль за использованием средств этих фондов. Уставы (положения) этих фондов утверждаются по согласованию с общероссийскими объединениями (ассоциациями) профсоюзов либо с соответствующими общероссийскими профсоюзами.

9.3. Профсоюзы осуществляют организацию и проведение оздоровительных мероприятий среди членов профсоюза и их семей. Размеры средств на эти цели определяются органом управления (правлением) Фонда социального страхования Российской Федерации по представлению соответствующих профсоюзов.

9.4. Профсоюзы вправе осуществлять взаимодействие с органами государственной власти, органами местного самоуправления, объединениями (союзами, ассоциациями) и организациями по развитию санаторно-курортного лечения, учреждений отдыха, туризма, массовой физической культуры и спорта.

Профсоюзы – массовое самоуправляющееся общественное объединение трудящихся определенной отрасли или смежных отраслей, профессиональной группы для защиты и представительства их социальных интересов. Профсоюзы как организация трудящихся имеет ряд особенностей:

это самое массовое объединение трудящихся, доступное для всех. Никаких предварительных условий для вступления в ряды профсоюзов нет. Только признание необходимости объединения и связанной с этим товарищеской дисциплины независимо от уровня квалификации, образования, политических взглядов, пола, возраста, национальности;

это организация, которая по своим целям и интересам находится ближе других общественных организаций к экономике, к производству, то есть к решающей сфере приложения творческих сил человека, где реализуются коренные интересы трудящихся.

Профсоюзы кроме защитной роли, выполняют роль индикатора общественного мнения, служат элементом системы обратной связи для государства, позволяющим ему выверять и корректировать свою социально-экономическую политику. Игнорировать профсоюзы, значит минировать социальное поле и ждать общественных взрывов.

Основными направлениями деятельности профсоюзов являются:

Ведение переговоров по поводу размеров заработной платы . Важнейшими методами, при помощи которых профсоюзы пытаются повысить заработную плату являются:

    профсоюзы могут ограничивать предложение труда, например, введением высоких иммиграционных барьеров или ограничением трудовой нагрузки и др.;

    профсоюзы добиваются повышения обусловленных договором ставок заработной платы, содействуя повышению ее выше точки равновесия;

    профсоюзы могут вызвать сдвиг вверх кривой спроса на труда, например, содействуя установлению высоких импортных таможенных тарифов, защищающих какую-либо национальную отрасль.

Ведение переговоров по поводу других денежных и неденежных условий занятости : оплаты отпуска, медицинского страхования, пенсии, гарантии занятости и условий труда.

Регулирование размера минимальной заработной платы.

Регулирование уровня добровольных увольнений, текучести кадров.

Стимулирование работодателей к повышению профессионального уровня работников, участие в профессиональной переподготовке.

В российском профсоюзном движении выделяют следующие наиболее важные составляющие:

    традиционные (официальные) профсоюзы;

    альтернативные профсоюзы демократической ориентации (Независимый профсоюз горняков);

    локальные профсоюзы – немногочисленные, организационно обособленные в масштабах отдельного города;

    профсоюзы работников негосударственного сектора.

Таким образом, профсоюз является наиболее устойчивой организованной формой социально-экономической связи наемных работников, как правило, одной или смежных профессий, основанной на принципах единства, солидарности, справедливости и направленной на выполнение функций представительства на рынке труда их экономических интересов и обеспечение их социальной защиты.

34. Формирование доходов и виды доходов

Доходы населения представляют собой совокупность денежных и натуральных средств, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный период. Доходы формируются за счет труда работника и других источников. Их роль вжизнедеятельности человека определяется тем. что уровень и структура потребления населения прямо зависят от величины (размера) дохода.

Денежные доходы населения включают все поступления денег в виде оплаты рудаработающих лип. доходов от предпринимательской деятельности, пенсий, стипендий,различных пособий

Натуральные доходы - все поступления продукции, произведенной домашнимихозяйствами для собственного потребления: продуктов земледелия, скотоводства,птицеводства; различных изделий

Соотношение между этими двумя формами периодически меняется, но наиболее распространена денежная форма.

Для характеристики благосостояния населения важное значение имеют совокупные доходы

Совокупный доход является основным показателем материальнойобеспеченности населения, включает все виды денежных доходов, а также стоимостьнатуральных поступлений, полученных от личного подсобного хозяйства и использованных на личное (домашнее) потребление.

Номинальные доходы характеризуют уровень денежных доходов независимо от налогообложения и изменения цен.

Располагаемые доходы - это номинальные доходы за вычетомналогов и других обязательных платежей, т. е средства, используемые населением на потребление и сбережение.

Реально располагаемые доходы (РРД) рассчитываются с учетом индекса цен. Тарифов и представляют собой реальную покупательную способность номинальных доходов. Они рассчитываются следующим образом:

РРД= (НД-НП) х Jneд. (1)

где НД - номинальные доходы (руб.);

НП - налоги, обязательные платежи (руб.);

J пед - индекс покупательной способности денег (показатель, обратный индексу цен).

35. Распределение доходов в обществе, кривая Лоренца, индекс Джини

Доходы.

Обязательные безвозвратные платежи физ л юр лиц, которые поступают в бюджет. Материальной основой доходов госбюджета является перераспределение национального дохода, при этом налоги, гос займы являются инструментами этого перераспределения. Через бюджет и формы соц страхования перераспределяется от 1/3, до 2/3 национального дохода.

В соответствии с принятой классификацией доходы ГБ в РФ подразделяются на 2 группы:

1) текущие доходы (налоговые и неналоговые доходы )

Налоговые доходы - безвозмездные и безвозвратные платежи физ и юр лиц, в том числе штрафы и пени, за нарушение налогового законодательства.

Неналоговые доходы - доходы от использования имущества, дивиденды по акциям и иным ценным бумагам + штрафы, не связанные с нарушениями налогового законодательства.

Доходы от продажи излишнего имущества и конфискации товаров.

Капитальные доходы - доходы от продажи основных фондов, гос запасов и резервов земли и т.д.

Кривая Лоренца (lorenz curve ) - график, демонстрирующий степень неравенства в распределении дохода в обществе, отрасли, а также степени неравенства в распределении богатства. Если обратиться к кривой Лоренца показывающей степень неравенства в распределении дохода в обществе, то график или кривая Лоренца будет отражать долю дохода, приходящуюся на различные группы населения сформированные на основании размера дохода, который они получают.

Профсоюз – добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Все профсоюзы пользуются равными правами.

Каждый человек, достигший 14-летнего возраста и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право по своему усмотрению создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов. В российских профсоюзах могут состоять не только граждане Российской Федерации, проживающие как на территории России, так и вне ее территории, но также иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

Профсоюзы могут создавать свои объединения (ассоциации) по отраслевому, территориальному или иному учитывающему профессиональную специфику признаку – общероссийские объединения (ассоциации) профсоюзов, межрегиональные и территориальные объединения (ассоциации) организаций профсоюзов (ст.2 Закона о профсоюзах).

Первичная профсоюзная организация объединяет членов профсоюзов, как правило, одного предприятия, организации независимо от форм собственности и подчиненности, действует на основании положения, принятого в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза.

Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателя, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны. Запрещается вмешательство органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц в деятельность профсоюзов, которое может повлечь за собой ограничение прав профсоюзов или воспрепятствовать законному осуществлению их уставной деятельности (ст.5 Закона о профсоюзах).

Профсоюзы, их объединения (ассоциации) самостоятельно разрабатывают и утверждают свои уставы, свою структуру, организуют свою деятельность. Эти акты регулируют отношения внутри самого профсоюза с его членами и профсоюзными органами. Они не являются источниками права, так как это акт общественности.

Правосубъектность профсоюза как юридического лица возникает с момента их государственной (уведомительной) регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации или его территориальном органе в субъекте Российской Федерации по месту нахождения соответствующего профсоюзного органа. Но профсоюзы вправе и не регистрироваться, тогда они не приобретают прав юридического лица (ст.8 Закона о профсоюзах). Запрещается обусловливать прием на работу, продвижение по работе, а также увольнение лица принадлежностью или непринадлежностью его к профсоюзу.

Реорганизация или прекращение деятельности профсоюза или первичной профсоюзной организации может осуществляться только по решению их членов в порядке, определяемом уставом профсоюза, положением о первичной профсоюзной организации, а их ликвидация как юридического лица в соответствии с федеральным законом.

В случае, если деятельность профсоюза противоречит Конституции Российской Федерации, Конституциям (уставам) субъектов Федерации, федеральным законам, она может быть приостановлена на срок до шести месяцев или запрещена решением Верховного Суда Российской Федерации или соответствующего суда субъекта Федерации по заявлению Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора соответствующего субъекта Федерации.

Приостановка или запрещение деятельности профсоюза по решению каких-либо иных органов не допускается.

Таким образом, профсоюзы входят в политическую систему общества как специфическая общественная организация со своими задачами и функциями, определяемыми их уставами. Основные задачи профсоюзов связаны с осуществлением их функций – защиты прав и интересов работников в сфере труда и иных непосредственно связанных с ним отношений.

Функции профсоюзов – это направления их деятельности. Так как профсоюзы возникли для защиты прав и интересов работающих, поэтому их главная функция – защитная. Потребность защиты прав и интересов работников в сфере труда особенно актуальна в современный период, обнаживший социально-экономические противоречия. Отношения профсоюзов с работодателями по социально-трудовым вопросам регулируются трудовым законодательством на всех уровнях социально-партнерских отношений, начиная с производства и кончая федеральным уровнем, при этом используют свою защитную функцию, а также вторую их важнейшую функцию – представительства интересов работников. Для эффективного осуществления этих функций государство закрепило за профсоюзами ряд прав и гарантий в нормотворчестве, правоприменении и контроле за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда.

Защитная функция профсоюзов – это деятельность профсоюзных органов, а также состоящих в их ведении инспекции труда и актива, направленная на предупреждение нарушения и восстановления нарушения прав и законных интересов работников в сфере труда, а также привлечение к ответственности их нарушителей.

Функции представительства работников прямо закреплены в ст.29 ТК РФ, согласно которой представителями работников в социальном партнерстве являются профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов. ФЗ РФ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» в ст.11 «Право профсоюзов на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников» и в ст.1 объединены эти две важнейшие функции профсоюзов с их соответствующими правами.

Но кроме двух этих профсоюзы осуществляют и культурно-воспитательную функцию по воспитанию своих членов в духе патриотизма и политическую по участию их в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Осуществлению защитной и функции представительства профсоюзов способствует социальное регулирование общественных отношений, в которые они вступают в процессе своей деятельности. Отношения с участием профсоюзов, как правило, регулируются различными видами социальных норм – морали, традиции и др.

Однако возможна и правовая регламентация для обеспечения представительства и защиты прав и законных интересов работников.

Пределы правового регулирования отношений с участием профсоюзов зависят от состояния общественных отношений, степени их развития, социально-экономических и политических условий, в которых они развиваются.

Традиционные профсоюзы - это бывшие советские профсоюзы, объединившиеся в Федерацию независимых профсоюзов (ФНПР). Уже в начале 90-х они не играли серьезной роли в политической жизни и не имели влияния на процессы принятия решений. Они сохранили материальную базу советской профсоюзной системы, но численность их членов упала, т.к. люди выходили из профсоюза, а профсоюз представлял скорее интересы администрации, чем работников, люди не хотели платить членские взносы, переходили в альтернативные организации и т.п. Тем не менее, люди оставались потому, что хорошо помнили о роли профсоюзов в советское время. Кроме того, профсоюзы постарались сохранить за собой распределительную функцию, на основе налаженных связей в сфере торговли и услуг.

Старые профсоюзы не обладали ни властью, ни капиталом, они уже не могли мобилизовать наемных работников на какие-либо активные действия.

В начале и середине 90-х годов права работников нарушались постоянно при увольнениях, при заключении и выполнении трудовых договоров. Масштабный характер приобрели невыплаты заработной платы. Иски в суд принимались с нарушениями, администрация предприятий информировалась о том, кто их подал. Суд также не был защищен от давления, а его решения не исполнялись, т.к. заработная плата не выплачивалась, незаконно уволенных работников сокращали после восстановления и т.п. .

Большинство входящих в ФНПР профсоюзов не могли нарушить сложившиеся отношения с администрацией, и могли действовать, не выходя за рамки, определенные трудовым законодательством. Получить разрешение на забастовку было так же нереально, как и выиграть судебный процесс. Добиться поддержки работников, сохраняя лояльность к власти и администрации и действуя в рамках закона, не удалось.

Традиционные профсоюзы в этот период начали активные поиски новой социальной базы. Они декларировали и продолжают доказывать свою причастность к разрешению различных проблем, включая экологические, и объявляют себя защитниками интересов не только работников, но и всего населения.

Следующей формой организации работников являются альтернативные (свободные) профсоюзы, которые, в отличие от традиционных, в большинстве случаев сначала были формой самоорганизации работников, объединившихся для защиты своих насущных интересов. В течение первого десятилетия XX века новые организации постоянно появлялись и исчезали. Некоторые из них существовали не более двух лет .

Первые такие альтернативные профсоюзные организации появились в результате стихийного забастовочного движения конца 80-х годов. Самыми известными стали Независимый профсоюз горняков (НПГ) и Федерация профсоюзов авиадиспетчеров (ФПАД).

Эти профсоюзы отказались от универсального членства, не принимали руководителей предприятия и даже специалистов. Они объединяли определенные группы работников, например, рабочих проходческих участков в угольной промышленности, авиадиспетчеров и летный состав авиатранспорта и т.д. Эти группы отвечали за выполнение какой-либо функции предприятия, жизненно важной для экономики и общества в целом. Например, шахтерская забастовка означала перебои в энергосистеме и приостановку деятельности металлургической промышленности. Забастовка машинистов и диспетчеров могла полностью парализовать железнодорожное и воздушное сообщение, имеющее ключевое значение для огромной страны и т.п. Именно такой способ организации и мобилизации активистов давал новым профсоюзам силу и реальную возможность влияния на принятие решений.

Эти новые профсоюзы начали использовать механизм коллективных договоров. Форма переговоров стала уже принципиально другой и представляла собой открытый и равноправный диалог, вместо прежних и традиционных закрытых обсуждений с преимуществом и давлением администрации. Несогласие с требованиями новых профсоюзов или невнимание к ним оборачивались для работодателя забастовками и акциями протеста.

Лидеры альтернативных профсоюзов подвергались преследованиям и насилию. Традиционные профсоюзы объединялись с администрацией и во многих случаях действовали совместно с ней против альтернативных профсоюзов. Совместных акций традиционных и альтернативных профсоюзных организаций по защите прав работников не проводилось.

В отличие от традиционных профсоюзов, у них не было нормальных условий для работы, помещений, средств связи, оргтехники. Кроме того, они не умели управлять организационными ресурсами, т.е. в отличие от бюрократических традиционных профсоюзов, не могли обеспечить выполнение собственных решений, правильно вести бухгалтерский учет, наладить делопроизводство, учет членства и т.п.

В середине 90-х годов уже эти результаты работы альтернативных профсоюзов во многих случаях были перехвачены традиционными профсоюзами, например, Росуглепроф, став коллективным членом ФНПР, присвоил себе заслугу подписания тарифного соглашения и ряд других достижений альтернативного НПГ

В этот же период некоторые альтернативные профсоюзы, например, авиадиспетчеров, были институционализированы, признаны работодателями в качестве партнеров и фактически утратили свою альтернативность.

Другие альтернативные профсоюзы первой волны, как, например, НПГ, просто потеряли свое влияние, поскольку не смогли решить проблемы невыплат заработной платы и незаконных увольнений.

В ответ на это возникла новая волна рабочего движения. Стали создаваться стачечные комитеты, которые нигде официально не регистрировались и юридически не подлежали привлечению к ответственности. В акциях совместно участвовали работники бюджетных организаций - учителя, врачи, рабочие промышленных предприятий. Во многих случаях стачку начинали учителя и врачи, которые затем мобилизовывали шахтеров, промышленных и транспортных рабочих. Одной из таких акций была «рельсовая война» 1998 года, во время которой рабочие перекрывали главные железнодорожные магистрали.

Это создало условия для возникновения еще одной, третьей волны деятельности альтернативных профсоюзов. Стачкомы обычно распадались после того как их требования удовлетворялись. В конце 90-х годов альтернативные профсоюзы были уже малочисленными. Они создавались и на промышленных предприятиях, и в бюджетных организациях, в больницах, школах, например, независимый профсоюз ВАЗа, учительские профсоюзы Новосибирска и др .

Их особенность была в том, что эти профсоюзы не могли быть массовыми в силу оппозиционности администрации предприятий. Участие в них было рискованным. Но, несмотря на это, альтернативным профсоюзам третьей волны часто удавалось заставить работодателей считаться с их требованиями. Их лидеры и активисты, как правило, были юридически грамотны, активно участвовали в профсоюзных учебных программах и успешно использовали полученные знания в переговорах с директоратом предприятий и властными структурами .

Профсоюзное образование в этот период становится уже важным ресурсом альтернативных профсоюзов после того, как государство и работодатели ощутили угрозу со стороны стихийного рабочего движения. Основной формой действий становятся уже иски в суд, многие из которых удалось выиграть.

Профсоюзы компаний - это еще одна форма современных профсоюзов в рамках крупных корпораций - «ЛУКОЙЛ», «ЮКОС» и др. Профсоюзы таких компаний, по сути, выполняют функции социального страхования, а также других функций, свойственных в прежнее время советским профсоюзным организациям. Например, профессиональный союз «ЮКОСа» организовал аналог социалистического соревнования на предприятиях компании. Создание таких подконтрольных администрации профсоюзов позволило компаниям решать внутренние социальные проблемы и демонстрировать западную модель трудовых отношений, что крайне важно для работы с западными партнерами.

Термином «социальное партнерство» применительно к профсоюзному движению обычно обозначают согласование интересов наемных работников, государства и работодателей на всех стадиях принятия и реализации решений, которые в какой-либо степени касаются этих интересов.

Партнерство осуществляется посредством сформировавшегося на Западе в течение прошлого столетия механизма трипартизма . Термин трипартизм означает, что процесс согласования интересов, регулирование социально-трудовых отношений, разрешение конфликтных ситуаций и т.д. должен происходить при обязательном участии работодателей, представленных их объединениями, профсоюзов как представителей наемных работников и государства, от имени которого выступает правительственная администрация, отраслевые министерства и ведомства. Трипартизм предполагает также наличие законодательной базы, организационных структур разных уровней, установленных процедур взаимодействия.

В 1991 г. был принят Указ президента РФ Б.Н. Ельцина «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)». Затем был принят ряд федеральных законов - «Закон о профсоюзах», «Закон о порядке разрешения коллективных трудовых споров», «Закон о коллективных договорах и соглашениях» и др. и Трудовой кодекс РФ .

На федеральном уровне 1992 г. впервые была создана Российская трехсторонняя комиссия по урегулированию социально-трудовых отношений (РТК). Задачи, состав и численность комиссии постоянно уточнялись. В 1999 г. Комиссии был придан статус постоянного органа системы социального партнерства в России. Согласно федеральному закону о Российской трехсторонней комиссии количество членов каждой из сторон (федеральной власти, работодателей и профсоюзов) не может превышать 30 человек. Кроме того, были созданы отраслевые тарифные комиссии, в регионах и в муниципалитетах действуют региональные и территориальные трехсторонние комиссии, а на предприятиях - двухсторонние комиссии (профсоюз и администрация предприятия) .

Все перечисленные комиссии должны разрабатывать и принимать соглашения, регламентирующие отношения наемных работников и работодателей (на предприятиях - коллективные договоры), а также контролировать выполнение этих соглашений и договоров.

Правительство посредством участия в трехсторонней комиссии рассчитывало ослабить давление протестного движения, однако этого достичь не удалось. В конце 90-х годов РТК так и не смогла решить проблему невыплат долгов по заработной плате, что только усилило существовавшее в стране социальное напряжение. В результате правительство сократило функции РТК как органа социального партнерства на федеральном уровне. Она была лишена права организовывать трехсторонние консультации по вопросам социально-трудовых отношений, делать заключения о целесообразности регистрации международных правовых норм и т.д. В итоге комиссия была отстранена от непосредственного подписания Генерального соглашения.

В начале 90-х годов российский трипартизм был чисто символической, демонстрационной моделью социального партнерства, созданной правительством по западным образцам. К концу 90-х годов под влиянием протестного рабочего движения эта модель начинает реально функционировать.

профсоюз иностранный институционализация трудовой