Таблица путь развития эволюционный и революционный. Эволюционный процесс и тупиковые пути развития. Роль виолентов в экономике и инновационном процессе

Почему в одних обществах прогрессивные изменения нарастают быстрыми темпами, а другие застыли на том же экономическом, политическом и духовном уровне? Человечеству всегда хотелось ускорить развитие экономики и общества в целом.

Но в разных странах добивались этого разными путями – одни путем ведения захватнических войн, другие путем проведения прогрессивных реформ, нацеленных на преобразование общества и хозяйства. В ходе истории развития человечества определились два пути развития общества – революционный и эволюционный.

Эволюционный путь (слово «эволюция» происходит от латинского слова, означающего «развертывание») – путь мирного ненасильственного преобразования общества состоял в том, чтобы спокойно, без рывков и попыток «перепрыгнуть через время», помогать прогрессу, т. е. улавливать его основные направления и всемерно их поддерживать, быстро перенимать передовой опыт других государств.

Сторонники революционного пути считали, что ради благой цели, «светлого будущего» (рая на земле) хороши все средства, включая и насилие. При этом, по их мнению и убеждению, все, что стоит на пути прогресса, должно быть немедленно отброшено, уничтожено. Под революцией вообще понимают любое (как правило, насильственное) изменение характера правления обществом. Революция – это происходящее в течение определенного периода времени (обычно короткого) тотальное изменение всех сторон жизнедеятельности, коренной перелом в характере социальных отношений.

Революция (от позднелатинского термина, означающего «поворот», «переворот», «прорыв постепенности») – это изменение во внутренней структуре системы, которое становится связующим звеном между двумя эволюционными стадиями в развитии системы, это коренное качественное изменение, т.

Е. скачок. В то же время реформа является частью эволюции, ее разовым единовременным актом. А значит, эволюция и революция становятся необходимыми компонентами общественно-исторического развития, образуя противоречивое единство. Обычно эволюция понимается как количественные изменения, а революция – как качественные.

Каждый преобразователь общества понимал «прогресс» по-своему. Соответственно, менялись и «враги прогресса». Это могли быть короли и президенты, феодалы и буржуа (для Петра I это были бояре), но суть такого направления всегда оставалась одной и той же – действовать быстро и беспощадно. Насильственный путь, путь революции (по-латыни – «переворота») практически непременно оказывался связан с разрушениями и многочисленными жертвами. В процессе развития социально-политической мысли взгляды и практика действий сторонников революционного пути становились все более ожесточенными и беспощадными. Но все же примерно до конца XVIII в., до Французской революции, теория и практика идейно-политических течений развивались преимущественно в духе эволюционных воззрений. Это в определенной мере было обусловлено культурными и нравственными традициями Возрождения и гуманизма, а затем и Просвещения, которые отвергали насилие и жестокость.

Уникальными являются в конце XVII – начале XVIII вв. реформы Петра I, начавшего со стрижки бород у бояр и закончившего суровыми карами по отношению к противникам реформ. Эти реформы русского императора были в духе революционного пути развития общества. В конечном итоге они способствовали значительному прогрессу в развитии России, укреплению ее позиций в Европе и мире в целом на многие годы вперед.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

История нового времени. Шпаргалка Алексеев Виктор Сергеевич

37. ЭВОЛЮЦИОННЫЙ И РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПУТИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

Почему в одних обществах прогрессивные изменения нарастают быстрыми темпами, а другие застыли на том же экономическом, политическом и духовном уровне? Человечеству всегда хотелось ускорить развитие экономики и общества в целом. Но в разных странах добивались этого разными путями – одни путем ведения захватнических войн, другие путем проведения прогрессивных реформ, нацеленных на преобразование общества и хозяйства. В ходе истории развития человечества определились два пути развития общества – революционный и эволюционный.

Эволюционный путь (слово «эволюция» происходит от латинского слова, означающего «развертывание») – путь мирного ненасильственного преобразования общества состоял в том, чтобы спокойно, без рывков и попыток «перепрыгнуть через время», помогать прогрессу, т. е. улавливать его основные направления и всемерно их поддерживать, быстро перенимать передовой опыт других государств.

Сторонники революционного пути считали, что ради благой цели, «светлого будущего» (рая на земле) хороши все средства, включая и насилие. При этом, по их мнению и убеждению, все, что стоит на пути прогресса, должно быть немедленно отброшено, уничтожено. Под революцией вообще понимают любое (как правило, насильственное) изменение характера правления обществом. Революция – это происходящее в течение определенного периода времени (обычно короткого) тотальное изменение всех сторон жизнедеятельности, коренной перелом в характере социальных отношений.

Революция (от позднелатинского термина, означающего «поворот», «переворот», «прорыв постепенности») – это изменение во внутренней структуре системы, которое становится связующим звеном между двумя эволюционными стадиями в развитии системы, это коренное качественное изменение, т. е. скачок. В то же время реформа является частью эволюции, ее разовым единовременным актом. А значит, эволюция и революция становятся необходимыми компонентами общественно-исторического развития, образуя противоречивое единство. Обычно эволюция понимается как количественные изменения, а революция – как качественные.

Каждый преобразователь общества понимал «прогресс» по-своему. Соответственно, менялись и «враги прогресса». Это могли быть короли и президенты, феодалы и буржуа (для Петра I это были бояре), но суть такого направления всегда оставалась одной и той же – действовать быстро и беспощадно. Насильственный путь, путь революции (по-латыни – «переворота») практически непременно оказывался связан с разрушениями и многочисленными жертвами. В процессе развития социально-политической мысли взгляды и практика действий сторонников революционного пути становились все более ожесточенными и беспощадными. Но все же примерно до конца XVIII в., до Французской революции, теория и практика идейно-политических течений развивались преимущественно в духе эволюционных воззрений. Это в определенной мере было обусловлено культурными и нравственными традициями Возрождения и гуманизма, а затем и Просвещения, которые отвергали насилие и жестокость.

Уникальными являются в конце XVII – начале XVIII вв. реформы Петра I, начавшего со стрижки бород у бояр и закончившего суровыми карами по отношению к противникам реформ. Эти реформы русского императора были в духе революционного пути развития общества. В конечном итоге они способствовали значительному прогрессу в развитии России, укреплению ее позиций в Европе и мире в целом на многие годы вперед.

Из книги История России с древнейших времен до конца XVII века автора Милов Леонид Васильевич

Глава 9. Два пути развития русского общества в

Из книги Полная история ислама и арабских завоеваний в одной книге автора Попов Александр

Феномен Востока: два пути развития Восток с его тайнами и загадками всегда интересовал европейских (в том числе и российских) историков и социологов.Одним из основных вопросов востоковедения являлась попытка определения момента, когда пути Востока и Запада разделились.

Из книги История Древней Греции автора Андреев Юрий Викторович

1. Особенности развития гомеровского общества Следующий за крито-микенской эпохой период греческой истории принято называть «гомеровским» по имени великого поэта Гомера, поэмы которого «Илиада» и «Одиссея» остаются важнейшим источником информации об этом

Из книги Другая история Средневековья. От древности до Возрождения автора Калюжный Дмитрий Витальевич

Два пути развития В тех местностях, где был выбор: заниматься скотоводством или земледелием, – люди, как правило, начинали со скотоводства, как дела более простого и быстрее приносящего отдачу, но позже все же осваивали и земледелие, которое дает более устойчивый

Из книги Полигоны смерти? Сделано в СССР автора Баландин Рудольф Константинович

Два пути развития сельского хозяйства Наиболее часто критикуется основное положение социалистического уклада - общественная собственность: общее - значит ничьё.Это мнение не лишено оснований. Хотя так рассуждает далеко не каждый. Тот, кому хотелось бы поживиться

Из книги История Востока. Том 2 автора Васильев Леонид Сергеевич

Условия и обстоятельства выбора пути развития Вернемся, однако, к проблеме выбора пути развития. Проблема эта для стран зависимых встала в начале XX в., для колоний – после деколонизации в середине века. Однако если учесть сложность и неоднозначность процесса выбора и

Из книги Новая история стран Европы и Америки XVI-XIX вв. Часть 3: учебник для вузов автора Коллектив авторов

Региональные особенности развития латиноамериканского общества в XIX в. Развитие латиноамериканского региона характеризовалось общими, типичными чертами, в большей или меньшей степени свойственными всем находящимся в регионе странам. Вместе с тем, отдельным

Из книги Даки [Древний народ Карпат и Дуная] автора Берчу Думитру

НАВСТРЕЧУ НОВОЙ СТУПЕНИ РАЗВИТИЯ ПРИМИТИВНОГО ОБЩЕСТВА Период перехода от палеолита к неолиту был временем кардинальных перемен во всех областях как материальной, так и духовной жизни тех групп людей, которые десять тысяч лет назад населяли нынешнюю территорию

Из книги Принуждение, капитал и европейские государства. 990– 1992 гг автора Тилли Чарльз

Траектории развития по пути капитал + принуждение Не вся Верхняя Адриатика одинаково хорошо иллюстрирует капиталистический путь в развитии государства. Со временем, например, Австрия заявила права на значительный кусок побережья, включая Триест, и подчинила его

Из книги Экономическая история России автора Дусенбаев А А

Из книги Всеобщая история в вопросах и ответах автора Ткаченко Ирина Валерьевна

6. Индия и Пакистан. Какие пути развития? Закон о независимости Индии предусматривал создание двух доминионов – Индийского союза и Пакистана. Бывшая колония Великобритании была разделена по религиозному признаку. Размежевание происходило в условиях острой

Из книги Россия в 1917-2000 гг. Книга для всех, интересующихся отечественной историей автора Яров Сергей Викторович

1.2. Гласность как средство ускорения развития общества Горбачеву предстояло решить нелегкую задачу, ибо чувство хозяина человек должен был обрести там, где все является коллективным. Попытки устранить это очевидное противоречие не отличались последовательностью.

Из книги Отечественная история: Шпаргалка автора Автор неизвестен

115. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА XX в. И ЕГО СОЦИАЛЬНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ На протяжении XX в. в мире боролись противостоящие друг другу общественные тенденции – демократическая и авторитарная, интернационализм и национализм, интеграция и сепаратизм. Исторический опыт

Из книги История сербов автора Чиркович Сима М.

Разнонаправленные пути развития Берлинский конгресс увеличил территорию Сербии и Черногории, однако и Австро-Венгрия стала больше по территории после оккупации Боснии и Герцеговины. В результате количество сербов, проживавших в независимых государствах и в монархии

Из книги Исторические судьбы крымских татар. автора Возгрин Валерий Евгеньевич

ПУТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Главным последствием Крымской войны стала, как известно, отмена крепостного права в России. Реформа пришла и в Крым. Однако здесь, где формально число крепостных не превышало 4% населения, это событие не несло с собой таких масштабных сдвигов,

Из книги Дорога Домой автора Жикаренцев Владимир Васильевич

В предыдущей главе мы рассматривали тему по цепочкам дис-позиторов, взяв за основу цепочки по владению. Но можно стро­ить диспозиционные связи по изгнанию, падению, экзальтации, вражде и дружбе, нейтрали.

Когда мы вплотную начали работать с цепочками диспози-торов, то поняли, что вышеописанное по поводу силы планет обре­тает наиболее важный смысл, если мы начинаем осознавать, что в этих диспозиционных связях отражен в полном объеме процесс нашего развития.

Владение

Ч. 3. Цепочки диспозиций как эволюционный путь развития человека. 37

Если посмотреть на нейтраль как на центр, вокруг которого формируется наша психика (рис.7), то можно увидеть, что самым внешним проявлением ее является ось «владение - изгнание», а самым внутренним - «дружба - вражда».

Ось «экзальтация - падение» выступаеткак ступенька в пере­ходе от внешнего слоя к внутреннему, - самому близкому к нейтрали.

В соответствии с этим можно предположить, что ось

- «владение - изгнание» описывает наше проявление в материальном мире;

- «экзальтация - падение», - в духовном мире;

- «дружба - вражда», - на пути ученичества;

- «нейтраль» - соответствует миру Божественному.

Сила каждой планеты в определенной ситуации проявляется по разному. Одна и та же планета на разных уровнях развития дей­ствует тоже по разному. Сознательная работа с цепочками диспози-торов открывает человеку огромные возможности в использовании самых сильных сторон планет своего гороскопа.

Определив статус каждой планеты для какого-точеловека, мож­но сказать, какое место она занимает в сфере его психикии, исходя из этого, наметить его путь развития по функциям каждой из них.

Статус планеты с оценкой 0 и 6 баллов говорит о том, что в материальном мире человек может опираться именно на эти пла­неты: шестибальные планеты дают опору на сознательном уровне, а планеты с оценкой ноль баллов - на бессознательном, внутрен­нем уровне души. Функции этих планет проще всего отработать по цепочкам владения и изгнания соответственно. Цепочки по вла­дению и изгнанию отражают привычное проявление человека в повседневной жизни, представляющее естественное течение пси­хологического процесса. При этом психический блок по владению, в отличие от блока по изгнанию, срабатывает на внешнем плане, а не на внутреннем.

Обе эти цепочки характеризуют естественное проявлениенашей психикина сознательном и подсознательном уровнях. Включение одногоблока влечет за собой автоматически включение другого.

Это обстоятельство можно использовать для усиления слабых мест в нашей психике и развития сильных; - это огромное поле деятельности для экспериментов.

Зная мотивы, запускающие определенные цепочки, можно проследить путь получения результата, увидеть этот результат и проанализировать его.

А что такое мотивы? Это силы, заставляющие нас двигаться, действовать, - это наши желания, потребности, цели, идеалы. Вера...

Именно эти силы толкают нас к действию. От силы мотива, от ее направленности зависит реализация, качество результата.

Истинность мотива предопределяет результат.

В цепочках диспозиторов источниками мотивов являются пла­неты, стоящие в самом начале цепочки, они и будут генерировать наши предпочтения.

Понятно, что каждая планета рождает свою собственную, близкую ей по духу мотивацию. Она вкладывает в нас силу, соответ­ствующую своему характеру

Ведущий мотив Луны, например, - это потребность в безопа­сности, защищенности, забота о ближнем.

У Солнца - любовь к творчеству, стремление к познанию-

Для Меркурия важно захватить внимание своего партнера, пообщаться с ним, узнать что-то новенькое.

У Венеры тоже - большое желание пообщаться, но она жаждет теплого общения, - не для того, чтобы что-то узнать, а для того. чтобы «погреться». Венералюбит красивые вещи, вкусно покушать - это ее стимулы к действию.

Для Марса на первом месте - жажда деятельности, подвиж­ность, активность.

Юпитер в первую очередь настроен на успех, известность, славу, у него страстное желание развиваться, это может быть инди­видуальный или социальный рост или просто стремление к реали­зации темы заработков, активизации темы бизнеса, политического с амоутв ерждения.

Сатурн сильнее всего ориентирован на стабильный организо­ванный стиль жизни, поэтому все его мотивы сводятся к тому, что-

бы это осуществить. Желание упорядочить, уложиться в определен­ный промежуток времени, создать запас - в соответствии с этим он и формирует наши желания.

Один из самых сильных мотивов Урана: потребность в незави­симости, жажда перемен - все устоявшееся, прочное рождает в человеке скуку, недовольство.

Для Нептуна важно желание расслабиться, раствориться, сбросить напряжение.

Для Плутона, как и для Марса, велика потребность в действии, он реализует принцип проявления в человеке Высшей воли. Кол­лективная воля Плутона обладает силой, сметающей на своем пути все, что не соответствует его природе.

Мотивы человека по Плутону могут базироваться на цели-тельских и магических способностях, на умении трансформиро­вать не только свою энергию, но и энергию других людей (лечение по Плутону предусматривает в первую очередь приведение энергий больного в порядок).

Плутоническая энергия - самая сильная из тех, что имеются в обычном физическом проявлении. Поэтому часто при неготовности человека принять ее и работать с ней она вызывает перенапряжен­ность во всех сферах, с которыми соприкасается Плутон.

Таким образом, наши стремления, опасения, страхи (наши мотивы) рождают наши действия, которые в конечном счете при­водят нас к определенному результату 7 .

Познав устройство своей психики, мотивы, запускающие ее деятельность и, видя полученный результат, можно проанализи­ровать работу каждого элемента в отдельности, понять при этом механизм регулировки каждого параметра. Изменяя сигналы на входе, регулируя отдельные параметры цепочки, включив обратную связь, мы сможем добиться необходимого результата на выходе.

Рычагами регулировки являются импульсы на входе диспо-зициоиных схем, т.е. мотивы, приводящие нашу психическую деятельность в движение.

По проявлению конечного диспозитора можно судить о резуль­татах проводимого эксперимента. В диспозиционных связях зало-

жена и внутренняя регулировка каждого элемента схемы.

Если взять элементы схем попарно, то можно убедиться в том, что диспозитор любой пары является ключиком для раскрытия свей половины.

Диспозитор Луны, например, отвечает за наш рост, за наше развитие, за то, как мы приспосабливаемся к повседневной жизни, как мы адаптируемся в обществе, и совсем не безразлично, что за планета является ее диспозитором.

Если Луна в Скорпионе, то ответственность за развитие души. за ее естественный рост, за ее изменения в восходящем направле­нии несет Плутон (диспозитор Луны),И, если человек не находит средств для гармоничных с ним взаимоотношений, т.е. своими дей­ствиями он не может вписаться в условия Космических сил, то развитие может пойти не по восходящему направлению, а по нисходящему, что несомненно приведет к плачевным результатам. Нисходящее направление с точки зрения Божественных сил проти­воестественно. С лунным диспозитором связаны и скрытые мотивы поведения человека-

Диспозитор Солнца отвечает за витальность человека, за его силу духа, за творческое начало в нем.

Диспозитор Марса отвечает за активность человека, за его действия. Например, Марс в знаке Тельца, означает что он выбрал себе для общения Венеру (СГ ->9), таким образом Венера является диспозитором Марса. Марс в этом случае будет выполнять желания Венеры, т.е.Венера будет задаватьМарсу активность.

В знаке Стрельца Марс будет выполнять заказ Юпитера (СГ -> ^), и эти заказы будут отличаться.

В первом случае действие человека будет определяться его личной системой предпочтений, желаний, а может и капризов (это зависит от статуса самой Венеры), во втором - большая ориентация на социальный успех, на систему предпочтений окружающего мира и большая зависимость от статуса Юпитера.

В любом случае Марс - это исполнитель, заказывает же му­зыку диспозитор: в первом случае - Венера, во втором - Юпитер.

Диспозитор несет ответственность не только за развитие своей

пары- он также отвечает и за то, как складываются отношения в ней.

Говоря о сильном влиянии диспозитора, нельзя упустить и обратного воздействия, - влияния диспозиционной пары на своего управителя. В связке Марс-Венера Марс, выполняя желания Ве­неры. своими действиями корректирует и Венеру, оказывает на нее действенное влияние.

Очень интересно в системе диспозиционных связей смотрится взаимная рецепция. Получается очень сильная диспозиционная связь-в которой обе планеты выступают в поддержку друг друга: одна яв­ляется опорой для другой. Взаимная рецепция рождает устойчивые мотивы и реакции, связанные с взаимодействием этой пары планет, /^,_г\ Взаимная рецепция Солнца и Марса, например- гово- - "- рит о творческой волевой самостоятельности человека,

которая будет поддерживать его витальность и активно наставлять на духовный путь.

Взаимная рецепция Меркурия и Луны может зало-^^Э. жить основу для интенсивного развития души под воз­действием интеллекта и развития интеллекта через опыт души. Обычно это очень хороший показатель роста, но часто этот потенциал человеком не используется.

В наше время человек стал врагом самому себе, поэтому даже явно позитивную связь он может превратить б негатив, В этом случае в характере человека взаимная рецепция может дать некую порочность или зацикленность на чем-то, что будет блокировать стремление к развитию," взаимная рецепция при этом может превратиться в мертвую зону с постоянным обменом и трудной коррекцией,

Диспозиционные связи - проводники, связывающие отдель­ные элементы (планеты) психики. Они организуют связь во всех видах диспозиционных цепочек. Поэтому рассмотренная выше взаимная рецепция планет, может характеризовать не только связь по владению, но и все остальные цепочки... Толькоих трактовка будет немного другой. Диспозиционная связь между диспозитора-ми, находящимися во взаимном изгнании, напрмер, Луна в Козе-

роге, а Сатурн - в Раке: Ч-^Э может способствовать наруше-

нию внутренней стабильности, возникновению дисбаланса, тре­вожности, которые могут привести к внутренней закомплексован­ности. застою и угнетенности. Планеты поддерживают друг друга, но на бессознательном уровне, и проявиться это может в варианте «против кого будем дружить». Зная подобные тонкости, можно лег­ко избежать многих неприятностей.

Освоив материальную жизнь, научившись удовлетворять по­требности своего физического тела, человеку необходимо обратить внимание на развитие своей души.

Главная роль в переходе от материального мира в духовный отведена планетам, значимость которых оценивается в I и 5 баллов. Опорой на данном этапе служат планеты именно с таким статусом. Но сознательный переход чаще всего затруднен, - человек застре­вает в материальном мире настолько, что вытащить его оттуда мо­жет только какой-то кризис. Дтя перехода в духовный мир стано­вится необходимой трагическая ситуация; которая готовится в рас-счете на то, чтобы развернуть человека в другую сторону, вытащить его из состояния застоя. Поэтому ось духовного возрождения часто называют осью кризисов.

Изменения в направлении движения от материального к ду­ховному находят отражение в цепочках по вышеупомянутой оси, Естественное проявление на внешнем плане представлено при этом цепочкой экзальтации, на внутреннем, - цепочкой падения.

Она направляет человека на путь ученичества, чтобы прибли­зить его к Божественному миру, где его цельность определяется наличием гармонии между иньскими и янскими энергиями.

Опорой при переходе на путь ученичества служат планеты, статус которых оценивается в 2 и в 4 балла. Именно через функции этих планет человеку предоставляется возможность подняться на более высокую ступень.

Переход к Божественному миру запрограммирован в диспози-ционной связи по нейтрали. Гармоничная работа по этой цепочке происходит только в том случае, если человек последовательно и прочно усвоил уроки первых трех ступеней.

Рассмотрим конкретный пример.

Все исходные данные для составления диспозиционных цепочек сведем в таблицу 4.

Таблица 4. Диспозиционные связи оси проявления в физическом мире.

Зная статус каждой планеты, разобьем их по принадлежности соответствующим осям:

I, Венера - 6 баллов: Юпитер и Сатурн - 0 баллов.

II. Солнце и Плутон - 5 баллов; Луна - 1 балл.

III. Марс и Уран - 4 балла: Меркурий и Нептун - 2 балла.

Из этого ряда планет четко видна сила и значение каждой планеты на разных этапах развития,

Для проживания в физическом мире человеку даны силы по Венере и по двум социальным планетам: Юпитеру и Сатурну,

Для проживания в духовном мире дается опора на Солнце,

Плутон и Луну. \

Планеты Уран, Меркурий, Марс и Нептун полноценно прояв­ляются на оси ученичества, т.е. мышление и действия человека имеют здесь достаточно высокий настрой.

Для проживания в мире Божественном важна абсолютная гар­мония между духом и душой. Опора дается на Божественное начало в человеке: на дух (О) и душу (Э).

Владение-изгнание.

Начнем с оси естественного проявления в мире физическом, рассмотрим цепочку по владению:

Наличие одной цепочки говорит об изначальной целостности психики человека и его собранности в повседневной жизни.

А какова внутренняя логика "»той цепочки?

Юпитер, Уран и Сатурн - это силы, это энергия, это мотивы, запускающие работу данной схемы. Нетрудно также заметить, что все элементы схемы работают на формирование системы ценностей человека, на его умение сделать правильный выбор. При активизации мотивов, срабатывают определенные элементы схемы.

Для того, чтобы уяснить, какие именно элементы схемы вовле­каются в работу, разделим цепочку на линейные блоки (рис.9), и попробуем отследить путь прохождения импульса активизации и преобразования каждого запускающего мотива;

3. Цепочки диспозицийкак эволюционныйпуть развития человека. 45


Это не отдельные цепочки, - это три программы отработки мотивов, зашитые в психике этого человека. Давайте разберем ло­гику этих программ.

В повседневной жизни этого человека качества души могут быть задействованы тремя планетами: Юпитером, Сатурном и Ура­ном. Три мотива, рожденные этими планетами, являются для чело­века естественными, именно они выбирают и запускают програм­мы, затрагивающие определенные элементы психики в зависимо­сти от создавшейся ситуации и уровня его развития.

Для человека готовятся условия, при которых он постоянно проигрывает одни и те же роли в спектакле жизни. Рассмотрим эти схемы по порядку.

Если человек поставлен в жесткие рамки, чем-то ограничен, срабатывает блок-схема (рис. 9а): импульс от Сатурна сразу пере­дается Луне (1\^ -> Э), которая должна к этим условиям быстро адаптироваться, т.е. ситуация требует от человека в этом случае быстрой адаптации. Но адаптация достаточно сложная, т.к. держать дисциплину, действовать четко и организованно в гостях у Луны Сатурну противоестественно, тем более, что настрой у нее (в гостях у Плутона (Э^ -^ ^) очень уж осторожный, она считает мир опас­ным для себя. Официальная ситуация может вызвать эмоциональ­ный дискомфорт и напряжение, и вопросы долга могут решаться в этом случае субъективно. Но подобные решения противоестест-

венны для сильного Плутона. Он не допустит подобных слабостей души. Наэтом участке диспозиционной цепочки (3)^ ~> ^), Плутон изначально очищает все даже самые дальние закоулки души. заста­вляя ее постоянно изменяться, трансформироваться, возрождать­ся заново, ведь Плутон не любит неотработанных «хвостов» и «сжигает» все мосты, ведущие к прошлому.

Луна и Плутон являются представителями одной и той же оси. они вместе настроены на то. чтобы помочь человеку вытащить качества его души из глубин подсознания (Э) на поверхность и направить их на заботу о детях, о матери, на умение адаптироваться к любым обстоятельствам жизни. И что интересно, что подобная чистка, стрессовые ситуации, действительно никогда не вызывают в человеке озлобления, хотя и дают очень глубокие переживания,.. Это для него - вполне естественный процесс, - который дает силу для раскрытия чувственной составляющей души.

Как видите, переход здесь тоже плавный - статус Солнца такой же как и у Плутона. Здесь душа получает творческий запас энергии. жизненной силы. т.е. здесь уже накапливается потенциал, способ­ный подтолкнуть человека к действию (^i-> *?.,-> 0^-> С?.,).

Переход (О -> сГ.,) достаточно сложный, потому что он соеди­няет два мира, здесь опасность проявления эгоизма, завышенного мнения о себе, что может привести к необдуманным поступкам.

Но сдругой стороны энергии Луны и Плутонаукрепляют дух, -маловероятно, что такого человека можно сбить с правильного пути.

Именно в духовном мире Солнце дает способность принимать самостоятельные решения, обновляться, - это воля к переменам.

При этом активность человека, его действия - под присмотром Нептуна (5>^->*? -^ ° <,--* С^~^ ^)- который дает человеку благо­словение (статус Нептуна достаточно высокий).

Таким образом, импульс, рожденный Сатурном, доходит до

Венеры, помогая ей сформировать систему ценностей, заложенную Космическими силами. Система ценностей человека изначально ориентирована на получение наивысшей оценки при сдаче экза­мена по исполнению своей роли в физическом мире.

Мы рассмотрели случай, когда цепочка активизируется внеш­ней ситуацией по СатурнуНо давайте посмотрим, как срабатывает эта же схема при возникновении внутреннего импульса. - желания. например, структурировать свою жизнь, понять ее смысл, вписаться в какие-то нормы, уединиться, осознать значение кризисов роста.

Сатурн управляет нашей потребностью исправлять, корректи­ровать и в соответствии с представлениями об идеале, получать и давать инструкции.

Сатурн может формировать стремление человека к самосовер­шенствованию, самоконтролю. Эти побуждения могут быть на­правлены на разделение ответственности, поддержание или сохра­нение установленного порядка, обеспечение стабильности. А мо­жет возникнуть и желание власти, - ведь социально-психологичес­кий уровень Сатурна символизируется словом власть, да и статус его созвучен миру материальному. Желание управлять, навести по­рядок, дать задание, проконтролировать исполнение, ввести отчет­ность... Похоже ли это на Сатурн в гостях у Луны? Возможно ли такое наблюдать в этом случае"?

Возможно, если ситуация касается развития души, работы над ее постоянным обновлением или при управлении коллективом. ;анимающимся духовным ростом (Ш)... При этом человек готовит плодородную почву для внесения творческого начала в любое свое действие (0^ -> с?^). подкрепляя этим веру (UQ в светлое будущее и благотворно влияя на формирование чувств, на формирование своей системы ценностей (У^-^ 9.).

Мотивы Сатурна могут оказать человеку огромную услугу, на­учив его делать в жизни правильный выбор, при этом своими по­ступками, оказывая влияние и на Веру других людей.

По Сатурну может проявиться и холодность, отстраненность-категоричность, необходимость беспрекословного выполи "пя

каких-то требоваий с огромным чувством собственной правоты вы­двигаемого мотива - переход (г^, -> Э) тоже сложный. Пока не было кризисной ситуации, связанной с детьми- так оно и было, но со време­нем. через переживания, человек начал понимать, что требования необходимо предъявлять в первую очередь к самому себе, а потом уже к тем, кого считает своими или кто требует его заботы и актив­ного участия. При подобном подходе связь (Пд -> 2^) способствует формированию высокой требовательности, как к своему поведению, так и к поведению окружающих, при этом объясняя причины, при­водя веские доводы. Но здесь есть опасность: у человека может воз­никнуть огромное чувство вины за происходящее. И он изнуряя себя, может заняться самобичеванием,

Обладателю подобного аспекта психики, исповедующему ра­дость жизни, трудно посвятить себя высокой цели, не принося в жертву своих близких. По крайней мере, внешне, со стйроны это выглядит именно так. Хотя, если разобраться в этом более глубоко, то можно увидеть очень позитивные аспекты этого положения в воспитании самостоятельности, ответственности у своих детей, родственников и тех, о ком человек проявляет заботу.

Со временем при проработке Сатурна, человек обретает спо­собность ставить себе задачи определенного уровня. Обладая вла­стью над собой и подчиняясь ей, человек начинает действовать в рамках дозволенного. В случае же неподчинения человек со вре­менем может оказаться затянутым в систему более жестких, чем простой запрет, ограничений.

Способность человека к дисциплине, к послушанию выраба­тывает в нем ответственность, обязательность, осторожность, на­блюдательность. При этом срабатывают определенные критерии: при правильном поведении, адаптация происходит достаточно легко, что в конечном итоге позволяет человеку сделать правильный выбор.

Сатурн в нашем случае управляет защитным механизмом по­давления или вытеснения переживаний, травмирующих душу чело­века. И с усилением этой планеты, которое достигается в жизни огромной работой в этом направлении, может получиться что, на­ходясь в Раке- он окажет положительное влияние на формирование

души человека, на выполнение миссии в материальном мире. то есть на ее развитие без каких бы то ни было посредников- ведь Сатурн - последняя планета видимого мира. которая отвечает за готовность души сотрудничать с миром тонким.

Цепочка может запускаться и Юпитером (рис.96), т.е. жела­нием достичь в обществе определенного авторитета, желанием достичь цели, многому научиться.

Импульс цели при этом поселяется в сознании человека (2f, ->, 2J. Меркурий является диспозитором Юпитера и Урана {рис.9в), т.е. он несет ответственность за идеи, предложенные Ураном и цели, формируемые Юпитером.

Но цели человека носят приземленный характер (статус Юпитера - 0 баллов), поэтому гармоничные взаимоотношения с Меркурием затруднены, Меркурий с большей уверенностью может работать с энергиями Урана, - они представляют одну и ту же ось " ось ученичества. Уран усиливает способность человека перейти барьер диспозиционной связи (4^ -> 5,), ведь его энергии тоже проецируются на плоскость интеллекта этого человека. Его сила могла бы оказаться разрушительной и бесполезной, если бы Мерку­рий не был готов принять эти энергии. Но статус Меркурия оцени­вается в 2 балла, - это говорит о том. что на подсознании человек готов перейти, причем достаточно гармонично на более высокий уровень сознания по Урану (рис. 9в), который при слабом Юпите­ре, ориентированном больше на материальный мир, в состоянии взять его работу на себя, тем более, что они воздействуют на один и тот же элемент схемы - на Меркурии.

Интересно, что человек, сам не зная почему- выбрал своей специальностью электроникл": шел поступать в медицинский ин­ститут. и вдруг (по Урану) завернул в политехнический.

Закончив через пять лет отделение ЭВМ, стал специалистом в области электронно-вычислительной техники. Через проработку Урана сделал себе карьеру, добился социального успеха,. (долж­ность, оклад, авторитет и «успокоился»...., чего делать не стоило). Важно здесь, конечно и то, что в гостях у Марса и Солнце- и Меркурий,

Солнце вносит в действия человека творческое начало. Мерку­рий - разумное. Сильное солнечное начало дает человеку" стойкость, уверенность в себе, способность быть самим собой, целостность Импульс к принятию решения исходит изнутри. Солнце закаляет волю человека. Меркурианское начало дарит человеку способ­ность, тягу к обновлению, - это огромный интерес ко всему новому Меркурий действует из глубинных слоев подсознания, рассчитывая с помощью Марса «раскрыться» в физическом мире. И это может произойти только в том случае, если внешние проявления, действия человека будут соответствовать поступкам ученика: именно внеш­ние проявления человека в мире. Таким образом, можно сказать. что в физическом мире человек будет открыт ко всему новому и в свои действия будет склонен вносить творчество. Это очень хоро­ший показатель для развития. Причем сам Марс в гостяху Нептуна, то есть все действия человека поддержаны его Верой в Высшие силы, - Нептун на подсознательном уровне направляет его в физи­ческом мире на поиск пути ученичества.

Нетрудно заметить, что три последних элемента всех трех схем: Марс, Нептун и Венера (cf. ->U*„ -> 9g) являются общим завершением для всех трех программ. Получается, что энергии всех планет стекаются к Марсу, далее к Нептуну, а затем - к Венере.

Все три программы работают в конечном итоге на формирование чувств, - пассивной составляющей души человека. Все импульсы-идущие из вне (из периферии), работают на формирование собственной системы ценностей, на формирование внутренних желаний. Венера является кардинальным сигнификатором цепочки, играя- таким образом, достаточно важную роль в жизни этого человека.

В диспозиционной связи Нептун - Венера (Ч 1 , -> 9^) Венера является диспозитором Нептуна, именно она отвечает за проявле­ние высокого потенциала веры на физическом плане, который ра­скрывшись, способен настроить человека на принятие тонких не-птунианских вибраций. Эти энергии могут подарить человеку уме­ние выйти за пределы своего Эго через Любовь: что-то или кого-то просто полюбить, не ради себя, а просто... только потому что

он есть- полюбить идею, Веру Скажем любовь к Богу- веру в Бога. Любовь может проявиться через стремление. Веру, трансцеден-тацию - это выход за предены собственного «Я».

Во имя любви к другому, человек становится способным от­казаться от нее, пожертвовать ради любви собой.

Нептун может дать человеку способность раскрыть себя в чем-то большем, чем он есть.

Таким образом, именно Венера создает устойчивый в гибкий мире физическом стержень, дает человеку устойчивость в мире материй. Она дарит человеку верность своим убеждениям.

На основе ценностей мы фактически оцениваем все что про­исходит.

Мир ценностей - это реальный мир, в нем есть такие вещи, как верность, но высшая ценность - это справедливость. Ценности постигаются сердцем, чувством. Реальный выбор сопряжен с ценностями, - с разным отно­шением к предоставляющимся возможностям.

Что-то для человека безразлично, а что-то беспредельно ценно и, исходя из этого, он делает свой выбор.

Итак, какие элементы психики этого человека в схеме естест­венного проявления являются для него опорными?

В первую очередь, конечно Венера, но и Плутон, Солнце, Уран, Марс," все они имеют высокий статус внешнего проявления. А слабые места?

Юпитер, Сатурн, Луна и Меркурий. Но слабость их в том, что к ним просто тяжелее добраться, они на более глубоком уровне. В проявленном мире повысить их значение в психике человека мож­но через диспозиционные цепочки по изгнанию, падению и вражде соответственно.

Юпитер и Сатурн являются самой прочной опорой для чело­века в цепочке по изгнанию, статус этих планет для данной цепочки самый высокий.

Луна очень гармонично вписывается в диспозиционную схему по падению- и именно здесь ей предоставлено широкое поле дея-

тельности, обеспечен успехв желании развивать свои способности. в ускорении своего развития.

Меркурий выгоднее всего смотрится в цепочке по вражде. И если мы будем готовы дойти до этого уровня, то со временем смо­жем расшифровать и эту цепочку, опирающуюся на Меркурий и Нептун.

Здесь мы видим две цепочки, одна из которых представлена, Сатурном, в другой участвуют все остальные планеты.

Мы видим, что внутренний мир человека раздвоен. В меха­низм непроявленного блока-психики вшито две программы. Одна! программа опирается на Сатурн (рис.106), другая - на Юпитер (рис.Юа). "

Это программы подсознания, одна из которых работает на] замкнутый цикл- состоящий из семи планет- 3

В подсознании раскачиваются очень сильные энергии- реали-д зация которых затруднена и не только потому что все это в подсо-Я знании, но и потому, что она циклится, практически не имеет вы-Д хода. Это говорит о сильной внутренней напряженности человека,» которая не имея возможности «выпустить пар», может дать чело-в веку комплексы неполноценности, заниженную самооценку

Здесь необходимо также обратить внимание, что энергии цик­ла запускаются Солнцем и Луной. Оба Светила работают на про­буждение потенциала, заложенного в подсознании. Именно от них исходит волевое усилие. И здесь очень хорошо видно- что пробуж­дением подсознания занимаются планеты, составляющие опору оси духовного возрождения, т.е. человек может использовать их потенциал в полную силу, если выйдет на осознание того, что необходимо развивать свою душу.

Таким образом, данная цепочка запускается внутренним во­левым усилием Солнца и внешними обстоятельствами, желанием приспособиться к создавшейся ситуации, желанием урегулировать отношения с внешним миром, что для Луны в 1 балл неестественно. Такое желание необходимо культивировать, пробудить, само по себе оно не появится.

Оба Светила пробуждают резервные силы человека, выбрав при этом своим посредником сильную в мире физическомВенеру

Они тайно на бессознательном уровне воспитывают ее, по­степенно настраивая на частоту Божественных сил. Солнце - сво­им творческим напором подталкивает Венеру к самостоятельно­сти, Луна - капризом, жалобой, неумением приспособиться к внеш­ней среде. Диспозиционная связь (Э^ -^

Сила Светил через Венеру оценивается Плутоном, строгим и беспощадным. В этой цепочке управителем Венеры является Плу­тон (9^ -> "¥^), и ошибка со стороны Венеры может вызвать него­дование ее управителя.

Здесь, видимо, происходит снятие наносного слоя, который тормозит проявление творческой индивидуальности человека. После очищения в процессе формирования солнечного или лунно­го импульсов включается имеющий достаточно высокий коэффи­циент творчества Уран. Он преобразует творческий импульс Солн-

па, творческий импульс индивидуальности, внося в него элемент творческого проявления в коллективе единомышленников, подклю­чая его к прошлому коллективному опыту подсознания, приобщая к древним знаниям, набранным за миллионы лет.

С этим богатством солнечный или лунный импульс, обретая внутреннюю форму через Венеру и, побывав на приеме у сильных представителей солнечной системы Плутона и Урана- приходит к «сонному» Юпитеру; т.е. со всем этим багажом в общество, которое может быть не готово принять это богатство. Да общество не гото­во, оно спит. Но как подготовить общество к пробуждению? Юпи­тер символизирует общество, но он занимается и расширением сознания человека, его желанием это делать. Поэтому прежде всего необходимо задуматься о наборе знаний, - мудрому человеку на­много легче адаптироваться в среде, приспособиться к законам об­щества, стать на позицию восходящего направления развития ду­ши, символом которой является Луна, увидеть цель, отследить путь, найти себя на этом пути, проанализировать все, что уже сделано и что впереди, тогда в гостях у Нептуна человек обязательно обретет Божественную веру в лучшее будущее.

Вера в Высшее Божество включит активность человека, до­статочно сильную от природы (Марс - 4 балла), настраивая своими действиями и поступками разум на понимание и на корректировку Венеры.

Такой непрерывный внутренний цикл, запускаемый Солнцем. или Луной, будет крутиться на подсознательном уровне человека постоянно. И хочет человек или не хочет, а сильная Венера подго­товит почву для проявления Прозерпины (высшей октавы Венеры), планеты несущей в общество новую культуру.

И здесь сокрыт огромный потенциал для развития самого че­ловека для раскрытия его потенциальных возможностей. В любом случае, человек верит в то, что общество откроет наконец-то глаза. И эта вера поддерживается активностью человека, который в свою" очередь направляет всю свою энергию на усиление аппарата мы­шления, вернее даже сказать на пробуждение его, так как мышле-

ние человека в принципе уже готово работать на пути ученичества. И именно эта диспозиционная схема работает на то, чтобы пробу­дить его интеллектуальное начало. При пробуждении его сознания, Венера, ориентированная поначалу на материальный мир, сможет утончить свои качества в человеке и в гостях у Плутона выйти на понимание его энергий.

Во второй (рис. 1 Об) цепочке по изгнанию сторонним наблю­дателем стоит Сатурн, его статус в рассматриваемой схеме доста­точно высок, хотя активность очень слабая, поэтому и уединился, чтобы разобраться в себе. В тишине больше шансов понять законы общества и со временем научиться действовать конструктивно.

Цепочка, состоящая из одной планеты (рис. 106), говорит о том, что планета сильна по положению, так как находится в собст­венном знаке изгнания. Но в то же время она не имеет диспозици-онных связей с другими планетами, а это значит, что мотивы и побуждения, определяемые этой планетой, не затрагивают других планет, других сфер. Они, конечно, могут быть связаны иначе, -через аспекты, т.е. в той или иной ситуации действовать вместе, но это - логика действий, диспозиция же - связь мотивов.

Планета в собственном знаке, образно говоря, идет своей до­рогой. Это отдельная сфера, изолированная от прочих.

Но тем не менее к вопросу объединения этих двух частей мож­но подойти, рассмотрев ролевую функцию Сатурна, - в астрологии он символизирует отца. Именно тема отца стала для человека одной из самых важных в жизни.

Решить вопрос обретения целостности подсознания можно

через гармонизацию отношений с отцом "V^O. или отца с ма­терью Э^ I ,то есть постараться объединить эти две цепочки через гармонизацию отношений, превратив их в опорную точку для пробуждения сильных мотивов подсознания. Таким образом, в данном случае опору в психике человека составляют Сатурн и Юпитер.

Именно внимание к мелочам, дотошность при выяснении

причин происходящего, учет самых мелких деталей (^->^), - все это привело к успешному разрешению проблемы. Одинокий Са­турн в лице отца и Юпитер (один из семи представителей цикла), символизирующий социальное окружение, действительно способ­ствовали успеху- Казалось, что все окружающие человека люди, в том числе и отец, оставили все свои дела и переключили свое внимание на оказание разносторонней помощи в меру своих сил.

Пробужденное сознание (2) оказало влияние на поступки че­ловека (С?^ ^2) и на cиcтeм У ег0 ценностей (2^ 9^).

Использование в производстве рационалистических решений, совершенствующих вспомогательные ходы технологического процесса, представляет собой эволюционный путь его развития. Сущность технических решений, обеспечивающих эволюционный путь развития технологических процессов, заключается в замене движений человека на подобные движения механизмов на вспомогательных элементах процесса. При этом рабочий ход операции не затрагивается, но на вспомогательных операциях высвобождается живой труд. Производительность труда при этом увеличивается, так как скорость движения механизмов, как правило, выше чем у человека. На современном этапе развития техники практически любой вид движения возможно осуществить известными механизмами. Поэтому задача совершенствования вспомогательных элементов операций заключается в наиболее рациональном их применении для замены ручного труда и ускорения движения элементов приспособлений, механизмов, инструментов и т.д. Т.о. конкретными условиями реализации эволюционного пути развития технологических процессов являются: 1.ускорение вспомогательного хода; 2.уменьшение доли вспомогательного хода; 3.ичключение вспомогательного хода или совмещение его с рабочим во времени. Основные направления эволюционного развития технологических процессов: 1. совершенствование орудий труда; 2. рост мощности машин и агрегатов; 3. переход от создания отдельных машин к разработке и внедрению их систем; 4. механизация и автоматизация трудоемких видов производства; 5. возрастающее использование приборов и средств автоматизации, вычислительной техники.

Революционный путь развития технологических процессов

Использование в производстве эвристических технических решений, совершенствующих рабочие ходы технологического процесса, представляет собой революционный путь его развития. Исследование вариантов динамики живого и прошлого труда показали, что эвристическое развитие обеспечивается при снижении затрат как живого, так и прошлого труда. Уменьшение затрат прошлого труда при одновременном увеличении производительности живого происходит лишь в том случае, если повышается эффективность переноса прошлого труда на предмет труда, т.е. увеличивается уровень технологий. Т.о. эвристическое развитие связано с переходом на более высокий уровень технологии. Но при этом возможны следующие варианты. В 1-ом варианте при переходе на более высокий уровень технологии сразу же реализуется снижение затрат живого и прошлого труда на единицу продукции, т.е. осуществляется скачкообразное революционное развитие технологического процесса. В дальнейшем при эволюционном развитии этого нового технологического процесса будет достигнута экономически целесообразная для данного процесса производительность. Во 2-ом варианте после перехода на технологию с более высоким уровнем не происходит одновременного снижения затрат живого и прошлого труда на единицу продукции, а даже возможно временное повышение их, что, казалось бы позволяет сделать вывод об отсутствии какого-либо развития, но если проследить за дальнейшим эволюционным развитием этого нового технологического процесса, то видно, что по мере совершенствования он быстрее достигнет высоких показателей и выйдет на экономически целесообразную производительность, которая будет выше, чем в исходном технологическом процессе. В данном случае проявляется еще одна закономерность революционного пути развития – положительный эффект от такого развития полностью реализуется только в ходе последующего эволюционного развития нового технологического процесса с более высоким уровнем технологии. Это обстоятельство хорошо объясняет несовершенство и сложность новых прогрессивных технологий и ту быстроту, с которой они развиваются и становятся эффективными. В этих процессах изначально заложены значительно большие потенциальные возможности, чем в процессах, которые они заменяют. Необходимо только большее или меньшее по продолжительности эволюционное развитие для того, чтобы эти потенциальные возможности проявились. Ускорение развития общественного производства в настоящее время приводит к тому, что технологические процессы будут подходить к границам своего развития за все более и более короткие промежутки времени. Поэтому гораздо чаще будет возникать ситуация, когда единственно возможным путем развития производства будет революционный путь. При этом необходимым условием развития технологического процесса будет переход на более высокий уровень технологии. Как уже отмечалось, революционный путь развития технологического процесса предполагает совершенствование его рабочих ходов, которые в свою очередь можно реализовать двумя путями – изменением рабочего хода или его заменой. В общем случае замена технологического процесса может привести в конечном итоге к новым рабочим и вспомогательным ходам. Принципиальные возможности рабочих ходов зависят во многом от свойств предмета труда, его технологических возможностей. За счет этого можно достигнуть ускорения рабочих ходов. Если при эволюционном развитии есть предел, то при эвристическом развитии такого предела нет. Роль науки при этом незаменима, т.к. она может предложить новые пути развития.

Основные моменты эвристического развития: 1. скачкообразное развитие – это когда снижаются затраты живого и прошлого труда и в дальнейшем происходит увеличение производительности труда, т.к. появляется новая технология, которая связана с заменой рабочего хода; 2. переход на безотходную технологию; 3. порошковая технология, т.е. при эвристическом развитии необходима в большей степени химизация и электрификация технологических процессов. Например, в химических процессах используются катализаторы, которые интенсифицируют процесс; 4. замена многостадийного непрерывного процесса на одностадийный – это один из путей создания и развития прогрессивной малооперационной технологии. В целом, выявленные характерные особенности технического развития технологических процессов позволяют формулировать конкретные требования к разработчикам новой техники. Появляется путь выработки наиболее эффективных управляющих воздействий, учитывающих, с одной стороны, объективные потребности технологического процесса, а с другой – возможности в сфере научно-исследовательской и конструкторской деятельности.

Варианты видоизменения рабочего и вспомагат действий в эвол и револ развитии.

Эволюционный(изменение вспомагат действий) :Сократить долю вспомогат действий можно путем рационального размещения технологич оборудования.(пример роторные технологии)-позволяют повысить пространственную компактность и за счет этого снизить трудозатраты на вып-е вспомогат действий. Можно повышать технологич возможности инструмента:например снимать стружку с детали не в 1ом направлении, но и в обратном. Можно искл вспомагат действия и затраты- если в качестве инструмента выступает окр среда. (например кислород, содерж в воздухе явл инструментом для всех процесов окисления). Можно полностью исключит затраты на вып-е вспомагат действий.(надо бесплатный транспорт в виде природных явлений-для перемещ груза сверху вниз мы исп силу тяжести, а можно и течение реки). Когда нельзя примерить естествен природные процесы -полное искл затрат невозможно.Но к этому надо стремиться, т.к. это выгодный способ повышен производ труда.

Революц-снижение затрат труда путем видоизменения раб действий.

Повышение технологичности предмета труда- т.к. нагрев металла перед его обработкой давление повышает его результативность, то появл еще одна операция- нагрева, затраты окупятся менее затратной последующей обработкой.

Повышение технологич возможностей инструмента, изменение температ, давления и т.д.

Путь револ развития- принципиально поменять вид рабочего хода. Совокупность раб действий зависит от св-в предмета труда, причем каждый вид раб хода базируется на 1 или нескол св-вах материала, а др ост неиспольз.Именно эти неиспольз становятся источником развития новых видов раб хода.Пример – порошковая металлургия(детали не режут, а спекают)

37. Сочетание во времени известных вариантов технологического развития

Абсолютное большинство современных исследователей процессов социально-экономического развития общества считает, что рыночная экономика с ее конкурентной основой является залогом процветания нашей цивилизации.

Действительно, конкурентные основы рыночной экономики являются стимулом и необходимым условием развития, но этого далеко не достаточно. Несмотря на то, что в большинстве стран мира существуют рыночные отношения, лишь в немногих из них обеспечены достаточно высокий уровень жизни населения, четкая организованность и стабильность общества, социальная защищенность его членов.

Как отмечалось ранее, помимо таких понятий и системных проявлений, как экономика и политика, есть еще одна феноменальная составляющая, существенным образом влияющая на состояние человека, общества, отдельно взятого государства и всей цивилизации. Таким особым феноменом, обеспечивающим развитие общества и представляющим собой достаточное условие прогресса, является технология.

Именно технология как таковая определяет не только современное состояние общества, его возможности в освоении окружающего мира, но и перспективы развития государства и социума.

Для нынешнего этапа развития общества характерна объективная тенденция перехода к технологическим формам организации социальной жизни, при этом ведущим элементом данной тенденции является технологическое развитие. Причем развиваются не только технологии как таковые, но и общество посредством его насыщения различными технологиями в сфере производства как благ, так и услуг.

Таким образом, речь идет об осознании того, что технологии являются базовым звеном не только производства, но и общественного прогресса, которое лежит в основе всех социально-экономических и культурно-исторических процессов.

Для того чтобы знать, какие условия необходимо создать для успешного развития государства, нужно выявлять и изучать объективные закономерности развития производства, в частности производственных технологий.

Закономерности технологического развития производства имеют большое практическое значение: они позволяют грамотно, научно обоснованно, экономически выгодно управлять функционированием и развитием отдельно взятых предприятия, производственного объединения, региона, что, в свою очередь, отвечает коренным интересам государственного управления.

Исходя из структуры технологического процесса, можно выделить два направления совершенствования технологических процессов - совершенствование вспомогательных ходов и совершенствование рабочих ходов. Совершенствование вспомогательных ходов, связанное с движением исполнительных механизмов, может осуществляться по следующей схеме. Действия человека можно заменять действиями механизмов, затем осуществляется переход к комплексной механизации, которую, в свою очередь, сменяет автоматизация вспомогательных ходов. Одновременно с этим происходит замена оборудования на более мощное, и ускоряются движения исполнительных механизмов. Практически любое кинематическое движение можно реализовать с помощью различных механизмов, не представляет собой технической трудности и автоматизация этих движений. Ограничения могут возникать по экономическим соображениям, соображениям надежности или целесообразности. Механизация и автоматизация, ускорение движения исполнительных механизмов приводят к сокращению промежутков между рабочими ходами и обеспечивают рост производительности живого труда. Но при этом сущность рабочего хода, а, следовательно, и самого технологического процесса не меняется. Отсутствие изменения сущности технологического процесса при совершенствовании вспомогательных ходов позволяет определить этот путь развития как эволюционный. Подобная схема развития процесса напоминает реализацию большого ряда рационализаторских предложений, которые хотя и улучшают процесс, но изобретениями считаться не могут. Процесс носит рационалистический характер.

Группа технических решений эволюционного типа харак­теризуется следующими свойствами:

1. Внедрение механизации и автоматизации обязательно связано с увеличением вооруженности рабочего и, следова­тельно, с ростом прошлого труда в единице продукта.

2. Внедрение эволюционных технических решений умень­шает количество затраченного живого труда в единице про­дукта и в большинстве случаев вызывает повышение его производительности.

3. Эффективность технических решений эволюционного типа падает по мере роста производительности труда.Снижение эффективности обусловлено тем, что по мере усложнения технологического оборудования его модерниза­ция требует еще большего усложнения, а, следовательно, все больших затрат.

8. Революционный путь развития. Свойства технических решений революционного пути развития.

Совершенно другой принцип развития технологических процессов реализуется при совершенствовании рабочего хода. При таком направлении развития возможны самые раз­личные технические решения, использующие достижения различных областей знаний, реализующие новые и нетради­ционные технологии. Речь идет именно о корен­ном, революционном изменении сущности рабочего хода, а не об его интенсификации. В большинстве случаев результат таких изменений или не всегда точно можно предсказать, или он ясен, но техническое осуществление замысла сопряжено с большими трудностями. Именно совершенствование рабочего хода позволя­ет охарактеризовать данный путь развития как революцион­ный. Непредсказуемость результатов при совершенствовании технологических процессов подобным образом, наличие не­традиционных технических решений позволяют говорить об эвристическом характере этого процесса.

Группа технических решений революционного типа характеризуется следующими свойствами:

1. Технические решения революционного типа всегда более эффективны, чем эволюционного того же назначения.

2. Уменьшение суммарных затрат труда при революционных решениях может осуществляться в результате уменьшения как живого, так и прошлого труда на единицу продукта.

3. Революционный путь развития носит неограниченный характер.