Презентация учителя логопеда коррекция письменной речи. Коррекционно-развивающие упражнения по преодолению нарушений письменной речи у младших школьников Черкасова Татьяна Николаевна Учитель-логопед Специальная. Обозначение мягкости согласных на письме

«Стили речи в русском языке» - Образцы заявлений. Какие средства связи существуют в предложении? Урок развития речи по русскому языку в 6 классе. Применение информационных технологий. Назовите признаки заявления как документа официально- делового стиля речи. Что такое текст? Цели урока: Развивать навык написания заявления по образцу Воспитывать культуру речи учащихся.

«Нарушение речи» - Развитие навыков элементарного звукового анализа. Наиболее часто проявляется у учащихся с выраженной ЗПР и умственной отсталостью. Выявляются слабые звенья функциональной системы письма у конкретного учащегося. Нарушение понимания прочитанного слова обусловлено недоразвитием звукослогового синтеза. Основные задачи – обогащение и систематизация словаря, создание морфологических обобщений.

«Речь» - Школьная риторика. Как? Воздействующие жанры (благодарность, просьба, поздравление, совет, беседа (друж.) и т.д.). Речевые жанры в школьной риторике: информационные, воздействующие, информацтонно-воздействующие. Успешное общение. Кто? Речевой жанр имеет все признаки текста, но ещё и свои особенности.

«Стили речи» - Официально-деловой стиль. Научный стиль. Разговорный стиль служит для непосредственного общения. В разговорном стиле часто используется разговорная и просторечная лексика. Художественный стиль. Публицистический стиль служит для воздействия на людей через средства массовой информации. Сфера использования научного стиля - наука.

«Русская речь» - Прости нас за гордыню и не карай строго! Стройный! Сказка со счастливым концом… ....……………… : … ; ! ? А вы вообще на нас стоите мы вам служим опорой. Без нас никто не проживёт. В одной русскоязычной стране Пунктуации жили-поживали Слова и Словосочетания. Команда «Зна…точки» КШИ города Серова. Чем ты лучше других? – поинтересовался Вопросительный Знак. -Я высокий!

«Уроки риторики» - Звонить звонишь звоните звоним звонят. Мёд в лесу медведь нашёл, Мало мёду много пчёл. Сегодня мы вместе откроем ещё один секрет, тайну. Торт торты печёт. Улыбка. Разыграйте ситуацию: Урок риторики в 1 классе на тему: «Подарок. Умей благодарить.». Волшебница речь. Цели: Очень признателен. Что может вызвать хорошее настроение?

Всего в теме 17 презентаций

Раздели ошибки на две группыОрфографические:
безударные
гласные;
парные согласные;
непроизносимые
согласные;
имена собственные
Логопедические:
замены и смешения
(сильная позиция);
пропуски букв,
слогов;
зеркальность;
неправильное
обозначение
мягкости на письме

Какую помощь Вы можете оказать ребенку, допускающему логопедические ошибки?

Письмо

это сложный
навык и вид
графомоторной
деятельности
-

Механизм письма

1.
2.
3.
4.
5.
Мотивация письма
Замысел письма
Звуковой анализ
Выделение фонем
Перевод фонемы в
графему
6. Моторный акт
письма

Техника письма требует согласованной работы различных анализаторов:

Речедвигательного – помогает
осуществлять проговаривание
Речеслухового – помогает произвести
отбор нужного звука
Двигательного – помогает осуществлять
движения мелких мышц кисти
Зрительного – участвует в подборе
нужных букв

Дисграфия

-
частичное нарушения
процесса письма,
проявляющееся в стойких,
повторяющихся ошибках.

Дисграфические ошибки

Стойкие
Сохраняются в течение многих
месяцев
Повторяются
Обусловлены
несформированностью
высших психических процессов

Классификация дисграфии

1. Артикуляторноакустическая дисграфия

2. Акустическая дисграфия
Первично – нарушение фонематического слуха

Классификация дисграфии

3. Дисграфия на почве нарушения
языкового анализа и синтеза
Первично – нарушение фонематического восприятия
4. Аграмматическая дисграфия
Первично - нарушение лексико-грамматической стороны
речи

Классификация дисграфии

5. Оптическая дисграфия
Первично – нарушение зрительнопространственного восприятия
6. Дизорфография

Артикуляторно-акустическая дисграфия

Артикуляторноакустическая дисграфия
Первично – нарушение звукопроизношения
Вторично – нарушение фонематического
слуха
Как говорю, так и пишу.

Виды ошибок

1. Отсутствие

Виды ошибок

2. Замены (с-ш, з-ж, ч-ц, р-л, сь-щ, к-т и
др.)

Виды ошибок

3. Смешения1. Постановка звука (
правильная артикуляция звука)
2.
3. Контроль за правильным
произношением звуков.
4. Закрепление произношения звуков в слов
ах, стихах, связной речи
5. Скороговорки, чистоговорки
6. Дифференциация звуков

Развитие движений губ, языка, щек

Губы хоботком тяну,
Подражаю я слону.
Даже если я устану,
Их тянуть не перестану.

Развитие движений губ, языка, щек

Ох и вкусное варенье!
Жаль, осталось на губе.
Язычок я подниму
И остатки оближу.

Закрепление произношения в словах, стихах, связной речи

Трон, театр, рак, нора, трактор
Рано, рано мы встаем,
Громко сторожа зовем:
Сторож, сторож, поскорей
Выходи кормить зверей.

Скороговорки, чистоговорки

Ра-ра-ра, весь мусор уберем с утра.
Ро-ро-ро, весь мусор соберем в ведро.
Ре-ре-ре, метем усердно во дворе.
Ри-ри-ри, двор убрали, раз, два, три.

Правильная артикуляция звука «р»

Губы – полураскрыты
Зубы – щель
Язык – кончик яз. дрожит
Воздушная струя – прерывистая
Голос - звенит

Акустическая дисграфия

Первично- нарушение фонематического
слуха
Фонематический слух – способность к
распознаванию звуков речи
Диагностика:
1. Повторение слоговых цепочек
2. Отбор картинок на звук «с»
3. Слова- паронимы

Виды ошибок

1. Смешения и замены парных согласных
(сильная позиция)

Виды ошибок

2. Неправильное обозначение мягкости
согласных

Виды ошибок

3. Смешения гласных (о- у, ё- ю, и- е)

Замены и смешения букв

Звонкие – глухие (Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, З-С,
Ж-Ш);
Гласные (У-О, Ю-Ё, И-Е);
Соноры (Л, М, Н, Р, Й);
Свистящие – шипящие (С-Ш, З-Ж, Сь –Щ);
Аффрикаты и их компоненты (Ч-Щ, Ц-ТС,
Ч-Ц, Ц-Т, Ч-Ть, С-Ц, Ч-Ш);
Неправильное обозначение мягкости на
письме гласными второго ряда и «ь»1. Правильная артикуляция смешиваемых
звуков
2. Опорные схемы, знаки, цвета и символы
3. Опора на разные анализаторы
4. Дифференциация смешиваемых звуков

Правильная артикуляция смешиваемых звуков

План
1.
2.
3.
4.
5.
Губы
Зубы
Язык
Голос
Воздушная струя
с
ш
Губы
в улыбке
округлены
Язык
за
нижними
зубами
за верхними
зубами
(«чашечка»)
Воздуш
ная
струя
холодная
теплая

Опорные знаки, схемы…

Опорные знаки, схемы…

Виды заданий

№ 4.
Замени условные обозначения буквами
П или Б.
Старушка о(─)ирается на (─)алку.
Крыша о(─)ирается на (~)алку.
Ссору надо за(~)ыть.
Лекарство надо за(─)ить.
В синем море звезды (~)лещут.
В синем море волны (─)лещут.

Виды заданий

№ 5.
Вставь пропущенные буквы П или Б.
Наш дом …ольшой и красивый. На
…ервом этаже магазин. В магазине …
родают одежду, о…увь. У …одъезда
дома растут то…оля и …ерезы.
Вокруг дома ре…ята …осадили много
цветов.

Литература

Литература

Логопедия. (под редакцией Волковой Л.
С.) Книга 2.
Фомичева М.Ф. Воспитание у детей
правильного произношения.
Волина В. В. Занимательное
азбуковедение.

ПРОГ РАММА

на 2017-2018 учебный год

Составила: логопед Ульянова Ю.Е.

Кондопога 2017

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность проблемы

В настоящее время увеличилось число детей, испытывающих трудности при усвоении школьной программы. Одной из причин школьной дезадаптации детей является нарушение у них письменной речи (дисграфия, дислексия и дизорфография). Диагностическое обследование показывает, что трудности в обучении обусловлены в значительной мере недоразвитием устной речи, несформированностью фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов речи, нарушением оптико-пространственной организации деятельности письма, отставанием в развитии психических процессов (памяти, восприятия, мышления), снижением концентрации произвольного внимания.

В настоящее время нарушение письма (дисграфия) в чистом виде встречается крайне редко, чаще всего это сочетание различных видов дисграфии (например: артикуляторно-акустическая дисграфия и дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза; сочетание аграмматической, акустической и оптической дисграфии). Часто дисграфия сочетается с дислексией и дизорфографией. В таких случаях спланировать коррекционную работу значительно сложнее. Без специально организованной, систематической помощи специалистов эти нарушения не могут быть скомпенсированы. Поэтому возникла необходимость разработать коррекционно-развивающую программу, которая имела бы комплексный подход и включала в себя различные виды коррекционно-развивающей педагогической деятельности по устранению недостатков устной и письменной речи при смешанных формах дисграфий.

Цель программы

Основная цель программы - коррекция нарушений устной речи, профилактика и коррекция дислексий, дисграфий, дизорфографий и формирование предпосылок к полноценному усвоению общеобразовательной программы по всем предметам.

Задачи программы

Образовательные:

Развитие восприятия метрического анализа и синтеза;

Развитие звукобуквенного анализа и синтеза;

Формирование способности к анализу и принятию автономного решения;

Формирование пространственной организации деятельности на основе буквенного материала;

Формирование оптико-конструктивной деятельности.

Коррекционно-развивающие:

Развитие зрительно-предметного и пространственного восприятия;

Развитие зрительной памяти;

Развитие произвольного внимания, концентрации, переключаемости;

Расширение лексического запаса речи, устранение аграмматизмов в речи;

Развитие мыслительных процессов: анализа и синтеза;

Развитие слухоречевого восприятия, произвольного внимания, памяти;

Развитие избирательности слухоречевой памяти;

Развитие и формирование умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;

Формирование и совершенствование связной речи (работа над составлением повествовательного и описательного рассказов).

Здоровьесберегающие:

Подбор учебного материала с учётом возраста, соматического и интеллектуального возможностей детей.

Чередование статических и динамических игр и упражнений.

Принципы, используемые в программе

Коррекционная работа с детьми с речевыми нарушениями базируется на принципе ранней диагностики, принципе деятельностного подхода, а также строится с учетом индивидуально-дифференцированных особенностей детей.

Одним из исходных принципов коррекционно-педагогической работы с детьми является принцип единства диагностики и коррекции. Наблюдение за динамикой развития ребенка в условиях целенаправленной коррекционной работы имеет важнейшее значение для определения путей, методов конкретного содержания ее на различных этапах обучения и воспитания.

Логопедическая работа по коррекции нарушений письменной речи у школьников основывается на следующих теоретических положениях и принципах:

1) Принцип учета современных научно-теоретических представлений о психофизиологической структуре процесса письма, об операциях данного процесса.

2) Принцип учета этиологии, механизмов, структуры речевого нарушения, степени выраженности нарушений чтения и письма.

3) Принцип учета поэтапности формирования речевых умений.

4) Взаимосвязи развития письменной речи и познавательных процессов; мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации) и других психических процессов и функций;

5) Принцип деятельностного подхода.

6) Принцип дифференцированного подхода.

7)Онтогенетической принцип (последовательность коррекционной работы определяется последовательностью ее развития в онтогенезе).

8) Комплексный и системный подход. Направленность логопедической работы на всю речевую систему в целом, а также на развитие психических функций. Кроме того, в коррекционной работе по преодолению нарушений письменной речи учитываются и общие дидактические принципы: наглядности, доступности, сознательности и другие.

Методы, используемые в программе

Эффективность коррекционной работы зависит от использования разнообразных форм и методов работы. Система коррекционно-развивающих методов направлена на преодоление основного нарушения, на формирование навыков, обеспечивающих овладение чтением и письмом. Использование каждого метода определяется целью, задачами логопедической работы, его местом в общей системе коррекционного процесса.

Основные методы:

Специфические (двигательно-кинестетический, слухо-зрительный -кинестетический);

Дидактические:

Наглядные;

Словесные методы с опорой на наглядность;

Словесные методы без опоры на наглядность;

Практические методы, которые должны носить игровой характер.

Целевая аудитория

Данная программа коррекционно - развивающей работы рассчитана на детей младшего школьного возраста от 7 до 10 лет.

Общая характеристика программы

Программа реализуется при групповой форме работы . Программа включает в себя курс занятий, которые проводятся один или два раза в неделю. Коррекционный курс состоит несколько блоков.

Диагностический блок. Обследование устной и письменной речи учащихся. Результаты обследования фиксируются в речевых картах. В течение учебного года проводится три диагностики: первичная диагностика (по результатам обследования планируется дальнейшая коррекционная работа), промежуточная диагностика (проводится по окончании первой половины курса коррекции) и итоговая диагностика (по итогам обследования состояния письменной и устной речи даются рекомендации школьнику и родителям, решается вопрос о целесообразности дальнейшей коррекционной работы).

Подготовительный блок. Уточнение и развитие пространственно - временных представлений. Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия. Знакомство со звуками, органами артикуляции, звукообразованием.

Коррекционный блок.

Коррекционныйблок включает в себя несколько разделов. Учитель-логопед вправе менять очередность подачи коррекционного материала, исключать или добавлять (по необходимости) темы логопедических занятий и количество часов для повторения и закрепления учебного материала.

I раздел . Коррекционная работа на фонетическом уровне.

Коррекция дефектов произношения. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукослогового состава слова. Совершенствования звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе. Развитие слогоритмической структуры слова.

Работа над дифференциацией звуков ведется в следующей последовательности:

Каждый из звуков, отрабатывается изолированно: уточняется его артикуляция, фонетические характеристики, графическое изображение, фонематический анализ и синтез слов с заданным звуком;

Оппозиционные звуки дифференцируют по артикуляции, фонетическому оформлению и смыслоразличительной роли в слове, формируется навык правильного письма.

Работа на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста во 2 классах проводится на основном этапе работы во время дифференциации оппозиционных звуков.

Работа на фонетическом уровне включает два основных направления:

Развитие звукового анализа слов (от простых форм - к сложным);

Развитие фонематического восприятия, т.е. дифференциация фонем имеющих сходные характеристики.

Фонематические представления формируются у детей в результате наблюдения за различными вариантами фонем, их сопоставления и обобщения. Неоценимую роль в становлении фонематических представлений играют артикуляционные кинестезии.

По этой причине с первых же занятий привлекается внимание детей к работе артикуляционного аппарата, чтобы сделать его в достаточной степени управляемым, приучать детей оценивать свои мышечные ощущения при проговаривании звуков, слов, связывая эти ощущения с акустическими раздражениями. С этой целью отрабатывается артикуляция гласных первого ряда, а также тех согласных, произношение которых обычно не страдает. Упражнения в узнавании и вычленении этих звуков в словах сначала проводятся с опорой на громкое проговаривание, в дальнейшем - на обычное произнесение слов (голосом разговорной громкости), а затем - на выполнение молча.
Также раскрывается взаимосвязь между буквой и звуком. Дальнейшая логопедическая работа направляется на развитие звукобуквенного анализа и синтеза.

На этом этапе коррекционной работы большое значение отводится дифференциации букв, имеющих кинетическое сходство либо по количеству элементов (л-м, п-т, и-ш, ц-щ), либо по пространственному расположению элементов (б-д, в-д, у-ч, г-р), либо по наличию или отсутствию элементов данных букв (у-д-з, о-а, н-ю, л-я, а-д, и-у, х-ж, ш-щ). Коррекционная работа начинается с действий с картинками, геометрическими фигурами и предполагает оптико-пространственное дифференцирование; кроме того, полезны упражнения: в конструировании букв с помощью счётных палочек; отгадывание изографов и букв, кинетически смешиваемых по элементу данных букв; задание с «зашумленными» буквами. При этом главная задача логопеда - научить детей выделять «опорные» признаки, отличающие смешиваемые буквы. Эта работа проводится на каждом занятии в организационной его части (2-3 минуты), далее дети, смешивающие дети по кинетическому сходству, получают на дом индивидуальные задания на карточках.

Кроме того, ведётся работа по дифференциации фонем, имеющих акустико-артикуляционные сходства, и в первую очередь эта дифференциация гласных I и II ряда.

Опираясь на гласные II ряда, логопед подводит учеников к пониманию и практическому усвоению одного из способов слияния согласных.

Работа на первом этапе завершается дифференциацией согласных звуков. Здесь логопед даёт понятия о звонких и глухих звуках, сравнивает их попарно, объясняет сходство и различие. Дальнейшая работа по отдельным парам звуков предлагается индивидуально по карточкам тем детям, которые смешивают буквы по акустико-артикуляционным признакам.

II раздел . Коррекционная работа на лексико-грамматическом уровне. Уточнение значений имеющихся в словарном запасе детей слов; дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов,

Работа не лексическом уровне включает следующие направления:

Количественный рост словаря (за счёт усвоения новых слов, относящихся к различным частям речи, и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования). Уточнение значений имеющихся в словарном запасе детей слов;

Качественное обогащение словаря (путём усвоения смысловых и эмоциональных оттенков значений слов, переносного значения слов и словосочетаний);

Очищение словаря от искажённых, просторечных и жаргонных слов.

На лексическом уровене проводится работа по уточнению и расширению словарного запаса учащегося. Логопед знакомит детей с явлениями синонимии и антонимии слов. Проводится знакомство с понятием «родственное слово». Отрабатывается умение подбирать родственные слова. Знакомство с однокоренными словами. Дифференциация однокоренных и родственных слов. Пополнение словаря и развитие навыков словообразования.

Также на этом уровне проводится знакомство с морфемным составом слова: корень, приставка, суффикс, окончание; сложные слова. Ученики обучаются образовывать новые слова при помощи приставок, суффиксов, сложении двух корней.

Так же уточняются представления детей о том, что слово состоит из звуков, звуки сливаются в слоги. Затем ученики усваивают слоговую структуру слова сначала с опорой на ритмический рисунок слова и графическое изображение, потом на слогообразующую роль гласных. На данном этапе основное внимание логопед уделяет выделению гласных звуков из слова (ударных и безударных).

III раздел . Коррекционная работа на синтаксическом уровне.

Основные синтаксические единицы: словосочетание, предложение. Грамматическое оформление предложений. Распространение предложений. Совершенствование навыков строить и перестраивать предложения. Формирование связной речи. Развитие навыков связного высказывания. Отбор адекватных языковых средств, для построения высказывания.

При обследовании всех компонентов речевой системы детей с дисграфией (звукопроизношения, фонематических процессов, грамматического строя и связной речи), обнаруживается большое отставание в развитии словаря.

В устной и письменной речи младших школьников рассматриваемой группы встречается много ошибок связанных со словоизменением основных частей речи (аграмматизмы); обнаруживается недостаточная сформированость практических умений и навыков в области словообразования (у части детей не угасает словотворчество - неадекватное использование тех или иных морфем при образовании слов, приводящее к детским неологизмам).

Связанная речь у детей с дисграфией страдает не в меньшей степени, чем словарь и грамматический строй. Наибольшие затруднения вызывает составление самостоятельного рассказа, а также рассказа по картинке или серии картин.

Логопедическая работа на синтаксическом уровне включает в себя следующие направления:

Преодоление и предупреждение ошибочных словосочетаний в речи учащихся, усвоение ими сочетаемости слов, осознанное построение предложений.

Обогащение фразовой речи учеников путем ознакомления их с явлением многозначности, синонимии, антонимии, омонимии синтаксических конструкций.

На данном уровне проводится работа по знакомству учеников со словами-предметами, обозначение изучаемых слов при помощи схем. Проводится знакомство с понятием числа. Словоизменение существительных. Формирование навыка образования форм ед. и мн. числа имён существительных. Проводится работа по практическому употреблению существительных разного рода. Знакомство с падежными формами имён существительных.

Знакомство со словами-признаками. Обозначение изучаемых слов при помощи схем. Проводится работа по развитию навыка словоизменения и согласования имён-прилагательных с именами существительными в роде, числе и падеже.

Знакомство со словами-действиями. Обозначение изучаемых слов при помощи схем. Проводится работа по развитию навыка словоизменения и согласования глаголов с существительными в числе, роде.

Проводится коррекционная работа и на уровне предложений. Ученики учатся соотносить предложения с графической схемой. Проводится работа по построению предложений различного типа. Установление в сложных предложений причинно-следственной связи. Проводится дифференциация понятий: словосочетание-предложение-текст. Ведётся работа с деформированными предложениями, текстами.

При работе над предложением необходимо:

Учить выделять предложения из сплошного текста;

Учить умению писать предложение с заглавной буквы и ставить знаки препинания в конце, отличать главные и второстепенные члены;

Формировать умение устанавливать связь слов в предложении, разграничивать предложение, его главные члены и словосочетание.

В процессе планирования учебных занятий по программе необходимо учитывать индивидуально-личностные особенности, уровень речевого развития каждого ребенка. Время освоения содержания каждого блока программы сугубо индивидуально. Тематическое планирование и количество часов может варьироваться в зависимости от возраста детей, структуры дефекта и степени его выраженности. Для установления количества коррекционных часов на одного ребенка, из таблицы «Тематическое планирование логопедических занятий» выбираются темы занятий, необходимых для коррекции тех или иных нарушений в каждом конкретном случае.

Структура программы

Программа по коррекции письменной речи в начальной школе включает в себя:

1. Пояснительная записка.

2. Тематическое планирование индивидуальных и групповых коррекционных занятий по коррекции нарушений письменной и устной речи:

1 класс «Предупреждение нарушений чтения и письма»;

2 класс «Коррекция нарушений чтения и письма»;

3-4 классы «Коррекция смешанной дисграфии»

Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания-дифференциации фонем, с элементами дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и оптической дисграфии.

3. Оценка результатов по окончании коррекционного курса.

Предполагаемый результат

К концу коррекционного обучения дети должны знать :

Термины, используемые для обозначения основных понятий - речь, звук, слог, слово, буква, предложение и т.д.;

Все буквы и звуки родного языка;

Отличительные признаки гласных и согласных звуков;

Гласные и согласные звуки;

Твердые и мягкие согласные, а также буквы для обозначения мягкости согласных на письме;

Пары гласных звуков; пары согласных звуков по твердости-мягкости, по звонкости- глухости;

К концу обучения дети должны уметь :

Узнавать и различать гласные и согласные звуки;

Обозначать гласные; твердые, мягкие, глухие и звонкие согласные на письме;

Использовать гласные буквы И, Я, Ё, Ю, Е или Ь для обозначения мягкости согласных на письме;

Различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;

Производить фонетический разбор слова; производить звукобуквенный разбор слогов и слов;

Записывать слова с гласными буквами И, Я, Ё, Ю, Е, а также буквами Ь и Ъ;

Подбирать слова на заданный звук;

Сравнивать слова со сходными звуками;

Строить звуковые схемы слогов и слов;

Составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками;

Восстанавливать предложения и текст с заданными звуками;

Самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты, изложения и сочинения с использованием оппозиционных звуков.

Результативность работы определяется по итогам сравнительного анализа данных первичного логопедического обследования и состояния навыка письма на заключительном тестировании. Для этого при первичном и заключительном обследовании детям предлагается написать под диктовку незнакомые аналогичные по сложности тексты. Состояние навыка письма осуществляется по критериям: количество и качество ошибок, осознанность письма.

Всякое положительное изменение в состоянии сформированности навыка письма учащегося, замеченное учителем-логопедом, фиксируется как успешность в обучении. Успешностью в обучении также можно считать совершенствование эмоционально-волевой сферы в процессе письма и улучшение таких свойств личности, как: способности к самостоятельной организации своей деятельности; способности осуществлять контроль за собственным письмом; умения использовать полученные навыки в новых условиях.

Условия использования программы, оснащение

Программа может быть успешно реализована при наличии следующих материалов и оборудования:

Кабинет, оборудованный детскими столами, стульями.

Логопедическое зеркало.

Методические пособия (муляжи, игровые пособия, пр.)

Демонстрационный наглядный материал (фото, видео, наглядные пособия, реальные образцы) в соответствии с изучаемой темой.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

К ПРОГ РАММЕ

по коррекции письменной и устной речи

у детей начального школьного возраста (1-4 классы)

на 2017-2018 учебный год

1 классов «Предупреждение нарушений чтения и письма»

(с учетом программы « ПНШ»)

Темы

Кол-во занятий

Дата

Диагностический блок

Первичная диагностика

Промежуточная диагностика**

Итоговая диагностика

Подготовительный блок

Речевые и неречевые звуки.

Развитие слухового внимания. Звуки речи. Строение и функции речевого аппарата. Звукообразование.

Коррекционный блок

От звука к слову. Понятие «слово».

Слово-предмет. Живые-неживые предметы. Постановка вопроса «Кто? Что?»

Слово-действие. Звукоподражательные глаголы. Глаголы - антонимы.

Понятие «предложение». Двусоставное предложение (предмет-действие). Границы предложения.

Дифференциация понятий «слово-предложение». Предложение из трех слов (предмет-действие-предмет). Схема предложения.

Слово-признак. Описание предмета по плану. Образование относительных прилагательных. Антонимы.

Распространение предложения с помощью прилагательных.

Предлоги В, НА. Символы предлогов. Составление предложения с предлогом по схеме.

Звук [а]. Буквы А, а. Заглавная буква в именах собственных.

Звук [о]. Предложение с предлогом О.

Дифференциация звуков [о]- [а]. Буквы Оо, Аа.

Звук [у]. Понятие «гласный звук». Позиция звука в слове. Буквы У, у. . Предложение с предлогом У. Словообразование: детеныши животных.

Звуки [у], [а]. Буквы Уу, Аа. Сложное предложение с союзом А. Прилагательные-антонимы.

Звук [ы]. Буква ы. Чтение слоговых таблиц.

Звук [и]. Буквы И, и. Союз И в простом и сложном предложении. Схемы предложений Дифференциация звуков [и-ы]. Ед.ч. - мн.ч. Чтение слоговых таблиц.

Слог. Деление слов на слоги. Звукослоговой анализ и синтез слов. Ударение.

Дифференциация звуков [л-л"] в словах и предложениях. Буквы Лл.

Дифференциация звуков [р-р"] в словах и предложениях. Буквы Рр.

Диктант.

Звук [й]. Йотированные гласные. Буква й.

Дифференциация звуков [л"-й] в словах и предложениях. Буквы Лл,Йй. Диктант.

Твердые-мягкие согласные. Гласные I и II ряда. Мягкость согласных звуков на письме. Буквы а-я, о-ё, у-ю, э-е. Работа с деформированным словом. Чтение.

Мягкий знак в конце слова. Мн.ч. - ед.ч. сущ.

Мягкий знак в середине слова. Работа с деформированными предложениями. Чтение.

Дифференциация ъ и ь словах и предложениях.

Понятие «согласный звук».

Звуки [з-з"]. Буквы З,з. Предлог ЗА.

Звук [с]. Понятие «согласный звук».

Буква С, с. Предлог С (СО) в предложении.

Дифференциация звуков [с-с"]. Понятие «твердый-мягкий согласный». Предлог движения с,со.

Дифференциация звуков [с-з] в словах. Понятие «звонкий-глухой согласный».

Звуки [с, з] в предложении. Предлоги ЗА, ИЗ-ЗА.

Чтение

Чтение.

Чтение

Звук [ж]. Буквы Жж. Чтение.

Звук [ш] в словах и предложениях. Буквы Ш ш.

Звуки [ш-ж] в словах и предложениях. Правописание ШИ, ЖИ.

Буквы Сс, Ша. Чтение.

Дифференциация букв, схожих при написании а-о, у-и, б-д, н-п, п-т, и-ш, к-н, л-м, х-ж, ш-щ.

Звук [ч]. Буквы Чч

Дифференциация звуков [ч-щ] в словах и предложениях

Звук [ц]. Буквы Цц.

Диктант.

Ударение. Чтение.

Перенос слова.

Слова-родственники. Однокоренные родственные слова.

Предложение. Знаки препинания.

Предлоги в предложениях.

Работа с деформированным текстом.

Развитие связной речи

Работа над рассказом по трём сюжетным картинкам.

Работа над рассказом по сюжетной картинке.

Тематическое планирование групповых логопедических занятий для учащихся

2 классов «Коррекция нарушений чтения и письма»

(с учетом программы «ПНШ»)

Темы

Кол-во занятий

Диагностический блок

Первичная диагностика

Промежуточная диагностика**

Итоговая диагностика

Коррекционный блок

Уточнение понятий «звук-буква», «гласный-согласный». Звуки речи. Органы артикуляции. Гласные звуки.

Уточнение понятий «звук», «слог», «слово». Деление слов на слоги.

Выделение гласных I ряда из слогов и слов. (А, У, О, Э, И, Ы)

Согласные звуки и буквы. Дифференциация твердых и мягких, звонких и глухих согласных.

Звукобуквенный анализ и синтез слов с йотированными гласными: я, ю, е, ё

Буквы «а-я» после твёрдых и мягких согласных.

Буквы «у-ю» после твёрдых и мягких согласных.

Буквы «о-ё» после твёрдых и мягких согласных.

Буквы «и-ы» после твёрдых и мягких согласных.

Буква «ь» в конце слога или слова как показатель мягкости в конце и середине слова.

Разделительный мягкий знак. Образование притяжательных прилагательных.

Звонкие и глухие парные согласные.

Непарные звонкие и глухие согласные.

Парные звонкие-глухие согласные. Дифференциация звуков [б-п] в словах и предложениях.

Дифференциация звуков [в-ф] в словах и предложениях.

Дифференциация звуков [г-к] в словах и предложениях.

Дифференциация звуков [д-т] в словах и предложениях.

Дифференциация звуков [с-ш] в словах и предложениях.

Дифференциация звуков [з-ж] в словах и предложениях.

Дифференциация звуков [с-ц] в словах и предложениях.

Дифференциация звуков [л-р] в словах и предложениях.

Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство

Дифференциация букв, сходных при написании а-о, у-и, б-д, н-п, п-т, и-ш, к-н, л-м, х-ж, ш-щ.

Слоговой анализ и синтез.Слогообразующая роль гласных. Понятие слога. Правила переноса. Ударение.

Слова- названия предметов. Одушевленные-неодушевленные предметы. Имя собственное. Антонимы. Синонимы. Многозначные слова.

Слова- названия действий. Антонимы. Словообразование

Различение слов предметов и слов действий. Синонимы.

Предложение (предмет-действие, предмет-действие-предмет). Грамматическая основа предложения.

Предложение. Интонация. Знаки препинания в конце предложения. Границы предложения. Основа предложения.

Слова - названия признаков. Постановка вопросов. Распространение предложения с помощью слов - названия признаков. Основа предложения..

Парные звонкие и глухие согласные на конце слов.

Формы слова.

Ударные и безударные гласные (в т.ч. в корне слова)

Безударные гласные А-О в корне

Безударные гласные И-Е-Я в корне

Окончание слов-названий предметов.

Основа слова и его окончание. Нулевое окончание.

(слова -названия предметов, у которых нет окончания)

Слова - названия предметов. Определение рода слов-названий предметов.

Окончание слов -названий предметов (мужского, женского, среднего рода)

Слова-названия предметов. Число и род.

Слова - названия признаков. Число и род.

Слова- названия действий. Число и род.

Дифференциация изученных частей речи. Основа слова.

Родственные однокоренные слова. Выделение корня слова.

Чередование согласных звуков в корнях слов.

Слова - предметы мужского и женского рода с основой на шипящий звук.

Предлоги.

Развитие связной речи

Работа над рассказом-описанием.

Работа над рассказом цепной структуры.

Работа над рассказом по двум сюжетным картинкам. Изложение.

Работа над рассказом по трём сюжетным картинкам. Изложение.

Повторение и закрепление пройденного материала.

Тематическое планирование групповых логопедических занятий для учащихся

3 классов , имеющих диагноз «смешанная дисграфия»

(дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания-дифференциации фонем, с элементами дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и оптической дисграфии)

(с учетом программы «ПНШ»)

Темы

Кол-во занятий

Диагностический блок

Первичная диагностика

Промежуточная диагностика**

Итоговая диагностика

Уточнение диагноза. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Состояние дыхательной и голосовой функции. Воспроизведение звуко-слоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза. Исследование лексики и грамматического строя. Исследование процесса письма и процесса чтения. Логопедическое заключение.

Коррекционный блок

Коррекционная работа на фонетическом уровне

Дифференциация гласных а-о, и-у, о-у

Обозначение мягкости согласных на письме

Твёрдые и мягкие согласные звуки

Обозначение мягкости согласных посредством гласных II ряда. Образование гласных II ряда. Звуковой анализ и синтез слов.

Дифференциация согласных, имеющих акустико-артикуляционное сходство

Парные звонкие-глухие согласные. Дифференциация звуков [б-п] в словах и предложениях.

Дифференциация звуков [в-ф] в словах и предложениях.

Дифференциация звуков [г-к] в словах и предложениях.

Дифференциация звуков [д-т] в словах и предложениях.

Дифференциация звуков [з-с] в словах и предложениях.

Дифференциация звуков [ж-ш] в словах и предложениях. Правописание ШИ, ЖИ.

Дифференциация звуков [с-ш] в словах и предложениях.

Дифференциация звуков [з-ж] в словах и предложениях.

Дифференциация звуков [с-ц] в словах и предложениях.

Дифференциация звуков [л-р] в словах и предложениях.

Дифференциация звуков [ш-щ] в словах и предложениях.

Дифференциация звуков [с"-щ] в словах и предложениях.

Дифференциация звуков [ч-щ] в словах и предложениях. Правописание ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ.

Дифференциация звуков [ч-т"] в словах и предложениях.

Дифференциация звуков [ц-т"] в словах и предложениях.

Коррекционная работа на лексическом уровне

Однокоренные слова. Понятие «однокоренные» слова. Выделение корня слова

Однокоренные слова и слова с омонимичными корнями

Однокоренные слова и слова-омонимы, слова-паронимы

Безударные гласные в корне слова

Сложные слова. Буквы о, е в сложных словах

Приставочное словообразование.

Приставки пространственного значения. Приставки временного значения.

Дифференциация приставок, сходных по буквенному составу.

Безударные гласные в приставках.

Удвоенный согласный на стыке приставки.

Разделительный Ъ и Ь знаки

Предлоги

Различение приставок и предлогов

Части слова.Окончание и основа

Коррекционная работа на синтаксическом уровне

Словоизменение имен существительных (Число, род, падеж)

Суффиксальное словообразование.

Уменьшительно-ласкательные суффиксы. Суффиксы профессий.Разбор имени существительного.

Склонение существительных.

Местоимение. Изменение по числам, лицам, родам (местоимения 3-го лица, ед.ч.).Правописание местоимений с предлогами.

Словоизменение прилагательных.

Согласование имен прилагательных с именами существительными в числе, роде.

Согласование имен прилагательных с именами существительными по падежам (без введения понятий)

Правописание окончаний прилагательный. Постановка вопросов. Разбор по составу.

Правописание не с глаголами.

Связь глагола с наречием, Постановка вопросов.

Работа с деформированными предложениями. Предложения по цели высказывания. Грамматическая основа предложения.

Предложения с однородными членами. Схемы предложений.

Текст. Работа с деформированным текстом.

Развитие связной речи

Повторение и закрепление пройденного материала.

ПОУРОЧНЫЙ ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ
С ГРУППОЙ УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА,
ИМЕЮЩИХ ДИАГНОЗ «СМЕШАННАЯ ДИСГРАФИЯ»

(Аграмматическая дисграфия, с элементами дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза ).

(с учетом программы «ПНШ»)

Темы

Кол-во занятий

Диагностический блок

Первичная диагностика

Промежуточная диагностика**

Итоговая диагностика

Уточнение диагноза. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Состояние дыхательной и голосовой функции. Воспроизведение звуко-слоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза. Исследование лексики и грамматического строя. Исследование процесса письма и процесса чтения. Логопедическое заключение.

Коррекционный блок

Коррекционная работа на фонетическом уровне

Выделение гласных звуков на фоне слова. Фонетическая, смыслоразличительная роль ударения. Фонетический разбор.

Дифференциация гласных

Обозначение мягкости согласных на письме

Твёрдые и мягкие согласные звуки

Обозначение мягкости согласных посредством гласных II ряда. Образование гласных II ряда. Звуковой анализ и синтез слов.

Буквы «а-я», «у-ю», «о-ё», «э-е» после твёрдых и мягких согласных

Буква «ь» как показатель мягкости в конце и середине слова.Разделительный мягкий знак. Образование притяжательных прилагательных.

Дифференциация согласных, имеющих акустико-артикуляционное сходство

Звонкие и глухие согласные. Дифференциация звонких и глухих согласных звуков в словах и предложениях

Парные звонкие-глухие согласные. Дифференциация звуков [б-п] в словах и предложениях.

Дифференциация звуков [в-ф] в словах и предложениях.

Дифференциация звуков [г-к] в словах и предложениях.

Дифференциация звуков [д-т] в словах и предложениях.

Дифференциация звуков [з-с] в словах и предложениях.

Дифференциация звуков [ж-ш] в словах и предложениях. Правописание ШИ, ЖИ.

Дифференциация звуков [с-ш] в словах и предложениях.

Дифференциация звуков [з-ж] в словах и предложениях.

Дифференциация звуков [с-ц] в словах и предложениях.

Дифференциация звуков [л-р] в словах и предложениях.

Дифференциация звуков [ш-щ] в словах и предложениях.

Дифференциация звуков [с"-щ] в словах и предложениях.

Дифференциация звуков [ч-щ] в словах и предложениях. Правописание ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ.

Дифференциация звуков [ч-т"] в словах и предложениях.

Дифференциация звуков [ц-т"] в словах и предложениях.

Чередование согласных звуков в корне слова.

Парные звонкие и глухие согласные звуки в конце и в середине корня слова. Орфограммы: чк, чк, щн, жи, ши, ча, ща, чу, щу

Предлоги

Звуко-буквенный анализ слов

Состав слова. Разбор слова по составу.

Морфологический разбор частей речи

Непроизносимые согласные в корне слова.

Суффиксальное словообразование. Различение суффиксов.

Удвоенные буквы согласных в корне слова. Перенос слов с удвоенными согласными.

Удвоенный согласный на стыке приставки

Предложения с однородными членами. Схемы предложений

Простые и сложные предложения. Предложения с союзом И. Знаки препинания в сложном предложении. Разбор предложения.

Глагол. Спряжение. Ударные и безударные личные окончания.

Согласование глаголов с именем существительным в числе, роде. Время глагола.

Правописание не с глаголами.

Безударные суффиксы глагола в форме прошедшего времени

Суффиксы повелительной формы глагола

Неопределенная форма глагола,. Постановка вопросов.

Правописание ь после ч. Разбор глагола как части речи.

Написание о и ё после шипящих в корнях существительных

Написание о и ё после шипящих в окончаниях и суффиксах существительных, прилагательных

Орфограммы в корнях и суффиксах слов

Буквы о и е после шипящих и ц

Безударные гласные в суффиксе, проверяемые и непроверяемые ударением

Орфограммы в окончаниях слов

Орфограммы в приставках

Разделительный Ъ и Ь знаки, притяжательные прилагательные

Мягкий знак после шипящих

Написание ться,тся в глаголах

Распространенные и нераспространенные предложения

Работа с деформированными предложениями. Предложения по цели высказывания. Грамматическая основа предложения.

Текст. Работа с деформированным текстом.

Развитие связной речи

Составление плана рассказа. Пересказ текста

Написание изложения (сочинения)

Повторение и закрепление пройденного материала.

итого

Примечание:

* отмечены темы, прорабатываемые на занятия по необходимости (в течение всего курса коррекции).

** Промежуточная диагностика проводится по окончании первой половины курса коррекции (по необходимости).

Тематика занятий может быть изменена, в зависимости от возникающих трудностей у учащихся.

Список используемой литературы

Елецкая О.Е., Горбачевская Н.Ю. «Организация логопедической работы в школе». - М., 2005.

Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. - М., 1991.

Коррекция нарушений письменной речи / Под ред. Н.Н.Яковлевой. - СПб, 2009.

Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. - СПб., 2001.

Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. - М., 2008.

Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. - М., 2008.

Мазанова Е.В. - Коррекция аграмматической дисграфии. - М., 2008.

Мазанова Е.В. - Коррекция оптической дисграфии. - М., 2008.

Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоления у младших школьников. - М., 1997

Тема: Коррекция нарушений письма и чтения у младших школьников путем развития зрительного восприятия

Проблема воспитания и обучения учащихся с нарушениями в развитии устной и письменной речи, трудности в усвоении ими программного материала из-за нарушений зрительно-пространственного восприятия.

Цель: коррекция нарушений устной и письменной речи обучающихся, их оптимальная социальная интеграция.

Исследование теоретических вопросов, касающихся коррекции и развития зрительного восприятия;

Своевременное выявление обучающихся с проблемами формирования зрительного восприятия;

Отбор и систематизация специальных коррекционных приемов, направленных на предупреждение и коррекцию нарушений письма и чтения путем развития зрительного восприятия;

Оказание методической помощи педагогам и родителям.

Взаимосвязь зрительного восприятия с процессом формирования устной и письменной речи

Устная речь осуществляется деятельностью речедвигательного и речеслухового анализаторов. Письменная речь является зрительно-слухомоторным образованием.

В письменной речи моделируется звуковая структура слов устной речи, временная последовательность звуков переводится (через зрительное восприятие) в пространственную последовательность графических изображений.

Обучающиеся начальной школы очень часто смешивают Е — З, б-д, ш-т, и-п. Нередко обучающиеся не могут выделить ту сторону, с которой нужно начинать писать. На основе зрительного восприятия и в тесном взаимодействии с ним происходит не только дифференцирование зрительных образов букв, сходных по начертанию, но и формирование зрительно-двигательных координаций и пространственных представлений, лежащих в основе отработки стабильных графических буквенных форм(соблюдение высоты, ширины, наклона букв).

Чтение тоже начинается со зрительного восприятия, различения и узнавания букв. Выработка навыка правильного чтения во многом зависит от точности зрительного восприятия длины, графического начертания букв, характера элементов, составляющих букву.

Вывод: коррекция дисграфии и дислексии не достигнет максимального эффекта, если у обучающихся отмечается недоразвитие основы процессов письма и чтения – зрительного восприятия.

Трудности в обучении проявляются с началом освоения чтения, счета и особенно письма.

Типичные ошибки:

  • Явление зеркальности;
  • Замены букв по количеству элементов, по пространственному расположению;
  • Длительное неусвоение некоторых из букв.

Сложной задачей является правильное расположение букв в строке, определение границ слова.

Группы недостатков в развитии зрительного восприятия

Недостатки зрительно-пространственного восприятия:

  • Трудности формирование зрительного образа буквы: обучающийся нарушает соотношение элементов, путает сходные по конфигурации буквы, пишет лишние или не дописывает элементы.
  • Трудное запоминание конфигурации букв при чтении и, соответственно, медленный темп, угадывание, возвратные движения глаз.
  • Обучающийся не видит строку, не может правильно расположить буквы в строке или переходит с одной строки на другую.
  • Обучающийся не может правильно скопировать букву, цифру, геометрическую фигуру.

Недостатки зрительно-моторной координации:

  • Неспособность провести прямую линию без отрыва карандаша.
  • Трудности формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента.
  • Неустойчивый почерк (неровные штрихи, различная высота и протяженность графических элементов, большие растянутые, разнонаклонные буквы).
  • Тремор.
  • Очень медленный темп письма.

В связи с перечисленными нарушениями зрительного восприятия, которые в целом влияют на формирование процессов письма и чтения, возникает противоречие между требованиями программы общеобразовательной школы и возможностями обучающихся с речевыми нарушениями. Способ преодоления – коррекция нарушений письма и чтения через развитие зрительного восприятия.


Коррекция аккустической дисграфии Записать только гласные из слова, предложения. Записать только гласные из слова, предложения. Записать только те буквы, звуки которых граничат с заданным звуком (слон: л-н; дубок: б-к; гнездо: д-). Записать только те буквы, звуки которых граничат с заданным звуком (слон: л-н; дубок: б-к; гнездо: д-). Повторение звукового ряда с оппозиционными звуками. Повторение звукового ряда с оппозиционными звуками. Повторение слогового ряда с оппозиционными звуками: са-ша-са, ла-ля-ла, ба-ба-па-па. Повторение слогового ряда с оппозиционными звуками: са-ша-са, ла-ля-ла, ба-ба-па-па. Замена одного звука в слове(цепочка слов: сын- сыр-сор-сок). Замена одного звука в слове(цепочка слов: сын- сыр-сор-сок). Нахождение общих и различающих звуков в словах (дом-мак; почка-бочка). Нахождение общих и различающих звуков в словах (дом-мак; почка-бочка).


Коррекция нарушений анализа и синтеза Последовательная запись букв из слова по цепочке. Последовательная запись букв из слова по цепочке. Запись буквы с заданным номером звука в слове. Запись буквы с заданным номером звука в слове. Запись номера заданного звука в слове. Запись номера заданного звука в слове. Запись слога с заданным номером. Запись слога с заданным номером. Последовательная запись слогов. Последовательная запись слогов. Определение пропущенного слога (--буз, лод--, ка--- даш). Определение пропущенного слога (--буз, лод--, ка--- даш). Составление слова из слогов, данных в беспорядке (па, кру). Составление слова из слогов, данных в беспорядке (па, кру). Нахождение лишнего слога в слове (ли-гав-са). Нахождение лишнего слога в слове (ли-гав-са). Работа со слоговой таблицей. Работа со слоговой таблицей.




Коррекция аграмматической дисграфии Запись предложения (текста) по цепочке с проговариванием вслух. Запись предложения (текста) по цепочке с проговариванием вслух. Выделение слов из сплошного текста (слонжирафкабанзаяц). Выделение слов из сплошного текста (слонжирафкабанзаяц). «Устные диктанты», в которых количество слов соразмерно числу учеников. Каждому – по слову. С установкой: «Думай и произноси». «Устные диктанты», в которых количество слов соразмерно числу учеников. Каждому – по слову. С установкой: «Думай и произноси».


Коррекция оптической дисграфии Дополнение недостающего элемента в букве (по образцу и без). Дополнение недостающего элемента в букве (по образцу и без). Нахождение правильно изображённой буквы среди других. Нахождение правильно изображённой буквы среди других. Определение количества указанной буквы в различных пространственных положениях. Определение количества указанной буквы в различных пространственных положениях. Нахождение букв, перечёркнутых дополнительными линиями. Нахождение букв, перечёркнутых дополнительными линиями. Выделить буквы, наложенные друг на друга: Выделить буквы, наложенные друг на друга: Выбрать и подчеркнуть слоги, слова, написанные до черты (слон[ носа лосн слон слол сона слон; Выбрать и подчеркнуть слоги, слова, написанные до черты (слон[ носа лосн слон слол сона слон; зу[ зи ди да зу зу зу зо уз уд зу). зу[ зи ди да зу зу зу зо уз уд зу).


Коррекционные упражнения для детей с ЗПР Буквенные примеры: Буквенные примеры: до + му - у = до + му - у = кар - ар + у + бик = го + рам – ам + ох = Это упражнение направлено на усиление концентрации и устойчивости внимания. Время выполнения 2-3 минуты. Это упражнение направлено на усиление концентрации и устойчивости внимания. Время выполнения 2-3 минуты. *«Самый зоркий» – посмотреть на карточку, прочитать, запомнить, записать (показ карточки – не более 2 секунд). *«Самый зоркий» – посмотреть на карточку, прочитать, запомнить, записать (показ карточки – не более 2 секунд). п т ф у ляблокоПтица летит.


Литература Агранович З.Е.»Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей» Агранович З.Е.»Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей» Городилова В.И. Кудрявцева М. З. «Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения» Городилова В.И. Кудрявцева М. З. «Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения» Садовникова И.Н.»Нарушение письменной речи у младших школьников» Садовникова И.Н.»Нарушение письменной речи у младших школьников» Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы» Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы» Юрова Е.В. «200 упражнений для развития письменной речи» Юрова Е.В. «200 упражнений для развития письменной речи»