Презентация "этапы автоматизации звуков". Презентация на тему «Автоматизация звука « С Этапы автоматизации звуков

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Автоматизация звука [ с ] в словах Для детей старшего дошкольного возраста.

Задачи: - укреплять мышцы артикуляторного аппарата. - закреплять навык правильного речевого дыхания (вдох носом, выдох ртом) - автоматизировать правильное произношение звука в начале слова. - учить изменять слова по падежам (родит. п.) - учить согласовывать числительные и существительные. - развивать логическое мышление. - развивать зрительное внимание.

Улыбается щенок, зубки напоказ. Я ведь тоже так могу, вот смотри сейчас.

Мои губы – трубочка, превратились в дудочку. Громко я дудеть могу:ду-ду-ду, ду-ду-ду.

Щеткой кухню уберу, наведу там чистоту. Вправо – влево гну щетинки. Не оставлю ни соринки.

Вот так горка, Что за чудо. Выгнулся язык упруго, Кончик в зубы упирается, Бока кверху поднимаются.

Носом – вдох, а выдох ртом, дуем на кораблик. Поплывет красавец наш, Маме за подарком.

Посмотри и скажи, что делают губки при произношении звука “с”? - губки улыбаются. между зубами небольшая щель. - язычок выгибается горкой. - воздушная струя холодная. (произносит звук, поднося ладонь ко рту) - звук глухой (прикладываем к горлышку тыльную сторону ладони) - бывает этот звук, твёрдый как орех или мягкий как вата.

Третий лишний.

Найди отгадку. Ножек четыре, шляпок – одна. Нужен коль станет обедать семья.

Смело в небе проплывает, Обгоняя птиц полет. Человек им управляет. Что же это?

Поднимает великан груз тяжелый к облакам. А если станет душно, себя польет из душа.

Отгадай загадку, кто мы? В ясный день сидим мы дома. Если дождь, у нас работа: Топать, шлепать по болотам.

На четырех ногах стою, ходить я вовсе не могу. Когда устанешь ты гулять, ты можешь сесть и отдыхать.

Два колеса, одна доска, Конструкция его легка. Он без сиденья и без рам. Он мчится по дороге сам.

Закончи предложение. На завтрак у Сони …

Весной на улице ярко светит…

Дети сели обедать за ….

В руках у мамы ….

В реке плавает усатый …

Кого нет?

Чего нет?

Кого нет?

Чего нет?

Посчитай предметы.

Посчитай самолеты.

Посчитай собак.

Посчитай свитера.

Предварительный просмотр:

Презентация: автоматизация звука [с] в начале слова.

Для детей старшего дошкольного возраста.

Подготовила учитель - логопед Филиппова Е. Ю.

ГБДОУ д/с №16.

Слайд №2.

Задачи:

- укреплять мышцы артикуляторного аппарата.

Закреплять навык правильного речевого дыхания (вдох носом, выдох ртом)

Автоматизировать правильное произношение звука в начале слова.

Учить изменять слова по падежам (родит. п.)

Учить согласовывать числительные и существительные.

Развивать логическое мышление.

Развивать зрительное внимание.

Слайд №3 – 6.

Артикуляционная гимнастика, направленная на укрепление мышц артикуляторного аппарата, для закрепления правильного артикуляционного уклада автоматизируемого звука.

Слайд №3: упражнение «Заборчик». Губы улыбаются, зубы открыты. Удержание под счет до 10. Предварительная работа: чтение стихотворения.

Улыбается щенок,

Зубки напоказ.

Я ведь тоже так могу,

Вот смотри, сейчас.

Инструкция: «Улыбнись и покажи зубки, как щенок в стихотворении. Представь, что твои зубки превратились в заборчик. Держи заборчик закрытым, пока я буду считать»

Слайд №4: упражнение «Трубочка». Губы вытянуты вперед. Удержание под счет до 10. Предварительная работа: чтение стихотворения.

Мои губы трубочка,

Превратились в дудочку.

Громко я дудеть могу:

Ду-ду-ду, ду-ду-ду.

Инструкция: «вытяни губы вперед, чтобы твои губы превратились в трубочку» или «представь, что ты будешь играть на дудочке, для этого тебе нужно сильно вытянуть губы вперед». «Держи трубочку, пока я буду считать»

Слайд №5: упражнение «Чистим зубы». Рот открыт, губы улыбаются. Кончиком языка водить по наружной и внутренней части верхних и нижних зубов (по всей челюстной дуге). Предварительная работа: чтение стихотворения.

Щеткой кухню уберу,

Наведу там чистоту.

Вправо – влево гну щетинки,

Не оставлю ни соринки.

Инструкция: «Представь, что твой язычок это зубная щетка и тебе нужно как следует почистить зубы. Тебе надо водить кончиком языка сначала по верхним, потом по нижним зубам. Слева – направо, а потом справа – налево»

Слайд №6: упражнение «Горка». Широкий кончик языка упирается в нижние зубы, «тело» языка поднимается вверх. Выполняется в несколько подходов под счет до 10. Предварительная работа: чтение стихотворения.

Вот так горка, что за чудо.

Выгнулся язык упруго,

Кончик в зубы упирается,

Бока кверху поднимаются.

Инструкция: «Сильно упри кончик языка в нижние зубки и подними его, представь, что твой язык превратился в горку. Держи ее, пока я буду считать»

Слайд №7-8.

Работа над дыханием. Выработка центрально-направленной воздушной струи, дифференциация вдоха и выдоха (вдох носом – выдох ртом). Упражнение «Кораблик».

Слайд №7.

Предварительная работа: чтение стихотворения.

Носом вдох, а выдох ртом,

Дуем на кораблик.

Поплывет красавец наш,

Маме за подарком.

Инструкция: «Сделай глубокий вдох носом, выдыхай медленно через трубочку. Если ты все сделаешь правильно, наш кораблик поплывет»

Слайд №8.

Ребенок выполняет упражнение, по инструкции. Далее, если он все делает правильно, педагог нажимает на слайд и кораблик начинает медленно двигаться («плыть»). Далее упражнение можно повторить или перейти к следующему слайду.

Слайд №9.

Уточнение характеристик звука [с]. Ребенку предлагается ряд картинок, обозначающих характеристики звука.

Инструкция: «Посмотри на картинки и вспомни чем звук [с] отличается от других. Объясни, что означают эти картинки»

Объяснение:

Губы улыбаются, между зубами небольшая щель (картинка «губы»)

Язык выгибается горкой (картинка «горка»)

Воздух, при произнесении звука холодный (картинка «тучка»). При этом ребенок может себя проверить: произносит звук и подносит ладонь ко рту.

Звук глухой (картинка «колокольчик»). Ребенок произносит звук и прикладывает к горлу тыльную сторону ладони.

Звук бывает твердый и мягкий (картинки «орех» и «вата»)

Слайд №10. Повторение правильного произношения изолированного звука.

Примечание: произнесение может быть длительным или кратковременным.

Инструкция: «Произноси звук [с], пока сыпется песок в часах» или «Произноси звук, пока песок в часах пересыпается сверху – вниз. Потом начинай сначала»

Слайд №11 – 34. Непосредственная автоматизация звука в начале слова.

Слайд №11 – 13. Игра: «Третий лишний»

Ребенку предлагается найти лишнюю картинку и объяснить, почему она лишняя. При этом при правильном выборе картинки, педагог предлагает ребенку нажать на нее. Картинка начинает мигать.

Инструкция: «Посмотри на картинки и скажи: что (кто) здесь лишнее (лишний). Проверь себя, нажми на картинку. Если она мигает, значит ты прав»

Слайд №11.

Описание: картинки – помидор, огурец, Слива.

Примерный ответ ребенка: лишняя слива, потому что это фрукт, а помидор и огурец – овощи.

Слайд №12.

Описание: картинки – медведь, собака, заяц.

Примерный ответ ребенка: лишняя собака, это домашнее животное, а заяц и медведь – дикие животные.

Слайд №13.

Описание: картинки – комбинезон, шуба, сарафан.

Примерный ответ ребенка: лишний сарафан, потому что это летняя одежда, а шуба и комбинезон – зимняя.

Слайд № 14 -19. Игра «Найди отгадку».

Ребенку предлагается несколько слайдов с картинками, среди которых есть ответы на загадки, читаемые педагогом. Слайды показываются без текста. Если ребенок отвечает правильно, ему предлагается нажать на картинку, которая начинает вращаться.

Слайд №14.

Описание:

Ножек четыре, шляпок одна.

Нужен коль станет обедать семья (Ответ: стол)

Слайд №15.

Описание:

Смело в небе проплывает, обгоняя птиц полет.

Человек им управляет, что же это (Ответ: самолет)

Слайд №16.

Описание:

Поднимает великан груз тяжелый к облакам,

А если станет душно, себя польет из душа (Ответ: слон)

Слайд №17.

Описание:

Отгадай загадку, кто мы? В ясный день сидим мы дома.

Если дождь у нас работа: топать, шлепать по болотам (Ответ: сапоги)

Слайд №18.

Описание:

На четырех ногах стою, ходить я вовсе не могу.

Когда устанешь ты гулять, ты можешь сесть и отдыхать (Ответ: стул)

Слайд №19.

Описание:

Два колеса, одна доска, конструкция его легка.

Он без сиденья и без рам. Он мчится по дороге сам (Ответ: самокат)

Слайд №20-24. Игра закончи предложение.

Педагог читает ребенку начало предложения, которое он заканчивает, используя предложенные на слайдах картинки.

Слайд №20.

Описание: на завтрак у Сони … (картинка «сыр»)

Слайд №21.

Описание: весной на улице ярко светит … (картинка «солнце»)

Слайд №22.

Описание: дети сели обедать за … (картинка «стол»)

Слайд №23.

Описание: в руках у мамы … (картинка «сумка»)

Слайд №24.

Описание: в реке плавает усатый … (картинка «сом»)

Слайд №25 – 28. Игра «Чего (кого) нет?»

Ребенку предлагается ряд слайдов, на который расположены четыре картинки. Педагог или ребенок нажимает на слайд, после чего одна картинка исчезает. Ребенок должен ответь на вопрос: «Чего (кого) не стало?» или «Чего (кого) нет?». Подбор картинок может осуществляться с учетом лексической темы.

Примечание: задание может выполнятся в двух вариантах.

1. Ребенка просят запомнить все картинки, после чего закрыть глаза. Педагог самостоятельно убирает одну картинку и просит ребенка назвать ее по памяти.

2. Ребенок сам нажимает на экран, после чего картинка убирается и ребенок отвечает на вопрос «чего (кого) нет?»

Слайд №25.

Описание: картинки – сом, свинья, слон.

Выполняется по второму варианту. Ребенку предлагается сначала назвать все предложенные картинки, затем нажимать по очереди на каждую картинку и отвечать на вопрос: «Кого нет?»

Слайд №26.

Описание: стул, диван, кресло, шкаф. Лексическая тема: мебель.

Слайд №27.

Описание: коза, овца, кошка собака. Лексическая тема: домашние животные.

Слайд №28.

Описание: машина, самолет, трамвай, поезд. Лексическая тема: транспорт.

Слайд №29 – 31. Игра «Посчитай предметы (от одного до пяти)».

Ребенку предлагается ряд слайдов с изображением одинаковых предметов (животных), которые ему необходимо посчитать.

Слайд №29.

Инструкция: «посмотри на экран и посчитай, сколько на нем стульев, вот так один стул, два стула …»

Слайд №30.

Инструкция: «посмотри на экран и посчитай, сколько на нем столов»

Слайд №31.

Инструкция: «посмотри на экран и посчитай, сколько на нем собак»

Слайд № 32 – 34. Игра «Считаем, не пропускаем»

Слайд №32.

Инструкция: «Посчитай только самолеты, которые есть на картинке»

Слайд №33.

Инструкция: «Посчитай всех собак»

Слайд №34.

Инструкция: «Посчитай только свитера».


Логопедические игры: рабочая тетрадь для исправления недостатков произношения звука. – М.: «Айрис – Пресс», 2007 год. 2.Баскакина И.В. Свистелочка и Звинелочка. Логопедические игры: рабочая тетрадь для исправления недостатков произношения звука «Ш». – М.: «Айрис – Пресс», 2007 год. 3.Волина В.В. Праздник Букваря / В.В. Волина. – М.: «АСТ – ПРЕСС», 1997 год. 4.Коноваленко В.В. Домашняя тетрадь № 1,2 для закрепления произношения звуков «З», «С»: пособие для логопедов, родителей и детей. – М.: Издательство «Гном и Д», 2007 год. 5. Кравченко И.А. Игры и упражнения со звуками и буквами: пособие для воспитателей и родителей. – М.: Издательство «Гном – Пресс», 1999 год. 6. Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение: пособие для логопедов и родителей / И.С. Лопухина – СПб.: «Дельта», 1997 год. 7. Рыбина А.Ф. Коррекция звукопроизношения у детей: речевой материал для дошкольного и младшего школьного возраста / А.Ф. Рыбина. – Волгоград: «Учитель», 2003 год. 8. Соколова Н.В. Логопедическая тетрадь. Дифференциация звуков в речи дошкольника. – М.: «Школьная Пресса», 2006 год. 9. Ткаченко Т.А. Правильно произносим звук «С»: «З»: логопедический альбом, Екатеринбург «Издательский дом Литур», 2007 год. Шаблон сделан в программе Adobe Photoshop1

Цикл презентаций для автоматизации звука С для индивидуальных и подгрупповых занятий для дошкольников и младших школьников, имеющих ОНР, ФФНР и ФНР. Для презентаций использовался речевой материал из пособия Л.Н.смирновой "Играем со звуками", картинки с разных сайтов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цикл презентаций для индивидуальных и подгрупповых занятий по закреплению произношения и автоматизации звука [С] - [Ш] для дошкольников и младших школьников, имеющих ФНР, ФФНР и ОНР.

Автоматизация звука в словах

1. Мы учим звук С - Автоматизация звука в словах в начале, середине и конце слова. Игра

« Четвёртый лишний»

Миска, носок, лиса, стул (в этом слове звука [С] в начале слова)

Самолёт, самокат, самосвал, абрикос (в этом слове звука [С] в конце слова)

2. Проговори слова тройками - Автоматизация звука в словах в начале, середине и конце слова. Обращаем внимание на изменения значений слова при заменах одной или двух букв.

3. Повтори слова – Единственное и множественное число существительных мужского женского, среднего рода.

4. Чего не бывает – Родительный падеж существительных мужского женского, среднего рода.

5. Предлог рядом. – Творительный падеж

Автоматизация звука в предложениях и словосочетаниях.

6. Что у нас, а что у вас.

7. Что с чем рядом.

8. Из чего сделан предмет – образование качественных и относительных прилагательных.

Автоматизация звука в потешках, чистоговорках и скороговорках.

9.Чудесная сумочка + Игра « Четвёртый лишний»

Колбаса , сыр, сырок, сахар.(в этом слове звука [С] в середине слова)

Колбаса, кусочек фасоль, соль. (в этом слове звука [С] в начале слова)

10. Повтори чистоговорки

11. Повтори скороговорки

Литература.

1.Л.Н.Смирнова ИГРАЕМ СО ЗВУКАМИ. Речевой дидактический материал. Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей Москва МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2004.Составитель: Бахарева И. Н.

2. Картинки с разных сайтов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для автоматизации звука [ш] в рассказе "Шуба для Пушка"

Закрепляя заданный звук с помощью презентации можно быстрее добиться необходимого результата, так как ребенку будет интресно не только услышать историю про Пушка, но и увидеть ее своими глазами....

Цикл презентаций по автоматизации звука С для дошкольнико имладших школьников.

Цикл презентаций для автоматизации звука С для индивидуальных и подгрупповых занятий для дошкольников и младших школьников, имеющих ОНР, ФФНР и ФНР. Для презентаций использовался речевой материал из п...

Игровые формы автоматизации звуков у старших дошкольников.

Работа логопеда нуждается в использовании игровых приемов еще в большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях. Дети с нарушениями в речевом развитии обычно интеллектуально здоровы, сле...

Этапы автоматизации звуков

Подготовила

Учитель-логопед

Мартынова О.В.

ГУ «ЛДУУЯСКТ№55»


Автоматизация звуков-

  • этап формирования первичных произносительных умений и навыков
  • Цель: формирование правильного произношения поставленного завука во всех формах речи: в слогах, в словах, словосочетаниях, в предложениях и в свободной речи.

Задачи

  • развивать слухоречевое внимание;
  • вырабатывать правильные артикуляционные уклады;
  • вырабатывать правильное речевое дыхание;
  • развивать интонационную выразительность речи;
  • сочетать коррекцию произношения с развитием фонематического восприятия и формированием звукослогового анализа и синтеза;
  • обогащать и активизировать словарный запас детей;
  • развивать речевое общение.

Необходимо помнить!

  • 1. Автоматизация звуков [с], [з], [ш], [ж], [щ] проводится в следующей последовательности:
  • - в прямых открытых слогах (сы, са; шо, шу, ша; ще);
  • - в обратных слогах (ис, ыс; ас, ос, ус);
  • - в слогах со стечением согласных звуков (сма, смы, смо).
  • 2. Автоматизация звуков [ч], [ц] начинается с произнесения:
  • - обратных слогов (ач-оч-уч; ац-оц-уц);
  • - прямых открытых слогов (ча-чо-чу-чи; ца-цо-цу-цы);
  • - слогов со стечением согласных (что-чте-чту-чти).
  • 3. Звук [л] сначала произносится:
  • - в интервокальном положении между гласными (аллы-алла-алло-аллу);
  • - в слогах со стечением согласных (пла-пло-плы).

Автоматизация изолированного звука

  • Цель: закрепить умение четко произносить звук изолированно
  • Виды работы:
  • «Звуковые дорожки», подвижные игры на звукоподрожание, «кулак-ребро-ладонь» и т.п.

Автоматизация звука в слогах

  • Цель: умение чётко произносить звук в прямых, обратных слогах и слогах со стечением согласных.
  • Опора на эмоциональную сферу. Произнесение слогов с подключением движений и мимики. Произнесение слогов с одновременным отстукиванием ритма с действием.

Автоматизация звука в словах

  • Цель: правильное произношение звука в словах; формировать умение самостоятельно подбирать слова на заданный звук (в начале, в конце, в середине).

Задания и игры:«Покажи и назови», «Чего не стало?», «Что лишнее?», «Один –много», «Жадина», « Назови ласково», « Доскажи словечко» и т.п.


Автоматизация звука в словосочетаниях

  • Цель: правильное произношение звука в словосочетаниях.
  • Соединение слов по смыслу – сложное языковое явление.
  • Словосочетания являются базой для составления предложений.

Задания на усвоение сочетаемости слов

  • C огласование существительного с числительным, прилагательным, местоимением и существительным.
  • Задания: «Найди слову пару», «Исключи лишнее слово», «Повтори слова и добавь своё», «Дополни слово», «Исправь мою ошибку».
  • Игра «Угадай-ка». (Угадай, что это - спелый, сочный, красный, мягкий …). А теперь ты говори о предмете, какой он, а я буду угадывать, что это.

  • Подбери слова, которые отвечают на вопрос какая?(ой, ое, ие);
  • Нахождение и называние предмета по определённому признаку: по цвету, форме, размеру, принадлежности (бабушкин, медвежий, лисий), материалу (стеклянный, глиняный);
  • Изменение прилагательных по родам и числам.
  • Согласование существительных с числительным. Упражнение «Сколько их?».
  • Согласование существительных с прилагательным, с числительным. Упражнение «Сосчитай».

Автоматизация звуков в предложениях

  • Цель: правильное произношение звука в предложениях (в простых, в распространенных).
  • Задача: стимулировать речевую активность; автоматизировать звуки с помощью введения в речь разных типов предложений (утвердительные, отрицательные, простые, составные…).
  • Задания и игры: «Вставь нужное слово и повтори предложение», «Исправь предложение», «Какого слова не хватает?», «Вставь коротенькое слово-предлог», «Вопрос-ответ», «Всё наоборот», «Кто знает, пусть продолжает», «Кто придумает конец, тот и будет молодец», «Один начинает, другой продолжает», «Найди место каждому слово» (деформированное предложение).

  • «СКАЖИ С РАЗЛИЧНОЙ ИНТОНАЦИЕЙ»
  • Цель: учить ребенка произносить чистоговорку с вопросительной и восклицательной интонацией.
  • Задача: автоматизировать звук в словах и фразе, разви­вать интонационную сторону речи.
  • «СКАЖИ КАК....»
  • Цель: учить ребенка произносить чистоговорку голосом, разным по тембру.
  • Задача: автоматизировать звук в словах и фразе, учить проговаривать фразу с необходимей тембром голоса
  • «СКАЖИ МЕДЛЕННО - БЫСТРО»
  • Цель: учить ребенка менять темп речи.
  • Задача: автоматизировать звук в слове и во фразе, рабо­тать над темпом речи.

Автоматизация звука в тексте

  • Цель: правильное произношение звука с тексте; формирование чувства самоконтроля в стихах и рассказах.
  • Задача: формирование навыка правильного употребления падежных окончаний, развивать чувство ритма.
  • Используются: различные пересказы; составление рассказов по сюжетной картине и по серии картин; - составление рассказа по опорным словам, и по плану; стихи-драматизации (чтение по ролям); инсценирование какого-либо сюжета.

Автоматизация звуков в самостоятельной речи

  • 1. Различные пересказы;
  • 2. Составление рассказов по картине и по серии картин;
  • 3. Составление рассказа по опорным словам;
  • 4. Составление рассказа по плану;
  • 5. Стихи-драматизации (чтение по ролям;
  • 6. Инсценирование какого-либо сюжета.
  • Данные игры-упражнения способствуют развитию выразительности речи, формируют произвольное запоминание текстов и движений.