Проблемы финансирования некоммерческих организаций. Современные проблемы науки и образования Финансируемые контролируемые государством некоммерческие организации

С переходом России к рыночной экономике появилось огромное количество коммерческих предприятий, основной целью которых является получение прибыли и распределение ее между учредителями. Однако существуют и некоммерческие организации, которые также получают прибыль, но не распределяют ее между учредителями, а используют на финансирование уставной деятельности.

Некоммерческие организации, в отличие от коммерческих, при формировании дохода имеют право на широкое использование таких источников финансирования, как: вступительные и членские взносы, добровольные взносы и пожертвования, целевые поступления от физических и юридических лиц и др. Право привлекать дополнительные источники формирования дохода предоставляется некоммерческим организациям в обмен на обязательства создавать преимущественно общественные блага, оказывать социальную поддержку, реализовывать профессиональные, любительские, общественные интересы отдельных групп населения, возможную прибыль не распределять между учредителями (участниками) некоммерческой организации (исключение составляют потребительские кооперативы).

Порядок поступления вступительных и регулярных взносов участников некоммерческой организации определяется учредительными документами либо решением ее органов управления.

Механизм регулярных поступлений от учредителей определяется учредительными документами некоммерческой организации. Если учредителем является государство, то средства поступают в некоммерческую организацию на основе нормативного финансирования. Нормативы формируются на таком уровне, чтобы некоммерческие организации имели возможность обеспечить возмещение эксплуатационных доходов, расширить материально-техническую базу, осуществить капитальный ремонт, произвести денежный расчет с работниками и др. Нормативное финансирование осуществляется на основе специальных расчетных показателей, которые наиболее полно отражают результаты функционирования той или иной некоммерческой организации. Например, в образовании одним из таких показателей является стоимость обучения одного учащегося в год. В то же время применение нормативного метода на практике не всегда позволяет выявить реальные потребности некоммерческих организаций и определить тенденции их развития. Иногда расчет нормативов ведется методом экстраполяции с поправкой на текущие возможности бюджета. Некоторые расходы некоммерческих организаций вовсе не удается пронормировать.1 1 Уткин Р.В.”Организационно-правовые формы и виды некоммерческих организаций. Бюл. Министерства юстиции РФ. №5. 2002г С62-63 Поэтому использование нормативного метода не всегда способствует достижению высоких качественных показателей, а иногда порождает затратные методы достижения конечных результатов.

В настоящее время в России значительная часть нормативов, на основе которых осуществляется финансирование некоммерческих организаций, находится на достаточно низком уровне. В итоге они не имеют возможности в полной мере обеспечить инновационный характер развития.

Средства учредителей, которые не представляют государство, поступают в некоммерческие организации на основе учредительных документов, решения органов управления.

Добровольные взносы и пожертвования -- особая часть доходов некоммерческих организаций. Эти средства поступают от граждан, предприятий, организаций. Они предназначены для выполнения уставной деятельности некоммерческой организации. К добровольным взносам и пожертвованиям относятся и спонсорские средства, которые представляют особую форму оплаты рекламной деятельности.

Добровольные имущественные взносы и пожертвования физических и юридических лиц не следует рассматривать только как воплощение бескорыстия. В обмен на ссужаемый капитал жертвователи получают прямые и косвенные выгоды.1 1 Федорова Е.В.”Особенности реализации собственных основных средств некоммерческой организацией” Бухгалтерский учет. №12 1998г. С99-101 Прямые - льготное налогообложение, доступ к современной научно-технической, экономической и иным видам информации; использование труда высококвалифицированных специалистов; возможность проведения рекламы; признание общественности и пр. Косвенные выгоды заключаются в повышении образовательного, научного, духовного потенциала общества, здоровья населения и пр., что в целом способствует улучшению условий функционирования бизнеса.

В свою очередь некоммерческие организации получают необходимые для выполнения основной деятельности материальные и финансовые ресурсы, возможность использовать современные виды оборудования, сырья, связи, повышать квалификацию работников и пр. Использование средств жертвователей дает возможность некоммерческим организациям успешно решать проблему реализации экономических благ с достаточно высокими издержками производства, что способствует укреплению их позиций по сравнению с коммерческими организациями. Однако, несмотря на взаимовыгодность данной сделки, некоммерческие организации в определенной мере лишаются самостоятельности. Это определяется в выборе стратегии развития организации, формировании и расходовании бюджета, подборе кадров и пр.

Целевые поступления от физических и юридических лиц -- важный источник формирования доходов некоммерческой организации. Эти средства предназначены для выполнения конкретных программ. Такого рода средства часто поступают в некоммерческие организации через благотворительные и иные целевые фонды. Такое выделение ресурсов широко используется во многих странах мира и известно как «система грантов».

Средства из государственного бюджета поступают некоммерческим организациям на осуществление отдельных проектов, программ, мероприятий. Взаимоотношения государственной, в том числе местной, администрации с некоммерческими организациями в развитых странах носят целевой, системный характер. Эти структуры активно привлекаются к разработке и реализации федеральных, регио-нальных и местных социально-экономических программ. В ряде случаев между некоммерческими организациями и государством устанавливаются долгосрочные контрактные соглашения. Заключение таких контрактов происходит на конкурсной основе. В частности, в США за последнее время некоммерческие организации были включены в выполнение почти 600 федеральных программ.

В России пока средства из государственного бюджета поступают некоммерческим организациям стихийно и бессистемно. Их получение часто зависит от личной договоренности руководителей той или иной некоммерческой организации с представителями органов государственной власти. Такая основа не всегда может быть прочной.

Выручка от реализации товаров и услуг занимает значительное место в составе доходов некоммерческой организации. Этот вид дохода может складываться из выручки от реализации продукции, создание которой представляет основную либо предпринимательскую деятельность1 1 Шиткина И.С.” Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций” Гражданин и право. №4 2002г С62 некоммерческой организации.

Ограниченность ресурсов государственного бюджета, сложность получения целевых ассигнований, добровольных пожертвований вынуждают некоммерческие организации увеличивать в общей сумме доходов долю средств от платной реализации экономических благ.

Экономическое поведение некоммерческих организаций на рынке в процессе реализации продукции на платной основе существенно не отличается от экономического поведения коммерческих структур. Огромное количество примеров функционирования организаций некоммерческого сектора (университетов, колледжей, научных и информационных центров, клиник и пр.) подтверждает их эффективность, высокую конкурентоспособность. Это объясняется не только усиливающимся спросом на продукцию некоммерческих организаций, но и тем, что в данном секторе экономики удается достаточно полно сочетать принципы современного предпринимательства с инициативой, творчеством, высоким уровнем профессионализма занятых здесь работников.

Дивиденды (доходы, проценты) некоммерческие организации получают по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам. В России развитие этого источника формирования бюджета некоммерческой организации сдерживается достаточно большим риском ведения фондовых операций на отечественном рынке, ограниченными финансовыми ресурсами некоммерческих организаций.

Доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации, включают поступления от сдачи в аренду помещений, оборудования, земельных участков и др.

Средства поступают в некоммерческие организации в денежной форме, в виде поставок оборудования, сырья, материалов, выполнения работ, оказания услуг (техническая помощь, консалтинг, менеджмент, маркетинг, подготовка и переподготовка персонала, юридические услуги и др.).

Источники формирования дохода некоммерческой организации зависят от формы собственности, вида создаваемых благ, характера их предоставления потребителям.

Статистическая информация показывает, что многие негосударственные некоммерческие организации за рубежом являются «бюджетными» организациями, так как получают значительные средства от государства. Это характерно особенно для некоммерческих организаций, занятых в сфере образования, здравоохранения, науки, социального обеспечения и др. Например, в сфере здравоохранения на долю средств государственного бюджета приходится около 60 процентов совокупного дохода негосударственных некоммерческих организаций. В сфере социальных услуг этот источник составляет более 50 процентов.

Добровольные пожертвования, целевые поступления имеют существенное значение для развития некоммерческих организаций, созданных и функционирующих в благотворительных целях, целях оказания содействия и развития. В такого рода некоммерческих организациях добровольные пожертвования, целевые поступления составляют более 30 процентов годового дохода.

Взносы участников, доход от платной реализации товаров и услуг, собственности и прав образуют около 70 процентов доходов некоммерческих организаций сферы культуры и досуга, более половины дохода образовательных, благотворительных организаций.

Прямое финансирование деятельности некоммерче-ских организаций со стороны органов государственной власти и местного самоуправления оправдано главным образом в той мере, в какой оно служит объединению усилий в решении наиболее насущ-ных социальных задач. На практике это достигается в рамках феде-ральных, региональных и муниципальных социальных программ. По своей целевой направленности такие программы связаны с предостав-лением социальной помощи населению и с поддержкой отраслей со-циально-культурной сферы (здравоохранения, образования, культуры).

В политике органов государственной власти и местного самоуправ-ления по обеспечению социальной поддержки населения в период ра-дикальных экономических и политических преобразований можно выделить три главных направления:

  • 1. Оказание "неотложной социальной помощи";
  • 2. Социальная реабилитация;
  • 3. Профилактика социальных проблем.

Цели политики государства по отношению к отраслям социально-культурной сферы прямо предусматривают поддержку деятельности негосударственных (независимых) организаций образования, культу-ры, здравоохранения. Программа социальных реформ определяет в качестве задачи госу-дарственной политики содействие развитию сети образовательных уч-реждений различных организационно-правовых форм, типов и видов, в том числе негосударственных. Закон РФ "Об образовании" устана-вливает право негосударственных общеобразовательных учреждений на государственное и (или) муниципальное финансирование с момен-та их государственной аккредитации в случае реализации ими основ-ных общеобразовательных программ. В Федеральной целевой программе "Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации (1997-1999 годы)", получившей статус Президентской программы, в числе приоритетных задач указы-вается всемерное содействие развитию как государственных, так и негосударственных организаций культуры.

В Федеральном законе «Об общественных объединениях» предусмотрены принципиально новые формы госу-дарственной поддержки объединений, связанные с передачей им материальных ресурсов, которые могут осуществляться, в соответст-вии с положениями ст. 17, в трех самостоятельных формах: в фор-ме государственных грантов, то есть целевого финансирования конкретных программ общественных объединений по их заявкам, путем заключения любых видов договоров, в том числе на выполне-ние определенных работ и предоставлении услуг, а также в форме социального заказа на выполнение различных государственных про-грамм и поручений.

По механизму правового осуществления такой поддержки, ка-ждая из этих форм представляет собой различные виды гражданско-правовых договоров, а с точки зрения содержания отношений меж-ду общественными объединениями и государством, они различаются по степени инициативы участников этих отношений. В случае по-лучения государственных грантов - инициатива объединений мак-симальна, поскольку в этом случае государство, обладая бюджетными ресурсами на решение социальных задач и определяя их приоритетность, может выделить часть из этих ресурсов под оп-ределенные проблемы, например «забота об одиноких престаре-лых», или «борьба с беспризорностью», или «гуманизация тюрем» и объявить обществу, что готово потратить их на программы, которые будут разрабатываться и осуществляться общественными объедине-ниями.

При обсуждении вопросов, связанных с прямым финансированием независимых некоммерческих организаций органами государственной власти и местного самоуправления, все более часто применяется по-нятие «социальный заказ». Сам термин «социальный заказ» появился как альтернатива привычному «государственному заказу», чтобы под-черкнуть, во-первых, социальный характер самих выполняемых программ, негосударственный статус исполнителей, а также обще-ственный, открытый, конкурсный порядок распределения этих зака-зов.

Размещение заказа на выполнение социальных услуг - это меха-низм реализации в условиях рыночной экономики социальных гаран-тий государства населению. Такие гарантии содержатся в Конститу-ции Российской Федерации, федеральных, региональных и местных законах и нормативных актах. Предоставление социальных услуг на-селению в нашей стране в течение длительного времени выполнялось государственными учреждениями. В последние годы этим стали зани-маться и независимые некоммерческие организации. В условиях ры-ночной экономики обязательства государства по обеспечению соци-альных гарантий и бюджетное финансирование предоставления соот-ветствующих услуг совсем не тождественны необходимости использо-вания только государственных и муниципальных учреждений для пре-доставления этих услуг.

Бюджетное финансирование социального заказа совсем не означа-ет, что этот заказ в полном объеме должны реализовывать государ-ственные и (или) муниципальные учреждения. Целесообразно пред-усмотреть конкурсное распределение имеющихся средств для его вы-полнения. То есть, провести конкурс на право реализации заказа в целом или его отдельных частей. Это позволит выбрать тех, кто эф-фективнее и качественнее справится с выполнением сформулирован-ного социального заказа.

Решение задач социальной реабилитации и профилактики соци-альных проблем, развития культуры, содействия инновациям в обра-зовании достигается путем:

  • - поддержки и стимулирования организаций и граждан, дея-тельность которых отвечает соответствующим целям социальной по-литики;
  • - создания общих благоприятных условий ("инфраструктуры" -информационной, правовой, материально-технической) для различ-ных социально значимых видов деятельности.

В вышеуказанных сферах, как правило, бессмысленно определять конкретные направления и формы поддержки тех или иных видов деятельности в отрыве от представлений самих субъектов этой дея-тельности о возможных целях и способах своей работы. Цели государ-ственной политики в этих областях трудно сформулировать в виде од-нозначных требований и провести конкурс на наиболее экономичное их выполнение. Поэтому формулирование предельно конкретных за-дач государственных и муниципальных целевых программ в указан-ных областях и средств решения этих задач (программных мероприя-тий) должно по общему правилу проводиться на основе рассмотрения заявок различных организаций и граждан, предлагающих те или иные направления своей работы в качестве средств реализации целей государственных и муниципальных программ.

Некоммерческая организация для ведения своей деятельности должна иметь определенный доход.1 1 Савченко П.”Статус некоммерческих организаций”Экономист.1999г С87

В России некоммерческие организации еще не получили широкого распространения. Это связано с рядом причин, в первую очередь с тем, что в стране нет мощных компаний, которые готовы тратить значительные суммы денег на благотворительность (в США основная форма некоммерческих организаций - это благотворительные фонды, которых насчитывается более 40 тысяч). Безусловно, есть некоммерческие организации и в Российской Федерации, но их направленность ограничена в основном заботой об охране окружающей среды и соблюдении прав отдельных социальных групп. Однако в РФ существует множество других сфер приложения "благотворительных денег" - это образование, охрана здоровья, научные исследования и др.

Деятельность благотворительных фондов связана с предоставлением грантов. Грант - средства, безвозмездно передаваемые дарителем (фондом, корпорацией, правительственным учреждением или частным лицом) некоммерческой организации или частному лицу для выполнения конкретной работы. Претендент подает заявку - письменное обращение с просьбой о выделении гранта. Заявка необходима для того, чтобы убедить дарителя вложить деньги в проект.

В роли доноров могут выступать государственные учреждения разных стран, международные организации, частные благотворительные фонды, коммерческие структуры, религиозные, научные и другие общественные некоммерческие организации, а также частные лица. В РФ наиболее часто приходится иметь дело с фондами разных типов и целевыми государственными программами.

Государственные доноры - самые бюрократичные и требовательные. Их программы помощи обычно направлены на узко определенный круг потенциальных получателей, а требования к оформлению заявок и отчетности наиболее строги. Очень часто такие доноры ориентированы исключительно на граждан своего государства и не финансируют работу иностранцев. Однако в некоторых случаях они предоставляют гранты иностранным заявителям, обычно не напрямую, а через организацию-посредника.

"Получастные" доноры - общественные организации, получающие средства от государственных доноров и распределяющие их по организациям-заявителям. Например, World Learning, Национальный фонд защиты демократии, АЙРЕКС, Фонд Евразия и др. Сюда же можно отнести и международные организации, подобные Всемирному банку.

Частные доноры - это фонды, частные некоммерческие организации, получающие средства от частных граждан (пожертвования), либо корпорации (коммерческие фирмы), а также частные лица. Требования к оформлению заявки значительно менее жесткие, а отчетность упрощена. Однако некоторые частные фонды могут быть тоже весьма требовательны. Существует несколько типов частных благотворительных фондов.

Независимые фонды - как правило, организуются частным лицом, семьей или несколькими лицами (фонд МакАртуров, фонд Рокфеллеров, фонд Сороса), а затем существуют на дивиденды с вложенного капитала. Такие фонды обычно имеют четко определенный список приоритетных направлений и набор стандартных критериев отбора заявок. Фонды формируют советы, рассматривающие заявки и выносящие решение о финансировании.

Ассоциированные фонды финансируются из средств компании (коммерческой организации), с которой они ассоциированы. Примерами могут быть Xerox Foundation Apple, Hewlett-Packard.

Обычно такие фонды предоставляют гранты в области, совпадающей со сферой интересов корпорации. Решения о выдаче грантов принимаются советом, включающим руководство компании.

Есть еще фонды другого рода. Назовем их.

Фонды прямого действия - фонды, использующие свои ресурсы для поддержки собственных исследований или непосредственного предоставления услуг. Эти фонды специально создаются для поддержки каких-либо проектов.

Местные фонды создаются жителями конкретного района, города, села для удовлетворения местных потребностей. Ориентированы почти исключительно на оказание поддержки местным организациям.

Важно различать фонды и частные организации-посредники. Первые имеют средства и выдают их в виде грантов (фонд Сороса). Вторые не имеют собственных средств, а лишь оказывают содействие в распределении чужих денег (информируют общественность, помогают в оформлении заявок, оценивают и отбирают заявки, контролируют расход средств и предоставляют донору отчет). Примером может служить деятельность ISAR (бывший Институт советско-американских отношений) в распределении средств, выделенных US AID.

Благотворительные фонды - отнюдь не единственный источник финансирования, доступный для некоммерческих организаций.

Чтобы покрыть различные виды расходов, как-то: административные нужды, создание и содержание офиса, целевые проекты, долгосрочные программы, краткосрочные кампании - организация может использовать разные источники средств. Несколько примеров.

Членские взносы. Люди, сочувствующие или активно участвующие в работе организации, делают регулярный взнос в общий фонд.

Сбор пожертвований от частных лиц и организаций. Сбор может быть целевым, направленным на конкретное мероприятие, кампанию или на нужды организации вообще.

Получение государственного финансирования в рамках конкретной программы - так, как это делают научные учреждения. Например, средства на проектирование конкретных ООПТ (особо охраняемых природных территорий).

Учредительство - ряд организаций и/или физических лиц делают единовременный взнос, и собранные деньги используются на уставную деятельность учрежденной организации.

Изготовление и продажа значков, маек, сувениров, тематических изданий и т.д. Организация платных благотворительных мероприятий (обедов, вечеров, просмотров кинофильмов, благотворительных аукционов и т.д.).

Вклад собранных средств в ценные бумаги и использование процентов с этого вклада на нужды организации (фонда).

Выбрав несколько наиболее многообещающих потенциальных источников финансирования, можно обратиться к ним с предложениями. В документах конкретного фонда обычно указывается наиболее приемлемая форма обращения (требуется предоставление полной заявки, соответствующей заданной форме). Многие фонды считают нужным встретиться или побеседовать по телефону с потенциальными заявителями; значительная часть предпочитает сначала получить письмо-запрос с кратким изложением проекта и описанием заявителя.

Заявка, направляемая в государственный фонд, как правило, более подробна, чем направляемая в частный. Довольно часто государственные учреждения в своих указаниях подробно описывают критерии оценки каждого раздела проекта. Обобщая вышесказанное, можно подчеркнуть, что использование благотворительных фондов в качестве источника финансирования различных проектов не такое уж безнадежное дело. Если есть блестящая идея, но нет достаточных средств для ее осуществления, то, оценив возможности фондов по предоставлению средств на подобные проекты, имеется реальный шанс получить необходимые деньги.

Средства, предоставляемые благотворительными фондами, можно также использовать в организации конференций, семинаров, форумов, посвященных проблемам окружающей среды, образования, охраны здоровья. Например, Фонд Евразия в 1997-1998 гг. финансировал проекты по организации обучающих семинаров и тренингов.

В настоящее время помощью благотворительных фондов могут воспользоваться вузы, научно-исследовательские институты, общественные объединения и организации. Используют средства фондов различные ассоциации и объединения в части финансирования мероприятий по проблемам защиты прав работников, повышения квалификации менеджеров по кадрам.

Однако такой путь привлечения средств еще не воспринимается в России как реальный источник финансирования, и это тормозит развитие некоммерческого сектора в экономике РФ. Также нельзя не учитывать текущую ситуацию, при которой фонды, особенно зарубежные, неохотно направляют денежные средства в нашу страну.

Юридические лица принципиально различаются в зависимости от целевой предназначения организации, хоть и деление на коммерческие и некоммерческие юридические лица кажется критерием формальным, так как некоммерческим организациям не запрещено извлекать прибыль, в то же время коммерческие организации могут преследовать иные отличные от коммерческих цели.

Одним из кардинальных различий в деятельности некоммерческих организаций является их финансирование, которое регулируется ФЗ «О деятельности некоммерческих организаций». В соответствии со ст. 26 можно выделить следующую классификацию источников формирования имущества:

  1. Внутренние - взносы учредителей, выручка от реализации товаров, работ, услуг, доходы от использования имущества, дивиденды по акциям, ценным бумагам и т.д.
  2. Внешние - пожертвования, гранты, субсидии, дотации и т.д.

Отметим, что перечень источников финансирования не является закрытым, основное требование, которое предъявляется к источникам финансирования - законность и разрешенность такого источника. Следовательно, существуют ограничения и особенности финансирования некоммерческих организаций.

Внутренние источники финансирования деятельности

В первую очередь, некоммерческие организации должны получать финансирование из средств учредителей и участников. Законом четко не регламентирован закрытый перечень этих источников, в решении данного вопроса стоит исходить из указанных целей деятельности организации в уставе. Имущество некоммерческой организации, прежде всего, формируется за счет следующих источников:

  1. Единовременные или регулярные взносы учредителей. Порядок выплаты взносов учредителями определяется учредительными документами. При этом обязанность вносить взносы в уставный капитал на сегодняшний день отсутствует, этот вопрос регулируется локальными актами.
  2. Доходы от реализации товаров, работ и услуг. Следует учесть, что такие доходы возможны лишь в организациях, предусмотревших в качестве одной из целей организации извлечение прибыли. Аналогичным образом возможно иметь такой источник финансирования, как доходы, от использования собственности организации.
  3. Дивиденды по акциям, ценным бумагам. Такой вид финансирования собственного юридического лица предполагает участие в акционерном обществе. Чаще всего это происходит вследствие создания акционерного общества, что законом дозволено ограниченному кругу лиц: фондам, учреждениям, некоторым государственным корпорациям (например, Росатом, Внешэкономбанк).

Внешние источники финансирования

Категория сторонних источников финансирования характерна нестабильностью и четкой регламентацией, в особенности относительно вопросов целевого назначения и порядка использования. К таковым источникам финансирования относятся: пожертвования, гранты, целевые капиталы, субсидии, дотации и иные.

Пожертвования физических и юридических лиц. Право на получение пожертвований некоммерческие организации могут получать в соответствии с ч. 1 ст. 582 ГК РФ. Основное отличие пожертвования от дарения - общеполезная цель использования имущества, которой обусловлено пожертвование. Такая цель использования накладывает ограничения на распоряжение пожертвованным имуществом: если организация без разрешения жертвователя изменит порядок использования пожертвованного имущества, то жертвователь и его правопреемники получают право на требование отмены пожертвования. На практике часто одна некоммерческая организация перечисляет другой некоммерческой организации денежные средства по договору пожертвования с целью оказания какой-либо организационной или иной помощи жертвователю. В данном случае отношения скорее партнерские, истинная цель которых удовлетворение потребностей жертвователя услуга, работами одаряемого. Соответственно, у сторон могут возникнуть проблемы, присущие контрагентам, однако подобные вопросы нормами ГК РФ о дарении не урегулированы. Например, по делу № А08-1050/2015 жертвователь обязался по договору пожертвования перечислить на счет одаряемого денежные средства, которые предназначались для организации мероприятия. После чего жертвователь отказался от исполнения договора в части, с чем и обратился в суд одаряемый. Решением Арбитражного суда Белградской области от 22 июня 2015 г. исковые требования истца были удовлетворены. Разумеется, в подобных ситуациях возникают сложности с наложением таких финансовых санкций, как неустойка, упущенная выгода, реальный ущерб.

Более того, существуют требования к форме пожертвований: политическим партиям от юридических лиц они перечисляются исключительно в безналичной форме. Существуют ограничения круга жертвователей для отдельных видов некоммерческих организаций. Так, политическим партиям не могут жертвовать имущество иностранные государства и иностранные юридические лица.

Ввиду отсутствия точного понимания правовой природы, особый интерес представляют гранты. Превалирует мнение, согласно которой грант - разновидность дарения, несколько менее распространена теория, согласно которой грант - вид пожертвования. Так или иначе, существуют характерные отличия данного источника финансирования: отсутствие единой регламентации, более широкий круг грантополучателей. Наиболее важное отличие - грант предоставляется по результатам некого конкурса, отбора соответствующих кандидатов на реализацию гранта. Данные отличия отдаляют понятие гранта как от пожертвования, так и от дарения. Но грант все же можно считать самостоятельной разновидностью дарения, осложненного множеством условий. Существуют категории грантов, которые влекут изъятия по налогу на прибыль получающих их организаций (См. Постановление Правительства РФ № 485 от 28 июня 2008 г.). Примечательно, что в решениях судов можно встретить отождествление пожертвования и гранта (например, решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга Ленинградской области от 31 марта 2015 г. по делу № А56-71269/2014).

Источник финансирования, формируемый за счет средств, полученных в результате пожертвования, завещания или в счет неиспользованного дохода от доверительного управления - целевой капитал некоммерческой организации. Правила о создании целевого капитала касаются лишь таких организационно-правовых форм некоммерческих организаций, как фонд, автономная некоммерческая организация, общественная организация, общественный фонд, религиозная организация. Закон разграничивает понятие собственников целевого капитала и специализированной организации управления целевым капиталом, которая может создаваться только в форме фонда. Специализированная организация создается и действует исключительно в целях формирования целевого капитала, использования дохода от целевого капитала и распределения его среди иных получателей дохода (к которым относятся все некоммерческие организации, кроме государственных корпораций, политических партий и общественных движений). Специализированную организацию следует отличать от управляющей компании, которая является хозяйственным обществом и осуществляет доверительное управление целевым капиталом на основании лицензии на осуществление управления ценными бумагами или инвестиционными фондами.

Этот источник финансирования имеет существенное преимущество перед иными источниками: имущество, переданное на формирование целевого капитала, не является объектом налогообложения по налогу на прибыль и НДС. Более того, налогоплательщик, перечисляющий в порядке пожертвования определенное имущество некоммерческим организациям, получает социальный налоговый вычет в размере произведенных на пожертвование расходов. Указанное правило касается не только пожертвований на формирование целевого капитала некоммерческой организации, но и на иные виды пожертвования в пользу благотворительных, социально ориентированных, религиозных и других организаций.

Характерный для социально ориентированных некоммерческих организаций источник финансирования - субсидии и дотации. Принципиальное отличие дотаций от иных форм межбюджетных трансфертов - отсутствие целевой направленности. Они выделяются бюджетам бюджетной системы в целях повышения уровня благополучия и бюджетной сбалансированности. Что касается субсидий, то это некое софинансирование, которое ранее могло выделяться сразу на реализацию нескольких проектов, Постановлением правительства РФ № 310 от 15 апреля 2014 г. действует программа « одна государственная программа - одна субсидия». Аналогично предоставляются субсидии по отраслевым направлениям (например, Постановление Правительства РФ № 143 от 19 февраля 2013 г., Постановление Правительства РФ № 1074 от 20 декабря 2010 г.).

Выводы

Таким образом, установленные законами источники формирования финансовой основы деятельности некоммерческих организаций разнообразны и создают возможность раскрытия и реализации уставных целей каждой организации. Наиболее выгодно положение тех некоммерческих организаций, организационно-правовая форма которых позволяет создавать целевой капитал, а цели деятельности признаны социально ориентированными, что позволяет таким организациям получать субсидии из бюджетов различных уровней. Помимо государственной помощи некоммерческим организациям предусмотрены меры, стимулирующие частный сектор предпринимателей к осуществлению пожертвований в пользу некоммерческих организаций, - введение налоговых вычетов по НДС и налогу на прибыль организаций.

Помимо получения внешней финансовой помощи некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность (с учетом законодательных ограничений): получать доходы от реализации производимых ей товаров, работ, услуг, доходы от имущества некоммерческой организации, дивиденды по акциям и иным ценным бумагам. Таким образом, некоммерческая организация может самостоятельно обеспечивать себя средствами для реализации своих уставных целей.

При изучении нормативного материала по внешним и внутренним источникам финансирования деятельности некоммерческих организаций складывается впечатление о том, что законодатель отдает предпочтение внешним источникам формирования имущественной базы: детальное законодательное регулирование и введение стимулирующих мер говорят о повышенном внимании законодателя именно к этим источникам финансирования. Наделение некоммерческих организаций возможностью осуществления предпринимательской деятельности является необходимостью, гарантией функционирования организации и осуществления общественно полезной деятельности даже при отсутствии внешнего финансирования. К сожалению, законодатель установил довольно нечеткие рамки для возможного «самофинансирования» некоммерческой организации, что может приводить к злоупотреблениям или, наоборот, недостаточному использованию этой возможности.

Фирсов А.

В отношении государственной власти к некоммерческим организациям (НКО) и благотворительности как в капле воды отражается отношение власти к собственному народу

Как работают некоммерческие организации (НКО)

Россияне мало знакомы с некоммерческими организациями. А в тех случаях, когда они получают какую-то помощь от НКО, они часто даже не знают об этом.

Некоммерческие организации потому и называются некоммерческими, что их цель – максимально эффективно (с максимальной пользой для граждан) реализовать имеющееся финансирование или гуманитарную помощь.

То есть, главная цель некоммерческой организации – с помощью минимума денежных средств достичь максимальной реализации тех программ, для которых создана эта организация.

Такие организации создаются и регистрируются в государственных органах для реализации определенных общественно-значимых целей, которые по тем или иным причинам нуждаются в отдельном финансировании, или до которых централизованная помощь еще не дошла:

Беженцы,
- пострадавшие от стихийных бедствий,
- беспризорные дети,
- инвалиды,
- памятники культуры и искусства,
- экологически грязные зоны,
- новые научные разработки,
- заключенные,
- правозащитники,
- военнопленные и т.п.

Объединения по защите прав животных,
Наблюдатели на выборах,
Экологические организации,
Программы по тестированию товаров и продуктов,
Социальные программы для отдельных категорий граждан,

И многое другое.

Такие организации могут получать средства от граждан и юридических лиц, иностранных фондов и под контролем попечительских советов (работающих на безвозмездной основе) максимально эффективно реализовывать нужные обществу программы.

В мире количество некоммерческих организаций постоянно растет, поскольку это –быстрый и эффективный способ решить наиболее сложные проблемы. Такой способ помощи гораздо более эффективен, чем финансирование из государственного бюджета по определенным, утверждаемым раз в год программам.

Во всем мире это хорошо понимают. И потому в любой цивилизованной стране исполнительная и законодательная ветви власти делают все возможное, чтобы упростить работу НКО и помощь своим гражданам.

НКО никогда не существуют сами для себя. За ними всегда стоят определенные люди, для которых это НКО создано, и которым оно помогает. И эти люди, как правило, нуждаются в конкретной целевой помощи или финансировании.

Кто финансирует НКО

Теоретически, НКО могут получать средства из разных источников:

От юридических лиц в своей стране,
- от своих и иностранных граждан,
- от других НКО,
- от иностранных фондов.

Государство, которое является формой самоуправления людей, на практике не может управлять всем, что только существует в современной жизни. Это просто нецелесообразно. Не все проекты заслуживают того, чтобы осуществлять их за счет государственного бюджета. Но государство должно оставлять возможность для реализации отдельных проектов за счет инициативы отдельных лиц. Как это будет происходить и за счет каких средств – это не дело государства. В идеале оно устанавливает рамки для получения средств некоммерческими организациями на осуществление своих уставных целей, предполагая определенный контроль для того, чтобы НКО не использовались для отмывания доходов, подрывной деятельности, получения определенных привилегий для своего руководства, и т.п.

Фактически, если посмотреть на то, как государственная власть относится к НКО, можно понять, как власть относится к своему народу.

НКО и налог на прибыль/доходы

В западных странах получение некоммерческой организацией денежных средств освобождается он налога на прибыль по определению.
В России все сделано с точностью до наоборот. От налога на прибыль освобождаются только те организации, которые оказывают помощь только по одному из трех направлений: культура, наука, здравоохранение.

Причем освобождаются только те организации, которым это разрешит соответствующее министерство. И не просто разрешит, а внесет в соответствующий список, утверждаемый в высших эшелонах власти.
И чтобы получить это освобождение, организация должна задолго до получения какой-либо помощи:

Доказать свою преданность действующей власти,
- подать заявление в соответствующее министерство,
- приложить к заявлению большой пакет документов, доказывающий, что деньги будут расходоваться только на такие программы, которые уже реализуются в рамках бюджета, т.е. доказывающий, что иностранная помощь будет дополнять финансирование из российского бюджета и не выделяться на его фоне.

В результате, получение гранта из-за рубежа российской некоммерческой организацией в ста случаях из ста попадает под 25% налогообложение налогом на прибыль.

Но это не все. На западе, грант, выделенный некоммерческой организацией физическому лицу освобождает это лицо от налога на доходы физического лица. Если налог на доходы составляет, скажем, 13%, как в России, то государство не берет с людей, получающих гранты, соответствующие налоги, таким образом, государство делает все возможное, чтобы целенаправленная помощь в максимальном объеме дошла до тех людей, кто гранты получает (ученые, писатели, правозащитники, врачи, археологи, художники, артисты). В России такое освобождение не предоставляется. И люди, получающие гранты, вынуждены платить подоходный налог с полученных сумм.

Поскольку законопроекты в России пишут не депутаты Госдумы, а профильное министерство, то в этом случае, видимо, бумага родилась в соответствующем подразделении Администрации президента, потом перекочевала в Минфин, после чего была проштемпелевана в Госдуме и Совете федерации, и потом попала на подпись к Путину. Любопытно, что с «субъектом регулирования», т.е., с некоммерческими организациями, никто встречаться и не подумал. Да и зачем?

Если у МВД есть цель собрать дополнительные деньги или просто сократить количество машин на дорогах, оно присылает в Госдуму законопроект о том, что теперь все машины и днем должны ездить с включенными фарами. С этого дня можно штрафовать всех, кто ездит без фар, или с габаритами, или с дальним светом. Также и с законом о налогообложении НКО. Если была цель прекратить безобразие с финансированием какой-то деятельности, неподконтрольной тем, кто за нее не платит, не осуществляет, и не несет ответственности, то она сразу же достигнута.

Потому что если бабушка отдаст своих 30 рублей (с которых уплачены все налоги) на то, чтобы оплатить телефон группе активистов, которые хотят заселить белок в городской парк (или помочь семьям, оставшимся без кормильца, или купить Оку инвалиду), то активистам нужно будет отчислить государству долю в виде налогов. На прибыль. Поскольку в России все денежные средства, получаемые НКО, попадают под налогообложение по налогу на прибыль.

НКО и отчетность

В западных странах НКО освобождаются от излишней отчетности и подают в государственные органы только упрощенную отчетность о полученных и израсходованных средствах. В России под нажимом международных организаций ввели такую отчетность для НКО. При этом, однако, забыли законодательно отменить необходимость подавать в Налоговую отчетность в соответствии с обычным российским законодательством.

В результате российские НКО подают в налоговые инспекции два комплекта отчетности: отдельно упрощенную, о полученных и израсходованных средствах, и отдельно стандартную российскую отчетность по всем видам российских налогов (в том числе с привлечением организаций, оказывающих бухгалтерские услуги в Санкт Петербурге).

Налог на тех, кто осуществляет пожертвования

В западных странах государство поощряет пожертвования в некоммерческие организации и фонды, освобождая жертвующих от подоходного налога.
Если иностранный гражданин или юридическое лицо делает пожертвование в некоммерческую организацию или фонд своей страны, то государство с помощью налога поощряет тех, кто это делает.

Простой пример. Гражданин, выходя за рубежом из театра после спектакля, практически в любой цивилизованной стране может пожертвовать деньги в НКО, фонд культуры или конкретного театра. Если он дает деньги НКО, скажем 100 долларов, то на месте получает соответствующую номерную бумажку с указанием того, куда, когда и сколько было пожертвовано. Этот документ является официальным освобождением от налога на доходы. Он позволяет гражданину не платить налоги с этой суммы, т.е. уменьшить свой налогооблагаемый доход. Т.е., если доход гражданина в месяц равен 1000 долларов, его налог должен быть 130 долларов (если считать, что налог – 13%, как в случае России). Если же он документально подтвердил, что он пожертвовал 100 долларов, то налогом облагаются только 900 долларов, полученные им в этом месяце (т.е. 117 долларов).

Культура приобретает 100 долларов. Получивший деньги фонд государству налоги не платит. Гражданин теряет 87 долларов (платит 100 долларов, уменьшает налог на 13 долларов). Государство теряет 13 долларов.

Из этих 100 долларов иностранный фонд может с разрешения своего попечительского совета выделить грант не только своим культурным центрам, но и дать грант нуждающимся театрам за рубежом, например, театру Константина Райкина.

На практике в России происходит следующее. Я, как гражданин России, плачу государству 13 процентов налога из своих заработанных 100 долларов. Государство из полученных 13 долларов выделяет 1% бюджета, т.е. 0.13 доллара на культуру. Театр Райкина из этих 13 центов получает после распределения хрен на палочке.

В России благотворительность фактически запрещена.

Например, если российское юридическое лицо на свой страх и риск решится заняться благотворительностью, скажем, начав систематическую раздачу супа бездомным, то оно должно будет зарегистрировать всех, кто воспользовался благотворительностью., заплатить с розданного супа подоходный налог, и, самое главное, в конце года подать в налоговую инспекцию подробную информацию о тех, кому досталость благотворительности больше чем на 2000 руб.

В подаваемых сведениях необходимо указать на каждого человека следующее:

Фамилия, Имя, Отчество,
- Дата рождения,
- Место рождения,
- Место жительства,
- Паспортные данные,
- Индекс место жительства,
- Номер ИНН,
- Номер пенсионного свидетельства.

Неподача сведений ведет к штрафам.

Потраченные средства не будут освобождены от налога на прибыль (с них придется заплатить не только подоходный налог в размере 13%, но и налог на прибыль в размере 25%).

Аналогичная ситуация происходит в случае, если юридическое лицо осуществляет пожертвования в фонд или НКО. В этом случае благотворитель не получает освобождения от 25% налога на прибыль (заплатит 25% с благотворительных сумм). Кроме того, 25% налога на прибыль заплатит НКО со стоимости бесплатно раздаваемого, и, высока вероятность, что НКО предъявят претензии о неподаче индивидуальных сведений о тех, кто воспользовался благотворительностью.

Расходы НКО

Вы можете себе представить, чтобы, скажем, фирма, продавшая или подарившая НКО мебель или компьютеры, заплатила налог на прибыль со стоимости проданного/подаренного, но не заплатила государству налог на добавленную стоимость (НДС) в размере 18% от стоимости проданного или подаренного?

В России такая неуплата - преступление. В Западных странах это – норма.

НКО в западных странах приобретают товары и услуги. И те, кто продает им эти товары или оказывает услуги, освобождаются от уплаты НДС государству с сумм продажи/стоимости услуг. Таким образом, НКО имеют возможность приобретать для своих программ оборудование и материалы дешевле, чем они продаются на рынке.

В западных странах государство заботится о том, чтобы это правило соблюдалось, и с помощью НДС помогает НКО уменьшить свои расходы.

Почему Путин борется с НКО

Однажды по РТР была передача про то, как группа молодых немцев выбрала (добровольно) альтернативную службу вместо военной, и поехала работать в гуманитарную организацию, которая занималась тем, что помогала бомжам в Петербурге (Россия) не умереть от холода и голода. Они приезжали с передвижной кухней и кормили бомжей горячим супом. Корреспондент сунул микрофон довольному бомжу с тарелкой супа, и тот сказал: «Я не знаю, кто это и почему тут помогает, но большое спасибо Путину!!!»

Вот вам и НКО. Немецкий призывник кормит в зимнем Петербурге бомжей, а спасибо Путину. Кстати, есть ли хоть в одном российском городе хоть одна социальная программа, которая нацелена на то, чтобы накормить бомжей супом, а не их отлов и кастрацию?

К сожалению, даже от такой помощи Путин старается отказаться всеми силами. Почему?

От помощи можно отказываться по разным причинам.

Так, в фильме «Девчата» бригадир лесорубов (в исполнении Николая Рыбникова) отказывался от обедов в столовой, для того, чтобы наказать повариху, отказавшуюся с ним потанцевать, а вовсе не потому, что обеды были невкусными.

Из-за личной обиды герой фильма наказывает всю свою бригаду.

Контрразведка различных стран старается предотвратить нелегальное поступление денежных средств в свою страну, передаваемых резидентам на их подпольную деятельность. Чтобы купленные на эти деньги оружие, боеприпасы и оборудование не могли быть использованы для диверсионной деятельности, разведки и подкупа.

И это понятно. Нелегельные средства – основной источник финансирования противоправной деятельности.

В России же Путин борется с официально оформляемым и легальным финансированием НКО из-за рубежа не потому, что на шпионские деньги будут реализовываться политические программы, и не потому, что хочет наказать иностранные фонды.

К сожалению, он борется с ними потому, что фонды эти оказывают помощь гражданам России.

Он борется с ними просто потому, что они есть. Что они действительно оказывают помощь.

И помощь эта:
- не уходит полностью в карман чиновников,
- адресно доходит до нуждающихся,
- не дает откатов тем чиновникам, кто контролирует расходы бюджета,
- не разворовывается, а целевым методом распределяется под контролем добровольцев, попечительского совета, грантодателей и государственных органов,
- оказывается очень эффективной,
- дает людям возможность почувствовать реальную заботу о себе.

Но, в результате оказывается, что помощь от какого-то мецената Сороса на восстановление культурных памятников России в десятки и сотни раз превышает то, что выделяется на те же цели в бюджете России. Что инвалидных колясок в России на деньги иностранцев делается в десяток раз больше, чем на деньги из бюджета, что иностранные инвалидные коляски гораздо лучше отечественных, что их раздают бесплатно, а не продают из бюджета инвалидам за деньги.

И российские граждане начинают задавать непростые вопросы о том, почему это какой-то иностранец из своего кармана может помогать бездомным детям, инвалидам, деятелям культуры и искусства, очищать от мусора российские парки, реставрировать памятнику культуры, финансировать российские научные разработки, проводить интернет в ВУЗы, помогать исчезающим народам Севера, строить дома для военнослужащих, лечить больных СПИДом, и наркоманов, а Путину и его окружению до этого дела нет.

Когда-то наше государство раздавало социальную помощь из-за рубежа самостоятельно. Но вскоре иностранцы поняли, что НКО справляются с помощью гораздо лучше, поскольку:
- быстрее работают,
- меньше воруют и не оставляют часть помощи себе или своим близким,
- действуют точечно,
- легче контролируются,
- несут меньшие издержки,
- своевременно и в необходимом объеме представляют отчетность грантодателям и меценатам.

Помощь из-за рубежа стала поступать в различные российские НКО.
Были созданы массы примеров того, как можно работать не для себя, а для общества и без помощи государства.

Если пример присутствует перед глазами, то со временем могут произойти перемены в сознани не только у тех, кто получает помощь, но и у тех, кто обладает достаточной властью, и может распоряжаться аналогичными государственными финансами. Многие из тех представителей российской власти, кто впервые столкнулся с малой, но эффективной помощью от негосударственной (некоммерческой) организации, делают довольно неожиданные выводы – в первую очередь, их это озлобляет. Они не хотят, чтобы о наших проблемах стало известно там, «на Западе». Если мы тут сами справиться не можем со своими беженцами, голодающими и беспризорными, так лучше сдохнут пусть, но останутся без помощи. Так думают не те, кто эту помощь получает, а те, кто наблюдает, ничего не делая. Однако есть и такие люди с гражданской позицией, кто находит в себе силы задавать вопросы о том, почему практически все культурные, экологические, некоммерческие научные, правозащитные, медицинские центры финансируются из-за рубежа, а не из России.

Вот этих то российских граждан с их проблемами, с их непростыми вопросами больше всего и боятся Путин с окружением. Боятся, что в стране все больше становится людей, которые могут прийти к власти и спросить с нее за все: за перекрытые для эскортов дороги, за голод и холод, за нищету и бесправие, за мизерные зарплаты и пенсии, за подтасованные результаты выборов, за отсутствие финансирования культуры и здравоохранения

Путинская команда изо всех сил борется с теми, кто понимает ситуацию, кто пытается ее улучшить, кто реально помогает гражданам России. И не иностранных фондов она боится, не их денег, а своего народа.

Путь разрешения и путь запрета

В тех странах, где власть действует для своего народа, деятельность НКО всячески поощряется, этой деятельности оказывается всемерное содействие. Государство верит своим гражданам и присоединяется к тем пожертвованиям, которые делают граждане. Политические деятели, думающие о благе своего народа всеми силами развивают НКО, содействуют их деятельности и всемерно им помогают. Там отношения с НКО строятся по пути РАЗРЕШЕНИЯ.

В тех странах, где народ только мешает государственной власти осуществлять свою деятельность (выкачивать за рубеж природные ресурсы, превращать свою страну в мировую свалку, перекачивать государственный бюджет в свой карман через локальные войны и конфликты), руководство стран идет по пути ЗАПРЕТА и всяческих помех в деятельности НКО, перекрывая им любой «кислород», как в виде финансирования от своих граждан и юридических лиц, так и из-за рубежа.

Если бы российская власть заботилась о своем народе, она бы сделала все возможное, чтобы российские НКО могли существовать на пожертвования от своих граждан и юридических лиц. Чтобы эти пожертвования были максимально беспрепятственны.

Если бы российское руководство реально беспокоилось о своем народе, а не о сохранении своей власти, то оно сделало бы все возможное, чтобы российское финансирование НКО было настолько простым, доступным и объемным, чтобы российским НКО и в голову не приходило идти выпрашивать гранты у зарубежных спонсоров.

Послесловие.

Путину не нравятся российские НКО. Особенно ему не нравятся те из них, которые получают финансовую поддержку из-за рубежа (увы, из-за определенной внутренней политики России, таких в России из ста – сто). Из зарубежной финансовой поддержки ему больше всего не нравится поддержка из Соединенных Штатов Америки. Из американской поддержки он больше всего не любит Агентство по международному развитию США (US AID), потому что эта организация получает деньги от Государственного департамента США. Путин не может себе представить, чтобы деньги американского бюджета шли не во вред России, а на благое дело или на пользу России.

Может быть, он и прав.
Но, поскольку я иногда выглядываю на улицу, эта мысль у меня в голове не приживается.
Проезжая часть моей улицы и многих соседних уже много лет освещается фонарями, на которых наклеен значок US AID.

Это значит, что освещение улиц делалось не за счет московских властей, а благотворительной некоммерческой организацией за счет средств, полученных по гранту от Агентства по международному развитию США (US AID). Фактически на деньги того самого агентства, которое Путин считает виновным в существовании российской оппозиции.

Каждый раз, когда я задумываюсь о путинской политике по отношению к российским НКО и их зарубежному финансированию, меня мучает вопрос: к чему мы идем, и остановится ли Путин на достигнутом или пойдет дальше?

Он будет бороться только с помощью россиянам из-за рубежа? Или он будет чуть более последователен, и будет бороться не только с тем, что сейчас делается на иностранные гранты, но и перейдет к уничтожению того, что уже сделано? Т.е. перейдет к разбиванию уличный фонарей, установленных за счет иностранной помощи.

Или, может быть, он будет последователен до конца в своей борьбе и снесет все уличные фонари в России?

Вопрос: ...Единственный источник финансирования автономной некоммерческой организации - регулярные и единовременные поступления от учредителей и сторонних организаций. Как при налогообложении прибыли квалифицировать эти средства - как внереализационные доходы или целевые поступления? Облагаются ли ЕСН выплаты сотрудникам организации за счет указанных поступлений? (Письмо Минфина РФ от 18.05.2005 n 03-03-01-04/4-57)

Вопрос: Автономная некоммерческая организация осуществляет свою уставную деятельность за счет регулярных и единовременных поступлений от учредителей и сторонних организаций.
Полученные целевые поступления направляются на реализацию уставных целей организации. Предпринимательской деятельности организация не ведет. Таким образом, указанные поступления являются единственным источником финансирования организации.
Как для целей налога на прибыль организаций квалифицируются поступления, получаемые автономной некоммерческой организацией: в качестве целевых поступлений (п. 2 ст. 251 НК РФ) или в качестве внереализационных доходов (пп. 8 ст. 250 НК РФ)?
Облагаются ли ЕСН выплаты в пользу сотрудников организации (осуществляемые за счет поступлений от учредителей и других организаций) или указанные выплаты не подлежат налогообложению на основании п. 3 ст. 236 НК РФ?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 18 мая 2005 г. N 03-03-01-04/4-57
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел запрос по отдельным вопросам применения налогового законодательства и сообщает следующее.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов. Деятельность автономной некоммерческой организации направлена, в частности, на предоставление услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права и физической культуры.
Имущество, переданное автономной некоммерческой организации учредителями, является ее собственностью. Автономная некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых она создана.
Таким образом, источниками формирования имущества автономной некоммерческой организации являются поступления от юридических и физических лиц - учредителей на ведение уставной деятельности, выручка от реализации товаров, работ, услуг и внереализационные доходы.
Поступления от учредителей и порядок их внесения определяются учредительными документами конкретной некоммерческой организации.
Регулярные взносы могут поступать в виде частичного или полного финансирования собственником созданного им учреждения.
Единовременные поступления обычно вносятся учредителями некоммерческой организации при ее создании или при вступлении в уже существующую организацию.
Добровольные взносы осуществляются учредителями помимо вступительных и регулярных взносов. Они могут носить целевой характер, если переданы на выполнение определенных проектов и программ, но возможна и нецелевая передача имущества на осуществление уставной деятельности некоммерческой организации.
Пожертвования отличаются от добровольных взносов тем, что поступают от любого лица, не являющегося учредителем некоммерческой организации. Пожертвования могут быть как целевыми, так и не предназначенными для определенных целей.
В соответствии со ст. 582 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве пожертвований некоммерческой организации могут быть переданы различные вещи, ценные бумаги, а также денежные средства. При целевом пожертвовании переданное имущество должно использоваться только для целей, обусловленных жертвователем. Некоммерческая организация обязана вести обособленный учет всех операций по использованию целевого пожертвования.
В соответствии с п. 2 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению, включая, среди прочего, осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, целевые взносы, а также пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Таким образом, в случае если полученные автономной некоммерческой организацией поступления по существу соответствуют перечисленным в п. 2 ст. 251 Кодекса видам поступлений либо могут быть квалифицированы как пожертвования в соответствии со ст. 582 Гражданского кодекса Российской Федерации, эти поступления не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
Во всех остальных случаях поступления в пользу некоммерческой организации учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в качестве безвозмездно полученного имущества в составе внереализационных доходов на основании п. 8 ст. 250 Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 236 Кодекса объектом обложения единым социальным налогом для налогоплательщиков - лиц, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
При этом источники финансирования выплат не имеют значения.
Согласно п. 3 ст. 236 Кодекса указанные в п. 1 ст. 236 Кодекса выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
Поскольку организация не ведет предпринимательскую деятельность, то она не формирует налоговую базу по налогу на прибыль и на нее не распространяется п. 3 ст. 236 Кодекса.
Таким образом, выплаты, начисленные сотрудникам организации по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам, подлежат обложению единым социальным налогом в установленном порядке.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
18.05.2005

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • виды и способы финансирования деятельности некоммерческих организаций, включая целевой капитал;
  • источники формирования имущества некоммерческих организаций и их структуру;
  • особенности организации финансов некоммерческих организаций за рубежом;

уметь

  • определять дополнительные источники финансирования для некоммерческих организаций;
  • оценивать возможность привлечения заемных источников финансирования для некоммерческих организаций;
  • применять зарубежный опыт организации финансов в российской практике;

владеть

  • навыками разработки альтернативных вариантов по привлечению дополнительных источников финансирования в некоммерческие организации;
  • способами привлечения финансовых ресурсов различных источников;
  • информацией о формировании некоммерческими организациями эндаументфондов за рубежом.

Особенности финансирования некоммерческих организаций

Понятие финансирования некоммерческих организаций

Ранее в параграфе 1.2 мы кратко останавливались на рассмотрении видов финансовых ресурсов некоммерческих организаций и подчеркивали, что их наличие является основным условием функционирования некоммерческих организаций. В связи с этим встает вопрос об обеспечении некоммерческой организации финансовыми ресурсами. Под "обеспечением" в русском языке понимается предоставление достаточных материальных средств, снабжение чем-либо в нужном количестве. Под "финансовым обеспечением" понимается покрытие затрат некоммерческих организаций за счет финансовых ресурсов, переданных учредителями и самостоятельно полученных некоммерческой организацией в процессе деятельности, приносящей доход. Словосочетание "финансовое обеспечение" ближе всего по содержанию к термину "финансирование", под которым понимается направление денежных средств на определенные цели. Финансовое обеспечение некоммерческой организации осуществляется посредством финансирования.

Финансирование – это процесс выделения средств некоммерческой организации в денежной форме для достижения основной цели ее деятельности. В английском языке для обозначения процесса "финансирования", т.е. снабжения денежными средствами, используются разные термины. В частности, funding – означает финансирование только за счет внутренних источников, a financing – допускает использование внешних или заемных источников.

Финансовое обеспечение некоммерческих организаций осуществляется в следующих формах:

  • – финансирование учредителями (участниками, членами);
  • – финансирование спонсорами, меценатами, благотворителями, грантодателями;
  • – самофинансирование;
  • – кредитование.

Финансирование некоммерческой организации учредителями

Учредители осуществляют финансирование некоммерческой организации в момент ее создания, а также в процессе ее функционирования. При создании некоммерческой организации учредители осуществляют первоначальное финансирование в соответствии с Уставом. Учредители передают (вносят на расчетный, валютный счета организации, в кассу) денежные средства в сумме и сроки, предусмотренные Уставом некоммерческой организации. Передача в качестве взноса в некоммерческую организацию неденежных средств (земельных участков, основных средств, нематериальных активов) осуществляется в установленные сроки. Кроме того, учредители осуществляют финансирование основной деятельности на постоянной основе в текущем порядке в процессе функционирования некоммерческой организации. Таким образом, финансирование учредителями является внешним финансированием для некоммерческих организаций.

К внешнему финансированию некоммерческих организаций относится бюджетное финансирование, осуществляемое в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (далее – БК РФ).

Под бюджетным финансированием понимается предоставление бюджетных средств (средств бюджетов РФ и средств государственных внебюджетных фондов) для полного или частичного покрытия затрат но основной деятельности бюджетных, автономных и казенных учреждений.

Характерной особенностью бюджетного финансирования является целевой характер предоставления бюджетных средств. ВПК РФ выделена специфика такого вида финансирования, как целевое финансирование.

В соответствии с действующим налоговым законодательством, некоммерческие организации, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) по целевому финансированию. В таком случае средства целевого финансирования не включаются в доходы, подлежащие налогообложению по налогу на прибыль. При отсутствии раздельного учета средств целевого финансирования полученные средства приравниваются к внереализационным доходам и подлежат налогообложению в установленном порядке.

Целевое финансирование – это передача средств, которые следует использовать в строгом соответствии с целями, определенными субъектом (организацией или физическим лицом), выделившим эти средства. Особенностью целевого финансирования является контроль со стороны субъекта, выделившего средства, над целевым использованием перечисленных средств.

Подробный перечень средств целевого финансирования приведен в ст. 251 НК РФ.

К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное некоммерческой организацией и использованное ею по назначению, определенному организацией (физическим лицом) в виде бюджетных ассигнований, выделяемых бюджетным учреждениям, в виде субсидий – автономным учреждениям.

Бюджетные ассигнования представляют собой средства федерального, региональных и местных бюджетов, направляемые на развитие экономики, управление государством, регионом, управление государственным долгом, финансирование социально-культурной сферы, обороноспособности страны, правоохранительных органов.

Бюджетные ассигнования предоставляются бюджетным, автономным, казенным учреждениям в сфере образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, а также некоммерческим организациям других организационно-правовых форм на финансирование расходов, предусмотренных в их финансовых планах и сметах. Казенным учреждениям бюджетные ассигнования предоставляются в виде лимитов бюджетных обязательств, которые также являются средствами целевого финансирования.

Подробно бюджетные ассигнования как источники финансирования казенных, бюджетных и автономных учреждений будут рассмотрены в гл. 4.

Субсидия (от лат. subsidium – помощь, поддержка) – это бюджетные средства, получаемые учреждениями на определенные цели для софинансирования (долевого финансирования) затрат. Например, субсидии, являющиеся средствами целевого финансирования из бюджетов РФ, предоставляются бюджетным и автономным образовательным учреждениям на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими, в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ).

Например, к средствам целевого финансирования относят субсидии в виде средств бюджетов, выделяемых товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, управляющим организациям, выбранным собственниками помещений в многоквартирных домах, на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".

Некоммерческие организации обязаны обеспечить целевое расходование полученных ими субсидий и представить соответствующие отчеты в органы государственной власти и местного самоуправления, органы управления государственными внебюджетными фондами.

К средствам целевого финансирования относится безвозмездно полученное имущество государственных и муниципальных образовательных учреждений, а также негосударственных образовательных учреждений на ведение уставной образовательной деятельности.

Средствами целевого финансирования является имущество (включая денежные средства), полученное религиозной организацией в связи с совершением религиозных обрядов и церемоний, а также от реализации религиозной литературы и предметов религиозного назначения.

Доходы Внешэкономбанка , являющегося государственной корпорацией, также являются средствами целевого финансирования.

Кроме государственных и муниципальных учреждений, получателями бюджетных средств являются некоммерческие организации других организационно-правовых форм.

Согласно распоряжению Президента РФ от 01.04.2015 № 79-рп "Об обеспечении в 2015 году государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества и реализующих социально значимые проекты и проекты в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина" выделено субсидий, предусмотренных в федеральном бюджете на 2015 год, в размере 4 228 200 тыс. руб. Список некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества, представлен в Приложении 2.

Бюджетные ассигнования в виде субсидий могут предоставляться по итогам конкурса на реализацию конкретных программ и проектов в определенной сфере или по итогам уже осуществленных инициатив. Субсидии распределяются операторами в рамках Конкурса государственной поддержки неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества, и в рамках поддержки социально ориентированных НКО. На федеральном уровне субсидии также распределяют ряд министерств и ведомств (Минздрав России, Минобрнауки России, Минкультуры России и др.).

Увеличение государственного финансирования некоммерческих организаций, принятие на государственном уровне целевой программы развития некоммерческих организаций в долгосрочной перспективе, реализация государственно-частного партнерства, создание механизма возмещения расходов на социальные услуги, оказываемые некоммерческими организациями, будут способствовать повышению финансово-экономической устойчивости некоммерческих организаций.

Финансирование некоммерческих организаций учредителями является основополагающим, так как осуществляется в момент образования некоммерческой организации. Дальнейшее финансирование учредителями предполагает повысить финансовую устойчивость некоммерческой организации при выполнении ею уставных задач.

  • Внешэкономбанк не является коммерческим банком, его деятельность регулируется Федеральным законом от 17.05.2007 № 82-ФЗ банке развития", вступившим в силу 04.06.2007.