Субъективные методы контроля. Метод исследования уровня субъективного контроля (уск). и интеркорреляции шкал

Когда понадобится: позволяет оценить, как относится оцениваемый к происходящим в его жизни событиям, считает ли он их подконтрольными либо думает, что он не властен над ними.

Опросник исследования уровня субъективного контроля (УСК)

Инструкция: Вам предлагается 44 утверждения, которые описывают различные способы интерпретации человеком наиболее часто встречающихся социальных ситуаций. Внимательно прочитайте каждое утверждение, оцените степень своего согласия или несогласия и проставьте в бланке для ответов цифру, соответствующую вашему выбору:

3 - полностью согласен
+2 - согласен
+1 - скорее согласен, чем не согласен
–1 - скорее не согласен, чем согласен
–2 - не согласен
–3 - полностью не согласен

Старайтесь использовать весь диапазон оценок.

Бланк для ответов
_______________________________________________
Фамилия, имя, отчество


п/п

Утверждение

Оценка

Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от личных способностей и усилий
Большинство разводов происходит из-за того, что люди не захотели приспособиться друг к другу
Болезнь - дело случая; если уж суждено заболеть, то ничего не поделаешь
Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим
Осуществление моих желаний часто зависит от везения
Бесполезно прилагать усилия для того, чтобы завоевать симпатию других людей
Внешние обстоятельства, родители и благосостояние влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов
Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной
Как правило, руководство оказывается более эффективным, когда полностью контролирует действия подчиненных, а не полагается на их самостоятельность
Мои отметки в школе больше зависели от случайных обстоятельств (например, от настроения учителя), чем от моих собственных усилий
Когда я строю планы, то, в общем, верю, что смогу
осуществить их
То, что многим людям кажется удачей или везением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий
Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем врачи и лекарства
Если люди не подходят друг другу, то, как бы они ни старались, наладить семейную жизнь они все равно не смогут
То хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено другими
Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители
Думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни
Я стараюсь не планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства
Мои отметки в школе больше всего зависели от моих усилий и степени подготовленности
В семейных конфликтах я чаще чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной
Жизнь людей зависит от стечения обстоятельств
Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определять, что и как делать
Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моих болезней
Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха в своем деле
В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают
Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся отношениях в семье
Если очень захочу, я смогу расположить к себе любого
На подрастающее поколение влияет так много разных обстоятельств, что усилия родителей по их воспитанию часто оказываются бесполезными
То, что со мной случается, - дело моих рук
Трудно бывает понять, почему руководители поступают так, а не иначе
Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего, не проявил достаточно усилий
Чаще всего я могу добиться от членов моей семьи того, чего я хочу
В неприятностях и неудачах, происходивших в моей жизни, чаще были виноваты другие люди, чем я сам
Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно его одевать
В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы разрешатся сами собой
Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения
Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было, зависит счастье моей семьи
Мне всегда было трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим
Я всегда предпочитаю принять решение и действовать
самостоятельно, а не надеяться на помощь других людей
или на судьбу
К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, несмотря на все его старания
В семейной жизни бывают ситуации, которые невозможно разрешить даже при самом сильном желании
Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только самих себя
Многие мои успехи были возможны только благодаря помощи других людей
Большинство неудач в моей жизни произошло от незнания или лени и мало зависели от везения или невезения

Обработка результатов

Обработка результатов тестирования проводится в несколько этапов. Цифра, соответствующая выбору, определяет количество баллов, полученных за каждый ответ. Сначала с помощью ключей производится подсчет баллов по каждой шкале (простым суммированием). При этом баллы за ответы на вопросы со знаком «+» суммируются со своим знаком, а на вопросы со знаком «–» - с обратным знаком.

Ключи к шкалам

1. Шкала общей интернальности (Ио)

2. Шкала интернальности в области достижений (Ид)

3. Шкала интернальности в области неудач (Ин)

5. Шкала интернальности в области производственных отношений (Ип)

7. Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни (Из)

В результате подсчета баллов по каждой из шкал получаются так называемые «сырые» баллы, которые необходимо перевести в стандартные оценки (стены). Для этого пользуются специальной таблицей.

Таблица перевода «сырых» баллов в стандартные оценки

Нажмите на изображение для увеличения

Полученные оценки в стенах заносятся в таблицу:

Итоговая таблица результатов

Выраженные в стенах результаты сопоставляются с нормой (5,5 стенов). Показатель выше 5,5 стенов свидетельствует об интернальном типе контроля в данной области, ниже 5,5 - об экстернальном.

Результаты также могут быть представлены в виде графика или в виде профиля.

Пример графика УСК

Пример профиля УСК

Интерпретация полученных результатов

В психологическом отношении человек с высоким показателем субъективного контроля обладает эмоциональной стабильностью, упорством, решительностью, общительностью, высоким самоконтролем и сдержанностью. Человек с низким субъективным контролем эмоционально неустойчив, склонен к неформальному поведению, малообщителен, у него плохой самоконтроль и высокая напряженность.

Шкала общей интернальности (Ио). Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями. Такие люди считают, что большинство важных событий в их жизни - результат их собственных действий, что они могут ими управлять. Они чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Испытуемые с низким уровнем субъективного контроля не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями жизни. Они не считают себя способными контролировать их развитие и полагают, что большинство событий является результатом случая или действий других людей.

Шкала интернальности в области достижений (Ид). Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над эмоционально положительными событиями и ситуациями. Такие люди считают, что они сами добились всего, что было и есть в их жизни, и что они способны с успехом добиваться своего в будущем. Низкий показатель по шкале свидетельствует о том, что человек приписывает свои успехи и достижения обстоятельствам - везению, счастливой судьбе или помощи других людей.

Шкала интернальности в области неудач (Ин). Высокий показатель по этой шкале отражает развитое чувство субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям, что проявляется в склонности обвинять самого себя в разнообразных неприятностях и страданиях. Низкий показатель свидетельствует о том, что испытуемый склонен приписывать ответственность за подобные события другим людям или считать их результатом невезения.

Шкала интернальности в области семейных отношений (Ис). Высокий показатель Ис означает, что человек считает себя ответственным за события, происходящие в его семейной жизни. Низкий показатель Ис указывает на то, что субъект считает своих партнеров ответственными за возникающие в его семье ситуации.

Шкала интернальности в области производственных отношений (Ип). Высокий показатель по этой шкале говорит о том, что в организации своей производственной деятельности человек полагается в основном на себя. Он считает, что может влиять на свои отношения с коллегами, управлять ими и нести за них ответственность; думает, что его профессиональная карьера, продвижение по службе зависят в большей степени от него самого, чем от других людей или от внешних сил. Низкий показатель свидетельствует о том, что человек имеет склонность не брать на себя ответственность за свои профессиональные успехи и неудачи. Такой человек считает, что не он сам, а кто-то другой - начальство, коллеги, везение и др. - определяют все, что с ним происходит в этой области.

Шкала интернальности в области межличностных отношений (Им). Высокий показатель Им свидетельствует о том, что человек считает себя в силах контролировать свои формальные и неформальные отношения с другими людьми, вызывать к себе уважение и симпатию. Низкий показатель , напротив, указывает на то, что человек не может активно формировать свой круг общения и склонен считать свои межличностные отношения результатом активности партнеров.

Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни (Из). Высокий показатель свидетельствуют о том, что испытуемый считает себя ответственным за свое здоровье: если он болен, то обвиняет в этом себя и полагает, что выздоровление во многом зависит от его действий. Человек с низким показателем по этой шкале считает болезнь результатом случая и надеется, что выздоровление придет в результате действий других, прежде всего - врачей.

Для профессиональной диагностики наиболее информативными являются результаты по шкале интернальности в производственных отношениях (Ип). Результаты по другим шкалам дают возможность построить многомерный профиль. Поскольку большинству людей свойственна более или менее широкая вариабельность поведения в зависимости от конкретных социальных ситуаций, то и особенности субъективного контроля также могут изменяться у человека в зависимости от того, представляется ему ситуация сложной или простой, приятной или неприятной и т. д.

Уровень субъективного контроля повышается в результате проведения психологической коррекции. При этом следует помнить, что интерналы предпочитают недирективные методы психологической коррекции; а экстерналы как личности с повышенной тревожностью, подверженные депрессиям, субъективно более удовлетворены поведенческими методами.

  • Психология: личность и бизнес

Ключевые слова:

1 -1

Человек, выбирающий профессию, должен быть достаточно самостоятелен и способен отвечать за свой выбор. Если в вашем представлении самостоятельность заключается в способности позаботиться о себе в быту, то вы охватили внутренним взором лишь часть этого явления. Быть самостоятельным – это и ставить перед собой собственные задачи, не дожидаясь, пока это сделают старшие или облеченные властью взрослые, и готовность признать, что в ваших неприятностях гораздо больше виновны ваши недоработки, чем неудачные обстоятельства.

Некоторым людям свойственна вера в удачу и обстоятельства, и убедить их в том, что все зависит от каждого из нас, не получится ни у друзей, ни у полезных книжек. Каждый волен делать выбор сам - отвечать ли за свою жизнь или положиться на судьбу. Во всяком случае надо изучить, насколько вам свойственно контролировать свою жизнь или поручать ее обстоятельствам, и исходя из этих показателей обдумывать, какая профессия вам подойдет.

Инструкция

Просим Вас ответить на каждый из 44 пунктов опросника, используя варианты ответов - «согласен», «не согласен».
Вы отвечаете, ставя в нужной графе значок «+» - согласен,
«-» - не согласен.

Текст опросника

  1. Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от способностей и усилий человека.
  2. Большинство разводов происходит оттого, что люди не захотели приспособиться друг к другу.
  3. Болезнь — дело случая; если уж суждено заболеть, то ничего не поделаешь.
  4. Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим.
  5. Осуществление моих желаний часто зависит от везения.
  6. Бесполезно предпринимать усилия для того, чтобы завоевать симпатию других людей.
  7. Внешние обстоятельства — родители и благосостояние — влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов.
  8. Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной.
  9. Как правило, руководство оказывается более эффективным, когда полностью контролирует действия подчиненных, а не полагается на их самостоятельность.
  10. Мои отметки в школе часто зависели от случайных обстоятельств (например, от настроения учителя), чем от моих собственных усилий.
  11. Когда я строю планы, то я, в общем, верю, что смогу осуществить их.
  12. То, что многим людям кажется удачей или везением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий.
  13. Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем врачи и лекарства.
  14. Если люди не подходят друг к другу, то как бы они ни старались, наладить семейную жизнь они все равно не смогут.
  15. То хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено другими.
  16. Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители.
  17. Думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни.
  18. Я стараюсь не планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства.
  19. Мои отметки в школе больше всего зависели от моих усилий и степени подготовленности.
  20. В семейных конфликтах я чаще чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной.
  21. Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоятельств.
  22. Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определять, что и как делать.
  23. Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моих болезней.
  24. Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха в своем деле.
  25. В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают.
  26. Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся отношениях в семье.
  27. Если я очень захочу, то смогу расположить к себе почти любого.
  28. На подрастающее поколение влияет так много разных обстоятельств, что усилия родителей по их воспитанию часто оказываются бесполезными.
  29. То, что со мной случается, — это дело моих собственных рук.
  30. Трудно бывает понять, почему руководители поступают так, а не иначе.
  31. Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего не проявил достаточно усилий.
  32. Чаще всего я могу добиться от членов моей семьи того, что я хочу.
  33. В неприятностях и неудачах, которые были в моей жизни, чаще были виноваты другие люди, чем я сам.
  34. Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно его одевать.
  35. В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы разрешаться сами собой.
  36. Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения.
  37. Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было, зависит счастье моей семьи.
  38. Мне всегда было трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим.
  39. Я всегда предпочитаю принять решение и действовать самостоятельно, а не надеяться на помощь других людей или на судьбу.
  40. К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, несмотря на все его старания.
  41. В семейной жизни бывают такие ситуации, которые невозможно разрешить даже при самом сильном желании.
  42. Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только самих себя.
  43. Многие мои успехи были возможны только благодаря помощи других людей.
  44. Большинство неудач в моей жизни произошло от неумения, незнания или лени и мало зависело от везения или невезения.

Ключ


1. Ио

3. Ин

4. Ис

5. Ип

6. Им

2. Ид

7. Из

Показатели опросника УСК организованы в соответствии с принципом иерархической структуры системы регуляции деятельности — таким образом, что включают в себя обобщенный показатель индивидуального УСК, инвариантный к частным ситуациям деятельности, два показателя среднего уровня общности и ряд ситуационных показателей.

1. Шкала общей интернальности (Ио). Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями. Такие люди считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, что они могут ими управлять, и, таким образом, они чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Низкий показатель по шкале Ио соответствует низкому уровню субъективного контроля. Такие испытуемые не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями их жизни, не считают себя способными контролировать их развитие и полагают, что большинство их является результатом случая или действия других людей.

2. Шкала интернальности в области достижений (Ид).
Высокие показатели по этой шкале соответствуют высокому уровню субъективного контроля над эмоционально-положительными событиями и ситуациями. Такие люди считают, что они сами добились всего того хорошего, что было и есть в их жизни, что они способны с успехом преследовать свои цели в будущем. Низкие показатели по шкале Ид свидетельствуют о том, что человек приписывает свои успехи, достижения и радости внешним обстоятельствам — везению, счастливой судьбе или помощи других людей.

3. Шкала интернальности в области неудач (Ин).
Высокие показатели в этой шкале говорят о развитом чувстве субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям, что проявляется в склонности обвинять самого себя в разнообразных неприятностях и страданиях. Низкие показатели Ин свидетельствуют о том, что испытуемый склонен приписывать ответственность за подобные события другим людям или считать их результатом невезения.

4. Шкала интернальности в семейных отношениях (Ис). Высокие показатели Ис означают, что человек считает себя ответственным за события, происходящие в его семейной жизни. Низкие показатели Ис указывают на то, что субъект считает не себя, а своих партнеров причиной значимых ситуаций, возникающих в его семье.

5. Шкала интернальности в области производственных отношений (Ип). Высокие показатели Ип свидетельствуют о том, что человек считает свои действия важным фактором организации собственной производственной деятельности, в складывающихся отношениях в коллективе, в своем продвижении и т. д. Низкие показатели Ип указывают на то, что испытуемый склонен приписывать более важное значение внешним обстоятельствам — руководству, товарищам по работе, везению/невезению.

6. Шкала интернальности в области межличностных отношений (Им) , степень ответственности за отношения с другими людьми.

7. Шкала интернальности в отношениях здоровья и болезни (Из). Высокие показатели Из свидетельствуют о том, что испытуемый считает себя во многом ответственным за свое здоровье: если он болен, то обвиняет в этом самого себя и полагает, что выздоровление во многом зависит от его действий. Человек с низкими Из считает здоровье и болезнь результатом случая и надеется на то, что выздоровление придет в результате действий других людей, прежде всего врачей.

Человек с низким субъективным контролем (считающий, что он мало влияет на то, что с ним происходит, и склонный считать свои успехи и неудачи следствием внешних обстоятельств) эмоционально неустойчив, склонен к неформальному поведению, малообщителен, у него плохой самоконтроль и высокая напряженность. Человек с высоким показателем субъективного контроля обладает эмоциональной стабильностью, упорством, решительностью, общительностью, хорошим самоконтролем и сдержанностью. Существенно, что интеллект и многие факторы, связанные с экстроверсией — интроверсией, не коррелируют ни с Ио, ни с ситуативными характеристиками субъективного контроля.
Субъективный контроль над позитивными событиями (достижения, успехи) в большей степени коррелирует с силой Эго, самоконтроля, социальной экстраверсией, чем субъективный контроль над негативными событиями (неприятности, неудачи). С другой стороны, люди, не ощущающие ответственности за неудачи, чаще оказываются более практичными, деловыми, чем люди с сильным контролем в этой области, что нехарактерно для субъективного контроля над позитивными событиями.

1. Бланк к тесту УСК
№ _________________________________ Дата __________________________
Ф.И.О. ____________________________________________________________

+
согласен

-
не согласен

+
согласен

-
не согласен

Бажин Е. Энциклопедия психологических тестов. Личность, мотивация, потребность. - М.: «Издательство АСТ», 1997.

Методика «Уровень субъективного контроля»

Локус контроля (ЛК) обозначает систему убеждений личности относительно того, где располагаются (или локализуются) силы, влияющие на результаты его действий и на всю его судьбу. Лица, убежденные в том, что главные силы, определяющие их жизнь (т. е. усилия, старания, способности), находятся внутри них самих, называются интерналами. Лица, убежденные в том, что происходящее с человеком зависит от внешних факторов (будь то другие люди, судьба или случай), называются экстерналами. Чем выше интернальность, тем более вероятно, что человек чувствует себя «хозяином собственной судьбы», имеет более высокий уровень развития саморегуляции жизнедеятельности. Чем ниже показатели интернальности, тем менее он уверен в себе, больше нуждается в психологической и любой другой помощи. Применяется для обследования испытуемых старшей 16 лет.

Цель: определение интернальности в различных сферах.

Инструкция. Вам будут предложены высказывания людей о жизни. Вы можете согласиться с ними или не согласиться. Если вы считаете, что «Да, я думаю примерно так же», то поставьте на листке для ответов рядом с номером высказывания ответ «да» или плюс. Если считаете: «Нет, я думаю об этом иначе», то поставьте рядом с номером ответ «нет» или минус.

Опросник

1. Продвижение по службе зависит не столько от способностей и усилий, сколько от удачного стечения обстоятельств.

2. Большинство разводов происходит оттого, что оба супруга недостаточно старались приспособиться друг к другу.

3. Ошибочно думать, что болезнь – это дело случая, и если уж суждено заболеть, то ничего не поделаешь.

4. Одинокими становятся именно те люди, которые сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим.

5. Осуществление моих желаний очень часто зависит от везения или невезения.

6. Бесполезно стараться завоевать симпатию людей, если у них сложилось предвзятое мнение о вас.

7. Внешние обстоятельства, например, родители и благосостояние, влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов.

8. Я часто чувствую, что мало влияю на происходящие со мной события.

9. Мои отметки в учебе больше зависели от случайности, например, от настроения педагога, чем от меня самого.

10. Я строю планы на будущее и знаю, что могу осуществить их.

11. То, что со стороны кажется удачей или везением, чаще всего есть следствие долгой целенаправленной деятельности.

12. Если люди не подходят друг другу, то, как бы они ни старались, наладить общение они все равно не смогут.

13. То хорошее, что я делаю, обычно по достоинству оценивается другими.

14. Думаю, что случай или судьба играют не очень важную роль в моей жизни.

15. Я стараюсь не планировать далеко вперед, так как все зависит не от меня, а от того, как сложатся обстоятельства.

16. В случае конфликта я чаще чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной.

17. Жизнь большинства людей в основном зависит от стечения обстоятельств.

18. Для меня лучше такое руководство, при котором я должен самостоятельно решать, как выполнить ту или иную работу.

19. Думаю, что сам по себе образ жизни не является причиной болезней.

20. Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха в своем деле.

21. В конечном счете за плохое руководство организацией ответственны все люди, которые в ней работают, а не только руководитель.

22. Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся отношениях с близкими.

23. Если я очень захочу, то смогу расположить к себе любого.

24. На подрастающее поколение влияет так много разных факторов, что усилия родителей по воспитанию своих детей чаще всего оказываются бесполезными.

25. Практически все, что со мной случается, – это дело моих собственных рук.

26. Трудно бывает понять, почему руководители поступают именно так, а не иначе.

27. Человек, не сумевший добиться успеха в своей работе, должен согласиться с тем, что он плохо организовал свою деятельность.

28. Я могу добиться от окружающих меня людей того, что я хочу.

29. Причиной моих неприятностей и неудач очень часто были другие люди.

30. Ребенка можно уберечь от простуды, если его правильно одевать и правильно растить.

31. В сложных обстоятельствах я считаю более разумным ждать, пока проблемы разрешатся сами собой.

32. Успех, как правило, является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения.

33. Счастье моей семьи зависит от меня больше, чем от кого бы то ни было.

34. Зачастую мне бывает трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим.

35. Я принимаю решения и действую самостоятельно, не ожидая помощи других и не надеясь на судьбу.

36. К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, несмотря на все его старания.

37. В общении с людьми часто бывают такие ситуации, которые невозможно разрешить даже при самом сильном желании.

38. Способные люди, не реализовавшие свои возможности, должны винить в этом только самих себя.

39. Большинство моих успехов было бы абсолютно невозможно без существенной помощи других людей.

40. Практически все неудачи в моей жизни происходят от моего незнания, неумения или лени.

Интерпретация результатов. Основная шкала «Интернальность общая» (Ио) – 40 пунктов, подразделяется на две субшкалы:

1. «Интернальность при описании личного опыта» (Я) – 20 пунктов;

2. «Интернальность в суждениях о жизни вообще» (Ж) – 20 пунктов.

«Интернальность в сфере достижений» (Ид) – 8 пунктов.

«Интернальность в сфере неудач» (Ин) – 8 пунктов.

«Предрасположенность к самообвинению» (Псоб) – определяется путем вычитания из балла Ин балла Ид.

«Готовность к деятельности, связанной с преодолением трудностей» (Дт) – 8 пунктов.

«Готовность к самостоятельному планированию, осуществлению деятельности и ответственности за нее» (Дс) – 8 пунктов.

«Отрицание активности» (Оа) – 16 пунктов, или шкала фатализма, состоит из субшкал «Дт» и «Дс», но с обратными знаками. Высокая склонность к фаталистичности приводит человека к решительному отрицанию смысла какой-либо активности, направленной на достижение жизненных целей. Набравшие высокие баллы по шкале «Оа» не считают себя хозяевами собственной судьбы, оптимистами, уверенными в себе, чувствуют недостаточный эмоциональный комфорт, отличаются низкой адаптивностью, низкой настойчивостью и высоким нейротизмом; не ориентированы на действие ни в случае неудач, ни при принятии решения.

«Интернальность в профессиональной деятельности» (Ип) – 16 пунктов, имеет две субшкалы:

1. «Профессионально-социальный аспект интернальности» (Пс) – 8 пунктов;

2. «Профессионально-процессуальный аспект интернальности» (Пп) – 8 пунктов.

«Интернальность в межличностном общении» (Им) – 16 пунктов, имеет две субшкалы:

1. «Компетентность в сфере межличностных отношений» (Мк) – 8 пунктов;

2. «Ответственность в сфере межличностных отношений» (Мо) – 8 пунктов.

«Интернальность в сфере семейных отношений» (Ис) – 8 пунктов – прямо или косвенно могут характеризовать поведение в сфере семейно-супружеских отношений.

«Интернальность в сфере здоровья» (Из) – 8 пунктов. Прогнозирует отношение человека к здоровью, а также профилактике и лечению возможных заболеваний.

Высокие показатели по шкале «Ио» свидетельствуют о том, что то, что происходит с человеком, в значительной степени является результатом его активности, и следовательно, ответственность за собственную жизнь лежит на самом человеке, а не на каких-либо других, внешних силах.

Неравномерность распределения баллов по субшкалам «Я» и «Ж» говорит о соотношении влияния на интернальность испытуемого его личного опыта («Я») и суждений о жизни вообще («Ж»).

Шкала «Ид» охватывает ситуации, связанные со свершившимися достижениями в деятельности любого человека и самого опрашиваемого, а также выявляет веру в возможность достижения успеха в тех или иных ситуациях. Высокие показатели свидетельствуют о том, что человек считает себя причиной собственных достижений и готов предпринимать усилия для достижения положительных результатов в будущем. Низкие – о том, что он не верит в возможность существенно повлиять на успешность собственной жизни и деятельности.

Шкала «Ин» характеризует отношение к ситуациям свершившихся или возможных неуспехов. Высокие показатели говорят о том, что человек больше чувствует свою ответственность за те неудачи, которые уже произошли или еще могут произойти в его жизни. Низкие свидетельствуют о том, что человек не склонен видеть в себе причинну ни свершившихся, ни возможных неудачах в его жизни; ответственность за свои неуспехи он возлагает на внешние силы, будь то какие-то люди, просто невезение или «не судьба».

Псоб = Ин – Ид. Это может быть положительное или отрицательное число. Чем больше положительный показатель, тем более выражена предрасположенность человека к тому, чтобы обвинять себя во всем плохом, что с ним случается или только может случиться, т. е. он считает, что причина его неудач – он сам, а причина его достижений – кто-то другой: «это случайно», «мне помогли». Этот показатель говорит о возможно еще скрытой для его самосознания неуверенности в себе. Чем больше отрицательная величина, тем менее вероятны проявления самообвинительного поведения, так как при успехах он чаще видит их причины в себе, а при неудачах склонен считать, что «кто-то другой виноват, но не я». Большое количество отрицательных баллов может свидетельствовать о некритичности опрашиваемого, но только по отношение к самому себе. Оптимальным является нулевой балл.

Ип – высокие показатели по этой шкале свидетельствуют о понимании человеком того, что получаемые кем-либо результаты зависят от качества его собственных действий. В профессиональной деятельности такие работники чаще проявляют склонность к принятию ответственности на себя. Низкие показатели часто свидетельствуют о наличии затруднений в объяснении причин и способов достижения того или иного результата; такие люди реже склонны возлагать на себя какую-либо ответственность.

Пс – по этой шкале определяется склонность (или ее отсутствие) проявлять инициативу и принимать ответственность на себя в сфере социальных отношений на производстве.

Пп – по ней устанавливается наличие или отсутствие развитых навыков обеспечения процесса профессиональной деятельности. Низкие баллы – свидетельство того, что в процессе решения конкретных производственных задач даже при наличии соответствующей мотивации данный человек может сталкиваться с большими трудностями, поскольку у него плохо развиты навыки качественного осуществления самостоятельной деятельности.

Им – шкала характеризует активность, направленную на поддержание межличностных отношений в той мере, в которой это устраивает данного человека. Высокие показатели свидетельствуют о том, что респодент видит свою роль в тех отношениях, которые у него складываются с близкими и малознакомыми окружающими. Низкие – о том, что человек зависим от других и не способен изменить характер своего общения с ними.

Мк – высокие баллы по этой субшкале – показатель того, что человек считает себя достаточно компетентным в межличностных отношениях.

Мо – эта подшкала определяет, склонен ли человек брать на себя ответственность как за позитивные, так и за негативные варианты сложившихся межличностных отношений. Чем выше баллы, тем выше ответственность.

Оа – шкала характеризует убеждения человека в бессмысленности какой-либо деятельности, направленной на достижение жизненных целей. Высокие показатели говорят о наличии мировоззренческих установок, соответствующих «убежденной экстернальности». Это не просто утверждение преимущественной роли внешних сил в жизни человека, но и исходящие из этого утверждения выводы (или убеждения) о неразумности, ненужности и бессмысленности осуществления активности, не способной ни в каком случае привести к положительному результату. Если большинство экстерналов нуждаются в психологической помощи, повышающей их веру в возможность собственного влияния на то, что происходит в их жизни, и побуждающей их к самостоятельному действию, то экстерналов с высоким баллом по шкале «Оа» убедить в этом оказывается значительно труднее, так как недостаточную эффективность собственной активности они объясняют законами мироустройства и не пытаются что-либо изменить в своей жизни, поскольку это «бессмысленно». Низкие баллы подтверждают склонность испытуемого к интернальности, причем не только на уровне мировоззрения, но и готовности к деятельности.

Результаты по субшкалам «Дт» и «Дс» имеют значения, противоположные результатам по шкале «Оа».

Ключ

Ио – интернальность общая:

(+) 2, 3, 4, 10, 11, 13, 14, 16, 18, 21, 23, 25, 27, 28, 30, 32, 33, 35, 38, 40.

(-) 1, 5, 6, 7, 8, 9, 12, 15, 17, 19, 20, 22, 24, 26, 29, 31, 34, 36, 37, 39.

Ж – интернальность в суждениях о жизни вообще:

1, 2, 3, 4, б, 7, 11, 12, 17, 19, 20, 21, 24, 26, 27, 30, 32, 36, 37, 38.

Я – интернальность при описании личного опыта:

5, 8, 9, 10, 13, 14, 15, 16, 18, 22, 23, 25, 28, 29, 31, 33, 34, 35, 39, 40.

Ид – интернальность в сфере достижений:

1, 5, 11, 13, 23, 28, 32, 33.

Ин – интернальность в сфере неудач:

4, 16, 20, 27, 29, 36, 38, 40.

Предрасположенность к самообвинению:

Псоб = Ин – Ид

Интернальность в профессиональной деятельности:

Ип = Пс + Пп

Пс – профессионально-социальный аспект интернальности:

1, 9, 13, 18, 21, 26, 28, 36.

Пп – профессионально-процессуальный аспект интернальности:

15, 27, 31, 32, 35, 37, 38, 40.

Интернальность в межличностном общении:

Им = Мк + Мо

Мк – компетентность в сфере межличностных отношений:

6, 22, 23, 24, 26, 29, 34, 37.

Мо – ответственность в сфере межличностных отношений:

2, 4, 7, 12, 13, 16, 21, 33.

Ис – интернальность в сфере семейных отношений:

2, 4, 7, 12, 16, 22, 33, 37.

Из – интернальность в сфере здоровья:

3, 8, 14, 17, 19, 25, 30, 31.

Оа – отрицание активности (ключи Оа противоположны ключам Ио):

(+) 1, 6, 15, 17, 22, 24, 26, 37.

(-) 10, 11, 14, 25, 32, 35, 38, 40.

Дг – готовность к деятельности, связанной с преодолением трудностей:

1, 6, 15, 17, 22, 24, 26, 37.

Дс – готовность к самостоятельному планированию, осуществлению деятельности и ответственности за нее:

10, 11, 14, 25, 32, 35, 38, 40.

Из книги Психодиагностика автора Лучинин Алексей Сергеевич

45. Опросник уровня субъективного контроля Опросник уровня субъективного контроля (УСК) -личностный опросник. Предназначен для диагностики интернальности/экстернальности. Разработан на основе шкалы локуса контроля Дж. Роттера (Locus of control scale) и опубликован Е. Ф. Бажиным с

Из книги Интегральный город. Эволюционные интеллекты человеческого улья автора Хэмилтон Мэрилин

Развёртывание субъективного благополучия В интегральной модели намерения горожан обитают в верхне-левом секторе. Это «я»-пространство, сердцевина намерения, внимания, внутреннего опыта множества интеллектов, или линий развития (например, эмоциональной, когнитивной и

Из книги Психология личности в трудах отечественных психологов автора Куликов Лев

Реальность субъективного духа. В. И. Слободчиков При всех многочисленных исторических попытках создать целостную систему рационального знания о духе – нечто вроде «психологии духа» – к настоящему времени пневмология как научная дисциплина так и не сложилась.

Из книги Книга для тех, кому нравится жить, или Психология личностного роста автора Козлов Николай Иванович

Измена как предмет субъективного переживания - Ну мы с твоей женой так посидели! - А мы с твоей так полежали! На выходе из гостей, доброжелательно. Жила семья: вначале им было хорошо, а потом стало им плохо. И вот она уже собирается от него уходить… С чего начинаются ее

автора Сильва Хосе

Применение субъективного общения. В данный момент я с вами общаюсь объективно. Моя левая половина мозга занята изложением слов на бумагу. Ваша левая половина мозга вовлечена в чтение этих слов. Если бы я разговаривал с вами устно, это все равно была бы деятельность наших

Из книги Получение помощи от "другой стороны" по методу Сильва. автора Сильва Хосе

Применение субъективного общения для решения мировых проблем. Во время написания этой книги я попросил выпускников курсов по изучению метода Сильва каждый вечер входить в альфа-уровень и программировать следующее:– Чтобы всё больше врачей работали бок о бок с

Из книги Получение помощи от "другой стороны" по методу Сильва. автора Сильва Хосе

Применение субъективного общения один на один. Решение проблем следует начинать с ваших личных взаимоотношений.Личные проблемы могут у вас возникать, в частности, с:– Друзьями– Супругой– Детьми– Родителями– Родственниками

Из книги Диагностика способности к общению автора Батаршев Анатолий

Методика определения локализации контроля Локализация контроля или, иначе, локус контроля – это личностное качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам либо собственным способностям и

Из книги Психология взрослости автора Ильин Евгений Павлович

Методика «Когнитивная ориентация (локус контроля)» Методика позволяет выявлять направленность личности на внешние (экстерналы) или внутренние (интерналы) стимулы. На основе шкалы локуса контроля Дж. Роттера разработаны различные варианты, один из которых представлен

автора Ильин Евгений Павлович

Методика «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» Методика разработана Е. Б. Фанталовой и предназначена для распознавания внутренних конфликтов, вызванных расхождением желаемого и доступного. Использованы терминальные ценности,

Из книги Мотивация и мотивы автора Ильин Евгений Павлович

Методика «Когнитивная ориентация (локус контроля)» Автор - Дж. Роттер. Методика позволяет выявлять направленность личности на внешние (экстерналы) или внутренние (интерналы) стимулы. Экстерналы убеждены, что их неудачи являются результатом невезения, случайностей,

Из книги Проект НЛП: исходный код автора Волкер Вольфганг

Структура субъективного опыта В 1980 году Роберт Дилтс, Джон Гриндер, Ричард Бэндлер, Лесли Камерон-Бэндлер и Джудит ДеЛозье опубликовали книгу "Нейро-Лингвистическое Программирование". Темой этой публикации была, предназначенная к применению модель анализа и изменений

Из книги Измени мозг - изменится и тело автора Амен Дэниел

Из книги Пикап. Самоучитель по соблазнению автора Богачев Филипп Олегович

Методика номер четыре: методика «плюс-минус» - Ты мне руку сломала! - В человеческом организме 215 костей. Это была только одна. Терминатор-2. Эта методика применяется в разговорах, как средство сделать хороший продвинутый комплимент. Главное в этой методике - контраст.

Из книги Я, опять я и мы автора Литтл Брайан

Реальность субъективного контроля Первые исследования, которые я раздобыл, подтверждали устоявшееся представление о том, что чувство контроля над событиями собственной жизни приносит психологические дивиденды и укрепляет здоровье. Одной из областей, в которой было

Из книги Вторжение между ног. Правила съема автора Новиков Дмитрий

При отборе претендентов на руководящие должности, формировании команд часто возникает потребность определить, насколько человек ответственен, выяснить, насколько он «владеет собой» в различных профессионально значимых ситуациях, оценить степень его активности и эмоциональной зрелости.

Уровень субъективного контроля является обобщенной характеристикой личности, которая проявляется схожим образом в различных ситуациях. Психологи полагают, что уровень субъективного контроля связан с ощущением человеком ответственности за происходящее «здесь и теперь», а также за отдаленные последствия, т. е. с социальной зрелостью и самостоятельностью личности. Впервые методики диагностики такой характеристики личности были апробированы в 60-х годах в США. Наиболее известная среди них - шкала локус контроля (locus of control scale ), разработанная Дж. Роттером (J. B. Rotter ). Эта шкала основана на положении о том, что все люди делятся на два типа - интерналов и экстерналов - в зависимости от того, как они оценивают, что является причиной различных событий в их жизни и кто несет за них ответственность. Каждого человека можно оценить по шкале «интернальность-экстернальность» . Интерналы имеют внутренний локус контроля, экстерналы - внешний. Различия между двумя типами локализации контроля могут оказаться существенными с точки зрения успешности профессиональной деятельности (интернальный локус контроля значимо коррелирует с индексом профессионального успеха).

Люди интернального типа оценивают все происходящие с ними значимые события как результат их собственной деятельности. Они продуктивнее трудятся в одиночестве, более активны в поиске информации. Кроме того, интернальные личности лучше справляются с работой, требующей проявления инициативы. Они более решительны, уверены в себе, принципиальны в межличностных отношениях, не боятся рисковать. Исследования показывают, что интернальные руководители способны успешно осуществлять директивное руководство.

Экстернальная личность, наоборот, интерпретирует все происходящие в ее жизни события как зависящие не от нее, а от каких-то внешних сил (Бога, других людей, судьбы и т. д.). Поскольку экстерналы не чувствуют себя способными как-либо влиять на свою жизнь, контролировать развитие событий, они снимают с себя всякую ответственность за все, происходящее с ними. Вместе с тем, они характеризуются большей конформностью, более уступчивы и чувствительны к мнению и оценкам других. В целом, экстернальные личности оказываются хорошими исполнителями, эффективно работающими под контролем других людей.

В отечественной практике используется методика исследования уровня субъективного контроля (УСК) , созданная Е. Ф. Бажиным, Е. А. Голынкиной и А. М. Эткиндом в Ленинградском психоневрологическом институте им. В. М. Бехтерева на основе шкалы Дж. Роттера. Авторы данной методики исходят из того, что направленность субъективного контроля у одного и того же человека может иметь вариации в различных жизненных сферах. Поэтому УСК включает ряд шкал, измеряющих не просто интернальность-экстернальность, но и проявления этой характеристики в таких областях, как отношение к достижениям, неудачам, к здоровью и болезни, а также в сфере семейных, производственных и межличностных отношений.

Данная экспериментально-психологическая методика позволяет сравнительно быстро и эффективно оценить сформировавшийся у испытуемого уровень субъективного контроля над разнообразными жизненными ситуациями.

ОПРОСНИК
для исследования уровня субъективного контроля (УСК)

Инструкция: Вам предлагается 44 утверждения, которые описывают различные способы интерпретации человеком наиболее часто встречающихся социальных ситуаций. Внимательно прочитайте каждое утверждение, оцените степень своего согласия или несогласия и проставьте в бланке для ответов цифру, соответствующую вашему выбору:

3 - полностью согласен
+2 - согласен
+1 - скорее согласен, чем не согласен
–1 - скорее не согласен, чем согласен
–2 - не согласен
–3 - полностью не согласен

Старайтесь использовать весь диапазон оценок.

Бланк для ответов
_______________________________________________
Фамилия, имя, отчество


п/п

Утверждение

Оценка

Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от личных способностей и усилий
Большинство разводов происходит из-за того, что люди не захотели приспособиться друг к другу
Болезнь - дело случая; если уж суждено заболеть, то ничего не поделаешь
Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим
Осуществление моих желаний часто зависит от везения
Бесполезно прилагать усилия для того, чтобы завоевать симпатию других людей
Внешние обстоятельства, родители и благосостояние влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов
Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной
Как правило, руководство оказывается более эффективным, когда полностью контролирует действия подчиненных, а не полагается на их самостоятельность
Мои отметки в школе больше зависели от случайных обстоятельств (например, от настроения учителя), чем от моих собственных усилий
Когда я строю планы, то, в общем, верю, что смогу
осуществить их
То, что многим людям кажется удачей или везением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий
Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем врачи и лекарства
Если люди не подходят друг другу, то, как бы они ни старались, наладить семейную жизнь они все равно не смогут
То хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено другими
Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители
Думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни
Я стараюсь не планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства
Мои отметки в школе больше всего зависели от моих усилий и степени подготовленности
В семейных конфликтах я чаще чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной
Жизнь людей зависит от стечения обстоятельств
Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определять, что и как делать
Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моих болезней
Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха в своем деле
В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают
Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся отношениях в семье
Если очень захочу, я смогу расположить к себе любого
На подрастающее поколение влияет так много разных обстоятельств, что усилия родителей по их воспитанию часто оказываются бесполезными
То, что со мной случается, - дело моих рук
Трудно бывает понять, почему руководители поступают так, а не иначе
Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего, не проявил достаточно усилий
Чаще всего я могу добиться от членов моей семьи того, чего я хочу
В неприятностях и неудачах, происходивших в моей жизни, чаще были виноваты другие люди, чем я сам
Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно его одевать
В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы разрешатся сами собой
Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения
Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было, зависит счастье моей семьи
Мне всегда было трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим
Я всегда предпочитаю принять решение и действовать
самостоятельно, а не надеяться на помощь других людей
или на судьбу
К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, несмотря на все его старания
В семейной жизни бывают ситуации, которые невозможно разрешить даже при самом сильном желании
Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только самих себя
Многие мои успехи были возможны только благодаря помощи других людей
Большинство неудач в моей жизни произошло от незнания или лени и мало зависели от везения или невезения

Обработка результатов

Обработка результатов тестирования проводится в несколько этапов. Цифра, соответствующая выбору, определяет количество баллов, полученных за каждый ответ. Сначала с помощью ключей производится подсчет баллов по каждой шкале (простым суммированием). При этом баллы за ответы на вопросы со знаком «+» суммируются со своим знаком, а на вопросы со знаком «–» - с обратным знаком.

Ключи к шкалам

1. Шкала общей интернальности (И о)

2. Шкала интернальности в области достижений (И д)

3. Шкала интернальности в области неудач (И н)

5. Шкала интернальности в области производственных отношений (И п)

7. Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни (И з)

В результате подсчета баллов по каждой из шкал получаются так называемые «сырые» баллы, которые необходимо перевести в стандартные оценки (стены). Для этого пользуются специальной таблицей.

Таблица перевода «сырых» баллов в стандартные оценки


Нажмите на изображение для увеличения

Полученные оценки в стенах заносятся в таблицу:

Итоговая таблица результатов

Выраженные в стенах результаты сопоставляются с нормой (5,5 стенов). Показатель выше 5,5 стенов свидетельствует об интернальном типе контроля в данной области, ниже 5,5 - об экстернальном.

Результаты также могут быть представлены в виде графика или в виде профиля.

Пример графика УСК

Пример профиля УСК

Интерпретация полученных результатов

В психологическом отношении человек с высоким показателем субъективного контроля обладает эмоциональной стабильностью, упорством, решительностью, общительностью, высоким самоконтролем и сдержанностью. Человек с низким субъективным контролем эмоционально неустойчив, склонен к неформальному поведению, малообщителен, у него плохой самоконтроль и высокая напряженность.

Шкала общей интернальности (И о). Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями. Такие люди считают, что большинство важных событий в их жизни - результат их собственных действий, что они могут ими управлять. Они чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Испытуемые с низким уровнем субъективного контроля не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями жизни. Они не считают себя способными контролировать их развитие и полагают, что большинство событий является результатом случая или действий других людей.

Шкала интернальности в области достижений (И д). Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над эмоционально положительными событиями и ситуациями. Такие люди считают, что они сами добились всего, что было и есть в их жизни, и что они способны с успехом добиваться своего в будущем. Низкий показатель по шкале свидетельствует о том, что человек приписывает свои успехи и достижения обстоятельствам - везению, счастливой судьбе или помощи других людей.

Шкала интернальности в области неудач (И н). Высокий показатель по этой шкале отражает развитое чувство субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям, что проявляется в склонности обвинять самого себя в разнообразных неприятностях и страданиях. Низкий показатель свидетельствует о том, что испытуемый склонен приписывать ответственность за подобные события другим людям или считать их результатом невезения.

Шкала интернальности в области семейных отношений (И с). Высокий показатель И с означает, что человек считает себя ответственным за события, происходящие в его семейной жизни. Низкий показатель И с указывает на то, что субъект считает своих партнеров ответственными за возникающие в его семье ситуации.

Шкала интернальности в области производственных отношений (И п). Высокий показатель по этой шкале говорит о том, что в организации своей производственной деятельности человек полагается в основном на себя. Он считает, что может влиять на свои отношения с коллегами, управлять ими и нести за них ответственность; думает, что его профессиональная карьера, продвижение по службе зависят в большей степени от него самого, чем от других людей или от внешних сил. Низкий показатель свидетельствует о том, что человек имеет склонность не брать на себя ответственность за свои профессиональные успехи и неудачи. Такой человек считает, что не он сам, а кто-то другой - начальство, коллеги, везение и др. - определяют все, что с ним происходит в этой области.

Шкала интернальности в области межличностных отношений (И м). Высокий показатель И м свидетельствует о том, что человек считает себя в силах контролировать свои формальные и неформальные отношения с другими людьми, вызывать к себе уважение и симпатию. Низкий показатель , напротив, указывает на то, что человек не может активно формировать свой круг общения и склонен считать свои межличностные отношения результатом активности партнеров.

Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни (И з). Высокий показатель свидетельствуют о том, что испытуемый считает себя ответственным за свое здоровье: если он болен, то обвиняет в этом себя и полагает, что выздоровление во многом зависит от его действий. Человек с низким показателем по этой шкале считает болезнь результатом случая и надеется, что выздоровление придет в результате действий других, прежде всего - врачей.

Для профессиональной диагностики наиболее информативными являются результаты по шкале интернальности в производственных отношениях (И п). Результаты по другим шкалам дают возможность построить многомерный профиль. Поскольку большинству людей свойственна более или менее широкая вариабельность поведения в зависимости от конкретных социальных ситуаций, то и особенности субъективного контроля также могут изменяться у человека в зависимости от того, представляется ему ситуация сложной или простой, приятной или неприятной и т. д.

Уровень субъективного контроля повышается в результате проведения психологической коррекции. При этом следует помнить, что интерналы предпочитают недирективные методы психологической коррекции; а экстерналы как личности с повышенной тревожностью, подверженные депрессиям, субъективно более удовлетворены поведенческими методами.

Статья предоставлена нашему порталу
редакцией журнала

Различают два метода контроля - субъективный и объективный. Субъективный метод контроля означает выявление, измерение и оценку знаний, умений, навыков, в зависимости от личных представлений экзаменатора. Этот метод оценки знаний подходит для итогового контроля, так как не обладает строгими рамками.

Под объективным контролем понимается контроль, который обладает необходимой точностью, воспро

изводимостью результатов.

Инструментом, который позволяет объективно оценивать качество усвоения, является критериально-ориентировочный тест, сочетающий в себе контрольное задание и стандарт, по которому можно судить по качеству усвоения.

Однако, как показывает практика, не всегда удается достичь нужной степени объективности и оперативности контроля в обучении. Впоследствии этого часто снижается представление об учебной деятельности учащихся.

Для оперативного контроля знаний и умений по математике учеников средней школы обычно используются дидактические материалы - специально подобранные и систематизированные упражнения.

Планируемые результаты обучения по математике, заданные в программе в виде определенных требований к знаниям и умениям учащихся позволяет использовать такую форму контроля, как тесты.

Тест тем отличается от привычного контроля знаний, что к нему (заданию) нужно заранее приготовить стандарт, с которым сравнивают ответ студента. Стандарт необходим для того чтобы точно определить степень усвоения студентом содержания обучения, которая характеризуется коэффициентом усвоения, подсчитываемым по формуле: AAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAA

где е - число операций теста, выполненных студентом правильно, р - общее число операций в тесте.

Но так обстоит дело в условиях дифференцируемых образовательных систем, основанных на индивидуализации и дифференциации, вариативности и альтернативности образовательных систем и учебных заведений, гибкости и динамичности учебно-программной документации, ее прогностичности и адаптивности к изменяющимся условиям.

Современная актуализация проблем оценки качества образования в России происходит под влиянием ряда факторов. Прежде всего, идет переосмысление ценностей, целей, места и роли образования в связи с радикальными изменениями в обществе.

Отсюда резко возрастают требования к уровню образования и развития современного человека, и прежде всего, к уровню его духовного, нравственного развития.

Стандарт профессионального образования должен служить социальной гарантией членам общества и обеспечивать их конкурентоспособность на отечественном и мировом рынках труда.

Необходимость введения стандартов обусловлена тем, что в связи с целевыми заказами предприятий на рабочих и специалистов, введений рыночных отношений между предприятиями и учебными заведениями возникла опасность снижения интеллектуального потенциала общества за счет сокращения содержания и объема общенаучной и общепрофессиональной подготовки.

Введение стандартов профессионального образования имеет и международное значение: в вопросах установления эквивалентности документов об образовании, необходимого для осуществления равноправного обмена студентами, признание документов об образовании при приеме на работу выпускников высших и средних профессиональных учебных заведений в России, СНГ и дальнем зарубежье, при переводе на следующую степень образования (в ВУЗ, аспирантуру).

Происходящая реформа образования требует использования принципиально новых педагогических технологий. Успех деятельности в условиях рынка определяется умением принимать нестандартные решения, решительностью, энергичностью, предприимчивостью.

Эти качества трудно сформировать без индивидуализации и дифференциации обучения, без учета интересов, склонностей и способностей студентов.

Решение данных задач вызывает необходимость поиска средств раскрытия индивидуальности личности. Опыт западной системы образования заставляет обратиться к практике тестирования, которая получила широкое распространение в учебно-воспитательном процессе.

От традиционных оценок и контроля знаний студентов тесты отличаются объективностью измерения результатов обучения, поскольку они ориентируются не на субъективное мнение преподавателей, а на объективные эмпирические критерии.

Тест (от английского слова test - проверка, задание) - это система заданий, позволяющая измерить уровень усвоения знаний, степень развития определенных психологических качеств, способностей, особенностей личности.

Введение тестового контроля

Введение тестового контроля существенно повышает мотивацию обучения и заинтересованность обучаемого.

Внедрение тестовой формы контроля по предмету осуществлялось поэтапно.

На первом этапе в тестовой форме проводился только входной контроль и заключительной целью проведения входного теста является получение сведений об исходном уровне знаний студентов. Успех изучения любого курса зависит от степени усвоения тех понятий, терминов, положений, которые изучались на предшествующих этапах обучения. Поэтому входной тест, включает задания, проверяющие уровень усвоения основных учебных элементов данного курса. При проверке определяются, прежде всего, пробелы в знаниях, что очень важно для продуктивного самообразования. тестовая оценка знание обучение

Итоговый тест (экзаменационный) обобщает учебный материал, проверяет сформированные знания и умения. Результаты первых проверок показали, что студентов необходимо готовить к экзаменационному тесту, используя тестовые задания при проведении текущего и рубежного контроля.

Задания с выбором ответа особенно хороши тем, что каждому учащемуся дается возможность четко представить себе объем обязательных требований, объективно оценить свои успехи, получить конкретные указания для дополнительной, индивидуальной работы.

Тесты с успехом можно совмещать с другими формами контроля, обеспечивая информацию по ряду качественных характеристик знаний и умений учащегося.

Работа по созданию тестов и оценка их эффективности достаточно сложная и долгая.

Во-первых, необходимо оценивать качество каждого теста – соответствие программе и реальным возможностям учащихся, учитывая при этом сильно действующие временные ограничения на выполнение ими тестовых заданий. Если соответствие программе можно проверить, обращаясь к только литературе, то проверка «посильности» каждого теста и даже каждого задания в одном отдельно взятом тесте возможна только после проверки на практике.

Во-вторых, желательна оценка всей группы тестов - насколько они захватывают весь программный материал или хотя бы наиболее существенную его часть

И, наконец, главное – составленные тесты необходимо использовать на практике несколько раз, чтобы отобрать из них наиболее действенные, наиболее информативные.

Системное внедрение тестов затруднительно в связи с относительной сложностью создания качественного теста.