Презентация учителя логопеда коррекция письменной речи. Коррекционно-развивающие упражнения по преодолению нарушений письменной речи у младших школьников Черкасова Татьяна Николаевна Учитель-логопед Специальная. Обозначение мягкости согласных на письме
«Стили речи в русском языке» - Образцы заявлений. Какие средства связи существуют в предложении? Урок развития речи по русскому языку в 6 классе. Применение информационных технологий. Назовите признаки заявления как документа официально- делового стиля речи. Что такое текст? Цели урока: Развивать навык написания заявления по образцу Воспитывать культуру речи учащихся.
«Нарушение речи» - Развитие навыков элементарного звукового анализа. Наиболее часто проявляется у учащихся с выраженной ЗПР и умственной отсталостью. Выявляются слабые звенья функциональной системы письма у конкретного учащегося. Нарушение понимания прочитанного слова обусловлено недоразвитием звукослогового синтеза. Основные задачи – обогащение и систематизация словаря, создание морфологических обобщений.
«Речь» - Школьная риторика. Как? Воздействующие жанры (благодарность, просьба, поздравление, совет, беседа (друж.) и т.д.). Речевые жанры в школьной риторике: информационные, воздействующие, информацтонно-воздействующие. Успешное общение. Кто? Речевой жанр имеет все признаки текста, но ещё и свои особенности.
«Стили речи» - Официально-деловой стиль. Научный стиль. Разговорный стиль служит для непосредственного общения. В разговорном стиле часто используется разговорная и просторечная лексика. Художественный стиль. Публицистический стиль служит для воздействия на людей через средства массовой информации. Сфера использования научного стиля - наука.
«Русская речь» - Прости нас за гордыню и не карай строго! Стройный! Сказка со счастливым концом… ....……………… : … ; ! ? А вы вообще на нас стоите мы вам служим опорой. Без нас никто не проживёт. В одной русскоязычной стране Пунктуации жили-поживали Слова и Словосочетания. Команда «Зна…точки» КШИ города Серова. Чем ты лучше других? – поинтересовался Вопросительный Знак. -Я высокий!
«Уроки риторики» - Звонить звонишь звоните звоним звонят. Мёд в лесу медведь нашёл, Мало мёду много пчёл. Сегодня мы вместе откроем ещё один секрет, тайну. Торт торты печёт. Улыбка. Разыграйте ситуацию: Урок риторики в 1 классе на тему: «Подарок. Умей благодарить.». Волшебница речь. Цели: Очень признателен. Что может вызвать хорошее настроение?
Всего в теме 17 презентаций
Раздели ошибки на две группыОрфографические:
безударные
гласные;
парные согласные;
непроизносимые
согласные;
имена собственные
Логопедические:
замены и смешения
(сильная позиция);
пропуски букв,
слогов;
зеркальность;
неправильное
обозначение
мягкости на письме
Какую помощь Вы можете оказать ребенку, допускающему логопедические ошибки?
Письмо
это сложныйнавык и вид
графомоторной
деятельности
-
Механизм письма
1.2.
3.
4.
5.
Мотивация письма
Замысел письма
Звуковой анализ
Выделение фонем
Перевод фонемы в
графему
6. Моторный акт
письма
Техника письма требует согласованной работы различных анализаторов:
Речедвигательного – помогаетосуществлять проговаривание
Речеслухового – помогает произвести
отбор нужного звука
Двигательного – помогает осуществлять
движения мелких мышц кисти
Зрительного – участвует в подборе
нужных букв
Дисграфия
-частичное нарушения
процесса письма,
проявляющееся в стойких,
повторяющихся ошибках.
Дисграфические ошибки
СтойкиеСохраняются в течение многих
месяцев
Повторяются
Обусловлены
несформированностью
высших психических процессов
Классификация дисграфии
1. Артикуляторноакустическая дисграфия2. Акустическая дисграфия
Первично – нарушение фонематического слуха
Классификация дисграфии
3. Дисграфия на почве нарушенияязыкового анализа и синтеза
Первично – нарушение фонематического восприятия
4. Аграмматическая дисграфия
Первично - нарушение лексико-грамматической стороны
речи
Классификация дисграфии
5. Оптическая дисграфияПервично – нарушение зрительнопространственного восприятия
6. Дизорфография
Артикуляторно-акустическая дисграфия
Артикуляторноакустическая дисграфияПервично – нарушение звукопроизношения
Вторично – нарушение фонематического
слуха
Как говорю, так и пишу.
Виды ошибок
1. ОтсутствиеВиды ошибок
2. Замены (с-ш, з-ж, ч-ц, р-л, сь-щ, к-т идр.)
Виды ошибок
3. Смешения1. Постановка звука (правильная артикуляция звука)
2.
3. Контроль за правильным
произношением звуков.
4. Закрепление произношения звуков в слов
ах, стихах, связной речи
5. Скороговорки, чистоговорки
6. Дифференциация звуков
Развитие движений губ, языка, щек
Губы хоботком тяну,Подражаю я слону.
Даже если я устану,
Их тянуть не перестану.
Развитие движений губ, языка, щек
Ох и вкусное варенье!Жаль, осталось на губе.
Язычок я подниму
И остатки оближу.
Закрепление произношения в словах, стихах, связной речи
Трон, театр, рак, нора, тракторРано, рано мы встаем,
Громко сторожа зовем:
Сторож, сторож, поскорей
Выходи кормить зверей.
Скороговорки, чистоговорки
Ра-ра-ра, весь мусор уберем с утра.Ро-ро-ро, весь мусор соберем в ведро.
Ре-ре-ре, метем усердно во дворе.
Ри-ри-ри, двор убрали, раз, два, три.
Правильная артикуляция звука «р»
Губы – полураскрытыЗубы – щель
Язык – кончик яз. дрожит
Воздушная струя – прерывистая
Голос - звенит
Акустическая дисграфия
Первично- нарушение фонематическогослуха
Фонематический слух – способность к
распознаванию звуков речи
Диагностика:
1. Повторение слоговых цепочек
2. Отбор картинок на звук «с»
3. Слова- паронимы
Виды ошибок
1. Смешения и замены парных согласных(сильная позиция)
Виды ошибок
2. Неправильное обозначение мягкостисогласных
Виды ошибок
3. Смешения гласных (о- у, ё- ю, и- е)Замены и смешения букв
Звонкие – глухие (Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, З-С,Ж-Ш);
Гласные (У-О, Ю-Ё, И-Е);
Соноры (Л, М, Н, Р, Й);
Свистящие – шипящие (С-Ш, З-Ж, Сь –Щ);
Аффрикаты и их компоненты (Ч-Щ, Ц-ТС,
Ч-Ц, Ц-Т, Ч-Ть, С-Ц, Ч-Ш);
Неправильное обозначение мягкости на
письме гласными второго ряда и «ь»1. Правильная артикуляция смешиваемых
звуков
2. Опорные схемы, знаки, цвета и символы
3. Опора на разные анализаторы
4. Дифференциация смешиваемых звуков
Правильная артикуляция смешиваемых звуков
План1.
2.
3.
4.
5.
Губы
Зубы
Язык
Голос
Воздушная струя
с
ш
Губы
в улыбке
округлены
Язык
за
нижними
зубами
за верхними
зубами
(«чашечка»)
Воздуш
ная
струя
холодная
теплая
Опорные знаки, схемы…
Опорные знаки, схемы…
Виды заданий
№ 4.Замени условные обозначения буквами
П или Б.
Старушка о(─)ирается на (─)алку.
Крыша о(─)ирается на (~)алку.
Ссору надо за(~)ыть.
Лекарство надо за(─)ить.
В синем море звезды (~)лещут.
В синем море волны (─)лещут.
Виды заданий
№ 5.Вставь пропущенные буквы П или Б.
Наш дом …ольшой и красивый. На
…ервом этаже магазин. В магазине …
родают одежду, о…увь. У …одъезда
дома растут то…оля и …ерезы.
Вокруг дома ре…ята …осадили много
цветов.
Литература
Литература
Логопедия. (под редакцией Волковой Л.С.) Книга 2.
Фомичева М.Ф. Воспитание у детей
правильного произношения.
Волина В. В. Занимательное
азбуковедение.
ПРОГ РАММА
на 2017-2018 учебный год
Составила: логопед Ульянова Ю.Е.
Кондопога 2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность проблемы
В настоящее время увеличилось число детей, испытывающих трудности при усвоении школьной программы. Одной из причин школьной дезадаптации детей является нарушение у них письменной речи (дисграфия, дислексия и дизорфография). Диагностическое обследование показывает, что трудности в обучении обусловлены в значительной мере недоразвитием устной речи, несформированностью фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов речи, нарушением оптико-пространственной организации деятельности письма, отставанием в развитии психических процессов (памяти, восприятия, мышления), снижением концентрации произвольного внимания.
В настоящее время нарушение письма (дисграфия) в чистом виде встречается крайне редко, чаще всего это сочетание различных видов дисграфии (например: артикуляторно-акустическая дисграфия и дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза; сочетание аграмматической, акустической и оптической дисграфии). Часто дисграфия сочетается с дислексией и дизорфографией. В таких случаях спланировать коррекционную работу значительно сложнее. Без специально организованной, систематической помощи специалистов эти нарушения не могут быть скомпенсированы. Поэтому возникла необходимость разработать коррекционно-развивающую программу, которая имела бы комплексный подход и включала в себя различные виды коррекционно-развивающей педагогической деятельности по устранению недостатков устной и письменной речи при смешанных формах дисграфий.
Цель программы
Основная цель программы - коррекция нарушений устной речи, профилактика и коррекция дислексий, дисграфий, дизорфографий и формирование предпосылок к полноценному усвоению общеобразовательной программы по всем предметам.
Задачи программы
Образовательные:
Развитие восприятия метрического анализа и синтеза;
Развитие звукобуквенного анализа и синтеза;
Формирование способности к анализу и принятию автономного решения;
Формирование пространственной организации деятельности на основе буквенного материала;
Формирование оптико-конструктивной деятельности.
Коррекционно-развивающие:
Развитие зрительно-предметного и пространственного восприятия;
Развитие зрительной памяти;
Развитие произвольного внимания, концентрации, переключаемости;
Расширение лексического запаса речи, устранение аграмматизмов в речи;
Развитие мыслительных процессов: анализа и синтеза;
Развитие слухоречевого восприятия, произвольного внимания, памяти;
Развитие избирательности слухоречевой памяти;
Развитие и формирование умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
Формирование и совершенствование связной речи (работа над составлением повествовательного и описательного рассказов).
Здоровьесберегающие:
Подбор учебного материала с учётом возраста, соматического и интеллектуального возможностей детей.
Чередование статических и динамических игр и упражнений.
Принципы, используемые в программе
Коррекционная работа с детьми с речевыми нарушениями базируется на принципе ранней диагностики, принципе деятельностного подхода, а также строится с учетом индивидуально-дифференцированных особенностей детей.
Одним из исходных принципов коррекционно-педагогической работы с детьми является принцип единства диагностики и коррекции. Наблюдение за динамикой развития ребенка в условиях целенаправленной коррекционной работы имеет важнейшее значение для определения путей, методов конкретного содержания ее на различных этапах обучения и воспитания.
Логопедическая работа по коррекции нарушений письменной речи у школьников основывается на следующих теоретических положениях и принципах:
1) Принцип учета современных научно-теоретических представлений о психофизиологической структуре процесса письма, об операциях данного процесса.
2) Принцип учета этиологии, механизмов, структуры речевого нарушения, степени выраженности нарушений чтения и письма.
3) Принцип учета поэтапности формирования речевых умений.
4) Взаимосвязи развития письменной речи и познавательных процессов; мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации) и других психических процессов и функций;
5) Принцип деятельностного подхода.
6) Принцип дифференцированного подхода.
7)Онтогенетической принцип (последовательность коррекционной работы определяется последовательностью ее развития в онтогенезе).
8) Комплексный и системный подход. Направленность логопедической работы на всю речевую систему в целом, а также на развитие психических функций. Кроме того, в коррекционной работе по преодолению нарушений письменной речи учитываются и общие дидактические принципы: наглядности, доступности, сознательности и другие.
Методы, используемые в программе
Эффективность коррекционной работы зависит от использования разнообразных форм и методов работы. Система коррекционно-развивающих методов направлена на преодоление основного нарушения, на формирование навыков, обеспечивающих овладение чтением и письмом. Использование каждого метода определяется целью, задачами логопедической работы, его местом в общей системе коррекционного процесса.
Основные методы:
Специфические (двигательно-кинестетический, слухо-зрительный -кинестетический);
Дидактические:
Наглядные;
Словесные методы с опорой на наглядность;
Словесные методы без опоры на наглядность;
Практические методы, которые должны носить игровой характер.
Целевая аудитория
Данная программа коррекционно - развивающей работы рассчитана на детей младшего школьного возраста от 7 до 10 лет.
Общая характеристика программы
Программа реализуется при групповой форме работы . Программа включает в себя курс занятий, которые проводятся один или два раза в неделю. Коррекционный курс состоит несколько блоков.
Диагностический блок. Обследование устной и письменной речи учащихся. Результаты обследования фиксируются в речевых картах. В течение учебного года проводится три диагностики: первичная диагностика (по результатам обследования планируется дальнейшая коррекционная работа), промежуточная диагностика (проводится по окончании первой половины курса коррекции) и итоговая диагностика (по итогам обследования состояния письменной и устной речи даются рекомендации школьнику и родителям, решается вопрос о целесообразности дальнейшей коррекционной работы).
Подготовительный блок. Уточнение и развитие пространственно - временных представлений. Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия. Знакомство со звуками, органами артикуляции, звукообразованием.
Коррекционный блок.
Коррекционныйблок включает в себя несколько разделов. Учитель-логопед вправе менять очередность подачи коррекционного материала, исключать или добавлять (по необходимости) темы логопедических занятий и количество часов для повторения и закрепления учебного материала.
I раздел . Коррекционная работа на фонетическом уровне.
Коррекция дефектов произношения. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукослогового состава слова. Совершенствования звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе. Развитие слогоритмической структуры слова.
Работа над дифференциацией звуков ведется в следующей последовательности:
Каждый из звуков, отрабатывается изолированно: уточняется его артикуляция, фонетические характеристики, графическое изображение, фонематический анализ и синтез слов с заданным звуком;
Оппозиционные звуки дифференцируют по артикуляции, фонетическому оформлению и смыслоразличительной роли в слове, формируется навык правильного письма.
Работа на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста во 2 классах проводится на основном этапе работы во время дифференциации оппозиционных звуков.
Работа на фонетическом уровне включает два основных направления:
Развитие звукового анализа слов (от простых форм - к сложным);
Развитие фонематического восприятия, т.е. дифференциация фонем имеющих сходные характеристики.
Фонематические представления формируются у детей в результате наблюдения за различными вариантами фонем, их сопоставления и обобщения. Неоценимую роль в становлении фонематических представлений играют артикуляционные кинестезии.
По этой причине с первых же занятий привлекается внимание детей к работе артикуляционного аппарата, чтобы сделать его в достаточной степени управляемым, приучать детей оценивать свои мышечные ощущения при проговаривании звуков, слов, связывая эти ощущения с акустическими раздражениями. С этой целью отрабатывается артикуляция гласных первого ряда, а также тех согласных, произношение которых обычно не страдает. Упражнения в узнавании и вычленении этих звуков в словах сначала проводятся с опорой на громкое проговаривание, в дальнейшем - на обычное произнесение слов (голосом разговорной громкости), а затем - на выполнение молча.
Также раскрывается взаимосвязь между буквой и звуком. Дальнейшая логопедическая работа направляется на развитие звукобуквенного анализа и синтеза.
На этом этапе коррекционной работы большое значение отводится дифференциации букв, имеющих кинетическое сходство либо по количеству элементов (л-м, п-т, и-ш, ц-щ), либо по пространственному расположению элементов (б-д, в-д, у-ч, г-р), либо по наличию или отсутствию элементов данных букв (у-д-з, о-а, н-ю, л-я, а-д, и-у, х-ж, ш-щ). Коррекционная работа начинается с действий с картинками, геометрическими фигурами и предполагает оптико-пространственное дифференцирование; кроме того, полезны упражнения: в конструировании букв с помощью счётных палочек; отгадывание изографов и букв, кинетически смешиваемых по элементу данных букв; задание с «зашумленными» буквами. При этом главная задача логопеда - научить детей выделять «опорные» признаки, отличающие смешиваемые буквы. Эта работа проводится на каждом занятии в организационной его части (2-3 минуты), далее дети, смешивающие дети по кинетическому сходству, получают на дом индивидуальные задания на карточках.
Кроме того, ведётся работа по дифференциации фонем, имеющих акустико-артикуляционные сходства, и в первую очередь эта дифференциация гласных I и II ряда.
Опираясь на гласные II ряда, логопед подводит учеников к пониманию и практическому усвоению одного из способов слияния согласных.
Работа на первом этапе завершается дифференциацией согласных звуков. Здесь логопед даёт понятия о звонких и глухих звуках, сравнивает их попарно, объясняет сходство и различие. Дальнейшая работа по отдельным парам звуков предлагается индивидуально по карточкам тем детям, которые смешивают буквы по акустико-артикуляционным признакам.
II раздел . Коррекционная работа на лексико-грамматическом уровне. Уточнение значений имеющихся в словарном запасе детей слов; дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов,
Работа не лексическом уровне включает следующие направления:
Количественный рост словаря (за счёт усвоения новых слов, относящихся к различным частям речи, и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования). Уточнение значений имеющихся в словарном запасе детей слов;
Качественное обогащение словаря (путём усвоения смысловых и эмоциональных оттенков значений слов, переносного значения слов и словосочетаний);
Очищение словаря от искажённых, просторечных и жаргонных слов.
На лексическом уровене проводится работа по уточнению и расширению словарного запаса учащегося. Логопед знакомит детей с явлениями синонимии и антонимии слов. Проводится знакомство с понятием «родственное слово». Отрабатывается умение подбирать родственные слова. Знакомство с однокоренными словами. Дифференциация однокоренных и родственных слов. Пополнение словаря и развитие навыков словообразования.
Также на этом уровне проводится знакомство с морфемным составом слова: корень, приставка, суффикс, окончание; сложные слова. Ученики обучаются образовывать новые слова при помощи приставок, суффиксов, сложении двух корней.
Так же уточняются представления детей о том, что слово состоит из звуков, звуки сливаются в слоги. Затем ученики усваивают слоговую структуру слова сначала с опорой на ритмический рисунок слова и графическое изображение, потом на слогообразующую роль гласных. На данном этапе основное внимание логопед уделяет выделению гласных звуков из слова (ударных и безударных).
III раздел . Коррекционная работа на синтаксическом уровне.
Основные синтаксические единицы: словосочетание, предложение. Грамматическое оформление предложений. Распространение предложений. Совершенствование навыков строить и перестраивать предложения. Формирование связной речи. Развитие навыков связного высказывания. Отбор адекватных языковых средств, для построения высказывания.
При обследовании всех компонентов речевой системы детей с дисграфией (звукопроизношения, фонематических процессов, грамматического строя и связной речи), обнаруживается большое отставание в развитии словаря.
В устной и письменной речи младших школьников рассматриваемой группы встречается много ошибок связанных со словоизменением основных частей речи (аграмматизмы); обнаруживается недостаточная сформированость практических умений и навыков в области словообразования (у части детей не угасает словотворчество - неадекватное использование тех или иных морфем при образовании слов, приводящее к детским неологизмам).
Связанная речь у детей с дисграфией страдает не в меньшей степени, чем словарь и грамматический строй. Наибольшие затруднения вызывает составление самостоятельного рассказа, а также рассказа по картинке или серии картин.
Логопедическая работа на синтаксическом уровне включает в себя следующие направления:
Преодоление и предупреждение ошибочных словосочетаний в речи учащихся, усвоение ими сочетаемости слов, осознанное построение предложений.
Обогащение фразовой речи учеников путем ознакомления их с явлением многозначности, синонимии, антонимии, омонимии синтаксических конструкций.
На данном уровне проводится работа по знакомству учеников со словами-предметами, обозначение изучаемых слов при помощи схем. Проводится знакомство с понятием числа. Словоизменение существительных. Формирование навыка образования форм ед. и мн. числа имён существительных. Проводится работа по практическому употреблению существительных разного рода. Знакомство с падежными формами имён существительных.
Знакомство со словами-признаками. Обозначение изучаемых слов при помощи схем. Проводится работа по развитию навыка словоизменения и согласования имён-прилагательных с именами существительными в роде, числе и падеже.
Знакомство со словами-действиями. Обозначение изучаемых слов при помощи схем. Проводится работа по развитию навыка словоизменения и согласования глаголов с существительными в числе, роде.
Проводится коррекционная работа и на уровне предложений. Ученики учатся соотносить предложения с графической схемой. Проводится работа по построению предложений различного типа. Установление в сложных предложений причинно-следственной связи. Проводится дифференциация понятий: словосочетание-предложение-текст. Ведётся работа с деформированными предложениями, текстами.
При работе над предложением необходимо:
Учить выделять предложения из сплошного текста;
Учить умению писать предложение с заглавной буквы и ставить знаки препинания в конце, отличать главные и второстепенные члены;
Формировать умение устанавливать связь слов в предложении, разграничивать предложение, его главные члены и словосочетание.
В процессе планирования учебных занятий по программе необходимо учитывать индивидуально-личностные особенности, уровень речевого развития каждого ребенка. Время освоения содержания каждого блока программы сугубо индивидуально. Тематическое планирование и количество часов может варьироваться в зависимости от возраста детей, структуры дефекта и степени его выраженности. Для установления количества коррекционных часов на одного ребенка, из таблицы «Тематическое планирование логопедических занятий» выбираются темы занятий, необходимых для коррекции тех или иных нарушений в каждом конкретном случае.
Структура программы
Программа по коррекции письменной речи в начальной школе включает в себя:
1. Пояснительная записка.
2. Тематическое планирование индивидуальных и групповых коррекционных занятий по коррекции нарушений письменной и устной речи:
1 класс «Предупреждение нарушений чтения и письма»;
2 класс «Коррекция нарушений чтения и письма»;
3-4 классы «Коррекция смешанной дисграфии»
Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания-дифференциации фонем, с элементами дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и оптической дисграфии.
3. Оценка результатов по окончании коррекционного курса.
Предполагаемый результат
К концу коррекционного обучения дети должны знать :
Термины, используемые для обозначения основных понятий - речь, звук, слог, слово, буква, предложение и т.д.;
Все буквы и звуки родного языка;
Отличительные признаки гласных и согласных звуков;
Гласные и согласные звуки;
Твердые и мягкие согласные, а также буквы для обозначения мягкости согласных на письме;
Пары гласных звуков; пары согласных звуков по твердости-мягкости, по звонкости- глухости;
К концу обучения дети должны уметь :
Узнавать и различать гласные и согласные звуки;
Обозначать гласные; твердые, мягкие, глухие и звонкие согласные на письме;
Использовать гласные буквы И, Я, Ё, Ю, Е или Ь для обозначения мягкости согласных на письме;
Различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;
Производить фонетический разбор слова; производить звукобуквенный разбор слогов и слов;
Записывать слова с гласными буквами И, Я, Ё, Ю, Е, а также буквами Ь и Ъ;
Подбирать слова на заданный звук;
Сравнивать слова со сходными звуками;
Строить звуковые схемы слогов и слов;
Составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками;
Восстанавливать предложения и текст с заданными звуками;
Самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты, изложения и сочинения с использованием оппозиционных звуков.
Результативность работы определяется по итогам сравнительного анализа данных первичного логопедического обследования и состояния навыка письма на заключительном тестировании. Для этого при первичном и заключительном обследовании детям предлагается написать под диктовку незнакомые аналогичные по сложности тексты. Состояние навыка письма осуществляется по критериям: количество и качество ошибок, осознанность письма.
Всякое положительное изменение в состоянии сформированности навыка письма учащегося, замеченное учителем-логопедом, фиксируется как успешность в обучении. Успешностью в обучении также можно считать совершенствование эмоционально-волевой сферы в процессе письма и улучшение таких свойств личности, как: способности к самостоятельной организации своей деятельности; способности осуществлять контроль за собственным письмом; умения использовать полученные навыки в новых условиях.
Условия использования программы, оснащение
Программа может быть успешно реализована при наличии следующих материалов и оборудования:
Кабинет, оборудованный детскими столами, стульями.
Логопедическое зеркало.
Методические пособия (муляжи, игровые пособия, пр.)
Демонстрационный наглядный материал (фото, видео, наглядные пособия, реальные образцы) в соответствии с изучаемой темой.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
К ПРОГ РАММЕ
по коррекции письменной и устной речи
у детей начального школьного возраста (1-4 классы)
на 2017-2018 учебный год
1 классов «Предупреждение нарушений чтения и письма»
(с учетом программы « ПНШ»)
Темы | Кол-во занятий | Дата |
|
Диагностический блок | |||
Первичная диагностика Промежуточная диагностика** Итоговая диагностика | |||
Подготовительный блок | |||
Речевые и неречевые звуки. Развитие слухового внимания. Звуки речи. Строение и функции речевого аппарата. Звукообразование. | |||
Коррекционный блок | |||
От звука к слову. Понятие «слово». | |||
Слово-предмет. Живые-неживые предметы. Постановка вопроса «Кто? Что?» | |||
Слово-действие. Звукоподражательные глаголы. Глаголы - антонимы. | |||
Понятие «предложение». Двусоставное предложение (предмет-действие). Границы предложения. | |||
Дифференциация понятий «слово-предложение». Предложение из трех слов (предмет-действие-предмет). Схема предложения. | |||
Слово-признак. Описание предмета по плану. Образование относительных прилагательных. Антонимы. | |||
Распространение предложения с помощью прилагательных. | |||
Предлоги В, НА. Символы предлогов. Составление предложения с предлогом по схеме. | |||
Звук [а]. Буквы А, а. Заглавная буква в именах собственных. | |||
Звук [о]. Предложение с предлогом О. Дифференциация звуков [о]- [а]. Буквы Оо, Аа. | |||
Звук [у]. Понятие «гласный звук». Позиция звука в слове. Буквы У, у. . Предложение с предлогом У. Словообразование: детеныши животных. | |||
Звуки [у], [а]. Буквы Уу, Аа. Сложное предложение с союзом А. Прилагательные-антонимы. | |||
Звук [ы]. Буква ы. Чтение слоговых таблиц. | |||
Звук [и]. Буквы И, и. Союз И в простом и сложном предложении. Схемы предложений Дифференциация звуков [и-ы]. Ед.ч. - мн.ч. Чтение слоговых таблиц. | |||
Слог. Деление слов на слоги. Звукослоговой анализ и синтез слов. Ударение. | |||
Дифференциация звуков [л-л"] в словах и предложениях. Буквы Лл. | |||
Дифференциация звуков [р-р"] в словах и предложениях. Буквы Рр. | |||
Диктант. | |||
Звук [й]. Йотированные гласные. Буква й. | |||
Дифференциация звуков [л"-й] в словах и предложениях. Буквы Лл,Йй. Диктант. | |||
Твердые-мягкие согласные. Гласные I и II ряда. Мягкость согласных звуков на письме. Буквы а-я, о-ё, у-ю, э-е. Работа с деформированным словом. Чтение. | |||
Мягкий знак в конце слова. Мн.ч. - ед.ч. сущ. | |||
Мягкий знак в середине слова. Работа с деформированными предложениями. Чтение. | |||
Дифференциация ъ и ь словах и предложениях. | |||
Понятие «согласный звук». | |||
Звуки [з-з"]. Буквы З,з. Предлог ЗА. | |||
Звук [с]. Понятие «согласный звук». Буква С, с. Предлог С (СО) в предложении. | |||
Дифференциация звуков [с-с"]. Понятие «твердый-мягкий согласный». Предлог движения с,со. | |||
Дифференциация звуков [с-з] в словах. Понятие «звонкий-глухой согласный». | |||
Звуки [с, з] в предложении. Предлоги ЗА, ИЗ-ЗА. | |||
Чтение | |||
Чтение. | |||
Чтение | |||
Звук [ж]. Буквы Жж. Чтение. | |||
Звук [ш] в словах и предложениях. Буквы Ш ш. | |||
Звуки [ш-ж] в словах и предложениях. Правописание ШИ, ЖИ. | |||
Буквы Сс, Ша. Чтение. | |||
Дифференциация букв, схожих при написании а-о, у-и, б-д, н-п, п-т, и-ш, к-н, л-м, х-ж, ш-щ. | |||
Звук [ч]. Буквы Чч | |||
Дифференциация звуков [ч-щ] в словах и предложениях | |||
Звук [ц]. Буквы Цц. | |||
Диктант. | |||
Ударение. Чтение. | |||
Перенос слова. | |||
Слова-родственники. Однокоренные родственные слова. | |||
Предложение. Знаки препинания. | |||
Предлоги в предложениях. | |||
Работа с деформированным текстом. | |||
Развитие связной речи | |||
Работа над рассказом по трём сюжетным картинкам. | |||
Работа над рассказом по сюжетной картинке. | |||
Тематическое планирование групповых логопедических занятий для учащихся
2 классов «Коррекция нарушений чтения и письма»
(с учетом программы «ПНШ»)
Темы | Кол-во занятий |
|
Диагностический блок |
||
Первичная диагностика Промежуточная диагностика** Итоговая диагностика | ||
Коррекционный блок |
||
Уточнение понятий «звук-буква», «гласный-согласный». Звуки речи. Органы артикуляции. Гласные звуки. | ||
Уточнение понятий «звук», «слог», «слово». Деление слов на слоги. | ||
Выделение гласных I ряда из слогов и слов. (А, У, О, Э, И, Ы) | ||
Согласные звуки и буквы. Дифференциация твердых и мягких, звонких и глухих согласных. | ||
Звукобуквенный анализ и синтез слов с йотированными гласными: я, ю, е, ё | ||
Буквы «а-я» после твёрдых и мягких согласных. | ||
Буквы «у-ю» после твёрдых и мягких согласных. | ||
Буквы «о-ё» после твёрдых и мягких согласных. | ||
Буквы «и-ы» после твёрдых и мягких согласных. | ||
Буква «ь» в конце слога или слова как показатель мягкости в конце и середине слова. Разделительный мягкий знак. Образование притяжательных прилагательных. | ||
Звонкие и глухие парные согласные. | ||
Непарные звонкие и глухие согласные. | ||
Парные звонкие-глухие согласные. Дифференциация звуков [б-п] в словах и предложениях. | ||
Дифференциация звуков [в-ф] в словах и предложениях. | ||
Дифференциация звуков [г-к] в словах и предложениях. | ||
Дифференциация звуков [д-т] в словах и предложениях. | ||
Дифференциация звуков [с-ш] в словах и предложениях. | ||
Дифференциация звуков [з-ж] в словах и предложениях. | ||
Дифференциация звуков [с-ц] в словах и предложениях. | ||
Дифференциация звуков [л-р] в словах и предложениях. | ||
Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство | ||
Дифференциация букв, сходных при написании а-о, у-и, б-д, н-п, п-т, и-ш, к-н, л-м, х-ж, ш-щ. | ||
Слоговой анализ и синтез.Слогообразующая роль гласных. Понятие слога. Правила переноса. Ударение. | ||
Слова- названия предметов. Одушевленные-неодушевленные предметы. Имя собственное. Антонимы. Синонимы. Многозначные слова. | ||
Слова- названия действий. Антонимы. Словообразование | ||
Различение слов предметов и слов действий. Синонимы. | ||
Предложение (предмет-действие, предмет-действие-предмет). Грамматическая основа предложения. | ||
Предложение. Интонация. Знаки препинания в конце предложения. Границы предложения. Основа предложения. | ||
Слова - названия признаков. Постановка вопросов. Распространение предложения с помощью слов - названия признаков. Основа предложения.. | ||
Парные звонкие и глухие согласные на конце слов. | ||
Формы слова. | ||
Ударные и безударные гласные (в т.ч. в корне слова) | ||
Безударные гласные А-О в корне | ||
Безударные гласные И-Е-Я в корне | ||
Окончание слов-названий предметов. | ||
Основа слова и его окончание. Нулевое окончание. (слова -названия предметов, у которых нет окончания) | ||
Слова - названия предметов. Определение рода слов-названий предметов. | ||
Окончание слов -названий предметов (мужского, женского, среднего рода) | ||
Слова-названия предметов. Число и род. | ||
Слова - названия признаков. Число и род. | ||
Слова- названия действий. Число и род. | ||
Дифференциация изученных частей речи. Основа слова. | ||
Родственные однокоренные слова. Выделение корня слова. | ||
Чередование согласных звуков в корнях слов. | ||
Слова - предметы мужского и женского рода с основой на шипящий звук. | ||
Предлоги. | ||
Развитие связной речи | ||
Работа над рассказом-описанием. | ||
Работа над рассказом цепной структуры. | ||
Работа над рассказом по двум сюжетным картинкам. Изложение. | ||
Работа над рассказом по трём сюжетным картинкам. Изложение. | ||
Повторение и закрепление пройденного материала. | ||
Тематическое планирование групповых логопедических занятий для учащихся
3 классов , имеющих диагноз «смешанная дисграфия»
(дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания-дифференциации фонем, с элементами дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и оптической дисграфии)
(с учетом программы «ПНШ»)
Темы | Кол-во занятий |
|
Диагностический блок |
||
Первичная диагностика Промежуточная диагностика** Итоговая диагностика Уточнение диагноза. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Состояние дыхательной и голосовой функции. Воспроизведение звуко-слоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза. Исследование лексики и грамматического строя. Исследование процесса письма и процесса чтения. Логопедическое заключение. | ||
Коррекционный блок |
||
Коррекционная работа на фонетическом уровне | ||
Дифференциация гласных а-о, и-у, о-у | ||
Обозначение мягкости согласных на письме | ||
Твёрдые и мягкие согласные звуки | ||
Обозначение мягкости согласных посредством гласных II ряда. Образование гласных II ряда. Звуковой анализ и синтез слов. | ||
Дифференциация согласных, имеющих акустико-артикуляционное сходство | ||
Парные звонкие-глухие согласные. Дифференциация звуков [б-п] в словах и предложениях. | ||
Дифференциация звуков [в-ф] в словах и предложениях. | ||
Дифференциация звуков [г-к] в словах и предложениях. | ||
Дифференциация звуков [д-т] в словах и предложениях. | ||
Дифференциация звуков [з-с] в словах и предложениях. | ||
Дифференциация звуков [ж-ш] в словах и предложениях. Правописание ШИ, ЖИ. | ||
Дифференциация звуков [с-ш] в словах и предложениях. | ||
Дифференциация звуков [з-ж] в словах и предложениях. | ||
Дифференциация звуков [с-ц] в словах и предложениях. | ||
Дифференциация звуков [л-р] в словах и предложениях. | ||
Дифференциация звуков [ш-щ] в словах и предложениях. | ||
Дифференциация звуков [с"-щ] в словах и предложениях. | ||
Дифференциация звуков [ч-щ] в словах и предложениях. Правописание ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ. | ||
Дифференциация звуков [ч-т"] в словах и предложениях. | ||
Дифференциация звуков [ц-т"] в словах и предложениях. | ||
Коррекционная работа на лексическом уровне | ||
Однокоренные слова. Понятие «однокоренные» слова. Выделение корня слова | ||
Однокоренные слова и слова с омонимичными корнями | ||
Однокоренные слова и слова-омонимы, слова-паронимы | ||
Безударные гласные в корне слова | ||
Сложные слова. Буквы о, е в сложных словах | ||
Приставочное словообразование. Приставки пространственного значения. Приставки временного значения. | ||
Дифференциация приставок, сходных по буквенному составу. | ||
Безударные гласные в приставках. | ||
Удвоенный согласный на стыке приставки. | ||
Разделительный Ъ и Ь знаки | ||
Предлоги | ||
Различение приставок и предлогов | ||
Части слова.Окончание и основа | ||
Коррекционная работа на синтаксическом уровне | ||
Словоизменение имен существительных (Число, род, падеж) | ||
Суффиксальное словообразование. Уменьшительно-ласкательные суффиксы. Суффиксы профессий.Разбор имени существительного. | ||
Склонение существительных. | ||
Местоимение. Изменение по числам, лицам, родам (местоимения 3-го лица, ед.ч.).Правописание местоимений с предлогами. | ||
Словоизменение прилагательных. Согласование имен прилагательных с именами существительными в числе, роде. | ||
Согласование имен прилагательных с именами существительными по падежам (без введения понятий) | ||
Правописание окончаний прилагательный. Постановка вопросов. Разбор по составу. | ||
Правописание не с глаголами. | ||
Связь глагола с наречием, Постановка вопросов. | ||
Работа с деформированными предложениями. Предложения по цели высказывания. Грамматическая основа предложения. | ||
Предложения с однородными членами. Схемы предложений. | ||
Текст. Работа с деформированным текстом. | ||
Развитие связной речи | ||
Повторение и закрепление пройденного материала. | ||
ПОУРОЧНЫЙ ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ
С ГРУППОЙ УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА,
ИМЕЮЩИХ ДИАГНОЗ «СМЕШАННАЯ ДИСГРАФИЯ»
(Аграмматическая дисграфия, с элементами дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза ).
(с учетом программы «ПНШ»)
Темы | Кол-во занятий |
|
Диагностический блок |
||
Первичная диагностика Промежуточная диагностика** Итоговая диагностика Уточнение диагноза. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Состояние дыхательной и голосовой функции. Воспроизведение звуко-слоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза. Исследование лексики и грамматического строя. Исследование процесса письма и процесса чтения. Логопедическое заключение. | ||
Коррекционный блок |
||
Коррекционная работа на фонетическом уровне | ||
Выделение гласных звуков на фоне слова. Фонетическая, смыслоразличительная роль ударения. Фонетический разбор. | ||
Дифференциация гласных | ||
Обозначение мягкости согласных на письме | ||
Твёрдые и мягкие согласные звуки | ||
Обозначение мягкости согласных посредством гласных II ряда. Образование гласных II ряда. Звуковой анализ и синтез слов. | ||
Буквы «а-я», «у-ю», «о-ё», «э-е» после твёрдых и мягких согласных | ||
Буква «ь» как показатель мягкости в конце и середине слова.Разделительный мягкий знак. Образование притяжательных прилагательных. | ||
Дифференциация согласных, имеющих акустико-артикуляционное сходство | ||
Звонкие и глухие согласные. Дифференциация звонких и глухих согласных звуков в словах и предложениях | ||
Парные звонкие-глухие согласные. Дифференциация звуков [б-п] в словах и предложениях. | ||
Дифференциация звуков [в-ф] в словах и предложениях. | ||
Дифференциация звуков [г-к] в словах и предложениях. | ||
Дифференциация звуков [д-т] в словах и предложениях. | ||
Дифференциация звуков [з-с] в словах и предложениях. | ||
Дифференциация звуков [ж-ш] в словах и предложениях. Правописание ШИ, ЖИ. | ||
Дифференциация звуков [с-ш] в словах и предложениях. | ||
Дифференциация звуков [з-ж] в словах и предложениях. | ||
Дифференциация звуков [с-ц] в словах и предложениях. | ||
Дифференциация звуков [л-р] в словах и предложениях. | ||
Дифференциация звуков [ш-щ] в словах и предложениях. | ||
Дифференциация звуков [с"-щ] в словах и предложениях. | ||
Дифференциация звуков [ч-щ] в словах и предложениях. Правописание ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ. | ||
Дифференциация звуков [ч-т"] в словах и предложениях. | ||
Дифференциация звуков [ц-т"] в словах и предложениях. | ||
Чередование согласных звуков в корне слова. | ||
Парные звонкие и глухие согласные звуки в конце и в середине корня слова. Орфограммы: чк, чк, щн, жи, ши, ча, ща, чу, щу | ||
Предлоги | ||
Звуко-буквенный анализ слов | ||
Состав слова. Разбор слова по составу. | ||
Морфологический разбор частей речи | ||
Непроизносимые согласные в корне слова. | ||
Суффиксальное словообразование. Различение суффиксов. | ||
Удвоенные буквы согласных в корне слова. Перенос слов с удвоенными согласными. | ||
Удвоенный согласный на стыке приставки | ||
Предложения с однородными членами. Схемы предложений | ||
Простые и сложные предложения. Предложения с союзом И. Знаки препинания в сложном предложении. Разбор предложения. | ||
Глагол. Спряжение. Ударные и безударные личные окончания. | ||
Согласование глаголов с именем существительным в числе, роде. Время глагола. | ||
Правописание не с глаголами. | ||
Безударные суффиксы глагола в форме прошедшего времени | ||
Суффиксы повелительной формы глагола | ||
Неопределенная форма глагола,. Постановка вопросов. Правописание ь после ч. Разбор глагола как части речи. | ||
Написание о и ё после шипящих в корнях существительных | ||
Написание о и ё после шипящих в окончаниях и суффиксах существительных, прилагательных | ||
Орфограммы в корнях и суффиксах слов Буквы о и е после шипящих и ц | ||
Безударные гласные в суффиксе, проверяемые и непроверяемые ударением | ||
Орфограммы в окончаниях слов | ||
Орфограммы в приставках | ||
Разделительный Ъ и Ь знаки, притяжательные прилагательные | ||
Мягкий знак после шипящих | ||
Написание ться,тся в глаголах | ||
Распространенные и нераспространенные предложения | ||
Работа с деформированными предложениями. Предложения по цели высказывания. Грамматическая основа предложения. | ||
Текст. Работа с деформированным текстом. | ||
Развитие связной речи | ||
Составление плана рассказа. Пересказ текста Написание изложения (сочинения) | ||
Повторение и закрепление пройденного материала. | ||
итого |
Примечание:
* отмечены темы, прорабатываемые на занятия по необходимости (в течение всего курса коррекции).
** Промежуточная диагностика проводится по окончании первой половины курса коррекции (по необходимости).
Тематика занятий может быть изменена, в зависимости от возникающих трудностей у учащихся.
Список используемой литературы
Елецкая О.Е., Горбачевская Н.Ю. «Организация логопедической работы в школе». - М., 2005.
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. - М., 1991.
Коррекция нарушений письменной речи / Под ред. Н.Н.Яковлевой. - СПб, 2009.
Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. - СПб., 2001.
Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. - М., 2008.
Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. - М., 2008.
Мазанова Е.В. - Коррекция аграмматической дисграфии. - М., 2008.
Мазанова Е.В. - Коррекция оптической дисграфии. - М., 2008.
Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоления у младших школьников. - М., 1997
Тема: Коррекция нарушений письма и чтения у младших школьников путем развития зрительного восприятия
Проблема воспитания и обучения учащихся с нарушениями в развитии устной и письменной речи, трудности в усвоении ими программного материала из-за нарушений зрительно-пространственного восприятия.
Цель: коррекция нарушений устной и письменной речи обучающихся, их оптимальная социальная интеграция.
Исследование теоретических вопросов, касающихся коррекции и развития зрительного восприятия;
Своевременное выявление обучающихся с проблемами формирования зрительного восприятия;
Отбор и систематизация специальных коррекционных приемов, направленных на предупреждение и коррекцию нарушений письма и чтения путем развития зрительного восприятия;
Оказание методической помощи педагогам и родителям.
Взаимосвязь зрительного восприятия с процессом формирования устной и письменной речи
Устная речь осуществляется деятельностью речедвигательного и речеслухового анализаторов. Письменная речь является зрительно-слухомоторным образованием.
В письменной речи моделируется звуковая структура слов устной речи, временная последовательность звуков переводится (через зрительное восприятие) в пространственную последовательность графических изображений.
Обучающиеся начальной школы очень часто смешивают Е — З, б-д, ш-т, и-п. Нередко обучающиеся не могут выделить ту сторону, с которой нужно начинать писать. На основе зрительного восприятия и в тесном взаимодействии с ним происходит не только дифференцирование зрительных образов букв, сходных по начертанию, но и формирование зрительно-двигательных координаций и пространственных представлений, лежащих в основе отработки стабильных графических буквенных форм(соблюдение высоты, ширины, наклона букв).
Чтение тоже начинается со зрительного восприятия, различения и узнавания букв. Выработка навыка правильного чтения во многом зависит от точности зрительного восприятия длины, графического начертания букв, характера элементов, составляющих букву.
Вывод: коррекция дисграфии и дислексии не достигнет максимального эффекта, если у обучающихся отмечается недоразвитие основы процессов письма и чтения – зрительного восприятия.
Трудности в обучении проявляются с началом освоения чтения, счета и особенно письма.
Типичные ошибки:
- Явление зеркальности;
- Замены букв по количеству элементов, по пространственному расположению;
- Длительное неусвоение некоторых из букв.
Сложной задачей является правильное расположение букв в строке, определение границ слова.
Группы недостатков в развитии зрительного восприятия
Недостатки зрительно-пространственного восприятия:
- Трудности формирование зрительного образа буквы: обучающийся нарушает соотношение элементов, путает сходные по конфигурации буквы, пишет лишние или не дописывает элементы.
- Трудное запоминание конфигурации букв при чтении и, соответственно, медленный темп, угадывание, возвратные движения глаз.
- Обучающийся не видит строку, не может правильно расположить буквы в строке или переходит с одной строки на другую.
- Обучающийся не может правильно скопировать букву, цифру, геометрическую фигуру.
Недостатки зрительно-моторной координации:
- Неспособность провести прямую линию без отрыва карандаша.
- Трудности формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента.
- Неустойчивый почерк (неровные штрихи, различная высота и протяженность графических элементов, большие растянутые, разнонаклонные буквы).
- Тремор.
- Очень медленный темп письма.
В связи с перечисленными нарушениями зрительного восприятия, которые в целом влияют на формирование процессов письма и чтения, возникает противоречие между требованиями программы общеобразовательной школы и возможностями обучающихся с речевыми нарушениями. Способ преодоления – коррекция нарушений письма и чтения через развитие зрительного восприятия.
Коррекция аккустической дисграфии Записать только гласные из слова, предложения. Записать только гласные из слова, предложения. Записать только те буквы, звуки которых граничат с заданным звуком (слон: л-н; дубок: б-к; гнездо: д-). Записать только те буквы, звуки которых граничат с заданным звуком (слон: л-н; дубок: б-к; гнездо: д-). Повторение звукового ряда с оппозиционными звуками. Повторение звукового ряда с оппозиционными звуками. Повторение слогового ряда с оппозиционными звуками: са-ша-са, ла-ля-ла, ба-ба-па-па. Повторение слогового ряда с оппозиционными звуками: са-ша-са, ла-ля-ла, ба-ба-па-па. Замена одного звука в слове(цепочка слов: сын- сыр-сор-сок). Замена одного звука в слове(цепочка слов: сын- сыр-сор-сок). Нахождение общих и различающих звуков в словах (дом-мак; почка-бочка). Нахождение общих и различающих звуков в словах (дом-мак; почка-бочка).
Коррекция нарушений анализа и синтеза Последовательная запись букв из слова по цепочке. Последовательная запись букв из слова по цепочке. Запись буквы с заданным номером звука в слове. Запись буквы с заданным номером звука в слове. Запись номера заданного звука в слове. Запись номера заданного звука в слове. Запись слога с заданным номером. Запись слога с заданным номером. Последовательная запись слогов. Последовательная запись слогов. Определение пропущенного слога (--буз, лод--, ка--- даш). Определение пропущенного слога (--буз, лод--, ка--- даш). Составление слова из слогов, данных в беспорядке (па, кру). Составление слова из слогов, данных в беспорядке (па, кру). Нахождение лишнего слога в слове (ли-гав-са). Нахождение лишнего слога в слове (ли-гав-са). Работа со слоговой таблицей. Работа со слоговой таблицей.
Коррекция аграмматической дисграфии Запись предложения (текста) по цепочке с проговариванием вслух. Запись предложения (текста) по цепочке с проговариванием вслух. Выделение слов из сплошного текста (слонжирафкабанзаяц). Выделение слов из сплошного текста (слонжирафкабанзаяц). «Устные диктанты», в которых количество слов соразмерно числу учеников. Каждому – по слову. С установкой: «Думай и произноси». «Устные диктанты», в которых количество слов соразмерно числу учеников. Каждому – по слову. С установкой: «Думай и произноси».
Коррекция оптической дисграфии Дополнение недостающего элемента в букве (по образцу и без). Дополнение недостающего элемента в букве (по образцу и без). Нахождение правильно изображённой буквы среди других. Нахождение правильно изображённой буквы среди других. Определение количества указанной буквы в различных пространственных положениях. Определение количества указанной буквы в различных пространственных положениях. Нахождение букв, перечёркнутых дополнительными линиями. Нахождение букв, перечёркнутых дополнительными линиями. Выделить буквы, наложенные друг на друга: Выделить буквы, наложенные друг на друга: Выбрать и подчеркнуть слоги, слова, написанные до черты (слон[ носа лосн слон слол сона слон; Выбрать и подчеркнуть слоги, слова, написанные до черты (слон[ носа лосн слон слол сона слон; зу[ зи ди да зу зу зу зо уз уд зу). зу[ зи ди да зу зу зу зо уз уд зу).
Коррекционные упражнения для детей с ЗПР Буквенные примеры: Буквенные примеры: до + му - у = до + му - у = кар - ар + у + бик = го + рам – ам + ох = Это упражнение направлено на усиление концентрации и устойчивости внимания. Время выполнения 2-3 минуты. Это упражнение направлено на усиление концентрации и устойчивости внимания. Время выполнения 2-3 минуты. *«Самый зоркий» – посмотреть на карточку, прочитать, запомнить, записать (показ карточки – не более 2 секунд). *«Самый зоркий» – посмотреть на карточку, прочитать, запомнить, записать (показ карточки – не более 2 секунд). п т ф у ляблокоПтица летит.
Литература Агранович З.Е.»Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей» Агранович З.Е.»Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей» Городилова В.И. Кудрявцева М. З. «Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения» Городилова В.И. Кудрявцева М. З. «Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения» Садовникова И.Н.»Нарушение письменной речи у младших школьников» Садовникова И.Н.»Нарушение письменной речи у младших школьников» Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы» Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы» Юрова Е.В. «200 упражнений для развития письменной речи» Юрова Е.В. «200 упражнений для развития письменной речи»