Традиционная схема (структура) тренингового занятия. Описание программы психологического тренинга Структура тренинга

Мы поделимся своим секретом проведения тренингов для ваших сотрудников, а именно расскажем, как строится структура программ тренинга, выбранного нашими заказчиками.

Все тренинги разработаны командой профессионалов -практиков в области продаж и являются эксклюзивными. Мы проводим тренинги в независимости от места нахождения наших заказчиков.
Специалисты нашей компании имеют многолетний практический опыт работы в различных сферах.Это прежде всего

Финансовая выгода от тренингов

Алгоритм тренинга, выбранного заказчиком

Формирование кредита доверия участников тренинга - позволяет расположить слушателя тренинга с целью увеличения КПД усвояемости материала программы тренинга. Позволяет добиться лояльного отношения к спикеру тренинговой программы.

Программа тренинга - формируется за счет предпочтений заказчика и особенностей деятельности специфики компании заказчика.
Выявление мотивационных составляющих - формирует четкое представление участников тренинга желание работать в компании заказчика. На этом этапе можно выявить «тех участников» кто препятствует развитию бизнеса заказчика.

Первый Кофе брейк с целью адаптации участников и усиления кредита доверия между спикером и обучаемыми. Формирование навыков - позволяет определиться с необходимым набором инструментов, которые участники получают на тренинге и будут применять в своей работе.

Отработка возражений - позволяет спикеру тренинговой компании добиться от участников согласия на то, что программа тренинга выбрана заказчиком, с его полного согласования на получения новых навыков, плодотворно влияющих на работу в компании.
Обед для участников тренинга позволяет пополнить «жизненные ресурсы». После обеда участниками тренинга выполняются упражнения, приводящие группу в рабочий режим.
Выполнение заданий, предусмотренных программой тренинга, исходя из специфики деятельности компании, позволяет практически отработать полученные навыки.
Второй кофе брейк – это необходимая пауза с целью отдыха участников тренинга.
Практическая отработка-это моделирование похожих ситуации встречающихся в повседневной работе участников тренинга, особенно применяется при работе с возражениями.

Подведение итога - позволяет участникам тренинга убедиться, что нового они смогли усвоить на тренинге.

Вручение фирменных сертификатов - это своеобразная награда для участников, один из способов мотивирования персонала.

Эта схема наглядно показывает каким образом мы точечно вкладываем вашим сотрудникам те цели и задачи, которые Вы ставите перед нами заказывая тренинг.


Когда мы говорим о тренинге, то имеем в виду эффективнейший способ, с помощью которого осуществляется фактическое воздействие на личность в целом и, прежде всего, на те или иные составляющие ее самосознания.

Тренинги как один из интерактивных методов обучения и развития широко стали применяться в учебных заведениях, психологических центрах, на предприятиях, в учреждениях и фирмах. Они достаточно разнообразны по своему целевому назначению (от обучающих и развивающих тренингов до психокоррекционных и психотерапевтических), содержанию, формам (тренинги, семинары-тренинги, тренинги-марафоны и другие) и техникам проведения (игровой, аналитический и так далее).

Тренинги бывают столь непохожи, что порой трудно на первый взгляд выделить общие закономерности. Поэтому непосвященные люди понимают под тренингом совершенно несопоставимые формы занятий – от интерактивной лекции, разукрашенной красивыми плакатами, и обыкновенных просеминаров до психолого-педагогических студий и дидактических игр.

Понятие «тренинг» означает действия: тренировать, обучать, формировать, развивать. Значит, он предполагает определенную совокупность упражнений, объединенных в систему, сгруппированных в комплекс занятий и результатом его является обретенный новый опыт, новые знания, сформированные умения, качества.

М.Р. Битянова рассматривает психологический тренинг как форму активного обучения, позволяющую:

1) сформировать навыки построения конструктивных межличностных отношений;

2) осуществлять продуктивную учебную и другую деятельность;

3) анализировать, возникающие ситуации (со своей точки зрения и с позиции партнера);

4) развивать в себе способности познания и понимания себя и других (в процессе общения и деятельности).

И.В. Вачков рассматривает групповой психологический тренинг как совокупность активных методов практической психологии, которые используются с целью формирования навыков самопознания и саморазвития.

Тренинг является многофункциональным методом осуществления преднамеренных изменений психологических феноменов социального субъекта (отдельной личности или группы) с целью его развития и гармонизации. Он представляет собой совокупность определенным образом отобранных и систематизированных интерактивных методов психолого-педагогического воздействия, которые используются для формирования навыков самопознания, самосовершенствования.

В частности, тренинг личностного роста обеспечивает актуализацию осознаваемых и неосознаваемых личностных потребностей, ценностей, устремлений. Он создает предпосылки для проведения анализа своих собственных возможностей, условий реализации поставленных целей, наметить пути и определить инструментарий саморазвития, рационально спланировать свои действия в заданном направлении и, главное, апробировать этот инструментарий в контактной социальной группе.

Феномен тренинга заключается в том, что непосредственные участники получают такую подготовку, которая отвечает требованиям современной жизни.

Первые тренинговые группы были организованы учениками Курта Левина и получили название Т-группы. Понятие социально-психологического тренинга впервые ввел М. Форверг. В отечественной практике СПТ получил широкое распространение в начале 80-х годов ХХ века. Этот, качественно новый этап развития практической психологии был ознаменован выходом фундаментальной работой Л.А. Петровской, посвященной теоретическим и методическим аспектам СПТ.

Специфическими чертами тренинга являются:

○ наличие постоянной группы и определенная ее пространственная организация;

○ обязательное соблюдение ряда принципов и правил групповой работы;

○ ориентация на психологическую поддержку участников;

○ объективация субъективных чувств и эмоций членов Т-группы;

○ атмосфера раскрепощенности, доброжелательности, свободы общения.

Основная цель социально-психологического тренинга (по А.С. Прутченкову) – развитие личности. Наряду с этой основной целью выделяется ряд сопутствующих ей целей:

Повышение социально-психологической компетентности участников;

Развитие у них способности эффективно взаимодействовать с окружающими;

Формирование активной социальной позиции участников;

Развитие у них способности производить значимые позитивные изменения в своей жизни и жизни окружающих людей.

Цели социально-психологического тренинга конкретизуются в частных задачах:

1) овладение определенными социально-психологическими знаниями;

развитие способности адекватного и наиболее полного познания себя и других людей;

2) диагностика и коррекция личностных качеств и умений, снятие барьеров, мешающих реальным и продуктивным действиям;

3) изучение индивидуализированных приемов межличностного взаимодействия для повышения его эффективности;

4) приобретение коммуникативных умений и навыков;

5) овладение тактиками и стратегиями конструктивного поведения в конфликтах;

6) коррекция, формирование и развитие просоциальных установок, необходимых для успешного взаимодействия с людьми в разных сферах жизнедеятельности;

7) мотивация к личностной динамике и вооружение участников инструментарием реализации задач, связанных с личностным ростом;

8) формирование профессионально значимых качеств и умений;

9) развитие эмпатии, сензитивности, рефлексии, толерантности;

Тренером могут быть поставлены и другие задачи. Они определяются руководителем группы в зависимости от потребностей ее членов.

Тренинг предполагает не только активную интеллектуальную деятельность его участников, но также работу с эмоциями и чувствами. Он позволяют очень быстро (за считанные дни) сплотить коллектив ученического класса, студенческой группы, воинского подразделения или персонал фирмы. Высока эффективность тренинга в коррекции поведения, в формировании учебных или профессиональных навыков, в семейной психотерапии и в решении личностных проблем.

Достоинством СПТ, как формы проведения практических занятий, является высокая эффективность использования времени для самораскрытия, самоанализа и саморазвития личности.

Разнообразные методические приемы тренинга (ролевые игры, дискуссии, психогимнастические упражнения, анализ конкретных ситуаций, брейнсторминг и др.) выступают как современные технологии учебно-воспитательного процесса подготовки психологов.

Кьелл Рудестам называет следующие преимущества тренинга как способа решения психологических проблем:

* возможность получения обратной связи и поддержки от людей, имеющих общие проблемы или переживания с конкретным участником Т-группы;

* здесь происходит принятие ценностей и потребностей других людей;

* в Т-группе человек чувствует себя принятым и принимающим, пользующимся доверием и доверяющим, окруженным заботой и заботящимся, получающим помощь и помогающим;

* наблюдая происходящие в Т-группе взаимодействия, участники могут идентифицировать себя с другими и использовать установившуюся эмоциональную связь при оценке собственных чувств и поведения;

* Т- группа может облегчить процесс самоисследования и интроспекции, самораскрытия;

* группа дает экономические преимущества, как метод психологической помощи она экономически более доступна людям

* тренинг привлекает участников своей эффективностью, конфиденциальностью, внутренней открытостью, комфортной психологической атмосферой .

Для успешного проведения тренинга важно соблюдать определенные принципы. Среди принципов организации социально-психологического тренинга назовем основные.

1. Принцип добровольного участия, как во всем тренинге, так и в его отдельных занятиях и упражнениях. Участник должен иметь естественную внутреннюю заинтересованность в изменениях своей личности в ходе работы группы. Принудительно позитивная личностная динамика, как правило, не происходит, поэтому не следует добиваться этого от участников авторитарными методами.

2. Принцип диалогизации взаимодействия, то есть полноценного межличностного общения на занятиях группы, основанного на взаимном уважении участников, на их полном доверии друг другу.

3. Принцип самодиагностики предполагает рефлексию и самораскрытие участников, осознание и формулирование ими собственных личностно значимых проблем.

4. Принцип безопасности гарантирует защищенность каждого члена Т-группы, сохранение конфиденциальности их информации. Все, что осуществляется на занятии, не выносится за пределы группы. Он предусматривает ограничение обсуждения событий, проблем, вопросов лишь в рамках тренинга. Он ориентирует участников тренинга на то, чтобы предметом их анализа постоянно были процессы, которые происходят в группе в конкретный момент.

5. Принцип открытости предусматривает, что участники должны быть открытыми, честными. Они не должны кривить душой и лгать. Предполагается, что раскрытие своего «Я» другими является признаком сильной и здоровой личности.

Самораскрытие направлено на другого человека, но позволяет стать самим собой и встретиться с собой настоящим. Открытость, эмпатия, толерантность способствуют обеспечению честной обратной связи с другими членами группы, т.е. передачи той информации, которая является важной для каждого участника и запускает механизм развития самосознания и механизмы взаимодействия в группе.

Принцип открытости означает доверительное общение между членами Т-группы, что является одним из фундаментальных элементов тренинга. Он предполагает правила обращения на «Ты», что психологически уравнивает всех участников в правах и вносит в общение некоторый элемент интимности.

6. Принцип партнерских отношений предусматривает реализацию субъект-субъектного взаимодействия между тренером и членами Т-группы. В процессе занятий, тренер должен организовать такое общение участников, при котором учитываются интересы, чувства, эмоции и переживания всех и каждого члена Т-группы. Данный принцип гарантирует равные права каждого участника на высказывание собственной точки зрения, проявлять свои чувства, выражать протест, вносить предложения.

7. Принцип активности предполагает обязательную активность всех участников и принятие каждым на себя ответственности за результаты деятельности Т-группы. Реализация этого принципа позволяет осуществлять развитие каждого участника без непосредственного влияния психолога на участников, а за счет создания условий для самосовершенствования средств организации коммуникативного взаимодействия.

8. Принцип акцентирования содействует глубокой рефлексии участников, учит их концентрировать внимание на себе, своих мыслях, чувствах, предусматривает развитие навыков самоанализа. Он созвучен с принципом персонификации высказываний.

9. Принцип персонификации высказываний заключается в том, что участники тренинга должны быть сосредоточены на процессах самопознания, самоанализа и рефлексии. Даже оценка поведения должна осуществляться через словесное выражение собственных чувств и переживаний. Использование данного принципа помогает решить одно из главных задач тренинга – научиться брать ответственность на себя и принимать себя таким, какой есть. «Личная собственность» на авторство сообщения предусматривает ответственность особы за выраженные в сообщении мысли или чувства. Этот принцип предполагает только безоценочные суждения о других.

10. Принцип фасилитации предполагает возвышающее и облегчающее влияние тренера и Т-группы на личность каждого участника тренинга. В гуманистической, экзистенциальной психологии (К. Роджерс, Ф. Фанч, А. Маслоу, Р.Мэй, С. Братченко, О. Кондрашихина и др.) под фасилитацией понимается содержание, процесс и результат взаимодействия психолога и клиента. Итогом этого взаимодействия является содействие личностному росту субъекта, ориентация его на личный выбор, развитие его способности к творческой адаптации и самоизменению. Способность тренера Т-группы осуществить данное влияние и будет называться способностью к фасилитационному влиянию.

О.А. Кондрашихина указывает, что для осуществления фасилитационного влияния, ведущему Т-группы, необходимо наличие определенных личностных характеристик. Главная особенность тренера-фасилитатора состоит в сознательном использовании собственных инструментальных свойств для реализации своей направленности, а также в преодолении, изменении или компенсации тех из них, которые такой реализации мешают. Более подробно этот аспект рассмотрен ниже, при описании требований к личности тренера.

Важным является вопрос не только о принципах деятельности Т- группы, но и о принципах ее комплектования. Руководителю целесообразно провести предварительные индивидуальные собеседования с будущими участниками о том, почему они хотят участвовать в тренинге, каковы их ожидания. Желателен также общий разговор с группой о целях и задачах предстоящего тренинга, о возможных психологических эффектах, неконтролируемых эмоциональных всплесках, которые могут переживать члены Т-группы.

Мы выделяем следующие принципы комплектования групп:

- Принцип добровольности;

- Принцип информационной прозрачности. Данный принцип означает, что каждый участник имеет право знать до тренинга все, что с ним может происходить, получить информацию о тех процессах, которые будут осуществляться в Т-группе;

- Принцип однородности. Он предполагает включение в группу людей одной профессии, равных по статусу и рангу, примерно одного возраста;

- Принцип пригодности. Не рекомендуется включать в Т- группу субъектов, которые имеют выраженные физические дефекты и нарушения психического здоровья, а также тех, кто ощущает свою непригодность к работе в группе. Не рекомендуется включать в группу близких родственников и особ, которые находятся в служебной зависимости друг от друга или имеют стойкую неприязнь друг к другу. Рекомендуется подбирать в группу людей в возрастном диапазоне до 40 - 45 лет. Желательно, чтобы группа была гендерной по составу. Наиболее оптимальный вариант - участие в тренинге незнакомых между собой людей.

Проведение тренингов чрезвычайно ответственное дело, так как в данной форме деятельности порой затрагиваются самые тонкие струны души человека. Вместе с тем тренинг одна из увлекательнейших, необычных, интересных форм совместной работы людей, желающих добиться успеха в работе, межличностных отношениях и в жизни. Овладение методикой проведения тренингов поднимет педагога или практического психолога еще на одну ступеньку профессионального совершенства.



Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. М.: Смысл, 1997. – 336 с.

Ф.Е. Василюк

психотехника выбора

"Нет проблем, есть непринятие решения". Человек неизбежно попадает на жизненные развилки, где должен делать выбор. За уклонение от выбора или неумение выбирать ему приходится рас­плачиваться маленькими или большими неудобствами, собствен­ными страданиями или страданиями других людей, потерей смысла жизни и множеством невротических проблем.

Искусство выбирать - вот тема данной статьи. Статья адресо­вана, прежде всего, психотерапевтам, поэтому разработка темы носит психотехнический характер. Можно сформулировать три наиболее существенные задачи такой разработки.

1. Психотерапевтическая - научиться за актуальными жалобами и симптомами пациента усматривать уклонение от необхо­димого выбора или патологически совершенный экзистенциальный выбор и помочь пациенту осознать корень его проблем.

2. Тренинговая - сформулировать принципы и разработать ме­тоды психологического тренинга умений и способностей, необ­ходимых для совершения жизненных выборов.

3. Консультативная - выработка методик психологической по­мощи человеку, для которого выбор является актуальной и осоз­наваемой проблемой.

Основное внимание в статье уделяется решению второй зада­чи.

Мы будем считать цель достигнутой, если удастся создать дос­таточно полную и дифференцированную систему ориентиров, по которой коллега-психотерапевт сможет составить конкретную тренинговую программу, позволяющую участникам тренинга совершенствоваться в искусстве выбирать.

Каков метод нашей работы и, соответственно, общая логика текста? Лучше всего это пояснить на условном примере. Если бы перед нами стояла задача в совершенстве научиться производить круглые детали, то, во-первых, нужно было бы осмыслить мате­матическое понятие круга, во-вторых, понять операции, вычер­чивания этой фигуры, и, в-третьих, обучиться технологии, с помощью которой можно добиваться производства деталей, мак­симально приближенных к идеальному кругу.



В соответствии с этой логикой сначала сформируем пред­ставление о "чистой культуре выбора", то есть дадим "матема­тическое" описание выбора, не смущаясь тем, что эмпирически этой "чистой культуры" не существует, как не существует в природе математической точки, линии, плоскости. Затем опи­шем операциональную структуру выбора, то есть выделим дей­ствия, выполнение которых необходимо и достаточно для совершения "подлинного выбора". Подлинный выбор - это ра­бочее понятие, фиксирующее воплощение "математического" идеала в реальности. В рамках нашей вспомогательной метафо­ры подлинный выбор соответствует кругу, начерченному на бумаге с помощью циркуля. Нарисованный круг вовсе не тож­дественен идеальной математической фигуре хотя бы потому, что реальная линия окружности имеет ненулевую толщину. Од­нако для практических нужд этой разницей можно пренебречь. Наконец, в заключительной части будут намечены пути психо­технического тренинга умения делать выбор.

Чистая культура выбора

Сформулируем понятие о выборе как таковом, о "чистой куль­туре выбора". Для этого потребуется ввести концептуальную сис­тему координат, в рамках которой будет определяться понятие выбора. В качестве такой системы выступит психологическая ти­пология жизненных миров, подробно описанная в одной из работ автора (Bacuлюк, 1984). Для удобства читателя приведем здесь "вы­жимку" из нее, что послужит неким экспресс курсом языка опи­сания, на котором пойдет речь о психотехнике выбора. С. 285

Типология жизненных миров

Предметом данного типологического анализа является жизненный мир, или мир живого существа. В нем выделяется два аспекта - внешний мир и внутренний мир. Пытаясь осознать феноменологи­ческие характеристики "внешнего" мира, мы прежде всего различа­ем два его возможных состояния - он может быть "легким" или "трудным". Под "легкостью" внешнего мира понимается гарантированность немедленного и полного удовлетворения любой актуализи­ровавшейся потребности живущего в нем живого существа, а под "трудностью" - отсутствие таковой. Внутренний мир может быть "про­стым" или "сложным". "Простоту" мира легче всего помыслить как односоставность жизни, то есть как наличие у "простого" существа единственной потребности или единственного жизненного отноше­ния. Но простым может быть и внутренний мир многосоставного су­щества, если его жизненные отношения "параллельны" друг другу и нигде не встречаются. "Сложность", соответственно, понимается как наличие нескольких пересекающихся жизненных отношений. Нало­жение этих бинарных оппозиций дает следующую категориальную типологию:

1. Внутренне простой и внешне легкий (Инфантильный) жизненный мир обеспечивает немедленное удовлетворение потребности живуще­го в нем существа. Жизнь его сведена к непосредственной витальнос­ти и подчиняется принципу удовольствия. Норма этого мира - полная утоленность, поэтому малейшая боль или неудовлетворенность вос­принимаются здесь как глобальная и вечная катастрофа.

2. Внутренне простой и внешне трудный жизненный мир (Реалисти­ческий). Отличие этого жизненного мира от предыдущего заключается в том, что блага, необходимые для жизни, не даны здесь непосред­ственно. Внешнее пространство насыщено преградами, сопротивле­нием вещей, и потому главным "органом жизни" обитающего здесь существа становится предметная деятельность. Эта деятельность в силу простоты внутреннего мира, то есть постоянной устремленности жизни к удовлетворению единственной потребности, всегда энергетически заряжена, не знает отвлечений и колебаний, и проблематична не с мотивационной, а только с операциональной, технической стороны. Чтобы быть успешной, деятельность должна сообразоваться с внеш­ней вещной реальностью, и потому наряду с принципом удоволь­ствия здесь появляется принцип реальности, становящийся главным законом этого мира.

Следование принципу реальности обеспечивается тем, что у существа реалистического мира развивается психика, решающая две основные задачи - ориентировку во внешней предметной среде и сдерживание внутренних аффектов. Последнее требуется потому, что принцип удовольствия не исчезает из состава жизненного мира, продолжая требовать немедленного удовлетворения и, не получая такового, порождает панические аффекты. Для контроля за этими аффектами в психике реалистического существа развивается механизм "терпения-надежды", позволяющий целенаправленно действовать в условиях не­избежных отсрочек в удовлетворении потребности.

3. Внутренне сложный и внешне легкий жизненный мир (Ценностный). Основная проблематичность жизни в легком и сложном мире не внешняя (Как достичь цели? Как удовлетворить потребность?), а внутренняя (Какую цель поставить? Ради чего действовать?). Если в реалистическом мире развивается психика, то в легком и сложном - сознание как "орган", предназначение которого есть согласование и сопряжение различных жизненных отношений. Внутренняя цельность является главной жизненной необходимостью этого мира, а един­ственный принцип, способный согласовывать разнонаправленные жизненные отношения - принцип ценности.

4. Внутренне сложный и внешне трудный жизненный мир (Творческий). В сложном и трудном мире возникают специфические проблемы, не сводящиеся к сумме проблем "реалистического" и "ценностного" мира. Главная внутренняя необходимость субъекта этого мира - воплощение идеального надситуативного замысла своей жизни в целом. Эту задачу приходится решать на материале конкретных ситуативных действий в условиях внешних затруднений и постоянно возобновляющихся внут­ренних рассогласований. По своей сути такая задача является творческой, ибо никогда не имеет готового алгоритма решения. Для осуществления творческого типа жизни наряду с психикой, деятельностью и сознани­ем, необходим новый "орган" жизнедеятельности - воля.

Вот краткое описание категориальной системы координат, позволяющей ясно очертить грани понятия выбора, отделив его от смежных и сходных представлений.

Предельно формально выбор можно определить как действие субъекта, которым он отдает предпочтение одной альтернативе перед другой (другими) на определенном основании. Чтобы пе­рейти от формального определения к содержательному, нужно ответить на вопросы - кто есть субъект выбора? Что представля­ют собой альтернативы? Каково основание выбора?

Рассмотрим, какие возможности для ответов на эти вопросы. Предоставляют описанные типы жизненных миров.

Инфантильный жизненный мир можно сразу исключить из рас­смотрения, поскольку внутренняя простота и внешняя легкость создают психологическую среду, в принципе лишенную каких-либо внутренних дифференциаций, противоречий и альтернатив. Реалистический жизненный мир может быть представлен для обсуждения проблем выбора примером пресловутого буриданова осла, терпеливо стоящего уже шестой век между нетленными сто­гами сена. Его внутренний мир прост, он сведен лишь к одной потребности - пищевой, иначе какая-нибудь другая нужда сдви­нула бы животное с мертвой точки и тем было бы нарушено иде­альное равновесие сил, не дающее ему сойти со своего места. Альтернативы, между которыми приходится выбирать - это не разные потребности, не разные жизненные отношения, а лишь разные операции, разные способы действия. Если бы со стороны одного из стогов подул ветер, и осел пошел бы в сторону более сильного запаха, сразу стало бы очевидно, что несчастное живот­ное не является, собственно, субъектом выбора, но лишь пассив­ной стрелочкой весов, которая отклоняется в сторону более тяжелой чаши. Основанием такого предпочтения (насколько здесь уместно употребление этих слов) была бы большая сила внешней стимуляции. Даже языковая интуиция свидетельствует, что по­добное предпочтение выбором в собственном смысле слова на­звать нельзя.

Модель буриданова осла позволяет методом от противного сформулировать некоторые черты искомого понятия выбора: 1) вы­бор возможен лишь во внутренне сложном мире; 2) альтернативы, между которыми совершается выбор, - не операции, не способы действия, ведущие к одной цели, а разные жизненные отношения, "отдельные деятельности" (в терминологии А.Н. Леонтьева); 3) вы­бор является активным действием субъекта, а не пассивной реак­цией; 4) основанием выбора не может являться сила побуждения как таковая; там, где дело решается силой, нет смысла говорить о выборе.

Если выбор возможен только во внутренне сложном мире, в нашем распоряжении в пределах изложенной типологии есть два варианта: Ценностный и Творческий миры. Обратимся сначала к последнему из них, поскольку он отличается от рассмотренного Реалистического всего одним параметром - сложностью.

В Творческом (сложном и трудном) жизненном мире субъект, стоящий перед необходимостью сделать выбор между двумя жиз­ненными отношениями, вступившими в противоречие, находит­ся в крайне непростой ситуации.

С одной стороны, он хотел бы осуществить выбор на принципиальных, ценностно-смысловых основаниях, поскольку главная жизненная необходимость субъекта творческого мира - воплощение замысла жизни как осмыслен­ного целого. С другой - его выбор должен быть реализуемым, реалистичным. Защитить слабого ценностно важнее, чем обеспе­чить собственную безопасность, но в конкретной ситуации рас­становка сил может быть такова, что приходится выбирать не лучшее, но неосуществимое, а заведомо худшее, но возможное.

Однако плотная материя мира не только извне затрудняет осу­ществление ясных по смыслу выборов, она вторгается в интим­ный внутренний процесс осмысления и оценки альтернатив, затуманивает внутренний взор сиюминутными соблазнами, зап­ретами, поводами, подсказками, условностями, подвернувшимися случаями, убедительными просьбами, манипуляциями, требова­ниями, ограничениями и т.д. и т.п. Одно дело решение о покупке, принятое в условиях галдящего рынка с ограничением денег и времени, и совсем другое - обдумывание желательности иметь такую-то вещь в неторопливой беседе с опытным и доброжела­тельным собеседником.

В сложном и трудном мире каждое отдельное жизненное отно­шение, побуждаемое отдельным мотивом, разрослось в разветвлен­ную систему "актов жизнедеятельности" (Флоренский, 1914). На поворотах судьбы, в трагические минуты, на пике чувства человеку бывает ясно дан настоящий смысл в его жизни того или иного отно­шения, но чаще всего отношение представлено через сиюминутные цели, заботы, действия, жесты, эмоциональные реакции. И суще­ствует особая, непростая "задача на смысл" (А.Н. Леонтьев, 1975), состоящая в том, чтобы по ситуативным намерениям, эмоциям и плодам своих усилий восстанавливать реальный смысл воплотивше­гося в них жизненного отношения. Понятно, насколько это ослож­няет проблему выбора. Противоречащие друг другу по внутреннему смыслу жизненные отношения зачастую не противостоят лицом к лицу, а внешне мирно сплетаются, а то и срастаются ветками со­вместных действий, ситуаций, средств и т.д. Задача на смысл обора­чивается в таком положении задачей на различение смыслов, без решения которой человек, даже ощущая конфликтность и двойствен­ность ситуации, не может точно определить между чем и чем он, собственно, должен выбирать.

Если ввести понятие качества выбора, то, очевидно, что выбор будет тем хуже, чем менее ясно сквозь пестроту поверхностных связей субъект смог рассмотреть различие противостоящих смыс­лов, и чем больше сам выбор основывается на ситуативных удобствах или ограничениях.

Субъект при этом все более оказывается "загипнотизированным", плененным ситуативной поверхностно­стью жизни, и, собственно, не совершает волевой личностный акт выбора, а дрейфует по линиям наименьших сопротивлений под действием переменчивых ветров "психологического поля" (Lewin, 1936). Наоборот, выбор будет тем лучше, чем яснее поня­ты альтернативные смыслы жизненных отношений, и чем более глубокие основания лежат в основе предпочтения одного жиз­ненного отношения другому.

Эта формулировка подводит нас к тому, что в наиболее чистом виде выбор можно наблюдать в условиях внутренне сложного и внеш­не легкого, Ценностного мира. В самом деле, он устроен таким обра­зом, что, во-первых, каждое жизненное отношение представлено в нем не "телом" своей деятельностной реализации, а "душой" - мотивационным смыслом. Во-вторых, в силу своей легкости, то есть мгновенной, "волшебной" реализуемости любой инициативы субъек­та, в этом мире нет возможности сослаться на неудобства, опаснос­ти, недостаток сил и способностей, словом, нет алиби трудности, здесь нужно лишь мужество пожелать и ответственно сказать "да" своему желанию. Легкость мира устраняет все ситуативные точки опоры, и поэтому выбор здесь может совершаться лишь на основе принципиального сравнения альтернатив.

Таким образом, сами характеристики этого жизненного мира - внешняя легкость в сочетании с внутренней сложностью задают как раз те условия, в которых может совершаться лишь выбор, так ска­зать, чистой пробы - между действительно существенными для жизни альтернативами на действительно существенных основаниях с полной сознательностью, произвольностью, с бескомпромиссной определенностью и окончательностью.

Чистая культура выбора обнажает присущий выбору трагизм. Трудность и ситуативность жизни чаще всего маскируют этот тра­гизм, а иногда и реально смягчают его.

В мире, где от намерения до воплощения длинный путь, где замысел и реализация принципиально не могут совпасть, ибо реальность является таким сильным цензором и редактором, что оказывает на реализацию порой большее влияние, чем сам замы­сел, в таком трудном, неудобном мире есть одно восхитительное удобство - в нем можно одуматься, опомниться, спохватиться - выбор сделан, и жизнь потекла по его руслу, но, не успев далеко удалиться от развилки, она может еще вернуться, пусть даже с большими издержками, но все же вернуться.

В трудном мире сколько-нибудь значимый выбор драматичен, в легком же, где намере­ние воплощается мгновенно, полно и окончательно, всякий вы­бор необратим и потому трагичен. Трагичен даже если он "правилен", "хорош", поскольку выбор есть не только предпоч­тение одной альтернативы, но и отвержение другой, а альтерна­тива, с которой имеет дело субъект легкого и сложного мира - это один из его мотивов, то есть то, что по определению значимо и составляет существенный смысловой "орган" жизненного организ­ма. Отвержение мотива не равносильно его уничтожению, оно может выражаться, например, в снижении его иерархического статуса, но от этого не становится менее болезненным. Так для генерала угроза разжалования может быть не менее страшной, чем угроза гибели. Окончательное отвержение существенного, со­вершаемое добровольно (а в легком мире нет никакого внешнего принуждения) - вот трагизм выбора, выпукло обнажаемый ус­ловиями легкого и сложного мира.

Чистая культура выбора открывает нам помимо трагизма им­манентную парадоксальность выбора. Внутренне сложный мир потому, собственно, и сложен, что включает в себя уникальные в смысловом отношении мотивы, совершенно не сводимые друг к другу. Чтобы совершить выбор, субъект должен решить парадок­сальную задачу - сравнить несравнимое. Существует ли инстру­мент, который способен соизмерять не имеющее общей меры?

Мы уже видели, что в трудном и простом мире мотивы могут меряться между собой лишь интенсивностью побуждений, силой, а не смыслом. В трудном и сложном мире при конфликте двух мотивов они могут быть сравнены не сами по себе, а с помощью третьего: перевес получит та альтернатива, осуществление которой меньше повредит (или больше поможет) реализации этого мотива-рефери. Быть может такой выбор и окажется прагматически удачным, осо­бенно если мотив-рефери занимает иерархически значимое положе­ние в жизни человека, но подобный "суд" заведомо лишен достоинства истинности, ибо "судья" пристрастен. В легком и слож­ном мире, дающем нам модель чистой культуры выбора, такие под­мены истинного и существенного основания мира принципиально невозможны: легкость мира нивелирует аргумент силы, а мгновен­ность и окончательность реализации любого выбора делают бессмыс­ленными любые непринципиальные, соглашательские альянсы между мотивами, не основанные на их внутреннем единстве.

Поэтому можно предположить, что в легком и сложном мире должна существовать некая инстанция, служащая основой для выбора, которая сама мотивом не является, но в то же время обладает смыслообразующими и смыслоразличающими потенция­ми, и способна быть точкой опоры для совершения невозможно­го - осмысленного выбора между тем, что по смыслу несравнимо. Имя этой инстанции - ценность.

Когда знакомишься с попытками психологической науки отве­тить на вопрос, что есть ценность, часто создается впечатление, что главное стремление этих попыток - отделаться от ценности как са­мостоятельной категории и свести ее к эмоциональной значимости, норме, установке и т.д. Но ценность явно не вмещается в узкие рам­ки этих понятий, в ней кроется какая-то тайна.

Ценность - это не предмет моего желания или потребности, не мотив, потому что мотив всегда "корыстен", мотив всегда "мой", "твой" или "его", и во мне он борется только за свой интерес. Цен­ность же, во-первых, может быть "наша", во-вторых, и в интрапсихическом пространстве внутри личности она выполняет не дифференцирующие, а интегрирующие, собирающие, "оцельняющие" функции. Это не означает, что она объединяет все без разбора. С разбором - но объединяет. Ценность - это не эмоция. Эмоция капризна и неустойчива, зависит от сиюминутной ситуации и сию­минутного состояния, ценность же стабильна, устойчива, надситуативна. Эмоция - стрелка компаса в условиях магнитной аномалии, ценность - магнитный полюс (часто невидимый). Ценность - не правило, не норма (см. Генисаретский, 1993). Норма существует как нечто внешнее, пришедшее извне, как долг, более или менее внед­ренный в меня, даже сросшийся со мной, но всегда ощущаемый как имплантация другого или других в меня. Источник же ценности внутренний, она переживается как рождающаяся изнутри. Ценность не есть субъективность, в реальном жизненном опыте она не воспринимается, она есть нечто избираемое, произвольно изменяе­мое, она - объективна. Ценность не расположена "по горизонта­ли", она - не цель (пусть даже очень важная и очень отдаленная), достижение которой феноменологически сопряжено с будущим. Ценность существует в "вертикальном" измерении, объемлющем время, и потому движение к ней может совершиться в любой мо­мент времени. Ценность - тайна, но не загадка, ее нельзя раскрыть, отгадать. Ценность не вопрос, она - ответ, но ответ, который ни­когда нельзя явно назвать, полно и исчерпывающе выразить. Можно лишь сопоставлять с ним ответы на последующие вопросы жизни, получая сигналы по типу "тепло-холодно".

Ценность - не вещь, которой можно гарантированно обладать, не предмет, который можно определенно представить и надежно удерживать в представле­нии, не место, куда можно однажды попасть и там автоматически оставаться. Встреча с ценностью требует постоянно возобновляюще­гося усилия. Таковы некоторые черты феноменологии ценности.

Разумеется, в обыденном сознании ценность может являться и в отблесках чувства, и в регулятивном правиле, и в значимости предмета, и множестве других форм и отражений, на которые в основном и ориентируется человек, решая проблему выбора. Но в условиях теоретического легкого и сложного мира, субъект должен сопоставить конфликтующие между собой мотивы не с отраже­ниями и тенями, а с ценностью самой по себе.

Подведем итог обсуждению чистой культуры выбора. Выбор как таковой, в его чистом виде имеет место при наличии следую­щих условий:

1) Альтернативы, между которыми совершается выбор, - не разные способы действия, а отдельные жизненные отношения, составляющие существенные органы жизни субъекта.

2) Жизненные отношения в чистом выборе должны быть пред­ставлены не в разветвленном виде "системы актов жизнедеятельно­сти", а в виде своего центрального мотивационно-смыслового ядра.

3) Основанием совершения выбора не может быть ни побуди­тельная сила одного из конкурирующих мотивов, ни любые сооб­ражения, диктуемые текущей ситуацией - удобства, ограничения, опасности и т.п. Единственным основанием чистого выбора явля­ется ценность.

4) Из предыдущего следует, что выбор является актом созна­тельным, произвольным, ответственным, ценностным и свобод­ным. Эти характеристики в совокупности указывают, что он есть акт личностный (ср. Асмолов, 1990, с.351). Личностный выбор по сути парадоксален и потому до конца не рационализируем. Он необратим и трагичен.

Такова чистая культура выбора. В идеальном виде он существу­ет лишь в условиях внутренне сложного и внешне легкого, ценно­стного жизненного мира.

операциональная структура выбора

Чтобы совершать подлинные выборы, то есть выборы, кото­рые в контексте реальной жизни приближаются к описанному выше идеалу, человек должен стремиться воплотить в своем сознании условия легкого и сложного ценностного мира и осуще­ствлять выбор по логике и законам этого мира.

Какие психотехни­ческие действия он для этого должен совершить? Описав совокупность этих действий, мы получим операциональную струк­туру акта выбора.

1) Отвлечение от трудности мира. Это умение выходить из поля действия сиюминутных, временных, быстропреходящих об­стоятельств, связанных с труднодоступностью одной и легкодоступностью другой альтернативы, умение не предпочитать синицу потому лишь, что она уже в руке, а журавль - в небе.

2) Удержание сложности мира. Может показаться, что психо­техническая задача удержания сложности мира лишена смысла, по­тому что сложность дана нам без специальных усилий, как объективный факт перекрещенности жизненных отношений. Всякое действие человека, "реализующее одну его деятельность, одно от­ношение, объективно оказывается реализующим и какое-то другое его отношение" (А.Н. Леонтъев, 1975, с.211). Тем не менее клиничес­кий и житейский опыт показывают, что люди сплошь и рядом ведут себя так, будто бы их жизненный мир прост, то есть удерживают в сознании лишь актуальные цели и задачи реализуемой деятельнос­ти, игнорируя влияние, которые их действия оказывают на другие жизненные отношения. И дело при этом не в том, что они решили пожертвовать ими ради достижения своей цели (жертва была бы формой учета сложности), а в том, что они актуально удерживают сознанием лишь одно жизненное отношение. За примерами далеко ходить не нужно: инфантильное "с глаз долой - из сердца вон", готовность наркомана ради "дозы" идти на любые ухищрения, даже на преступление, не думая о последствиях и о своих собственных интересах, истерическое вытеснение одной из конфликтующих тен­денций - это лишь первые, наугад взятые проявления игнорирова­ния или избегания сложности мира.

Исходя из этих фактов, можно предположить, что внутренняя сложность мира есть плод особого усилия, особых психотехничес­ких действий, сводящих субъективно разбегающиеся жизненные отношения в единое пространство. Действия по поддержанию слож­ности мира являются необходимым условием и структурным ком­понентом акта выбора. Что это за действия?

Разотождествление. Для того, чтобы возможным стало внут­реннее психотехническое оперирование жизненным отношением или мотивом, субъект должен разотождествиться с этим отноше­нием, превратив его из поглощающей стихии в предстоящий предмет так, чтобы можно было назвать его - "это мое", тем самым актуализировав Я, которое не тождественно "мое".

Совместная презентация. Действие, направленное на организа­цию одновременной представленности сознанию двух или больше отношений. Пространством презентации может послужить отдель­ная деятельность, в которой "выгораживаются" какие-то символи­ческие зоны, помогающие удерживать в поле внимания вместе с текущей и другие деятельности. Таким пространством презентации могут стать и не приписанные к отдельному отношению знаковые и физические объекты, в том числе и человеческое тело. Например, принятые сейчас в молодежной субкультуре "фенечки" - плетеные браслетики - по своей психологической функции призваны быть символом, постоянно, чем бы человек ни занимался, напоминаю­щим о дружеских отношениях с дарителем "фенечки".

Выявление. Действие, направленное на осознание факта пере­сечения жизненных отношений. Например, чувство вины, воз­никшее при достижении успеха вместо радости, может послужить поводом для анализа и обнаружения конфликта двух жизненных отношений.

Структурирование. Действие, направленное на обнаружение или установление разного рода связей между жизненными отношени­ями. Возможно установление логических связей (например, "Если не решу задачу, не пойду играть в футбол"), временных ("Снача­ла поиграю в футбол, а потом решу задачу"), иерархических ("Здо­ровье дороже, чем успех") и т.д.

Названные действия не исчерпывают всего психотехнического инструментария особой активности по поддержанию сложности мира, но их достаточно, чтобы оценить ее общие задачи. Это, во-первых, задача противостояния тенденции каждого жизненного отношения захватывать все сознание личности, тенденции "гипнотизировать" личность, лишать ее роли автора жизни и делать послушным испол­нителем "воли" соответствующего мотива. Вторая общая задача дей­ствий по поддержанию сложности мира - противостояние стихийному запутыванию нитей жизненных отношений и стремле­ние к осмысленному их сопряжению.

3) Актуализация глубинных ценностей. Дело обстоит отнюдь не так, что человек всегда стремится ценностно разрешить воз­никший внутренний конфликт и не делает этого лишь потому, что не смог осознать сам факт противоречия или из-за внешних причин, замутняющих чистоту взора, не смог отстраниться от влияния ситуативных обстоятельств и игры "полевых" сил.

Напротив, существует мощная внутренняя тенденция уклоняться от подлинного выбора. Тенденция, которая с удовольствием эксплу­атирует и внутреннюю сложность жизни, и внешнюю трудность, нарочито преувеличивая их неподконтрольность и могущество. Поэтому мало очистить сознание от удобных ссылок на внутрен­нюю неясность и внешние обстоятельства, для осуществления полноценного выбора необходимы еще способность и готовность актуализировать в сознании ценности, переводя обсуждение про­тивостоящих альтернатив из горизонтальной плоскости конъюн­ктурно-ситуативного взвешивания в "вертикальную" плоскость их принципиальной оценки. Актуализация ценностей, таким обра­зом, - особая психотехническая задача. Ее решение состоит из двух основных актов - "приглашения" ("призыва") ценности и "прислушивания" к ней. Так гитарист перед тем, как подтянуть струну, возбуждает звук камертона и прислушивается к нему.

4) Оценка альтернатив. Оценивание альтернатив мало напо­минает измерение линейкой двух отрезков или сравнивание с образцом двух деталей. Самый главный вопрос психологического описания этой, центральной части выбора состоит в том, чтобы понять, как, в какой форме встречаются ценность и оцениваемая деятельность (жизненное отношение).

Каждая альтернатива (отдельная деятельность, реализующая особое жизненное отношение) должна быть подготовлена к про­цедуре оценки. Эта подготовка уже отчасти обеспечена предшест­вующими фазами выбора - отвлечением от трудности мира и удержанием сложности. Погрузить деятельность в контекст легко­го жизненного мира - значит снять с нее ограничения техничес­кого порядка и тем самым мысленно довести ее до предела, дать ей осуществиться во всей полноте, превратиться в целую жизнь, максимально выявить себя.

Для полного осознания смысла этой деятельности нужно в контексте внутренней сложности предоставить ей режим наиболь­шего благоприятствования, то есть вообразить, что она полнос­тью определяет собой весь образ жизни личности. Результатом этих психотехнических действий будет мысленное преобразование дея­тельности в образ жизни, мотива этой деятельности - в смысл жизни, а ее субъекта - в личность, живущую этой жизнью.

Итак, в подлинном выборе речь идет не об избрании того или другого нюанса или детали (вроде выбора прически, как дело изо­бражается в экспериментальных исследованиях когнитивного диссо­нанса - Festinger, 1967).

Вся субъективно переживаемая мучительность выбора косвенно свидетельствует о том, что каждая выбираемая аль­тернатива - не просто какая-то частность, пусть и важная, что, выбирая альтернативу, человек выбирает судьбу. Это значит, что, даже если речь идет о выборе прически, в подлинном выборе она рассматривается не как частное изолированное жизненное событие, а как символ, воплощающий тот или иной образ жизни.

Чтобы ответить на вопрос, в каком виде встречаются между собой оцениваемая деятельность и ценность, нужно еще задуматься над формой актуализации ценности. Последняя состоит не во вве­дении в феноменальное поле некоторого объекта (идеи, принци­па, нормы, образца и т.д.), а в появлении в нем второго лица, живого Ты. Ценность по своей сущностной форме есть не идея, а лицо. Ценность существенно персонологична, как личность суще­ственно аксиологична. Актуализация ценностного Ты означает возникновение особого диалогического отношения, в котором и через которое личность, собственно, и осознает себя как Я. Я и есть ответ на вопрос, отклик на призыв со стороны Ты.

Выходит, что в ситуации оценки деятельности личность "рож­дается" дважды - один раз как ответ на вопрос: "Кто я, следую­щий такому образу жизни", а второй раз как ответ на вопрос: "Кто я, исповедующий эту ценность?" Это двойное рождение личности и создает ту форму и то поле, на котором могут встре­титься ценность и деятельность, может произойти подлинная эк­зистенциальная оценка деятельности. Так, в приведенной выше метафоре дважды рождается звук - от камертона и от настраива­емого инструмента, и гитарист делает свой слух местом их встречи.

Ценностное сопоставление альтернатив и происходит в форме такого попеременного прислушивания личности к себе - к тому, как в ней откликается и звучит ценность, и как в ней откликается и звучит образ жизни, представляемый каждой из конкурирую­щих деятельностей.

На уровне сознания этот процесс может проявляться в ответах на вопросы: "Хочу ли я такой жизни? Кто я перед лицом своих ценностей, если выбираю эту жизнь? Могу ли я от нее отказаться? Кем я окажусь в этом случае? Соответствую ли я такой жизни? Могу ли ее вынести? и т.д." Происходит сложная внутренняя дискуссия, в ходе которой каждая из конкурирующих альтернатив многократно и в разных вариантах и сочетаниях появляется на сцене в силу того, что подготовительный процесс воображаемого преобразования дея­тельности в образ жизни и превращения ценности в Ты может во­зобновляться и варьироваться в рамках уже начавшейся оценки.

В идеальном случае рано или поздно наступает момент, когда вдруг внутри личности возникает созвучие двух ее образов, - иду­щего от ценности, и идущего от предлагаемой одной из альтерна­тив жизни. Этот момент знаменуется ощущением внутренней согласованности, радостного узнавания себя и своей жизни, воо­душевления, чувством подлинности, осмысленности, принятия судьбы, мужества жить.

Разумеется, это лучший, но не единственный возможный ис­ход. В реальных условиях дефицита времени, ресурсов, резко ограниченного поля внешних и внутренних возможностей могут избираться и закрепляться решением субъекта дисгармоничные выборы, когда оказывается, что образ жизни, личность и ценно­сти не соответствуют друг другу, в личности создается мучитель­ная и болезнетворная раздвоенность.

Анализ этой фазы выбора позволяет преодолеть распростра­ненную в научно-психологических описаниях иллюзию констант­ности личности до, во время и после выбора. Выбор же зачастую мыслится как действие, совершаемое как бы за границами самое личности, сохраняющей самотождественность. В действительнос­ти это не так. Человек выбирает не один из двух предметов или даже мотивов. Он выбирает себя. Выбор изменяет его личность. Парадоксально выражаясь, не столько личность делает выбор, сколько выбор делает личность, формирует ее.

  • 1. Общение по принципу «здесь и теперь».
  • 2. Доверительный стиль общения, искренность.
  • 3. Персонификация высказываний.
  • 4. Недопустимость пассивного, созерцательного поведения.
  • 5. Готовность к разнообразию контактов.
  • 6. Недопустимость непосредственных оценок личности.
  • 7. Уважение и признание автономности личностного пространства участников.
  • 8. Конфиденциальность.

Структура психологического тренинга

Структура тренинга включает в себя четыре основных этапа:

  • - организационно-подготовительный;
  • - вводно-ознакомительный;
  • - деятельностно-рефлексивный;
  • - этап оценки эффективности.

Организационно-подготовительный этап. Цель: предварительное изучение объективных показателей профессиональной компетентности сотрудников. Формируется желание участников сотрудничать с пенитенциарным психологом и членами группы. Поскольку участие в тренинге и выполнении отдельных процедур является добровольным, пенитенциарному психологу важно провести подготовительную работу по созданию положительной мотивации участия в тренинге. И здесь очень важно наличие у руководителя умения владеть искусством мотивации на основе индивидуального подхода. Нельзя заставлять других делать то, на что они не могут решиться. Тот член группы, который не хочет отвечать на какой-либо вопрос, участвовать в каком-то упражнении, всегда может отказаться (правило «стоп»). Однако если участник тренинга часто пользуется этим правилом, он обедняет самого себя. Общий принцип гуманности предполагает психологическую защищенность личности, уверенность в том, что доверительная информация не станет предметом обсуждения вне группы, не будет использована против личности (правило конфиденциальности).

Обсуждаются предварительные цели тренинга, принципы организации деятельности, время проведения занятий, происходит формальное знакомство. Участники проходят психодиагностические исследования, пишут сочинения «Моя профессия», «Я - профессионал», «Мои профессиональные трудности и победы».

Вводно-ознакомительный этап. Цель: удовлетворение потребности участников в психологической безопасности, элиминация тревожности. Участники обсуждают персональный состав группы, выбирают имена для обращения. Определяется временной режим работы, обсуждаются правила участия в тренинге. Происходит обсуждение конкретных целей, заключается психологический контракт с участниками. Они знакомятся с результатами контент-анализа сочинений, размышлений и психодиагностики. Заполняется психологический паспорт. Происходит презентация модели профессиональной компетентности.

Деятельностно-рефлексивный этап. Цель: нарабатывание психологического материала (реальные чувства, переживания, воспоминания, мысли, которые являются объектом для анализа и последующей деятельности). Участники постепенно включаются в выполнение упражнений, осуществляя личную и групповую обратную связь. Количество и характер упражнений на этом этапе могут меняться в зависимости от персонального состава группы, а также от скорости достижения поэтапных целей.

Этап оценки эффективности. Цель: стабилизация позитивных изменений. Сравниваются по психологическому содержанию предварительные прогнозы с полученными результатами, происходит анализ достигнутых (недостигнутых) результатов, выявляются причины. Для закрепления позитивных изменений на этом этапе целесообразнее выделить две фазы: первая - начинается непосредственно после окончания тренинга, вторая - спустя 7-10 дней.

Итог психологического тренинга предполагает двойной результат: во-первых, овладение навыками саморазвития профессионализма в качестве деятельности, во-вторых, конструктивные изменения в уровне профессионализма личности.