Несостоявшийся открытый конкурс: что делать дальше. Что делать, если конкурс по отбору управляющей организации не состоялся Заказчик по 44 фз повторно объявил конкурс

Настоящего Федерального закона в случаях, если конкурс признан не состоявшимся по основаниям, предусмотренным:

1) частью 13 статьи 51 настоящего Федерального закона в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в конкурсе подана только одна заявка, при этом такая заявка признана соответствующей требованиям настоящего Федерального закона и конкурсной документации;

2) частью 6 статьи 53 настоящего Федерального закона в связи с тем, что по результатам рассмотрения заявок на участие в конкурсе только одна заявка признана соответствующей требованиям настоящего Федерального закона и конкурсной документации;

3) частью 9 статьи 56 настоящего Федерального закона в связи с тем, что по результатам предквалификационного отбора только один участник закупки признан соответствующим установленным единым требованиям, дополнительным требованиям и заявка такого участника признана соответствующей требованиям настоящего Федерального закона, конкурсной документации.

2. Заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и осуществляет проведение повторного конкурса в соответствии с частью 3 настоящей статьи или новую закупку в случаях, если конкурс признан не состоявшимся по основаниям, предусмотренным:

1) частью 13 статьи 51 настоящего Федерального закона в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в конкурсе не подано ни одной такой заявки;

2) частью 6 статьи 53 настоящего Федерального закона в связи с тем, что по результатам рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия отклонила все такие заявки;

2.1) частью 6 статьи 54 настоящего Федерального закона в связи с тем, что участник конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, отказался от заключения контракта;

3) частью 9 статьи 56 настоящего Федерального закона в связи с тем, что по результатам предквалификационного отбора ни один участник закупки не признан соответствующим установленным единым требованиям и дополнительным требованиям.

3. Заказчик размещает извещение о проведении повторного конкурса в единой информационной системе не менее чем за десять дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в этом конкурсе. При этом объект закупки, количество товара, объем работы или услуги, требования, предъявляемые к участникам закупки, объекту закупки, условия контракта, содержащиеся в конкурсной документации и проекте контракта, должны соответствовать требованиям и условиям, которые содержались в конкурсной документации конкурса, признанного несостоявшимся, за исключением срока исполнения контракта, который должен быть продлен на срок не менее чем срок, необходимый для проведения повторного конкурса, и начальной (максимальной) цены контракта, которая может быть увеличена не более чем на десять процентов начальной (максимальной) цены контракта, предусмотренной конкурсной документацией конкурса, признанного несостоявшимся. Проведение повторного конкурса осуществляется в соответствии с положениями настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса с учетом положений настоящей статьи. В случае установления к участникам повторного конкурса единых требований и дополнительных требований при проведении повторного конкурса применяются положения статьи 56 настоящего Федерального закона с учетом положений настоящей статьи.

4. В случае, если повторный конкурс признан не состоявшимся по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 3 части 2 настоящей статьи, заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и осуществляет данную закупку путем проведения запроса предложений в соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 83 настоящего Федерального закона (при этом объект закупки не может быть изменен) или иным образом в соответствии с настоящим Федеральным законом.

5. В случае, если двухэтапный конкурс признан не состоявшимся по основаниям, предусмотренным частью 10 статьи 57 настоящего Федерального закона, заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и снова осуществляет закупку.

6. В случае, если двухэтапный конкурс признан не состоявшимся по основаниям, предусмотренным частью 15 статьи 57 настоящего Федерального закона в связи с тем, что по окончании срока подачи окончательных заявок на участие в двухэтапном конкурсе не подано ни одной такой заявки или конкурсная комиссия отклонила все такие заявки, заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и осуществляет проведение повторного конкурса в соответствии с частью 3 настоящей статьи с участием неограниченного круга лиц или снова осуществляет закупку.

7. В случае, если двухэтапный конкурс признан не состоявшимся по основаниям, предусмотренным частью 15 статьи 57 настоящего Федерального закона в связи с тем, что по окончании срока подачи окончательных заявок на участие в двухэтапном конкурсе подана только одна такая заявка, при этом такая заявка признана соответствующей требованиям настоящего Федерального закона и конкурсной документации или по результатам рассмотрения окончательных заявок на участие в двухэтапном конкурсе только одна заявка признана соответствующей требованиям настоящего Федерального закона и конкурсной документации, заказчик заключает контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона.

В одной из статей мы подробно разобрали, как проводятся , но не рассказали, можно ли отменить закупку конкурсом с ограниченным участием как по одному, так и по нескольким лотам.

Конкурс можно отменить в срок, не превышающий 5 дней до момента окончания подачи заявок на участие ().

Заказчик имеет возможность отказаться от торгов по истечении установленного срока и вплоть до момента заключения контракта в том случае, если возникнут обстоятельства непреодолимой силы, прописанные в действующем гражданском законодательстве (ч. 2 ст. 36 44-ФЗ).

Как отменять

Если вы не знаете наверняка, как правильно отменить открытый конкурс по 44-ФЗ, пошаговая инструкция подскажет, как нужно действовать. Возможны два варианта отказа:

  1. По решению организации-заказчика.
  2. По распоряжению контролирующего, судебного органа или по результатам .

Отказ по решению заказчика

При таком отказе от проведения конкурсной закупки необходимо сформировать извещение об отмене определения поставщика по решению заказчика.

Пользователь заходит в свой личный кабинет, переходит в реестр закупок либо на вкладку «Подача заявок», либо в раздел «Работа комиссии» и выбирает в меню «Документы закупки».

В документах нужно выбрать действие «Отмена определения поставщика» и в открывшемся контекстном меню найти отмену по решению заказчика. Пользователю нужно заполнить извещение об отказе от торгов.

Основанием будет документально оформленное решение организации-заказчика. В строке формы нужно указать дату его принятия. В «Документах» надлежит прикрепить отсканированный экземпляр решения заказчика.

Если отказ от госзакупки производится позже установленного пятидневного срока, необходимо также прикрепить обоснование проведения процедуры отмены.

После ввода всех данных пользователь сохраняет и закрывает извещение.

Отказ по решению контролера, суда или обсуждения

Для формирования извещения об отмене закупки по распоряжению контролирующего органа в разделе «Документы закупки» создается соответствующая форма извещения.

В извещении заполняются все обязательные поля. Основанием для отказа будет либо решение судебного органа, либо предписание органа, уполномоченного на осуществление контроля. В форме нужно отметить один из вариантов и, при необходимости, указать дополнительную информацию.

При наличии предписания от контролирующего органа специалист заполняет поля во всплывающем окне.

Если основание — решение судебного органа, то сведения формируются в такой форме:

В разделе «Документы» пользователь прикрепляет надлежащие файлы, затем сохраняет и закрывает документ.

Сохраненный проект извещения об отмене закупки по решению как заказчика, так и контролирующего органа можно при необходимости редактировать или удалить. После размещения извещения заказчик не вправе вносить коррективы в этот регистр.

Для редактирования или удаления нужно перейти в «Документы закупки», затем в блок отмены госзаказа и в контекстном меню выбрать искомое действие.

Опубликовать извещение об отказе от проведения электронного конкурса с ограниченным участием можно аналогичным образом, выбрав действие «Разместить» в контекстном меню. Другой вариант публикации — нажать на кнопку «Разместить» в самой форме извещения.

Система проверит форму. Если нет ошибок, пользователю останется согласиться на подписание сведений и выбрать действие «Подписать и разместить».

Скачать образец решения заказчика об отказе от проведения конкурсных процедур

Что происходит после отмены

После отмены конкурса с ограниченным участием в электронной форме заявка на участие в конкурсе 44-ФЗ возвращается оператором электронной площадки участнику госзаказа в течение 1 часа с момента публикации в ЕИС извещения заказчика об отказе (ч. 1 ст. 36 44-ФЗ). Участнику закупки также приходит соответствующее электронное уведомление.

Если электронная процедура отменена и заявка на участие в открытом конкурсе возвращена участнику, то заказчик не несет ответственности перед участником закупки, кроме случаев, когда потенциальный поставщик понес убытки из-за недобросовестных действий такого заказчика (ч. 4 ст. 36 44-ФЗ).

Решение об отмене необходимо разместить в ЕИС непосредственно в день принятия. Участник процедуры должен быть оповещен в тот же день (ч. 3 ст. 36 44-ФЗ).

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Сравнить с редакцией статьи от 01.01.2014

Заказчик заключает контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона в случаях, если конкурс признан не состоявшимся по основаниям, предусмотренным:

Заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и осуществляет проведение повторного конкурса в соответствии с частью 3 настоящей статьи или новую закупку в случаях, если конкурс признан не состоявшимся по основаниям, предусмотренным:

Заказчик размещает извещение о проведении повторного конкурса в единой информационной системе не менее чем за десять дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в этом конкурсе. При этом объект закупки, количество товара, объем работы или услуги, требования, предъявляемые к участникам закупки, объекту закупки, условия контракта, содержащиеся в конкурсной документации и проекте контракта, должны соответствовать требованиям и условиям, которые содержались в конкурсной документации конкурса, признанного несостоявшимся, за исключением срока исполнения контракта, который должен быть продлен на срок не менее чем срок, необходимый для проведения повторного конкурса, и начальной (максимальной) цены контракта, которая может быть увеличена не более чем на десять процентов начальной (максимальной) цены контракта, предусмотренной конкурсной документацией конкурса, признанного несостоявшимся. Проведение повторного конкурса осуществляется в соответствии с положениями настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса с учётом положений настоящей статьи. В случае установления к участникам повторного конкурса единых требований и дополнительных требований при проведении повторного конкурса применяются положения статьи 56 настоящего Федерального закона с учётом положений настоящей статьи.

В случае, если повторный конкурс признан не состоявшимся по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 3 части 2 настоящей статьи, заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и осуществляет данную закупку путем проведения запроса предложений в соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 83 настоящего Федерального закона (при этом объект закупки не может быть изменен) или иным образом в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В случае, если двухэтапный конкурс признан не состоявшимся по основаниям, предусмотренным частью 10 статьи 57 настоящего Федерального закона, заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и снова осуществляет закупку.

статьи 57 настоящего Федерального закона в связи с тем, что по окончании срока подачи окончательных заявок на участие в двухэтапном конкурсе не подано ни одной такой заявки или конкурсная комиссия отклонила все такие заявки, заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и осуществляет проведение повторного конкурса в соответствии с частью 3 настоящей статьи с участием неограниченного круга лиц или снова осуществляет закупку.

В случае, если двухэтапный конкурс признан не состоявшимся по основаниям, предусмотренным частью 15 статьи 57 настоящего Федерального закона в связи с тем, что по окончании срока подачи окончательных заявок на участие в двухэтапном конкурсе подана только одна такая заявка, при этом такая заявка признана соответствующей требованиям настоящего Федерального закона и конкурсной документации или по результатам рассмотрения окончательных заявок на участие в двухэтапном конкурсе только одна заявка признана соответствующей требованиям настоящего Федерального закона и конкурсной документации, заказчик заключает контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона.


Конкурс могут признать состоявшимся, если как минимум две организации участвуют в определении победителя торгов. Когда принцип конкуренции нарушен или все участники сходят с дистанции раньше времени, возможными вариантами становятся проведение новой закупки, повторного конкурса или заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Торги в форме конкурса могут не состояться по многим причинам. Само собой разумеется, конкурс не проведут при отсутствии участников, которые могли бы претендовать на заключение контракта. Другие причины связаны с нарушением принципа конкуренции, когда на конкурсе остается одна заявка.

Вместо несостоявшегося открытого конкурса и его разновидностей — двухэтапного конкурса и конкурса с ограниченным участием — заказчик может осуществить:

  • повторный конкурс;
  • новую закупку;
  • закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Какой именно вариант возможен в том или ином случае, устанавливает Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (далее — Закон № 44-ФЗ) в частях 1, 2 статьи 55.

Повторный конкурс

Заказчик имеет право провести повторный конкурс, если конкурс не состоялся по причине отсутствия претендентов на заключение контракта. Перечислим эти случаи в порядке упоминания в Законе № 44-ФЗ (здесь и далее):

  • никто не подал на конкурс заявку (ч. 13 ст. 51);
  • ни одна заявка не прошла стадию рассмотрения и оценки (ч. 6 ст. 53);
  • участники, получившие за свои заявки первый и второй номера, отказались от заключения контракта (ч. 6 ст. 54);
  • в рамках конкурса с ограниченным участием все участники были признаны не соответствующими единым и дополнительным требованиям (ч. 9 ст. 56);
  • при проведении второй части двухэтапного конкурса никто не предоставил окончательную заявку (ч. 15 ст. 57);
  • при проведении второй части двухэтапного конкурса все заявки не прошли стадию рассмотрения и оценки (ч. 15 ст. 57).

Повторный конкурс также могут признать несостоявшимся. Если это происходит по первым трем причинам, перечисленным выше, делают запрос предложений или выбирают другой способ закупки (ч. 4 ст. 55 Закона № 44-ФЗ).

Особенности проведения повторного конкурса

Правилам проведения повторного конкурса посвящена часть 3 статьи 55 Закона № 44-ФЗ.

Заказчик весьма ограничен в изменении условий такого конкурса. Так, возможно следующее. Если во время первого конкурса заказчиком была указана определенная дата исполнения контракта, ее необходимо сдвинуть на столько, на сколько этого требует проведение повторного конкурса.

Можно также увеличить начальную (максимальную) цену контракта, но не более чем на 10 %. При этом допускается ее повторно не обосновывать.

Изменять требования, предъявляемые к участникам закупки, нельзя. При этом в случаях, приведенных в статье 56 Закона № 44-ФЗ, возможно установление единых и дополнительных требований.

Новая закупка

Проведение новой закупки возможно во всех случаях, перечисленных для повторного конкурса. Вместе с тем при двухэтапном конкурсе только таким способом можно осуществить закупку, если причинами его отмены являются (ч. 15 ст. 57 Закона № 44-ФЗ):

  • несоответствие всех участников установленным требованиям в рамках предквалификационного отбора;
  • признание по итогам предквалификационного отбора одного участника соответствующим этим требованиям.

Потребность в новой закупке возникнет и в случае, если на двухэтапный конкурс подадут только одну заявку (вне зависимости от наличия стадии предварительной проверки участника по параметру квалификации). Этот вариант закон не рассматривает. Тем не менее очевидно, что проведение таких стадий двухэтапного конкурса, как обсуждение предложений и направление приглашения предоставить окончательную заявку, теряет всякий смысл.

Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)

При несостоявшемся конкурсе неконкурентный способ закупки используют в следующих случаях:

  • один участник подал заявку, которую признали соответствующей конкурсной документации (ч. 13 ст. 51 Закона № 44-ФЗ);
  • одна заявка прошла стадию рассмотрения и оценки (ч. 6 ст. 53 Закона № 44-ФЗ);
  • при проведении конкурса с ограниченным участием одного участника признали соответствующим единым и дополнительным требованиям (ч. 9 ст. 56 Закона № 44-ФЗ);
  • во второй части двухэтапного конкурса один участник предоставил надлежащую окончательную заявку (ч. 15 ст. 57 Закона № 44-ФЗ);
  • при проведении второй части двухэтапного конкурса одна окончательная заявка успешно прошла рассмотрение и оценку (ч. 15 ст. 57 Закона № 44-ФЗ).

Каждое решение потребует согласования с контрольным органом (п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

"Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, N 12
ЕСЛИ ОТКРЫТЫЙ КОНКУРС ПО ОТБОРУ УПРАВЛЯЮЩИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
НЕ СОСТОЯЛСЯ...
Право выбора способа управления многоквартирным домом принадлежит собственникам помещений в данном доме. Тем не менее собственники нередко оставляют решение вопроса об управлении домом до лучших времен. С целью недопущения разрушения жилищного фонда в такой ситуации должен действовать орган местного самоуправления (ОМСУ). В соответствии с жилищным законодательством ОМСУ обязан провести открытый конкурс по выбору управляющей организации. Рассмотрим, какие последствия наступают в случае признания конкурса несостоявшимся.
Общие положения об открытом конкурсе по выбору
управляющей организации
В соответствии с п. 4 ст. 161 ЖК РФ ОМСУ проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления домом не было реализовано. Как следует из п. 1 ст. 18 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие ЖК РФ", конечная дата проведения открытых конкурсов - 1 мая 2008 г. Собственники помещений в доме обязаны заключить договор управления с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса.
Срок действия договора управления, заключаемого собственниками помещений в соответствии с п. 5 ст. 162 ЖК РФ, составляет от одного года до трех лет. По истечении срока действия договора управления ОМСУ обязан созвать общее собрание собственников помещений для самостоятельного решения вопроса о выборе способа управления многоквартирным домом. В силу п. 3 ст. 161 ЖК РФ очередное собрание собственников вправе выбрать любой способ управления. Если собственники помещений в многоквартирном доме вновь не принимают решение о выборе способа управления домом или не реализуют принятое ими решение, то согласно положениям п. п. 4 - 8 ст. 161 ЖК РФ ОМСУ обязан еще раз провести конкурс по выбору управляющего. Таким образом, повторяется процедура заключения договора управления в обязательном порядке с выбранной управляющей организацией.
На основании п. 8 ст. 161 ЖК РФ допускается заключение договора управления многоквартирным домом без проведения открытого конкурса, предусмотренного п. 4 данной статьи, если указанный конкурс в соответствии с законодательством признан несостоявшимся.
Мы подошли к главному вопросу настоящей статьи. Оказывается, в российском законодательстве нет четких норм, регламентирующих порядок и основания признания рассматриваемого конкурса несостоявшимся.
Обзор правовых норм, касающихся признания
конкурса несостоявшимся
Согласно п. 5 ст. 447 ГК РФ конкурс признается несостоявшимся, если в нем участвовал только один участник. Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" не содержит иных оснований признания конкурса несостоявшимся. Однако применять данные нормативные акты к рассматриваемым жилищным правоотношениям представляется недопустимым. Дело в том, что традиционно на торгах (путем проведения конкурса) заключается договор между победителем конкурса и лицом, инициировавшим конкурс. В случае с отбором управляющей организации ОМСУ проводит конкурс не в своих интересах (не для закупки для муниципальных нужд), а в силу предписания закона для собственников помещений.
Правила проведения открытого конкурса определены Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом" (далее - Правила проведения открытого конкурса). И надо сказать, указанные Правила допускают участие в конкурсе единственного претендента. Так, в соответствии с п. 58 Правил проведения открытого конкурса, в случае если по окончании срока подачи заявок на участие в конкурсе подана только одна заявка, она рассматривается в общем порядке. Если претендент, подавший эту заявку, признается участником конкурса (то есть соответствует предъявляемым к претендентам требованиям), с ним в дальнейшем заключается договор управления многоквартирным домом. Такой участник конкурса не вправе отказаться от заключения договора управления (п. 71 Правил проведения открытого конкурса).
Системное толкование Правил проведения открытого конкурса позволяет сделать вывод, что основаниями для признания открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления домом несостоявшимся являются:
- отсутствие поданных на конкурс заявок;
- отказ в допуске к участию в конкурсе всем претендентам, подавшим заявки.
Торжество логики: нет участников конкурса - конкурс признается несостоявшимся! Однако не все так просто. Как следует из п. 59 Правил проведения открытого конкурса, в случае если до начала процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе не подана ни одна заявка на участие в конкурсе, организатор конкурса в течение трех месяцев с даты окончания срока подачи заявок проводит новый конкурс. При этом организатор конкурса вправе изменить условия его проведения и обязан увеличить расчетный размер платы за содержание и ремонт жилого помещения не менее чем на 10%.
Аналогичное положение содержит п. 73 Правил проведения открытого конкурса, согласно которому если на основании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсе принято решение об отказе в допуске к участию в конкурсе всех претендентов, то организатор конкурса в течение трех месяцев проводит новый конкурс в соответствии с настоящими Правилами. При этом организатор конкурса вправе изменить условия его проведения.
Таким образом, из Правил проведения открытого конкурса следует, что при несостоявшемся конкурсе ОМСУ обязан провести новый конкурс. Причем конкурс может быть признан несостоявшимся неограниченное число раз (закон не устанавливает лимита на проведение все новых и новых конкурсов, если все предыдущие конкурсы не состоялись). Как же соотносится указанное положение с п. 8 ст. 161 ЖК РФ, согласно которому при несостоявшемся конкурсе допускается заключение договора управления без проведения конкурса?
Толкуем и комментируем законодательство
В части проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации Жилищный кодекс отсылает нас к порядку, установленному Правительством РФ (п. 4 ст. 161 ЖК РФ). При этом утвержденные Правительством РФ Правила проведения открытого конкурса необходимо расценивать как специальные нормы по отношению к общим положениям Жилищного кодекса. Следовательно, при признании конкурса несостоявшимся ОМСУ проводит новый конкурс в установленные сроки, и победитель конкурса заключает договор управления с каждым собственником помещения в многоквартирном доме.
В противном случае сама идея выбора управляющей организации на конкурсной основе осталась бы красивой правовой нормой, не имеющей возможности воплотиться в жизнь. Представляется, что только выбранная по итогам открытого конкурса управляющая компания способна обеспечить благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (п. 1 ст. 161 ЖК РФ).
ОМСУ не может навязывать собственникам помещений какую-либо управляющую организацию. В ситуации, когда в течение установленного срока жители дома самостоятельно не решили вопрос управления своим домом, ОМСУ, выполняя исключительно организационные функции, проводит конкурс по отбору управляющего. При этом собственники помещений в многоквартирном доме имеют право выбрать и реализовать способ управления домом на общем собрании вплоть до дня проведения конкурса. Так, согласно п. 39 Правил проведения открытого конкурса, в случае если до дня проведения конкурса собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления многоквартирным домом или реализовали решение о выборе способа управления этим домом, конкурс не проводится.
Вернемся к ситуации, когда конкурс признан несостоявшимся. Как уже было отмечено, у ОМСУ в таком случае возникает обязанность провести новый конкурс. Прочитаем еще раз и более внимательно п. 8 ст. 161 ЖК РФ: заключение договора управления многоквартирным домом без проведения открытого конкурса, предусмотренного ч. 4 настоящей статьи, допускается, если указанный конкурс в соответствии с законодательством признан несостоявшимся.
Позволим себе достаточно вольное толкование указанной нормы, смоделируем ситуацию и предположим ход ее развития. ОМСУ провел открытый конкурс по выбору управляющей организации. Конкурс был признан несостоявшимся. В этом случае, руководствуясь Правилами проведения открытого конкурса, ОМСУ обязан провести новый конкурс. Однако процедура проведения конкурса, включая его подготовку, занимает определенное время. Вместе с тем управление многоквартирным домом должно происходить непрерывно, только при этом условии могут быть достигнуты цели, указанные в п. 1 ст. 161 ЖК РФ. Именно поэтому ОМСУ, пользуясь п. 8 ст. 161 ЖК РФ, вправе предложить собственникам заключить договор управления с некой управляющей организацией, выбранной по своему усмотрению. Данный договор должен действовать до момента выбора управляющей организации на конкурсной основе, и собственники не могут быть принуждены к заключению такого договора, поскольку это не предусмотрено законом (в п. 5 ст. 161 ЖК РФ речь идет только об обязательности заключения договора с компанией, выбранной по результатам открытого конкурса).
Дополнительно отметим, что такой договор не может быть заключен, если конкурс по выбору управляющей организации не проводился совсем. Это подтверждается и материалами судебной практики. Постановлением ФАС ДВО от 25.12.2007 N Ф03-А51/07-1/5799 договор по управлению многоквартирными домами, предоставлению услуг по техническому обслуживанию, санитарному содержанию, ремонту жилого фонда и придомовых территорий признан недействительным в силу ст. 168 ГК РФ, так как был заключен без проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации.
Обращаем внимание на различия двух ситуаций: в одной - конкурс не был проведен; в другой - конкурс проводился, но был признан несостоявшимся.
ОМСУ не вправе отказаться от проведения открытого конкурса. Более того, любой собственник помещения в многоквартирном доме может обратиться в суд с требованием обязать ОМСУ выбрать управляющую организацию в соответствии с п. 4 ст. 161 ЖК РФ (п. 7 ст. 161 ЖК РФ).
Выбираем временное управление
Остается вопрос о том, по каким критериям ОМСУ должен выбрать временную управляющую организацию. Представляется, что данный вопрос имеет место только в теории. На практике трудностей между ОМСУ и управляющей организацией не возникает. И это обусловлено, в частности, тем, что многие управляющие компании - бывшие муниципальные унитарные предприятия. Кроме того, при отсутствии решения собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу выбора способа управления домом, как правило, продолжает управлять предыдущий управляющий (п. 2 ст. 18 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие ЖК РФ").
Необходимо отметить, что ОМСУ не должен брать на себя дополнительные обязанности, а именно специально создавать унитарное предприятие, бюджетное или автономное учреждение для управления жилфондом. Еще раз обращаем внимание на то, что заключение договора управления без проведения конкурса допускается, но не является обязательным. В случае отказа коммерческих управляющих организаций, работающих в данной местности, заключить договор управления домом ОМСУ должен предпринять все зависящие от него меры для скорейшего проведения нового конкурса. Кроме того, необходимо организовать разъяснительную работу с собственниками помещений в доме на предмет самостоятельного решения вопроса о выборе способа управления.
* * *
В заключение следует отметить, что выбор управляющей организации посредством проведения открытого конкурса нужно воспринимать как крайнюю меру. Согласно п. 2 ст. 161 ЖК РФ определение способа управления домом является обязанностью собственников данного дома. Сохранение и улучшение жилищного фонда - в руках ответственных собственников, но не муниципальных властей.
Г.Ю.Шарикова
Юрисконсульт
НП "Нижегородская ассоциация ТСЖ"
Подписано в печать
04.12.2009