Каких случаях нужно обособленное подразделение. Обособленное подразделение. Открываем, отчитываемся, закрываем. Оборудованные стационарные рабочие места

" № 7/2018

Организации, имеющие обособленные подразделения, осуществляют уплату в бюджет налога на прибыль с учетом особенностей, изложенных в ст. 288 НК РФ. Так, в силу п. 1 указанной нормы налог, зачисляемый в федеральный бюджет, подлежит уплате по месту нахождения организации (без распределения по обособленным подразделениям). А вот налог, подлежащий уплате в доходную часть бюджетов субъектов РФ, уплачивается по месту нахождения организации, а также каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти подразделения (п. 2).

О порядке применения положений ст. 288 НК РФ мы неоднократно писали на страницах нашего журнала. В данной статье речь пойдет о том, в каких ситуациях можно говорить о наличии у организаций обособленных подразделений (ОП).

Понятие обособленного подразделения.

В Гражданском кодексе упоминание обособленного подразделения содержится в ст. 55, где даны определения филиалов и представительств:

    представительство – ОП юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту (п. 1);

    филиал – ОП юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства (п. 2).

Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений. Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности (п. 3 ст. 55 ГК РФ).

Представительства и филиалы должны быть указаны в ЕГРЮЛ (абз. 3 п. 3 ст. 55 ГК РФ).

Отметим, что в НК РФ представлено более широкое понятие обособленного подразделения, чем в ГК РФ. Судите сами.

Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ под ОП понимается любое территориально обособленное от организации подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если создается на срок более одного месяца.

В силу п. 1 ст. 83 НК РФ организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории РФ, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего ОП. При этом в силу п. 4 указанной статьи в случае, если несколько ОП организации находятся в одном муниципальном образовании, городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее ОП, определяемого этой организацией самостоятельно. Сведения о выборе налогового органа организация указывает в уведомлении, представляемом (направляемом) российской организацией в налоговый орган по месту ее нахождения.

Налоговый кодекс предусматривает отдельный порядок постановки организации на учет по месту нахождения филиалов и представительств и «простых» ОП, не являющихся таковыми. Именно последние, не указанные в ЕГРЮЛ, вызывают на практике массу вопросов. Ведь не всегда в той или иной конкретной ситуации с уверенностью можно сказать, что у организации возникло (например, при строительстве объектов в другой местности, при заключении договоров с дистанционными работниками и т. д.).

Признаки обособленного подразделения.

Для целей применения НК РФ и иных актов законодательства о налогах и сборах признание обособленного подразделения организации таковым осуществляется при наличии следующих признаков, предусмотренных п. 2 ст. 11 НК РФ:

1) осуществление организацией деятельности через свое подразделение, территориально обособленное от места нахождения организации;

2) создание по месту осуществления этой деятельности оборудованных рабочих мест на срок более одного месяца.

Подразделение организации, не являющееся филиалом или представительством и не обладающее признаками, указанными в п. 2 ст. 11 НК РФ, не признается для целей Налогового кодекса обособленным подразделением организации (Письмо Минфина России от 18.08.2015 № 03-02-07/1/47702).

Далее приведем ряд примеров на основе писем контролирующих органов, где они говорят о наличии или отсутствии вышеназванных признаков. При этом отметим, что, как правило, письма заканчиваются ссылкой на п. 9 ст. 83 НК РФ: в случае возникновения у налогоплательщиков затруднений с определением места постановки на учет решение на основе представленных ими данных принимается налоговым органом.

Оборудование рабочих мест.

В правоприменительной практике создание хотя бы одного оборудованного стационарного рабочего места организации вне места ее нахождения признается создание обособленного подразделения организации независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации.

Под рабочим понимается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ст. 209 ТК РФ).

Под оборудованием стационарного рабочего места подразумевается создание всех необходимых для исполнения трудовых обязанностей условий, а также само исполнение таких обязанностей. При этом, как следует из арбитражной практики, ни форма организации работ (вахтовый метод или командировка), ни срок нахождения конкретного работника на созданном организацией стационарном рабочем месте не имеют правового значения для постановки на учет юридического лица по месту нахождения его ОП (см., например, постановления ФАС СЗО от 02.11.2007 по делу № А26-11293/2005, ФАС СЗО от 21.09.2006 № Ф08-4234/2006-1814А).

Признаки обособленного подразделения, определенного п. 2 ст. 11 НК РФ, имеются, например, в случае аренды офисного помещения, территориально обособленного от места нахождения организации, которое оборудовано для ведения переговоров и по месту нахождения которого постоянно совершаются деловые поездки руководителей или иных представителей организации (Письмо Минфина России от 10.04.2018 № 03-02-07/1/23401).

А вот в ситуации с дистанционными работниками финансисты считают, что признаков создания ОП нет (см. письма от 19.01.2018 № 03-02-07/1/3617, от 26.03.2014 № 03-02-07/1/13157, от 17.07.2013 № 03-02-07/1/27861).

Согласно ст. 312.1 ТК РФ дистанционной работой является выполнение определенной трудовым договором трудовой функции вне места нахождения работодателя, его филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения (включая расположенные в другой местности), вне стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или косвенно находящихся под контролем работодателя, при условии использования для выполнения данной трудовой функции и для осуществления взаимодействия между работодателем и работником по вопросам, связанным с ее выполнением, информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе Интернета.

В указанных письмах Минфин, со ссылкой на п. 9 ст. 83 НК РФ, резюмирует: вправе обратиться в налоговый орган по месту нахождения организации, который принимает решение исходя из представленных организацией документов, о выполнении ее работниками дистанционной работы.

Территориальная обособленность.

Налоговым кодексом не определено, что понимается для целей применения законодательства о налогах и сборах под территориальной обособленностью подразделения организации. Вместе с тем арбитражная практика по рассматриваемому вопросу не однозначна. Так, в постановлениях ФАС СКО от 29.11.2006 по делу № Ф08-6161/2006-2552А, ФАС СЗО от 02.11.2007 по делу № А26-11293/2005 отмечено, что исходя из положений ст. 11 НК РФ был сделан вывод о том, что под территориальной обособленностью подразумевается расположение структурного подразделения организации географически отдельно от головной организации и за пределами административно-территориальной единицы ее регистрации, подконтрольной тому или иному налоговому органу. То есть подразделение является территориально обособленным от головной организации в том случае, если оно находится на территории, где налоговый учет и осуществляет иной налоговый орган, нежели тот, в котором организация состоит на учете в качестве налогоплательщика (см. Письмо Минфина России от 21.04.2008 № 03-02-07/2-73).

Одним из идентифицирующих признаков обособленного подразделения организации, не являющегося филиалом или представительством, в правоприменительной практике также признается адрес, по которому это подразделение осуществляет деятельность, отличающийся от адреса (места нахождения) самой организации.

Такого же мнения придерживается и Минфин (см., например, письма от 05.05.2017 № 03-02-07/1/27605, от 25.04.2017 № 03-02-07/1/24969, от 25.10.2016 № 03-02-07/1/61934, от 17.06.2016 № 03-02-07/1/35414), из которых следует, что территориальная обособленность подразделений определяется самостоятельными адресами.

Учитывая изложенное, финансовое ведомство считает, что, например, по месту выполнения организацией дорожных работ, не являющемуся объектом адресации, при отсутствии признаков ОП, определенных п. 2 ст. 11 НК РФ, нет оснований для постановки этого общества на учет в налоговых органах (Письмо от 04.09.2015 № 03-02-07/1/51191).

К сведению:

Адрес представляет собой описание места нахождения объекта адресации, структурированное в соответствии с принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации и включающее в себя в том числе наименование элемента планировочной структуры (при необходимости), элемента улично-дорожной сети, а также цифровое и (или) буквенно-цифровое обозначение объекта адресации, позволяющее его идентифицировать (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 443-ФЗ). Сведения об адресах вносятся в государственный адресный реестр, формируемый в соответствии с указанным законом.

Итак, согласно разъяснениям Минфина одним из идентифицирующих признаков ОП, не являющегося филиалом или представительством, признается адрес, по которому это ОП осуществляет деятельность, отличающийся от адреса (места нахождения) самой организации.

Вместе с тем, по мнению ФНС, осуществление деятельности организацией путем ведения единого технологического процесса с использованием комплекса зданий и сооружений, расположенного на земельном участке на территории, подведомственной налоговому органу, в котором указанная организация состоит на учете по месту нахождения, не приводит к созданию обособленных подразделений (Письмо от 07.03.2018 № ГД-4-14/4534).

На практике возможна следующая ситуация. Склад организации был поставлен на учет в налоговом органе в качестве обособленного подразделения, так как местонахождение склада и организации не совпадало. Организация сменила юридический адрес, в результате чего местонахождение обособленного подразделения (склада) и головной организации совпало. В связи с этим место нахождения склада организации стало территориально не обособленным от места нахождения организации, следовательно, в отношении этого склада отсутствуют признаки обособленного подразделения и его следует снять с налогового учета (Письмо Минфина России от 08.07.2013 № 03-02-07/1/26374).

Итак, обособленное подразделение может иметь статус филиала или представительства, а может и не являться таковым. Для целей налогового учета главное, чтобы имелись два признака – территориальная обособленность от головного предприятия и наличие оборудованных стационарных рабочих мест.

В случае возникновения у налогоплательщика затруднений с определением места постановки на учет он, в силу п. 9 ст. 83 НК РФ, вправе обратиться в налоговый орган. Решение будет принято на основе данных, представленных налогоплательщиком.

Осваивая новые рыночные ниши, компаниям, зачастую, приходится обеспечивать свое присутствие на «чужих» территориях. Поскольку обособленные подразделения во многих случаях влияют на исчисление и уплату налогов, у бухгалтеров нередко возникает вопрос: а что, собственно, считать обособленным подразделением? О признаках обособленных подразделений, а также о том, кого, когда и как нужно уведомить об их создании, мы сегодня и поговорим.

Кодекс кодексу рознь

К сожалению, организацией новых подразделений компании далеко не всегда занимаются юристы. Нередко эту работу поручают отделу продаж, для которого самая главная задача — быстро нарастить присутствие в регионе. А уж как это будет оформлено документально, для «продажников» дело десятое. Соответственно, если в компании нет юристов, изучать порядок оформления и следить за его соблюдением приходится бухгалтеру.

Гражданский кодекс, когда говорит об обособленных подразделениях, имеет в виду филиалы и представительства (ст. 5 ГК РФ). Их открытие влечет значимые последствия для участников гражданского оборота и потому сопряжено с совершением ряда юридически значимых действий, а именно: принятием решения об открытии, внесением изменений в устав, изготовлением печати филиала, регистрацией и т д.

Налоговый же кодекс исходит из потребностей бюджетов, поэтому для него критерии обособленного подразделения совершенно иные: создание стационарного рабочего места вне места нахождения организации (п. 2 ст. 11 НК РФ). И для налоговых целей совершенно неважно, провела ли компания в связи с этим юридические процедуры. Казалось бы, все просто: есть рабочее место в другом городе — подавай уведомление. Нет — не подавай. Но такая простота таит в себе множество проблем.

Признаки рабочего места

Первый вопрос, который возникает сразу же после прочтения приведенного выше определения из НК РФ, звучит так: что же такое рабочее место вне места нахождения организации? Налоговый кодекс соответствующего пояснения не дает. Поэтому в силу положений п. 1 ст. 11 НК РФ применяется терминология трудового права. Согласно ст. 209 Трудового кодекса, рабочее место — это место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

С учетом сказанного, можно выделить три главных признака рабочего места вне места нахождения организации:

  1. Наличие трудовых отношений между организацией и сотрудником.
  2. Наличие самого работника вне места нахождения организации.
  3. Наличие контроля организации за рабочим местом.

Из этого можно сделать первые выводы по ситуациям, когда обособленного подразделения в смысле, придаваемом этому термину НК РФ, не появляется.

Ситуация первая

Физлица, с которыми у организации заключен гражданско-правовой договор (подряда, оказания услуг), не образуют обособленного подразделения, даже если работают в другом регионе, а договор заключен на длительный срок. Причина — отсутствие трудовых отношений и, как следствие, отсутствие рабочего места.

Ситуация вторая

Нахождение имущества фирмы в месте, отличном от места регистрации, само по себе не образует обособленного подразделения. Поэтому, например, не будет обособленного подразделения у фирмы, которая купила недвижимость в другом регионе и сдает ее в аренду (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 07.07.14 № А81-4077/2013).

Ситуация третья

Надомник обособленного подразделения не образует, т.к. в этом случае не выполняется условие о нахождении рабочего места под контролем работодателя. По той же причине не будет обособленного подразделения и при направлении сотрудника в командировку. Ведь контролировать рабочее место командированного сотрудника организация не имеет возможности. Более того, командированный подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка, действующим в месте командировки (решение Верховного Суда РФ от 20.06.02 № ГКПИ 2002-663 , определение Верховного Суда РФ от 27.08.02 № КАС 02-441).

«Стационар» или нет?

Следующий момент, который нужно учитывать при решении вопроса о наличии обособленного подразделения — стационарность рабочего места. Тут ситуация сложнее.

С одной стороны, НК РФ, вроде бы дает определение «стационарности»: таковым считается рабочее место, созданное на срок более месяца. Но, с другой стороны, в ряде случаев суды применяют и дополнительные признаки стационарности. Так, ФАС Центрального округа в постановлении от 03.06.14 № А64-5102/2013 указал: обособленного подразделения у организации не возникло, поскольку техническое оснащение рабочего места являлось мобильным и офисные помещения не арендовались. (В скобках заметим, что речь в деле шла о строительных работах и в обоснование суд сослался на Свод правил «Безопасность труда в строительстве. Положение о Порядке аттестации рабочих мест по условиям труда в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве», принят постановлением Госстроя России от 31.03.2000 № 26, согласно которому такие рабочие места стационарными не признаются. Поэтому в обычных ситуациях лучше все же ориентироваться на срок создания рабочего места и не доводить дело до спора на предмет иных признаков «стационарности»).

Где кончается территория

Еще один критерий, позволяющий определить наличие у организации обособленного подразделения — территориальный. Как сказано в ст. 11 НК РФ, подразделение должно быть территориально обособлено от организации. При этом под территорией принято понимать муниципальное образование, в котором находится организация. Соответственно, если рабочее место появляется в другом муниципальном образовании, то при выполнении прочих условий можно говорить о наличии обособленного подразделения.

Немного об ответственности

А что будет, если не сообщить о создании обособленного подразделения? По мнению Минфина, ответственность за несообщение инспекции в установленный срок сведений о создании обособленного подразделения устанавливается пунктом 1 ст. 126 НК РФ, согласно которой штраф составляет 200 руб. за каждый непредставленный документ (письмо Минфина России от 17.04.13 № 03-02-07/1/12946; см. « »).

Однако практика показывает, что в ряде случаев инспекторы пытаются установить более суровую ответственность, применяя положения п. 2 ст. 116 НК РФ, который предусматривает штраф 10% от доходов, полученных в течение осуществления деятельности без постановки на учет. Такие действия инспекторов можно и нужно обжаловать, поскольку названный пункт ст. 116 НК РФ предусматривает штраф за ведение деятельности вообще без постановки на учет в налоговом органе, поскольку это лишает инспекторов возможности получать информацию о плательщике и проводить контрольные мероприятия. Ответственность же за ведение деятельности без постановки на учет лишь по одному из оснований, приведенных в статье 83 НК РФ, этой нормой не установлена (постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.04.04 № А66-6713-03).

Не получится в данном случае взыскать с налогоплательщика и штраф, предусмотренный пунктом 1 ст. 116 НК РФ за нарушение сроков подачи заявления о постановке на учет. Связано это с тем, что в данном случае инспекторы обязаны осуществить постановку на учет организации по месту нахождения ее обособленного подразделения на основании соответствующего сообщения, которое организация подает в силу п. 2 ст. 23 НК РФ. А в данном случае заявления о постановке как такового нет вообще.

Уведомлять фонды не нужно

С 1 января 2015 года отменена обязанность сообщать о создании обособленного подразделения органам Пенсионного фонда и Фонда социального страхования по месту нахождения организации (Федеральный закон

Ответы, на часто возникающие вопросы об обособленных подразделениях вы найдете в нашем материале. Что является обособленным подразделением, какие налоги уплачивают филиалы и представительства, как поставить на учет обособленное подразделение, как уплачивают налоги обособленные подразделения, ответы на эти и многие другие вопросы найдете здесь.

Что является обособленным подразделением

Гражданский кодекс (ст. 55 ГК РФ)
Обособленными подразделениями организации являются представительства и филиалы.

    Представительства - обособленное подразделение, которое создаются для представления интересов организации и их защиты.Филиал – обособленное подразделение, созданное для осуществления функций организации и представления ее интересов.

Обособленные подразделения (далее ОП) не являются самостоятельными юридическими лицами, наделяются имуществом головной организации и действуют в рамках и на основании, утвержденных руководителем головной организации, положений.
Организация, создающая ОП должна внести информацию о них в учредительные документы.

Налоговый кодекс (ст.11 НК РФ)
Согласно Налоговому кодексу к обособленным подразделениям относятся подразделения организации, соответствующие следующим характеристикам:

    Территориальная обособленностьНаличие оборудованных стационарных рабочих мест

Согласно НК РФ, подразделение организации признается обособленным независимо от наличия сведений в учредительных документах.
Таким образом, налоговое законодательство содержит понятие «обособленные подразделения» (далее – ОП), не делая различий между представительством и филиалом.
При этом, не имеет значения тот факт, что устав организации не содержит сведений об обособленных подразделениях, если они созданы организацией, значит у них возникают обязательства по уплате налогов и представлении отчетности.


Что является местом нахождения обособленного подразделения

Место нахождения ОП – место, в котором головная организация осуществляет деятельность, через свое обособленнее подразделение.


Территориальная обособленность ОП

Территориально обособленным является подразделение, которое расположено на территории, отличной от территории места нахождения головной организации. Иными словами, подразделение должно быть расположено по адресу, который не указан в учредительных документах организации в качестве места нахождения. При этом Минфин в письме от 22.12.2004 №03-03-1-04/1/184 пояснил, что территориально обособленным следует считать то подразделение, которое расположено на территории, в которой налоговый контроль осуществляет другая налоговая инспекция.


Какое рабочее место считается стационарным (ст.209 ТК РФ)

Стационарным считается рабочее место, созданное на срок, более одного месяца. Оборудованным считается место, в котором созданы все условия, для того, чтобы работник мог исполнять свои трудовые обязанности.
При этом место, в котором работает сотрудник, должно быть под контролем организации, т.е. должен быть заключен договор аренды, либо являться собственностью организации.

Сообщение о создании, изменениях, закрытии обособленного подразделения (п.2, п.3 ст.23 НК РФ)

Юридическое лицо обязано подать сведения о создании обособленных подразделений (за исключением филиалов и представительств) в налоговую инспекцию по месту своего нахождения. В случае каких либо изменений ранее представленных в ИФНС сведений об ОП, организация так же обязан сообщить в ИФНС:

    Не позднее одного месяца с момента создания ОПНе позднее трех дней с момента изменения сведений об ОП

При прекращении деятельности через обособленное подразделение (закрытии ОП), юридическое лицо обязано подать сведения в свою налоговую инспекцию

    Не позднее трех дней с момента прекращения деятельности через ОП

Постановка на учет обособленного подразделения (п.1 ст.83 НК РФ)

Если подразделение организации создается на территории, которая относится к налоговой инспекции, в которой уже состоит юридическое лицо, то в этом случае такое подразделение не нужно ставить на учет в ИФНС (п.4 ст.83 НК РФ).
Во всех остальных случаях организация обязана поставить на учет каждое обособленное подразделение в налоговую инспекцию по месту его нахождения.
В течение одного месяца со дня создания ОП в территориальную инспекцию подается соответствующее заявление. К заявлению прилагаются надлежащим образом заверенные копии свидетельства о постановке на учет головной организации и документы, подтверждающие создание ОП.
Налоговая инспекция в течение пяти дней осуществляет постановку на учет обособленного подразделения организации.


Ответственность за непостановку на учет ОП (ст.116, ст.117 НК РФ, ст.15.3 КоАП РФ)

Нарушение

Налоговая ответственность

Административная ответственность

срок

до 90 дней

более 90 дней

Нарушены сроки подачи заявления о постановке на учет

500 – 1000 руб.

Осуществление деятельности без постановки на учет

10% от доходов, но не менее 20 000 руб.

20% от доходов, но не менее 40 000 руб.

2 000 – 3 000 руб.



Если обособленное подразделение меняет адрес своего места нахождения, головная организация обязана зарегистрировать закрытие ОП, т.е. снять его с учета в налоговой инспекции, и вновь зарегистрировать его в инспекции, находящейся по новому адресу. Это объясняется тем, что законодательство не содержит нормы, устанавливающей порядок учета изменений, связанных с изменением места нахождения обособленных подразделений.

Регистрация обособленного подразделения фондах


Пенсионный фонд РФ

Регистрации в ПФР подлежат те подразделения, которые имеют выделенный баланс, расчетный счет, начисляют заработную плату работникам.
Регистрация в Пенсионном фонде осуществляется на основании сведений ЕГРЮЛ. Налоговый орган в течение 5 дней со дня получения сведений о создании обособленного подразделения, передает сведения в управление ПФР по месту нахождения ОП. Пенсионный фонд передает страхователю извещение в двух экземплярах, один из которых следует передать в Пенсионный фонд по месту нахождения организации в течение 10 дней.


Фонд социального страхования

Так же, как и в ПФР, в ФСС регистрируются ОП имеющие баланс, счет в банке и производящие выплаты в пользу работников.
Регистрация осуществляется в территориальном филиале ФСС, по месту осуществления деятельности ОП.
Организация, в течение 30 дней с момента создания подразделения, обязана подать в ФСС заявление и копии следующих документов:

    Свидетельство о государственной регистрации;Свидетельство о постановке на учет в ИФНС;Уведомление о постановке на учет в ИФНС по месту нахождения ОПДокументы, свидетельствующие о создании ОП (устав, содержащий сведения об обособленном подразделении, положение об ОП, доверенность, выданную руководителю ОП);Извещение о регистрации в ФСС головной организацииИнформационное письмо из статистикиСправку из банка о расчетных счетах, если на момент подачи заявления они открыты.

действительный государственный советник РФ 3 класса

Организация нередко осуществляет свою деятельность по адресу, отличному от того, который указан в уставе. И это может привести к созданию обособленного подразделения, что, в свою очередь, повлечет возникновение у организации новых обязанностей, связанных с регистрацией в налоговых органах и уплатой налогов (страховых взносов) по специальным правилам.

Вопросам, связанным с созданием обособленных подразделений, посвящено интервью с экспертом.

- Каковы признаки обособленного подразделения?

На основе определения в статье 11 НК РФ можно выделить три признака:

  • территориальная обособленность от места нахождения самой организации;
  • наличие стационарного рабочего места;
  • создание (использование) указанного рабочего места на срок более одного месяца.

- Что означает территориальная обособленность?

Территориальная обособленность - это место расположения подразделения отличное от места нахождения организации. Данное условие формально соблюдается, если адрес места нахождения организации и адрес обособленного подразделения различаются хотя бы на номер строения при совпадении иных составляющих: улица, дом (письмо Минфина от 23.01.2013 № 03-02-07/1-15).

Место нахождения юридического лица указывается в его учредительном документе и в ЕГРЮЛ. Если юридическое лицо действует на основании типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом, место нахождения указывается только в ЕГРЮЛ (пункт 4 статьи 52, пункт 5 статьи 54 ГК РФ).

В ЕГРЮЛ должен быть указан также адрес юридического лица в пределах места нахождения этого юридического лица (подпункт «в» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

- Чем отличается адрес от места нахождения?

Согласно пункту 2 статьи 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется не просто местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации, а еще и наименованием населенного пункта (муниципального образования), в котором оно располагается.

Заметим, муниципальное образование - это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения (статья 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»).

Адрес, указываемый в ЕГРЮЛ, - это описание места нахождения объекта, структурированное в соответствии с принципами организации местного самоуправления. Это описание включает в себя наименование элемента планировочной структуры при необходимости, элемента улично-дорожной сети, а также цифровое и (или) буквенно-цифровое обозначение объекта адресации, позволяющее его идентифицировать (статья 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 443 – ФЗ «О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"»).

Адрес включает почтовый индекс, наименование субъекта РФ, наименование района, города, улицы, номера дома, корпуса, помещения.

Таким образом, место нахождение, указываемое в учредительных документах, и адрес юридического лица (адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица в пределах места нахождения юридического лица), указываемый в ЕГРЮЛ, различаются.

- Каким образом различие между местом нахождения и адресом влияет на признание подразделения обособленным?

Место нахождения может быть обозначено в уставе наименованием населенного пункта, например, - «город Москва». Причем, изменение сведений в ЕГРЮЛ в части адреса организации в рамках населенного пункта не потребует изменений в уставе.

Определение представительства и филиала как обособленных подразделений юридического лица, расположенных вне места его нахождения закреплены в статье 55 ГК РФ.

В этой связи можно сделать вывод, что подразделение будет считаться обособленным только в том случае, если оно создано в ином населенном пункте (муниципальном образовании), чем тот, в котором зарегистрирована организация.

Данный подход возможен, если место нахождение организации указано в уставе как населенный пункт. И по желанию организации в устав могут быть внесены соответствующие изменения.

- Что еще указывает на создание обособленного подразделения?

Второй признак обособленного подразделения - наличие оборудованных стационарных рабочих мест. Согласно правоприменительной практике для возникновения обособленного подразделения достаточно создания (использования) даже одного стационарного рабочего места.

Рабочее место - это место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибывать в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (статья 209 Трудового кодекса). При этом у организации должны быть заключены трудовые договоры с физическими лицами. Гражданско–правовые договоры не влекут создания рабочего места.

Таким образом, вне трудовых отношений, то есть при отсутствии работников, обособленное подразделение не возникает.

Под оборудованием стационарного рабочего места подразумевается создание условий, необходимых для исполнения трудовых обязанностей, а также исполнение работником таких обязанностей (письмо Минфина России от 28.07.2011 № 03-02-07/1-265, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 20.06.2007 № Ф08-3590/2007-1449А, ФАС Северо–Западного округа от 02.11.2007 по делу А26-11293/2005).

Создание стационарного рабочего места не зависит:

  • от способа организации работ - вахтовый метод или командировка;
  • режима рабочего времени (продолжительности рабочей недели, работы, смены и т.п.);
  • срока нахождения конкретного работника на стационарном рабочем месте или месте приема на работу и выплаты заработной платы (постановление АС Северо-Кавказского округа от 21.07.2015 № Ф08-4287/2015);
  • наличия у организации прав собственности на помещение или его пользование, в котором рабочее место создается.

- Влечет ли наличие трудового договора с работником, который трудится вне офиса, необходимость создания обособленного подразделения?

Рассмотрим примеры.
Работа может носить разъездной характер, когда работники посещают различные организации с целью продвижения товара и установления сотрудничества. Понятно, что они не осуществляют деятельность в офисе организации (собственном или арендованном). При осуществлении деятельности, имеющей разъездной характер, основания для постановки на учет организации в налоговом органе по месту осуществления такой деятельности не возникают (письма Минфина России от 01.03.2012 № 03-02-07/1-50, от 28.07.2011 №03-02-07/1-265).

Надомниками считаются лица, заключившие трудовой договор о выполнении работы на дому из материалов и с использованием инструментов и механизмов, выделяемых работодателем либо приобретаемых ими за свой счет (статья 310 Трудового кодекса). Но, если организация ведет деятельность с использованием труда надомников без оборудования стационарных рабочих мест, основания для постановки на учет организации в налоговом органе по месту жительства работника-надомника не возникают.

Между сторонами может быть заключен договор о дистанционной работе в том случае, если для выполнения трудовой функции и для взаимодействия между работодателем и работником по вопросам, связанным с ее выполнением, используется Интернет. Согласно статье 312.1 Трудового кодекса дистанционной работой является выполнение определенной трудовым договором трудовой функции вне стационарного рабочего места. Следовательно, независимо от того, на какой срок дистанционный работник привлекается, обособленное подразделение не образуется (письмо Минфина от 04.07.2013 № 03-02-07/1/25829).

Не создает обособленное подразделение и организация, которая заключает договор на выполнение работ силами работников, привлеченных другой организацией (статья 341.1 Трудового кодекса). Обособленное подразделение может появиться у организации, предоставивший персонал.

- А как быть, если работник выполняет работу по месту нахождения заказчика?

При осуществлении деятельности на территории заказчика, когда работники организации, предположим, консультируют заказчика, настраивают его программное обеспечение, производят уборку помещений, и эта работа выполняется без стационарного рабочего места, обособленное подразделение не создается.

Заметим, положения договора с заказчиком, согласно которым предоставление инвентаря, средств связи является обязанностью заказчика, позволили судам делать выводы об отсутствии стационарного рабочего места у исполнителя, оказывающего услуги (постановление ФАС Московского округа от 20.12.2010 № КА-А41/15744-10).

- А как поступать, если организация занимается, например, строительством линий электропередач, дорог, или чем-то другим, когда стационарные места территориально обособлены от места нахождения организации, но само рабочее место не имеет постоянного адреса?

В случае передвижного характера работ регистрация может быть произведена по согласованию с налоговым органом. Такая процедура предусмотрена пунктом 9 статьи 83 НК РФ. Соответствующий запрос может быть направлен организацией в налоговый орган по своему месту нахождения или по месту деятельности.

В подобных ситуациях некоторые организации специально арендуют помещение, адрес которого используется для целей постановки на учет обособленного подразделения.

Постановлением Правительства от 19.11.2014 № 122 утверждены Правила присвоения, изменения и аннулирования адресов, согласно которым при присвоении адресов зданиям, сооружениям и объектам незавершенного строительства адреса должны соответствовать адресам земельных участков, в границах которых расположены такие здания, сооружения и объекты незавершенного строительства.

В этой связи при отсутствии у стационарного рабочего места, расположенного на земельном участке, почтового адреса, в качестве такового используется адрес земельного участка.

- Какое значение имеет продолжительность работы по месту нахождения обособленного подразделения?

Третий признак, характеризующий наличие обособленного подразделения - временной: рабочее место должно быть создано на срок более одного месяца.

Еще раз обратим внимание на то, что фактическое время нахождения конкретного работника на рабочем месте, которое создано или используется организацией вне места ее нахождения, для признания обособленного подразделения значения не имеет (письмо Минфина от 18.02.2010 № 03-02-07/1-67).

Итак, наличие у подразделения одновременно территориальной обособленности, стационарных рабочих мест сроком более месяца, означает, что это - обособленное подразделение, через которое организация осуществляет свою деятельность. Для целей налогового контроля каждая российская организация должна быть поставлена на учет в ФНС (статья 83 НК РФ) по месту такой деятельности (месту нахождения обособленного подразделения).

Иные признаки (отдельный баланс, счет и т.п.) на признание обособленного подразделения не влияют.

- Какие документы подтверждают создание обособленного подразделения?

Локальные акты организации, в которых указано на создание обособленного подразделения. Полномочия этого подразделения принципиального значения не имеют. И подавать их в налоговые органы для постановки на учет не нужно. Документы могут потребоваться только в случае налогового спора о дате возникновения обособленного подразделения.

Создание стационарного рабочего места может подтверждаться:

  • договором аренды помещения;
  • трудовым договором с работником, в котором рабочее место определено по месту нахождения обособленного подразделения;
  • первичными документами, свидетельствующими о ведении деятельности по месту нахождения обособленного подразделения (накладные, акты приемки- передачи и т.д.).

Само по себе право пользования помещением не всегда подтверждает факт наличия оборудованных стационарных рабочих мест.

Если для ведения деятельности необходимо специальное разрешение уполномоченных органов, в частности, лицензия, то дата ее выдачи может быть признана датой создания обособленного подразделения, так как именно с этой даты может начаться деятельность.

Самый ранний из документов, подтверждающих наличие всех признаков обособленного подразделения определяет дату его создания.

- Что делать, если организация приняла решение открыть филиал или представительство?

В случае регистрации изменений в ЕГРЮЛ в связи с созданием филиалов и представительств, постановка на учет по месту их нахождения будет происходить автоматически на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ. Наличие или отсутствие стационарных мест по месту нахождения обособленного подразделения, оформленного как филиал или представительство, для регистрации в налоговых органах не имеет значения.

При этом НК РФ предусмотрены особенности администрирования обособленного подразделения в зависимости от его формы. Например, налоговый орган вправе проводить самостоятельную выездную налоговую проверку обособленных подразделений налогоплательщика, которые оформлены как филиал и представительство.

Если организация создала обособленное подразделение, которое не является филиалом, и не указала его в качестве такового в своих учредительных документах, она вправе применять упрощенную систему налогообложения.

- Как для целей применения УСН отличить филиал от обособленного подразделения?

Филиал - это обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения юридического лица и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Филиал должен быть указан в ЕГРЮЛ.

Заметим, организация самостоятельно принимает решение о придании или непридании статуса филиала обособленному подразделению.

Для создания обособленного подразделения организация должна направить в налоговый орган сообщение о создании обособленного подразделения. На основе этого сообщения организация будет поставлена на учет в связи с созданием обособленного подразделения с присвоением соответствующего КПП.

В случае принятия решения о признании обособленного подразделения в статусе филиала указанное решение требует государственной регистрации: внесения в ЕГРЮЛ изменений в порядке главы VI Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ.

- Как производится постановка на учет по месту нахождения обособленного подразделения?

Организация должна сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения о создании обособленного подразделения. Эта обязанность не распространяется на обособленные подразделения, созданные за пределами территории Российской Федерации, а также на филиалы и представительства.

Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 23 НК РФ сообщение должно быть направлено в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения российской организации.

Сообщение может быть представлено в налоговый орган лично или через представителя, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по ТКС.

Форма сообщения о создании обособленных подразделений российской организации и об изменениях в ранее направленные сведения о таких обособленных подразделениях утверждена приказом ФНС России от 09.06.2011 № ММВ-7-6/362@ (форма С-09-3-1). При этом ответственность за несоблюдение формы сообщения не установлена.

Регистрация в налоговых органах организации по месту нахождения ее обособленного подразделения осуществляется налоговым органом на основании сообщения в течение пяти дней со дня его получения.

- Нужно ли направлять сообщение о создании обособленного подразделения, если организация уже поставлена на учет в налоговом органе по месту ведения деятельности через это обособленное подразделение?

Нужно. Обязанность организации представить в налоговый орган по месту своего нахождения сообщение о создании каждого обособленного подразделения появляется независимо от того, что обособленное подразделение может находиться:

  • на территории, подведомственной налоговому органу, в котором организация уже поставлена на учет по месту нахождения (письмо ФНС России от 27.02.2014 № СА-4-14/3404);
  • на территории одного муниципального образования, подведомственного налоговому органу, в котором организация уже поставлена на учет по месту нахождения другого обособленного подразделения (письмо Минфина России от 02.09.2011 № 03-02-07/1-314);
  • на территории одного муниципального образования, подведомственного разным налоговым органам, в одном из которых организация уже поставлена на учет по месту нахождения другого обособленного подразделения. При наличии несколько обособленных подразделений в одном муниципальном образовании, подведомственных разным налоговым органам, организация может выбрать налоговый орган. Форма уведомления о выборе налогового органа для регистрации приведена в приложении № 4 приказа ФНС от 11.08.2011 № ЯК-7-6/488@.

- В том случае, если уведомление о постановке на учет по месту нахождения обособленного подразделения получено поздно, необходимо пересчитывать НДФЛ за период с момента создания обособленного подразделения и пересдавать отчетность?

Нередко уведомление о постановке на учет по месту нахождения обособленного подразделения организация получает спустя один–два месяца после создания обособленного подразделения.

Отсутствие КПП из-за позднего получения уведомления о постановке на учет приводит к возникновению ситуации излишнего перечисления НДФЛ по месту нахождения одного обособленного подразделения и недоимки по месту нахождения другого обособленного подразделения, исправление которой возможно с помощью процедуры уточнения платежа (пункт 7 статьи 45 НК РФ) или зачета (статья 78 НК РФ). Осуществление указанных процедур требует представления уточненных расчетов по форме 6–НДФЛ.

Вместе с тем перечисление НДФЛ не по месту нахождения обособленного подразделения (по месту нахождения иного обособленного подразделения) не должно повлечь начисление пени и привлечение налогового агента к ответственности, предусмотренной статьей 123 НК РФ (письма ФНС России от 07.04.2015 № БС-4-11/5717@, от 02.08.2013 № БС-4-11/14009).

Полагаем, что в рассматриваемой ситуации расчет по форме 6-НДФЛ по обособленному подразделению может заполняться с месяца получения уведомления.

- Как уплачивается налог на прибыль по обособленным подразделениям?

Порядку уплаты налога посвящена статья 288 НК РФ. У налога, подлежащего зачислению в бюджет субъекта РФ, есть некоторая особенность. Если организация и ее обособленные подразделения находятся на территории одного субъекта Российской Федерации, то она вправе принять решение об уплате налога на прибыль за свои обособленные подразделения в бюджет этого субъекта. И в том случае, если головная организациия платит налог на прибыль за свои обособленные подразделения в бюджет субъекта, она вправе представить налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций в налоговый орган только по своему месту нахождения (письмо Минфина России от 03.07.2017 № 03-03-06/1/41778).

- Что меняется в обязанностях плательщиков страховых взносов при создании обособленного подразделения?

Согласно подпункту 7 пункта 3.4 статьи 23 НК РФ плательщик страховых взносов обязан отдельно сообщать в налоговый орган по месту нахождения организации о наделении обособленного подразделения полномочиями (о лишении полномочий) по начислению выплат и вознаграждений физическим лицам. Сообщение должно быть отправлено не позднее одного месяца со дня соответствующего события. Причем, данным правилом нужно руководствоваться в отношениях, возникающих с 1 января 2017 года.

На основании указанных сообщений налоговые органы будут учитывать обособленные подразделения, включая филиалы, представительства российских организаций, созданные на территории Российской Федерации, уполномоченные или лишенные полномочий по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц (пункт 3.1 статьи 84 НК РФ).

Уплату страховых взносов и представление расчетов по страховым взносам организация производит по месту своего нахождения и местам нахождения тех обособленных подразделений, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц (пункт 11 статьи 431 НК РФ).

- Если адрес места нахождения обособленного подразделения со временем меняется?

Организация в течение трех дней со дня изменения сведения об обособленном подразделении должна направить об этом сообщение в налоговый орган (форма С-09-3-1).

Налоговый орган при изменении места нахождения обособленного подразделения, в котором организация была зарегистрирована, снимает ее с учета в течение пяти дней со дня получения сообщения.

Регистрация организации в налоговом органе по новому месту нахождения обособленного подразделения осуществляется на основании документов, полученных от налогового органа по прежнему месту нахождения обособленного подразделения.

- Смена адреса обособленного подразделения отличается от ликвидации обособленного подразделения?

Да. В случае закрытия обособленного подразделения, включая филиал и представительство, в налоговый орган нужно направить соответствующее сообщение в течение трех дней со дня принятия решения о закрытии подразделения.

Снятие с учета организации налоговым органом по месту нахождения обособленного подразделения при закрытии обособленного подразделения осуществляется не ранее составления справки о выездной налоговой проверке организации (для случаев, если решение о проведении выездной проверки было принято до составления уведомления о снятии с учета российской организации в налоговом органе).

- Каким образом налоговый орган может обнаружить, что организация создала обособленное подразделение?

В рамках мероприятий налогового контроля самой организации и (или) ее контрагентов, например, арендодателей офисных центров или складских помещений, генподрядчиков и т.п.

Для привлечения к ответственности за непредставление сообщения о создании обособленного подразделения проведение налоговой проверки не требуется. Производство по делу будет проводиться в порядке статьи 101.4 НК РФ.

- Какова ответственность в случае, если организация не поставлена на учет по месту нахождения обособленного подразделения?

Непредставление сообщения об обособленном подразделении влечет ответственность по пункту 1 статьи 126 НК РФ. В этом случае штраф составляет 200 рублей (письмо Минфина России от 17.04.2013 № 03-02-07/1/12946).

Трехлетний срок давности по этому налоговому правонарушению исчисляется со дня, следующего за последним днем месячного срока, отведенного для подачи сообщения.

За непредставление в срок сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, наступает административная ответственность в соответствии с нормами части 1 статьи 15.6 КоАП РФ в виде штрафа для должностных лиц в размере от 300 до 500 рублей.

1Более существенная ответственность установлена пунктом 2 статьи 116 НК РФ. Ведение деятельности организацией без постановки на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения может наказываться штрафом в размере 10 % от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тысяч рублей.

- Когда применяется штраф по пункту 2 статьи 116 Налогового кодекса?

Согласно определению Верховного суда от 26.06.2017 № 303-КГ17-2377 применительно к созданию обособленного подразделения установлена обязанность организации сообщить о его создании посредством направления сообщения в установленный срок. Неисполнение данной обязанности влечет ответственность по пункту 1 статьи 126 НК РФ, а не по пункту 2 статьи 116 НК РФ независимо от факта ведения деятельности.

Но порядок налогообложения некоторыми налогами регламентируется законодательством, в том числе субъектов РФ, и нормативными актами муниципальных образований. Из этого следует, что непостановка на учет по месту нахождения обособленного подразделения не отменяет обязанность организации производить расчет налогов на основании нормативных актов по налогообложению, действующих на территории, где расположено соответствующее обособленное подразделение, даже и не поставленное на учет в налоговой инспекции. Можно сказать, что игнорирование обязанности по сообщению о созданном обособленном подразделении ограничивается штрафом по НК РФ в 200 рублей при одинаковых условиях налогообложения по месту нахождения организации и месту нахождения непоставленного на учет обособленного подразделения.

Из решения Верховного суда следует, что ответственность по пункту 2 статьи 116 и статьи 122 НК РФ разграничивается следующим образом.

В том случае, если организация была зарегистрирована в налоговом органе (любом), и налоговый орган имел возможность определить объем налоговых обязательств организации, в том числе от деятельности, осуществляемой через обособленные подразделения, и при этом была зафиксирована неуплата налогов, то ответственность наступает по статье 122 НК РФ.

Ответственность по пункту 2 статьи 116 НК РФ применима, когда налоговому органу по тем или иным причинам не удалось установить вид и размер налогов, подлежащих уплате по результатам деятельности, сокрытой от налогообложения. При таком понимании решения Верховного суда, привлечение организации к ответственности за неуплату налогов, возникшую вследствие ее деятельности без регистрации, возможно только по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки.

Обособленное подразделение — это часть фирмы, имеющая ограниченный функционал в гражданско-правовых отношениях и (или) расположенная в месте, отделенном территориально и оборудованном хотя бы одним стационарным рабочим местом. Об их отличиях и порядке создания пойдет речь в настоящей статье.

Структурное территориально обособленное подразделение организации

В рамках деятельности организации часть ее функционала может передаваться структурным подразделениям. При этом важно соблюсти грань между выделением части компании в качестве нового юридического лица и территориально-организационным перемещением подразделения, которое останется составной частью фирмы.

Одно из отличий между такими действиями заключается в сведениях, которые вносятся в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ): о создании фирмы в порядке реорганизации вносится новая запись, а об обособленном подразделении налоговые органы вносят пометки в строки, отведенные для информации о головной организации. Из этого очевидно подчиненное положение подразделений. Оно подчеркивается и законом. В ст. 55 ГК РФ указано, что обособленные подразделения — это не юридические лица, хотя им и присущ ряд индивидуализирующих признаков.

Перечень обязательных признаков короткий:

  • административное обособление, выраженное в наличии у выделенной части компании собственного руководства, действующего в соответствии с предписанием ст. 55 ГК РФ на основании доверенности;
  • территориальное обособление, по которому юридический адрес выделенного отделения фирмы отличается от адреса исполнительного органа юридического лица.

По внутреннему решению часть компании может наделяться и иными обособляющими признаками. К примеру, такими признаками могут стать:

  • отдельный баланс;
  • собственный лицевой счет;
  • личное начисление выплат работникам и иным лицам.

Правовое положение выделенных частей фирмы в предпринимательстве и трудовых отношениях

Правовое положение обособленного подразделения вытекает его зависимого статуса:

  1. Права выделенной части фирмы существенно ограничены по сравнению с функционалом головной организации.
    Например, хотя уже расформирован Высший арбитражный суд, действующим остается правило, установленное им в информационном письме от 14.05.1998 № 34: обособленные подразделения вправе подавать исковые заявления в суд только в том случае, если действуют от имени организации. А, как указано в апелляционном определении Тюменского областного суда от 04.06.2012 № 33-2442/2012, обособленные подразделения не признаются надлежащим ответчиком, хотя ст. 29 ГПК РФ и допускает предъявление иска в суд по месту их расположения.
  2. Деятельность обособленных подразделений — это та же работа, которую компания выполняет в соответствии с присвоенными ей кодами видов экономической деятельности, а также деятельность сотрудников (секретарей, юристов, бухгалтеров и т. д.) по созданию условий для совершения такой работы либо только часть такой деятельности. Предоставление обособленным подразделениям полномочий по выполнению установленных видов деятельности осуществляется юридическим лицом.
  3. Обособленные подразделения — это посредники в трудовых правоотношениях, а не их стороны. Так, в определении Верховного суда от 03.11.2006 № 5-В06-94 указано, что выделенная часть компании не наделена правоспособностью юридического лица, а потому обособленные подразделения не могут выступать работодателями.

Если трудящийся направляется для осуществления трудовой деятельности в обособленное подразделение, то это квалифицируется как направление в командировку (см. положение об особенностях направления в командировки, утв. постановлением Правительства от 13.10.2008 № 749).

Виды обособленных подразделений по ГК и НК РФ

Гражданский кодекс (ст. 55) и законы об отдельных видах юридических лиц признают существование 2 видов обособленных подразделений:

  1. Филиал компании — это обособленное подразделение, созданное для выполнения деятельности организации вне места ее расположения, функций представительства или только части из указанных функций в зависимости от переданного фирмой объема правомочий.
  2. Представительство фирмы — это обособленное подразделение, выделенное для защиты и представления интересов компании. Представительства особенно распространены в организациях, действующих в нескольких странах.

Налоговый кодекс (ст. 11) признает обособленными подразделениями любые территориально отделенные части юридических лиц, если в них есть стационарные рабочие места. Место работы по ст. 209 ТК РФ представляет собой место, где работник осуществляет свои трудовые обязанности или в котором ему необходимо находиться, чтобы выполнять работу. Место работы должно контролироваться нанимателем.

Рабочее место является стационарным, если оно создано более чем на месячный срок. Последнее требование связано со сроком постановки обособленного подразделения на налоговый учет. В соответствии со ст. 23 НК РФ юридическое лицо уведомляет налоговые органы о выделении филиалов или представительств в месячный срок с момента их создания. Если рабочее место создано на более короткий срок, то не имеет смысла осуществлять его налоговый учет в качестве обособленного подразделения. Если же оно создано на период больше месяца, то налоговая служба признает его обособленным подразделением.

Не знаете свои права?

Что значит признание обособленного подразделения таковым для целей налогового учета

Несмотря на то что в соответствии с указанием ст. 11 НК РФ территориально отграниченная часть компании с созданным на месяц и более рабочим местом признается обособленным подразделением, его правоспособность отличается от прав и обязанностей филиала или представительства.

Выделенная часть компании, признанная таковой в целях налогообложения, обычно не имеет административного аппарата управления, собственного имущества и средств, не может самостоятельно осуществлять полномочия компании или защищать ее интересы. Причина этого заключается в цели признания органами ФНС подразделением компании территорий с наличествующими рабочими местами.

Как сказано в ст. 11 НК РФ, признание обособленного подразделения таковым производится с целью исполнения законодательства о налогах и сборах.

Например, если организация осуществляет разработку недр на Дальнем Востоке, а ее исполнительный орган расположен в Центральной России, то платить налоги по месту нахождения юридического лица нецелесообразно для осуществления налогового контроля, а также по иным причинам. По ст. 335 НК РФ компания встает на учет по месту добычи ископаемых. Очевидно, что их добыча растягивается больше чем на месяц, а рабочим местом сотрудников будет шахта, карьер и т. д. Тогда для целей уплаты налога на добычу полезных ископаемых налоговые органы могут признать наличие у компании обособленного подразделения.

Порядок создания обособленного подразделения

В отличие от обособленных подразделений, которые приобретают такой статус по указанию налогового органа, филиалы и представительства создаются по более сложной процедуре. Выделяют следующие этапы:

  1. Принятие по установленной законом или внутренними актами компании процедуре решения о выделении части фирмы.

Например, законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ определена следующая процедура принятия решения:

  • вынесение вопроса на рассмотрение Общего собрания дольщиков за 30 дней до его созыва;
  • рассмотрение вопроса;
  • согласие 2/3 участников собрания с открытием обособленного подразделения.

В ст. 65 закона «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ сказано, что создание филиалов и представительств может относиться к компетенции совета директоров, если это предусмотрено уставом общества.

  1. Принятие локального акта, регламентирующего работу обособленного подразделения компании. Обычно это положение о филиале/представительстве.
  2. Назначение приказом руководителя головной организации руководства обособленного подразделения. Обычно одновременно оформляется доверенность на имя начальника подразделения, поскольку без нее руководитель не сможет управлять отделением фирмы (ст. 55 ГК РФ).
  3. Подача в ФНС заявления по форме Р14001, утв. приказом ФНС «Об утверждении форм и требований…» от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@, о внесении в ЕГРЮЛ сведений о подразделении. Как указано в письме департамента налоговой политики Минфина РФ от 16.12.2009 № 03-02-07/1-541, обособленное подразделение юридического лица считается созданным с момента внесения дополнений в государственный реестр.
  4. Подача в ФНС бланка С-09-3-1, утв. приказом ФНС от 09.06.2011 № ММВ-7-6/362@ в течение месяца после выделения части организации. Это делается для постановки обособленного подразделения на учет в налоговой службе.

Образец положения об обособленном подразделении ООО, АО

В ст. 5 закона № 14-ФЗ определено, что ООО действует на основании утвержденного головной фирмой положения. Обычно ситуация обстоит аналогично и с иными юридическими лицами (см. ст. 91 закона № 208-ФЗ и т. д.).

  • общие положения как совокупность информации о головной организации и выделяемой части, как-то: наименования, адреса и т. д.;
  • цель создания, к примеру обеспечение соблюдения интересов юридического лица;
  • правовой статус как объединение прав, обязанностей и ответственности;
  • порядок контроля, осуществляемого головным офисом;
  • данные о порядке управления, компетенции руководства;
  • участие в трудовых отношениях;
  • порядок расформирования подразделения;
  • иные положения по мере необходимости.

Отчетность обособленных подразделений в 2017-2018 годах

Одним из проявлений контроля над филиалами и представительствами со стороны юридического лица и государственных органов является проверка отчетности.

Для внешней отчетности обособленное подразделение юридического лица в 2017-2018 годах ежемесячно предоставляет документы:

  1. Налоговые декларации, если на подразделение наложена обязанность:
    • уплачивать транспортный налог и налог на имущество организации;
    • перечислять удержанный с заработка сотрудников налог на их доходы.
  2. Форму по КНД 1151111, утв. приказом ФНС от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@, об уплате страховых взносов в ФНС.
  3. Бланк 4-ФСС, утв. приказом ФСС от 26.09.2016 № 381, для отчета перед Фондом социального страхования о выплате взносов на страхование риска профессиональных травм.
  4. Формуляр СЗВ-М, утв. постановлением Правления ПФ РФ от 01.02.2016 № 83п, для информирования Пенсионного фонда о взносах на пенсионное страхование работников.
  5. Другие документы.

Внутренняя отчетность определяется в соответствии с указанием головной компании. Она включает передачу бухгалтерской документации, сведений о выполнении планов и т. д., что значит для обособленного подразделения организации появление необходимости составлять дополнительные отчеты в установленных в организации формах.

Подытожим. Обособленное структурное подразделение юридического лица — это часть фирмы, которая отделена территориально и административно с целью осуществления деятельности, аналогичной направлению работы головной компании, а при необходимости также представления ее интересов.

Помимо выделяемых в гражданском праве филиалов и представительств как видов обособленных подразделений, налоговые органы для исполнения НК РФ и иных актов о налогообложении могут признавать обособленными подразделениями территориально выделенные части юридического лица, если в них оборудованы стационарные рабочие места.