Повышение эффективности складской деятельности компании. Совершенствование складской логистики В. Рациональное использование объема склада

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт менеджмента

Кафедра менеджмента

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Направление подготовки 38.04.02 Менеджмент,

магистерская программа «Логистический менеджмент в цепях поставок»

Повышение эффективности транспортно-складского хозяйства сельскохозяйственного предприятия на основе логистического подхода

Введение

Теоретические основы оценки эффективности системы транспортно-складского хозяйства сельскохозяйственного предприятия на основе логистического подхода

1 Концепция логистики на предприятиях агропромышленного комплекса: сущность, особенности реализации

2 Система транспортно-складского хозяйства: сущность, структура, задачи и роль в деятельности предприятия

3 Методика оценки эффективности управления транспортно - складским хозяйством

Апробация методики оценки эффективности системы транспортно - складского хозяйства сельскохозяйственного предприятия на основе логистического подхода

1 Организационно-экономическая характеристика предприятия

2 Анализ системы транспортно - складского хозяйства предприятия

2.3 Оценка эффективности системы транспортно-складского хозяйства и выявление проблем в ее функционировании

1 Приоритеты развития системы транспортно-складского хозяйства сельскохозяйственного предприятия на основе логистического подхода

2 Разработка механизма повышения эффективности системы транспортно-складского хозяйства на основе логистического подхода

Заключение

Список использованных источников

Приложение

Введение

Актуальность темы исследования. Транспортно-складское хозяйство является важнейшей частью любого сельскохозяйственного предприятия, поскольку оказывает непосредственное влияние на ход производственных и сбытовых процессов.

Рациональная организация транспортно-складского хозяйства имеет большое значение для ускорения и удешевления продвижения материальных ценностей внутри предприятия, для повышения производительности труда работников, занятых складированием и транспортировкой, лучшего использования оборудования и помещений складов, для мобилизации излишних запасов. Основные функции транспортно-складского хозяйства - это хранение, учет и контроль движения материально-технических ресурсов и готовой продукции, поступающих на склады предприятия. Выполнение этих функций должно осуществляться качественно, в установленные договором и внутренними нормами сроки, а так же с оптимальными затратами. Эти три показателя можно назвать критериями эффективности для транспортно-складского хозяйства в рамках логистического подхода.

Транспортно-складское хозяйство представляет собой некий синтез, объединяющий в себе процессы, происходящие на складах и транспортную систему предприятия, направленную на обеспечение непрерывности этих процессов. Зачастую эти системы на практике при организации производственно-сбытовой деятельности рассматриваются отдельно, но только их интеграция способна повысить эффективность функционирования компании и обеспечить достижение стратегических целей.

Степень научной разработанности тематики исследования. Отдельные аспекты функционирования транспортно-складского хозяйства в рамках логистического подхода рассматриваются такими отечественными и зарубежными учеными и специалистами как: Н.В. Астафьева, К.И Атаев, В.В. Борисова, Д.Ю. Воронова, П.П. Гончаров, С.В. Диколов, В.К. Зарецкий, И.И. Зубарев, Т.Б. Иванова, А.А. Канке, С.Г. Капустян, А.А. Костров, М.Н. Кузнецова, Г.Г. Левкин, Н.М. Легкий, Н.Н. Литвинов, В.С. Лукинский, И.В. Макурина, М.С. Мокий, К.М. Назаров, С.Ю. Нестеров, И.Н. Омельченко, С.В. Пилипчук, О.А. Рудковский, О.Ю. Рыжков, Е.А. Смирнова, Тяпухин А. П., В.А. Шамиси др.

Анализ современной научной литературы на тему повышения эффективности системы транспортно-складского хозяйства сельскохозяйственного предприятия позволяет сделать несколько выводов. Во-первых, следует отметить то, что на стратегическом уровне достаточно глубоко проработан вопрос взаимодействия транспортной и складской системы, подчеркнута важность такого взаимодействия в достижении стратегических целей, однако на тактическом и оперативном уровне они продолжают рассматриваться отдельно. Во-вторых, транспортная и складская логистики обладают развитым инструментарием, в то время как в транспортно-складской системе очень мало исследований обобщающих проблемы ее развития.

Целью выпускной квалификационной работы является уточнение теоретических и разработка методических аспектов повышения эффективности функционирования системы транспортно - складского хозяйства сельскохозяйственного предприятия на основе логистического подхода.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

уточнить понятие «транспортно-складское хозяйство»;

классифицировать показатели, применяемые для оценки эффективности функционирования транспортно-складского хозяйства;

предложить методику комплексной оценки эффективности функционирования системы транспортно-складского хозяйства;

провести апробацию методики оценки эффективности системы транспортно-складского хозяйства сельскохозяйственного предприятия на основе логистического подхода;

выявить проблемы в функционировании системы транспортно-складского хозяйства сельскохозяйственного предприятия;

Объектом исследования является ООО «Северная Нива» - крупный производитель сельскохозяйственной продукции на территории Оренбургской области.

Предметом исследования являются организационные и экономические отношения, возникающие в процессе функционирования системы транспортно-складского хозяйства сельскохозяйственного предприятия на основе логистического подхода.

Теоретико-методологическую основу выпускной квалификационной работы составили фундаментальные труды отечественных и зарубежных учёных в области повышения эффективности функционирования системы транспортно-складского хозяйства сельскохозяйственного предприятия на основе логистического подхода. В работе, в рамках системного подхода, использовались различные методы научных исследований: экономический анализ и синтез, динамический и сравнительный анализ статистических данных, экономические группировки, метод сводного индекса.

Научная новизна работы заключается в следующем:

уточнено понятие «транспортно-складское хозяйство» за счет рассмотрения его в качестве системы, включающей в себя совокупность складских помещений, транспортных средств, бизнес-процессов, различных связывающих элементов, направленных на обеспечение перемещения различных материальных, информационных и финансовых и сервисных потоков, с точки зрения их взаимодействия для достижения целей сельскохозяйственного предприятия;

классифицированы показатели оценки эффективности функционирования системы транспортно-складского хозяйства сельскохозяйственного предприятия на по таким ключевым параметрам деятельности компании, как качество облуживания клиентов, организация управления транспортно-складским хозяйством и эффективность использования ресурсов;

представлена и апробирована методика комплексной оценки эффективности функционирования транспортно-складского хозяйства, позволяющая выявить особенности данного явления на мезо- и микроуровне посредством многомерного анализа ключевых показателей эффективности на основе использования методов сравнительного и ретроспективного анализа;

предложен механизм повышения эффективности системы транспортно-складского хозяйства сельскохозяйственного предприятия на основе логистического подхода способствующий решению задач и препятствующий возникновению проблем транспортно-складского хозяйства, учитывающий специфику сельскохозяйственного предприятия, опирающийся на стратегические цели функционирования системы транспортно-складского хозяйства.

Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в возможности использования методических положений и рекомендаций по повышению эффективности функционирования системы транспортно-складского хозяйства сельскохозяйственного предприятия в процессе управления транспортно-складским хозяйством, нацеленным на реализацию принципов эффективности, срочности, поддержания высокого качества продукции и обслуживания клиентов.

Методика комплексной оценки, опирающаяся на использование методов системы сбалансированных показателей и сводного индекса, может использоваться другими субъектами рынка в сфере сельского хозяйства. Механизм повышения эффективности системы транспортно-складского хозяйства на основе логистического подхода, так же может быть частично или полностью внедрен в деятельность сельскохозяйственных компаний с целью повышения их устойчивости, конкурентоспособности и эффективности их деятельности.

Также материалы выпускной квалификационной работы могут быть использованы в учебном процессе при преподавании дисциплин: логистика, производственный логистический менеджмент, моделирование цепей поставок и др.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования обсуждались на XXXIX научной студенческой конференции.

Публикации. Основные положения магистерской диссертации отражены в научных публикациях магистранта и изложены в 3 печатных работах(общий объем 0,2 п.л.).

Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, 6 приложений и содержит 89страниц текста, 22 таблицы, 26 рисунков, список использованных источников, включающий 50 наименований.

Во введении обосновывается актуальность темы, степень изученности проблемы, определены цели, задачи, предмет и объект исследования, научная новизна и практическая значимость результатов исследования.

В первой главе «Теоретические основы оценки эффективности системы транспортно-складского хозяйства сельскохозяйственного предприятия на основе логистического подхода» рассмотрены теоретические аспекты функционирования системы транспортно - складского хозяйства сельскохозяйственного предприятия на основе логистического подхода, рассмотрена концепция логистики на предприятиях агропромышленного комплекса России, изучена система транспортно-складского хозяйства и ее составляющие, исследованы методики проведения оценки эффективности управления транспортно-складским хозяйством, представлены различные классификации ключевых показателей.

Во второй главе «Апробация методики оценки эффективности системы транспортно-складского хозяйства сельскохозяйственного предприятия» дана организационно - экономическая характеристика исследуемого сельскохозяйственного предприятия, проанализирована организация системы транспортно-складского хозяйства, проведена оценка функционирования транспортно-складского хозяйства предприятия на основе комплексной методики, а так же выявлены проблемы в его функционировании.

В третьей главе «Разработка рекомендаций по повышению эффективности системы транспортно-складского хозяйства сельскохозяйственного предприятия на основе логистического подхода» был разработан механизм, способствующий повышению эффективности системы транспортно-складского хозяйства сельскохозяйственного предприятия, а так же представлено экономическое обоснование предложенных рекомендаций.

В заключении приведена обобщенная характеристика работы и основные выводы по результатам исследования.

транспортный складской сельскохозяйственный логистический

1. Теоретические основы оценки эффективности системы транспортно-складского хозяйства сельскохозяйственного предприятия на основе логистического подхода

1 Концепция логистики на предприятиях агропромышленного комплекса: сущность, особенности реализации

Концепция логистики представляет собой систему взглядов на совершенствование деятельности предприятия или нескольких предприятий. Концепция логистики в агропромышленном комплексе реализуется на основе системного подхода, обеспечивая единство и согласованность действий всех функциональных подразделений компании или участников цепи поставок, таким образом, определяется направление, в котором можно развивать логистическую систему. Применению логистической концепции в АПК посвящено немало исследований. В то же время, многие подразумевают под логистикой лишь материально-техническое снабжение или транспортировку и складирование, упуская суть интегрированного логистического подхода. Если же и пытаются использовать интегративный системный подход относительно агропромышленного комплекса, то копируют схемы с других форм хозяйствования без учета особенностей, а литература по логистике в АПК часто отличается от общей литературы по логистике лишь рядом примеров.

Применение логистической концепции в сфере агропромышленного комплекса наблюдаются еще в экономике СССР. Продовольственная программа (например, 1982 года) представляла собой комплекс организационных, экономических, политических, материально-технических мер, направленных на системное решение продовольственных проблем . Основное внимание отводится оптимальному использованию производственно-ресурсного потенциала сельскохозяйственной отрасли, устранению диспропорций, достижению сбалансированности на пути сельскохозяйственной продукции от производителя к потребителю, ускоренному развитию тех подсистем АПК, отставание которых тормозило развитие всей системы. Разрабатывались мероприятия по повышению сохранности продукции, ее комплексной переработке и обработке с использованием современных технологий. Несмотря на то, что логистика практически не была изучена в СССР в то время, при реализации продовольственных программ и мероприятий использовались вполне логистические подходы и инструменты, однако управление осуществлялось командными методами. Недостаток этой системы заключался в общем недостатке командной экономики - игнорирование экономических, социальных и иных интересов сельскохозяйственных предприятий. С переходом к рыночной экономике многие положительные достижения отечественного сельского хозяйства были потеряны, поэтому в настоящее время следует учитывать опыт советского периода .

Основные положения концепции логистики в агропромышленном комплексе были сформированы Левкиным Г.Г. :

а) реализация системного подхода как на микро- так и на макроуровне.

Наибольший экономический эффект можно достичь только в том случае, если улучшать показатели совокупного материального потока на всем его протяжении, то есть от источника сырья, до конечного потребителя продукта, включая возвратные и обратные потоки. Кроме этого все звенья должны представлять собой единую систему;

б) необходимо учитывать логистические затраты на протяжении всей логистической цепи.

в) создание современных условий труда для работников сельского хозяйства.

Персонал является важнейшим элементом логистической системы компании. В связи с чем, на предприятии необходимо создать для него хорошие условия труда, проводить регулярное обучение, предоставлять возможность карьерного роста. Зачастую затраты на заработную плату рассматриваются работодателем как потери, расходы, поэтому при возникновении финансовых трудностей в первую очередь начинают сокращать или удерживать заработную плату, а так же увольнять работников, связанных с обеспечением движения материального потока (кладовщики, водители-экспедиторы, грузчики и др.). Руководители компании не учитывают тот факт, что такая политика приводит к потерям в долгосрочном периоде.

Кроме того, высокая квалификация сотрудников, уникальные компетенции, приобретаемые ими при работе на конкретном сельскохозяйственном предприятии, дают возможность рассматривать коллектив в качестве гудвилла (как элемент других уникальных составляющих компании). Тот, кто понимает это и реализует на предприятии регулярное обучение работников, создает систему их мотивации, создает так же и работоспособное, конкурентное предприятие . Применение концепции логистики делает человека главнейшим фактором среди других факторов и видов ресурсов, поэтому большое значение принимает персональный менеджмент. Он включает в себя новые подходы к организации труда, его оплате, к стимулированию и мотивации сотрудников;

г) занятие ниши на рынке сельскохозяйственной продукции и повышение качества обслуживания клиентов.

Для того, что бы компания могла занять нишу на рынке, есть три пути :

) повышение качества выпускаемого товара;

) выпуск нового товара;

) повышение уровня логистического сервиса.

Выбор первых двух направлений связан с большим уровнем материальных затрат. Последний пут наименее затратный, именно поэтому все больше компаний со временем обращаются именно к повышению качества логистического сервиса, тем самым повышая свою конкурентоспособность. Потребитель отдает предпочтение тому поставщику, который гарантирует наиболее высокий уровень обслуживания, доставит товар к нужному времени, в нужном количестве и требуемого качества;

д) способность логистических систем адаптироваться к изменяющимся условиям окружающей среды.

Появление на ранке огромного количества различных товаров и слуг способствует повышению неопределенности спроса, что в свою очередь вызывает резкие колебания количественных и качественных характеристик материальных потоков, проходящих через логистические системы . Именно поэтому способность предприятия адаптироваться - это существенный фактор устойчивого положения на рынке. Предприятия АПК, которые занимаются внедрением концепции логистики, со временем приобретают свойство самоорганизации, то есть после изменения ситуации на рынке оно перестаивается, а вместе с тем изменяются параметры входящих, внутренних и исходящих потоков. Тогда как компания с традиционной организацией управления логистическими потоками еще длительный период времени работает по прошлым тенденциям, что приводит увеличению складских запасов и неликвидов;

е) отказ от использования универсального оборудования.

Для более эффективного складирования и транспортировки необходимо отказаться от использования универсального технологического и подъемно-транспортного оборудования, а использовать только оборудование, соответствующее конкретным целям, условиям и особенностям сельскохозяйственной компании;

ж) принятие управленческих решений на основе экономических компромиссов.

Увеличение затрат в одном звене логистической цепи необходимо и разрешено при условии, что это будет способствовать увеличению прибыли в целом по компании или во всей цепи поставок . Например, рост затрат на транспортировку товара ведет к сокращению затрат на складирование и управление запасами в целом.

Использование экономических компромиссов в логистических системах АПК основывается на разумном увеличении затрат на отдельных участках логистической цепи и между отраслями АПК, что способствует улучшению положения в целом на предприятии или в цепи поставок. Таким образом, с помощью концепции логистики можно определить направления развития логистической системы в агропромышленном комплексе. Разработка и внедрение логистической концепции на сельскохозяйственном предприятии - это сложная и многоплановая задача.

Главная цель логистики на предприятии - доставка продукции соответствующего количества и качества, точно в срок и при оптимальных издержках на снабжение, производство, сбыт и транспортировку. Исходя из главной цели, можно выделить несколько подцелей логистики :

а) разработка и внедрение эффективной системы контроля, учета затрат и объема выполнения логистических операций;

б)реорганизация структуры компании для создания отдела логистики;

в) организация логистического менеджмента, учитывающая особенности сельскохозяйственной отрасли.

Для достижения эффективных результатов подцели интегрируются по вертикали и горизонтали. По вертикали согласуются действия на всех уровнях управления, по горизонтали координируются действия подразделений в процессе управления потоками. На практике наибольшей конкурентоспособностью обладают именно предприятия, объединяющие в себя вертикальную и горизонтальную интеграцию.

Реализация целей логистики требует решение ряда задач: глобальные и общие .

Глобальные задачи:

а) это моделирование и построение логистической системы сельскохозяйственного предприятия;

б)разработка условий и механизмов повышения надежности доставки товаров;

в) проектирование цепей поставок при сбыте готовой продукции;

г)разработка и внедрение системы учета логистических затрат.

Общие задачи:

а)координация деятельности подразделений;

б)выбор логистического, коммерческого посредника;

в)определение оптимального количества складского помещения;

г)выбор места расположения склада, торговой точки;

д)выбор вида транспортного средства и др.

То есть формирование логистической стратегии осуществляется согласно корпоративной стратегии компании и направлено, в первую очередь, на повышение гибкости и надежности логистической системы.

Логистика в АПК, как и общая логистика, основывается на ряде принципов, которые можно разделить на общеконцептуальные, общесистемные и специфические принципы логистики .

Общеконцептуальные принципы:

а) комплексность - координирование действий участников логистического процесса в АПК;

б) научность -применение научного подхода при оптимизации материальных потоков в логистике;

в) конкретность -четкое определение результатов деятельности логистических подразделений;

г) конструктивность -своевременное регулирование материального потока и отслеживание перемещений его отдельных элементов;

д) надежность - обеспечение непрерывности и безопасности движения потоков материальных ресурсов;

е) вариантность - выделение различных альтернативных вариантов товародвижения и выбор из их числа оптимального на данный момент времени или на перспективу в соответствии с выдвинутыми критериями.

Общесистемные принципы:

а) системность - логистическая система рассматривается как объект, представленный совокупностью взаимосвязанных элементов;

б)эмерджентность - свойства предприятия отличаются от свойств его подразделений, то есть оптимальное решение задач в отдельных подразделениях не всегда означает положительный результат для компании;

в) иерархия - это порядок подчинения нижестоящих элементов вышестоящим по строго определенным ступеням, и переход от низшего уровня к высшему;

г) интеграция - объединение в целое частей или свойств. Логистическая система благодаря интеграции обладает синергетическим эффектом, то есть при осуществлении совместных действий элементов системы получается эффект, превышающий сумму эффектов этих элементов.

Специфические логистические принципы:

а) согласованность логистической и корпоративной стратегии (например, при повышении объемов производимой продукции, нужно так же учитывать готовность складских помещений);

б) повышение эффективности организации материальными потоками;

в) обеспечение участников товародвижения необходимой информацией;

г) стремление к эффективному управлению человеческими ресурсами на сельскохозяйственных предприятиях;

д) создание и поддержание тесных партнерских отношений с другими предприятиями в рамках цепи поставок;

е) учет результатов логистической деятельности в системе финансовых показателей компании;

ж) тщательное планирование и разработка логистических операций с учетом оптимизации общих затрат на логистику.

При реализации, внедрении логистической концепции используются определенные методы и способы решения поставленных задач. Те методы, которые в определенный промежуток времени главенствуют в обществе, образуют парадигму. Парадигма логистики различается в зависимости от этапов развития ее как науки :

) аналитическая;

) технологическая;

) маркетинговая;

) интегральная парадигма.

Аналитическая парадигма - это классический подход к логистике, которая рассматривалась как теоретическая наука. Она опирается на математическую основу, теорию управления запасами, методы математической статистики и др. Отличительная черта - построение экономико-математической модели, которая строится за счет большого объема информации, сложных алгоритмов, что затрудняет практическое применение, кроме случаем массового производства.

Развитие логистики постепенно шло по пути от частного к общему, то есть от логистики внутри компании к построению макрологистических систем, цепей поставок, по такому же пути развивалась и парадигма.

Технологическая парадигма получила свое развитие в 1960 - х годах прошлого века в связи с развитием информационно-компьютерных систем и технологий. Основой парадигмы служит системный подход, в котором сбор, систематизация информации, автоматизация логистических операций и функций происходит с помощью информационных технологий. Например, система MRP (ManufacturingResourcePlanning) используется при планировании, управлении запасами и закупками. При помощи аналитического подхода невозможно было решить все проблемы, возникающие в рамках организации товародвижения, поэтому все большее внимание уделялось автоматизации бизнес-процессов для внесения определенности в работу компаний. Но для изучения закономерностей функционирования макрологистических систем этих методов недостаточно, так как они применимы только в условиях устойчивой внешней среды .

Маркетинговая парадигма применяется с начала 80 - х годов. Научная база включает в себя математические, социальные и экономические дисциплины. Это позволяет использовать для анализа логистической деятельности не только количественные, но и качественные показатели. Примером использования маркетинговой парадигмы в практике является концепция SCM (supplychainmanagement - управление цепями поставок), которая применяется для усиления конкурентоспособности компании в условиях неопределенности спроса .

Интегральная парадигма расширяет маркетинговую в направлении развития отношений между компаниями, например, хорошо известная концепция «точно в срок» (JIT). Главная цель такой парадигмы - объединение всех участников цепи поставок.

Развитие логистических систем и технологий управления развивалось от простого к сложному. Каждая последующая парадигма включала в себя предыдущую и дополнялась теми методами и методологиями, которые наиболее актуальны для данного времени, так и до сих пор современные парадигмы имеют в себе ряд моментов из аналитической и технологической парадигм.

Применение логистического подхода при управлении компанией предполагает учет отраслевых закономерностей, особенностей функционирования предприятия, формирование эффективной и надежной инфраструктуры. Из анализа логистической системы агропромышленных предприятий можно сделать вывод о том, что сферы АПК развиваются по- разному в разрезе парадигм. В сельском хозяйстве нашей страны больше всего используются аналитическая и технологическая парадигмы. В то же время логистическая деятельность тесно связана с основными направлениями деятельности компании: финансами, маркетингом, производством. Логистические функции, как правило, разделяются между этим направлениями, однако цели этих направлений могут идти в разрез с целью оптимизации затрат при организации товародвижения.

На рисунке 1 показана такая взаимосвязь подразделений фирмы, при которой каждое направление «тянет» в свою сторону. В свою очередь логистический подход к организации управления на предприятии предполагает создание логистической службы, которая должна управлять материальными потоком, начиная от формирования договорных отношений с поставщиком и заканчивая доставкой покупателю готовой продукции .

Рисунок 1 - Взаимосвязь подразделений компании

анализ внешней среды компании;

анализ потребителей;

планирование товарной продукции, выбор ассортиментных групп;

планирование услуг, повышение эффективности сбыта.

Решение первых двух задач может производиться практически без участия логистики, но последние две задачи могут быть успешно решены только совместно. Например, если решается запустить выпуск новой продукции, то производство должно быть обеспечено необходимым количеством сырья, так же должно быть спланировано управление запасами и их транспортировка. Маркетинг осуществляет достижение стратегических и тактических целей компании, логистика отвечает за оперативное управление потоками.

Производство непосредственно зависит от доставки материалов, сырья, и др. необходимых элементов в нужное время, в нужно количестве и требуемого качества. Следовательно, службы логистики принимают участие при принятии решения о закупках. Кроме этого логистика связана с производством и при сбыте продукции и ее складировании. Задачей службы логистики является доставка сырья и комплектующих материалов в цеха и перемещение готовой продукции в места хранения. Слабая взаимосвязь производства с логистикой приводит к увеличению запасов на разных участках, созданию дополнительной нагрузки на производство. Контроль качества - совместная задача производства и логистики.

Определяя оптимальные объемы запасов, служба логистики исходит из реальных возможностей предприятия. Совместные решения служб логистики и финансов принимаются при закупках оборудования, осуществляется контроль и управление транспортными, а также складскими затратами.

Таким образом, было выявлено, что концепция логистики включает в себя основные положения, а так же цели, задачи и принципы организации логистических процессов на сельскохозяйственных предприятиях. Разработка, внедрение концепции на сельскохозяйственных предприятиях - это сложная, многоплановая задача, состоящая из реализации системного подхода на микро- и макроуровне, необходимости учета логистических затрат на протяжении всей цепи поставок, создания современных условий труда для работников сельского хозяйства, занятия ниши на рынке сельскохозяйственной продукции и повышения качества обслуживания клиентов, принятия управленческих решений на основе экономических компромиссов. Внедрение концепции должно опираться на ряд принципов, в том числе: согласованность логистической и корпоративной стратегии, повышение эффективности организации материальными потоками, обеспечение участников товародвижения необходимой информацией, стремление к эффективному управлению человеческими ресурсами на сельскохозяйственных предприятиях, создание и поддержание тесных партнерских отношений с другими предприятиями в рамках цепи поставок, учет результатов логистической деятельности в системе финансовых показателей компании, тщательное планирование и разработка логистических операций с учетом оптимизации общих затрат на логистику. Кроме этого при реализации, внедрении логистической концепции используются определенные методы и способы решения поставленных задач. Те методы, которые в определенный промежуток времени главенствуют в обществе, образуют парадигму концепции. При этом применение логистического подхода при управлении компанией предполагает учет отраслевых закономерностей, особенностей функционирования предприятия, формирование эффективной и надежной инфраструктуры.

2 Система транспортно - складского хозяйства: сущность, структура, задачи и роль в деятельности предприятия

Системы транспортировки и складирования являются взаимодополняющими элементами при организации поставок, в процессе производства, хранения и сбыта продукции компании. Именно от величины затрат на хранение и транспортировку зависит выбор схемы снабжения и распределения, а так же именно эти затраты влияют на принятие многих значимых решение в области управления операционной деятельностью компании.

В современных экономических условиях эффективное функционирование производства невозможно без максимальной интеграции транспортных и складских процессов. Основными причинами создания транспортно-складского хозяйства на предприятиях являются :

а) территориальное разделение участников цепи поставок;

б) необходимость сохранения высокого качества продукции при оптимальных затратах;

в) несоответствие циклов производственного потребления и др.

Транспортно-складское хозяйство выполняет важную функцию обслуживания основных и вспомогательных производственных и сбытовых процессов на всех уровнях (от одного сотрудника до уровня компании).

Транспортно-складское хозяйство направлено на решение следующих задач :

а) обеспечение ритмичности и непрерывности производственных и сбытовых процессов;

б) снижение себестоимости и трудоемкости транспортно-складских операций;

в) сокращение производственного цикла в целом, ускорение оборачиваемости запасов;

г) внедрение новых методов и технологий в работу транспортно-складского хозяйства, направленных на его оптимизацию и др.

Управление логистикой целесообразно рассматривать в рамках полной логистической системы, представленной на рисунке 2. Из данного рисунка видно, что складская и транспортная логистики представляют собой ключевые функциональные активности..

Рисунок 2 - Место складской и транспортной логистики в логистической системе

Авторами, как правило, транспортное и складское хозяйство, рассматриваются по отдельности. Например, Тяпухин А.П. пишет, что «управление транспортом - это управление тем или иным видом перевозоных средств». А складское хозяйство включает в себя только складской комплекс предприятия .

Согласно работам Аникиной Б.А. «складское хозяйство является одним из важнейших элементов логистической системы, который имеет место на любом этапе движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя». В то время как «транспортное хозяйство отвечает за аудит транспортных операций, интеграция транспортных служб, отслеживание и экспедирование доставки и т.д.» .

Кроме того, нельзя не обратиться к определению, которое дает в своих работах Ю. М. Неруш «склад - это система, которую нужно рассматривать не только как устройство для хранения грузов, а как транспортно-складской комплекс, где процессы перемещения материальных ресурсов также играют большую роль» .

Исходя из вышесказанного, а так же из тех задач, решение которых должно обеспечиваться а рамках транспортно - складского хозяйства можно сформировать следующее определение. Транспортно - складское хозяйство - система, включающая в себя совокупность складских помещений, транспортных средств, различные бизнес-процессы, связывающие элементы системы, направленные на обеспечение перемещения материальных, информационных, финансовых и сервисных потоков для целей производства и сбыта в соответствии с установленными сроками и требованиями к продукции со стороны потребителей. Основным критерием функционирования транспортно - складской системы компании является качественное и своевременное предоставление товаров потребителю при оптимальных затратах.

Транспортно-складское хозяйство на российских предприятиях, как правило, представлено двумя ключевыми составляющими транспортом и складами.

Логистика ставит задачу правильной и оптимальной организации процессов на складах, а также задачу технической, технологической сопряженности внутри складских процессов с процессами, происходящими в окружающей среде. Склад - важнейшая составляющая логистической системы, поскольку существует объективная необходимость в специально обустроенных местах для того, чтобы там содержаться запасы продукции. Классификация складов по признаку занимаемого места в общем процессе движения материального потока от поставщика до конечного потребителя продукции представлена на рисуноке3 .

Рисунок 3 -Классификация складов по признаку занимаемого места в общем процессе движения материального потока поставщика до потребителя

Основные функции складского хозяйства - это хранение, учет и контроль движения материально-технических ресурсов и готовой продукции, поступающих на склады предприятия. Выполнение этих функций должно осуществляться качественно, в установленные договором и внутренними нормами сроки, а так же с оптимальными затратами.

Примерная схема организационной структуры склада представлена на рисунке 4 .

Рисунок 4- Организационная структура склада

По пути движения груза с ним осуществляются разнообразные операции: разгрузка, укладка на поддоны, перемещение, распаковка, укладка на хранение и т. д. Объем работ по отдельной операции, рассчитанный за определенный промежуток времени, за месяц, за год, представляет собой материальный поток по соответствующей операции. Совокупность работ, выполняемых на различных складах, примерно одинакова. Это объясняется тем, что в разных логистических процессах склады выполняют следующие схожие функции: временное размещение и хранение материальных запасов, преобразование материальных потоков; обеспечение логистического сервиса в системе обслуживания. Схема прохождения материального потока через цепь складов различных предприятий приведена на рисунке 5 .

Рисунок 5 - Схема цепи складов на пути материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя

Логистический процесс, увязывающий все складские операции, разрабатывается с целью установления минимально необходимого числа операций, выбора наиболее целесообразного типа складского оборудования. Пример логистического процесса на складе представлен на рисунке 6 .

Рисунок 6 - Логистический процесс на складе

Логистический процесс на складе охватывает транспортные и внутрискладские перемещения, а также учетные и контрольные операции, эффективность процессов, происходящих на складах, напрямую зависит от транспортной системы компании.

Причина несоответствий в складской логистике - большой поток материалов, проходящий ежедневно через склад при ограниченном количестве складских работников, которые должны быстро обработать: принять, проверить, отгрузить, передвинуть сотни, единиц хранения поддонов, упаковок и т.п.

Организация складского хозяйства включает в себя следующие работы :

)анализ структуры предприятия с точки зрения прямоточности, пропорциональности, ритмичности производства;

) определение необходимой номенклатуры и вида складов;

) построение схемы расположения новых складов и складских помещений;

) разработка календарных планов работы складских помещений, в том числе организация движения потоков;

) анализ и оценка работы складов, разработка мероприятий по их оптимизации.

Транспортное хозяйство представляет собой своего рода артерию, связывающую материальные потоки. Транспортные операции - это важная часть производственного процесса, причем транспортные средства зачастую используются для его регулирования и обеспечения необходимого ритма производства продукции.

Эффективная организация внутрипроизводственного транспорта, грузопотоков и грузооборота в целом способствует сокращению производственных циклов, ускорению оборачиваемости, снижению себестоимости. В сельскохозяйственных предприятиях используются виды транспорта, которые могут быть классифицированы по следующим признакам :

) по сфере обслуживания:

межцеховой транспорт;

внутрицеховой транспорт;

) по режиму работы:

транспорт непрерывного действия;

транспорт периодического действия;

) по уровню автоматизации:

механический транспорт;

автоматический транспорт;

ручной транспорт;

) по виду перемещаемых грузов:

ТС для наливных грузов;

ТС для сыпучих грузов;

ТС для штучных грузов.

Организация транспортного хозяйства состоит из следующих этапов :

)стратегическое планирование, направленное на обновление транспортных средств его модернизацию;

) анализ производственного потенциала компании, разработка, планирование и внедрение мероприятий по совершенствованию производственной структуры с точки зрения рационализации транспортной системы;

) оценка уровня загрузки и эффективности использования транспорта за определенный промежуток времени;

)обоснование выбора того или иного транспортного средства;

) построение схем материальных потоков;

) планирование, построение системы мотивации.

Общепринятыми методами организации транспортно-складской деятельности являются системный и процессный подходы. Каждый из этих подходов имеют свои преимущества и недостатки при построении транспортно-складской деятельности и инфраструктуры, представленные в таблице 1 .

Таблица 1 - Подходы к организации транспортно-складской деятельности

Преимущества

Недостатки

Системный подход

Интеграция различных отраслей - синтез знаний из различных областей наук; - отражаются общие положения для построения системы, что позволяет рассматривать процесс проектирования как систему; - интенсивно используются несколько моделей для проектирования; - основным результатом системного подхода является интегральный экономический эффект, который обеспечивает разработку высокоэффективных технологий

Ряд методов, применяемых при системном подходе, не имеет апробированных и проработанных инструментов для построения системы,; - отсутствие одного из основных принципов логистики - «целостности и единства»; - проблема оценки эффективности построенной модели на принципе системного подхода

Процессный подход

Обеспечивает оптимизацию системы управления предприятием, поскольку данный метод позволяет более четко отследить отклонения в деятельности предприятия; -направлен на решение стратегических целей и задач; - при построении, разработке и контроле модели используются информационные системы и технологии

Сложность реализации подхода.


Таким образом, рассматривая преимущества и недостатки системного подхода при моделировании транспортно-складских процессов, данное направление позволяет :

а) определить структуру транспортно-складского хозяйства предприятия, а также определить и упорядочить элементы, цели, параметры, задачи;

б)выявить внутренние свойства логистической системы склада;

в)выделить и классифицировать связи между элементами складской и транспортно-складской системы;

г)выявить факторы неопределенности, влияющие на функционирование транспортно-складских процессов;

д)выделить перечень и указать целесообразную последовательность выполнения задач функционирования транспортно-складской системы и отдельных ее элементов.

Можно выделить следующие этапы построения транспортно-складской системы, данные этапы были выявлены на основе анализа современной отечественно литературы, они представлены в таблице 2 .Ключевыми этапами являются синтез оптимальной складской системы, проектирование складского хозяйства, а так же организация взаимодействия транспортных и складских элементов.

Таблица 2 - Основные этапы формирования транспортно-складской системы

Методы, модели и алгоритм решения

Источник

Синтез оптимальной складской системы

Определение необходимого количества складских объектов

Метод семантического анализа зависимости совокупных затрат на функционирование системы распределения от количества складов предприятия

Лукинский В.С. Дыбская В.В. Миротин Л.Б.


Определение местоположения складских объектов

Метод «пробной точки»; Метод центра тяжести, алгоритм поиска координат склада на основе интеграционного подхода

Дыбская В.В.


Определение сфер обслуживания транформационных центров

Метод теории нечетких множеств, метод стохастического программирования

Николайчук В.В.


Выбор поставщика складских услуг

Лукинский В.С. Дыбская В.В

Проектирование складского хозяйства

Определение основных параметров складских зон

Метод элементарных площадок, методика оценки вместимости склада на основе экономико-математической модели

Маликов О.Б. Бойко Н.И.



Задачи повышения эффективности процессов таможенного оформления и таможенного контроля решаются посредством организации таможенно-логистических терминалов, которые являются важным элементом таможенно-логистической инфраструктуры .

Таможенно-логистический терминал - это комплекс зданий, сооружений, территорий, объединенных в единое целое, в пределах которого оказываются услуги, связанные с таможенным оформлением товаров и транспортных средств, их хранением, транспортировкой вглубь страны, а также иные сопутствующие услуги. Расположены таможенно-логистические терминалы в непосредственной близости от пункта пропуска через государственную границу.

Для осуществления заложенных возможностей организации новых каналов продвижения грузопотока и услуг на внутреннем и международных рынках таможенно-логистические терминалы реализуют преимущества по снижению затрат по средствам централизованного управления услугами и интеграции и по минимизации временных затрат. Такое повышение эффективности достигается путем внедрения системы информационного обмена, а также уменьшением производственных расходов путем финансовых издержек и оптимизации документооборота.

Ускорение прохождения грузопотока через пункты СВХ повышает эффективность логистических схем.

Преимущества использования таможенно-логистических терминалов проявляются при реализации «прозрачной» информации путем предоставления централизованного и децентрализованного доступа к единой базе данных, по использованию современных логистических подходов для внешнеторговых и транзитных грузов.

Для поддержания высокой конкурентоспособности таможеннологистический терминал должен постоянно развиваться и совершенствоваться, поэтому необходим способ определения таких моментов как степень удовлетворенности работой терминала участников внешнеэкономической деятельности и таможенных органов. Совершенствование таможенно-логистических терминалов, эффективность модели организации и использования таможенно-логистические терминалов достигаются в процессе таможенного оформления и таможенного контроля. Основными показателями логистической деятельности цепей поставки являются показатели, характеризующие мощность, т.е. пропускную способность таможенно-логистического терминала и его производительности.

Основные направления развития таможенной инфраструктуры заложены в Стратегии развития таможенных органов, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. № 2575-р. Комплексная реализация Стратегии формирует современную систему обеспечения интересов государства в сфере таможенного дела, оказывает эффективное противодействие угрозам безопасности Российской Федерации, решает социально-экономические задачи, создает благоприятные условия для деятельности торговых сообществ, физических и юридических лиц.

Современный склад - это весьма сложный объект, как с технической, так и с управленческой точки зрения. Склады временного хранения в отличии от складов, которые существуют на всех этапах движения материальных потоков, начиная от источника сырья и заканчивая конечным потребителем готовой товарной продукции, решают задачи соблюдения таможенного законодательства. Одновременно СВХ являются существенным звеном в ускорении и упрощении всей логистической цепи во внешнеторговом обороте.

Эффективность управления СВХ достигается применением автоматизированной системы учета товаров, ее совместимостью с программными продуктами, разрешенными для использования таможенными органами, производящими таможенное оформление товаров и транспортных средств и осуществляющими таможенный контроль за ними.

Автоматизированная системы учета товаров предполагает наличие выделенного канала связи для приема-передачи электронных данных о доставке товаров и транспортных средств и их таможенном оформлении, с необходимой для этих целей скоростью передачи информации; наличие локальной вычислительной сети.

Возможность передачи таможенному органу в электронном виде сведений, содержащихся в отчетности о товарах, находящихся на СВХ, и получения в электронном виде от таможенного органа сведений о выпуске товаров, находящихся на СВХ, обеспечивает эффективность управления СВХ.

Наличие электронной системы размещения и учета товаров на СВХ, оборудованных автоматизированной ячеечной системой хранения товаров, которая совместима с программными продуктами, используемыми таможенными органами, позволяет таможенному органу контролировать размещение и нахождение товаров в ячейках . Электронная система в автоматическом режиме позволят проводить осмотр, измерения, пересчет, взвешивание товаров как работниками склада, так и лицами, обладающими полномочиями в отношении данных товаров с определением даты и времени проведения указанных операций.

Временное хранение товаров на СВХ, оборудованных автоматизированной ячеечной системой хранения товаров, осуществляется в специально выделяемых, оборудованных и обозначенных соответствующими номерами ячейках, расположенных на многоуровневом стеллажном оборудовании склада . Количество ячеек, определенное для временного хранения товаров и указанное в свидетельстве о включении в Реестр владельцев склада временного хранения, является предельно допустимым. Расположение ячеек, используемых для временного хранения товаров, определяется владельцем СВХ самостоятельно.

Товары после их выпуска могут находиться в ячейках в течение необходимого владельцу СВХ времени. Указанные ячейки на время нахождения в них выпущенных товаров не учитываются владельцем СВХ и таможенным органом в целях контроля использования полезного объема склада. Вместе с тем владелец СВХ вправе размещать товары, находящиеся под таможенным контролем, в другие свободные ячейки, не превышая при этом общего количества ячеек, предназначенных для временного хранения товаров, находящихся под таможенным контролем.

Таможенный орган контролирует количество ячеек, используемых владельцем СВХ для временного хранения товаров, находящихся под таможенным контролем, и их фактическое расположение.

Применение современных информационных технологий при осуществлении временного хранения товаров повышает скорость проведения таможенного контроля, что значительно снижает издержки участников внешнеэкономической деятельности при перемещении товара через таможенную границу.

Широкое применение в практике СВХ получил Программный комплекс «Альта-СВХ» . Программный комплекс разработан компанией «Альта-Софт» на основе детального анализа работы наиболее крупных складов, изучения наиболее передовых технологий работы. В конечном итоге был создан не просто продукт для заполнения документов, а система управления СВХ, ориентированная как на коммерсантов, так и на сотрудников таможни.

Типовая технологическая схема таможенного оформления включает все этапы временного хранения товара, начиная с фактической регистрации прибывшего груза и транспортного средства до формирования и предоставления отчетности по установленным формам, которую предоставляет владелец СВХ таможенному органу.

Программа содержит большой «управленческий» функционал. Так, с помощью разнообразных отчетов в «Альта-СВХ» возможно отслеживать этапы оформления грузов, контролировать сроки хранения товаров на складе, анализировать приход денежных средств за оказанные услуги.

Программное обеспечение «Альта-СВХ» позволяет сотрудникам склада временного хранения автоматизировать процесс таможенного оформления при соблюдении всех требований законодательства, а руководство склада и должностные лица таможенного органа в любой момент может получить точную и своевременную отчетность и контролировать все бизнес-процессы.

Технологическое совершенствование складской инфраструктуры является одним из факторов повышения эффективности логистической цепочки в целом.

Автоматизация складов, внедрение передовых технологических решений в процесс временного хранения контролируемых товаров является приоритетным направлением развития для российского рынка логистических услуг. За последние годы многие крупные логистические провайдеры в системе таможенного контроля добились заметных успехов в области внедрения современных технологий.

Оборудование складских помещений и площадок по современным стандартам, автоматизация и роботизация всех процессов, комплексное компьютеризированное управление складскими операциями позволяют значительно сократить издержки и повысить надежность хранения, оптимизировать трудозатраты, обеспечить максимально эффективный таможенный контроль.

Автоматизация систем временного хранения предполагает оснащение складов подъемно-транспортным оборудованием, разработанным на основе новейших технологических решений. Технические средства на современных автоматизированных складах интерактивны и управляются в том числе с помощью устройств радиоуправления.

При стеллажном хранении больших объемов грузов используется система радиошаттлов - роботизированных комплексов с дистанционно управляемыми передвижными платформами .

Радиошаттлы оптимальны при низкотемпературном хранении продовольственных товаров, когда проблематично организовать работу складского персонала. Роботизированные комплексы экономичны, производительны и обеспечивают высокую гибкость хранения. Можно с уверенностью прогнозировать, что данная технология будет востребована и получит дальнейшее распространение в складской логистике.

Челночная система автоматического хранения значительно упрощает процесс сборки партий товаров . Основными преимуществами данной системы являются высокая производительность сотрудников склада, поскольку нет необходимости тратить время на перемещения между стеллажами в процессе подборки товаров, а также более рациональное использование всего объема склада.

Система автоматически направляет челноки с необходимыми для конкретного заказа товарами к станциям сборки. Среди ограничений можно отметить необходимость координации работы всех процессов для достижения высокой производительности системы по количеству «ручьев», поскольку они используются и для закладки товара в систему. Но высокая стоимость оборудования, ограничения по габаритам, весу товаров, недостаточная универсальность сдерживают широкое внедрение системы.

Весьма эффективной технологией обработки товаров является маркировка единиц хранения метками, распознаваемыми с помощью радиосигнала (технологии RFID) .

Технология радиочастотной идентификации рассматривается как замена традиционных штрих-кодов, и в последние годы все больше представлена в сфере производства и хранения товаров массового потребления. RFID-метки обладают повышенной надежностью и информационной емкостью - они считываются с большой скоростью, на значительном расстоянии и вне зоны прямой видимости, что позволяет идентифицировать метки, расположенные внутри упаковки.

Применение технологии RFID позволяет существенно сократить сроки обработки единиц хранения, гарантировать эффективное информационное обеспечение складских операций и получить значительную экономию на техническом персонале. Однако технология RFID-маркировки недостаточно широко распространена, поскольку она применима далеко не ко всем группам товаров. RFID-метки не срабатывают в условиях радиопомех и при операциях с металлическими и экранирующими объектами. Поэтому товары в упаковке из фольги или сложная бытовая электроника не всегда могут быть промаркированы подобным образом.

Скорость обработки грузов - критически важная составляющая современной складской логистики, и технологии, позволяющие оптимизировать этот процесс, вызывают все больший интерес. В связи с этим увеличивается потенциал таких технологических решений, как системы управления складскими процессами с помощью световых и звуковых сигналов (технологии Pick-by-light и Pick-by-Voice) .

Также возрастает роль новых программных разработок автоматизированного хранения, включая ЗБ-моделирование складских процессов - область, в которой отечественные специалисты имеют все шансы выйти с оригинальными и перспективными предложениями, что придаст дополнительный импульс росту эффективности российской логистической сферы.

Скоординированность и скорость складских работ - важная составляющая эффективной складской логистики.

Большие перспективы имеет использование автоматизированной информационной системы управления складом, построенной по трехуровневому принципу .

Первый компонент представляет собой видимую для пользователя часть - интерфейс типа «человек-машина» - «клиентское приложение», с помощью которого пользователь осуществляет ввод, изменение и удаление данных, дает запросы на выполнение операций и запросы на выборку данных (получение отчетов); этот компонент может быть доступен на компьютере, планшете, смартфоне или терминалах для сбора данных.

Второй компонент - это скрытая от пользователей часть системы. Она включает сервер базы данных и осуществляет хранение данных. Пользователь через клиентское приложение инициирует процедуру запроса на выборку, ввод, изменение или удаление данных в базе данных.

Третий компонент- бизнес-логика. Специализированные программы обработки осуществляют инициированную пользователем обработку данных и возвращают обработанные данные в базу данных, сообщая пользователю через экран клиентского приложения о завершении запрошенной обработки.

Территория склада разбивается на зоны по видам технологических операций в целях автоматизации процедур приема, размещения, хранения, обработки и отгрузки товаров, что позволяет упорядочить работу персонала на различных участках и эффективно распределять сферы ответственности.

На стадии внедрения в систему заносится описание физических характеристик склада, погрузочной техники, параметры всего используемого оборудования и правила работы с ним.

Все поступающие грузы помечены штрих-кодами. Проведение технологических складских операций под контролем системы производится на основании данных штрих-кодов, места хранения и погрузочной техники. Погрузочная техника и работники склада оснащаются радиотерминалами ввода-вывода данных, которые представляют собой переносной компьютер, общающийся с головным сервером системы по радиоканалу. Система может использовать любой из существующих типов кодов или печатать этикетки с внутренним штрих-кодом.

При проведении инвентаризации специалисты с помощью терминалов для сбора данных считывают штрих-коды, которые автоматически заносятся в базы данных приборов. Система учитывает все требования к условиям хранения при распределении мест хранения для поступающих на склад товаров. Например, могут учитываться влажность, температурный режим, сроки годности, производители, сроки реализации, поставщики, правила совместимости и любые другие параметры. WMS (англ. Warehouse Management System) автоматически подбирает места хранения для принятых грузов и формирует задания для работников склада. Задания поступают на экран радиотерминалов в виде элементарных поэтапных команд индивидуально для каждого работника.

Строгая регламентация порядка организации создания СВХ, помещения товаров на склад, виды операций, осуществляемых на складе, порядок учета движения товара, срок нахождения товара на складе и порядок выдачи товара со склада обеспечивает не только эффективность таможенного контроля, но и максимально возможно снижает издержки временного хранения, что способствует повышению эффективности складской логистики в общей системе таможенной логистики.

  • См.: Письмо ФТС России от 21 августа 2009 г. № 21-50/39656 «О направлении Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации».
  • RFID-технологии в логистических процессах // URL: http://www.idexpert.ru/reviews/3369.
  • Новые и перспективные технологии в составе WMS // URL: http://www.tadviser.ru/index, php/.
  • Система управления складом. Источник http://www.a-ts.ru/intstat/v-pomosch-perevozchikam/sistema-upravleniya-skladom/.

Введение

До недавнего времени складам не уделяли должного внимания, они представляли собой здания, больше похожие на заброшенные сооружения, чем на составную часть логистической цепи. Склады были необорудованы, под хранение товара отводились постройки, которые, как правило, были непригодны для производства или офиса. Для повышения экономической эффективности деятельности любой компании необходима минимизация издержек, что осуществляется за счет снижения складских издержек. Для оптимизации таких издержек и применяется современные решения в организации склада и в управлении логистическими процессами на нем. Таким образом, для повышения конкурентоспособности бизнеса необходима организация рациональной работы склада на предприятии.

В настоящее время современный крупный склад представляет собой сложное техническое сооружение, которое состоит из многочисленных взаимосвязанных элементов, имеет определенную структуру и выполняет ряд функций по преобразованию материальных потоков, а также накапливанию, переработке и распределению грузов между потребителями. Большая часть складов проектируется для хранения сырья до выполнения операций и готовой продукции до её дистрибьюции. В меньшей степени здесь хранят незавершенное производство, расходуемые материалы и запасные части.

Склад является элементом логистической цепи, которая и формирует основные и технические требования к складской системе, устанавливает цели и критерии ее оптимального функционирования, диктует условия переработки груза. Поэтому склад должен рассматриваться не изолированно, а как интегрированная составная часть логистической цепи. Только такой подход позволит обеспечить успешное выполнение основных функций склада и достижение высокого уровня рентабельности.

Теоретические основы организации складского хозяйства на предприятии. Повышение эффективности складских операций

Продвижение товаров с точки зрения логистики

В настоящее время рынок не в состоянии поглощать все более увеличивающийся выпуск продукции и услуг, и их сбыт становится острой проблемой для большинства компаний. В этой связи многие компании приходят к пониманию необходимости использования концепции логистики - управление эффективным, экономичным и интегративным способом различными функциями компании, что является одним из существенных условий выживания во все более конкурентной окружающей среде. Поскольку такие компании достигли определенных успехов в производстве, маркетинге и финансах, большое значение придается своевременному и эффективному с точки зрения уровня затрат способу, которым продукция компании производится, перевозится, запасается и продается.

Концепции маркетинга и логистики базируются на исторической общности, прежде всего операции планирования.

Маркетинг - планирование, ориентированное на спрос, на нужды потребителя (покупателя) продукции.

Логистика - планирование материального спроса потребителя (покупателя) по наличию, доступности и времени реализации товара. В обоих случаях упор делается на первенствующую роль в планировании потребителя (покупателя), а не производителя (поставщика) товара.

Доставка товара представляет собой вид деятельности, производный от двух элементов: поставщика (совокупность продавцов) и рынков (совокупность покупателей). Сбыт товара может считаться свершившимся лишь тогда, когда конечный потребитель получил товар. Поэтому с точки зрения факторов наличия и доступности маркетинг и логистика неотделимы друг от друга, ибо в сумме они составляют услуги по снабжению, обеспечению и реализации.

Концепции маркетинга и логистического обслуживания основаны на следующих пяти постулатах:

· ориентир на потребителя, а не на производителя товара;

· построение всей организационной структуры с учетом первого постулата;

· цель хозяйственной деятельности - получение прибыли, а не наращивание объемов услуг;

· основой успеха является долгосрочное планирование, т.е. умение видеть "завтрашний день", а не сиюминутные достижения;

· развитие "культуры изменений" возможно только как результат собственных исследований, самоанализа и постоянных инноваций.

Одного и того же уровня сбыта можно добиться с помощью множества различных сочетаний элементов комплекса продвижения. Комплекс продвижения многогранен и у каждого из его элементов есть масса своих преимуществ, однако формирование комплекса продвижения осложняется национальными особенностями украинского характера и неразвитостью многих форм маркетинговых коммуникаций.

А что же такое логистика? Логистика - это управление интегрированной совместной деятельностью функциональных подразделений компании, а также различных компаний и организаций по эффективному продвижению товаров и услуг вдоль всей цепи

· закупки сырья

· производство

· распределение

· продажи

· потребление

на основе координации всех функций, процедур и операций, выполняемых в рамках данного процесса.

Потребитель покупает товар, если его устраивает его качество (способность удовлетворять его потребности), которое определяется потребительскими свойствами (вкус, цвет, масса, упаковка, стоимость и т.д.). В условиях всевозрастающей конкуренции актуальной становится покупка товара по минимальной стоимости при неизменных других потребительских свойствах. Т.е. - во главу угла ставится минимизация затрат, приводящая к ограничению себестоимости товара по мере его продвижения по вышеуказанной цепочке.

Как правило, значительную долю стоимости (в среднем 15 - 20%) составляет "цена перехода" (наценки каждого звена цепи "производитель - конечный покупатель"), что зависит от уровня взаимодействия между поставщиками, дистрибьюторами, перевозчиками и т.д.

Снижение "цены перехода" достигается путем комплексного подхода к обеспечению взаимосвязи различных функций и процессов бизнеса (закупка сырья, производство, транспортировка и сбыт продукции, управление складскими запасами, качеством и т.п.) на основе принципов логистики. Внедрение логистики позволяет сократить уровень складских запасов и затрат на распределение товаров, ускорить оборот капитала, снизить себестоимость производства. Например, высокий уровень качества и низкая себестоимость японских товаров обеспечены успешным применением хорошо известного метода "точно в срок".

Ключевая концепция логистики - концепция общих затрат. Ее смысл: можно так перегруппировать затраты в цепи "закупка сырья - производство - распределение - продажа - потребление", что их общий уровень на продвижение товаров от производителя к потребителю снизится. Так, используя систему поставок "точно в срок", можно исключить затраты на складирование, хранение и управление запасами. И хотя затраты на транспортировку возрастут, сокращение других непроизводственных расходов с лихвой их перекроет.

В сфере физического распределения, как и в производственной сфере, существует эффект масштаба, воздействующий на цену товара, которая определяется в конце логистической цепи. Но хотя в фактических оценках передача в собственность меняется по всей линии логистики, в расчетах это практически не учитывается. Учет стоимостей в сфере логистики - дело очень тонкое, требует тщательного контроля и проверки (аудита). Специфичность аудита логистики заключается в следующем:

во-первых, она должна исследовать всю линию логистики до конца вне зависимости от того, имела ли место передача собственности;

во-вторых, стоимости логистики не вычисляются, а выражаются в виде перевезенного товара, но с учетом затрат конечной точки доставки.

При этом для каждого звена цепи логистики добавленная стоимость будет важна только в момент достижения точки доставки, то есть когда конечный потребитель или пользователь практически получает права на продукцию, которую он приобрел. В связи с этим контроль за потоками имеет абсолютный приоритет и решающими являются колебания цен за передачу собственности, что определяется скоростью движения по всей линии логистики, потоком финансовой информации и самим товаропотоком (замедлением или ускорением).

Результатом такого подхода является появление понятия "качество - цена" на уровне обслуживания. Это дает возможность определить прибыль по каждому виду товара и доход для каждой точки доставки.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о появлении нового элемента подсчета расходов: взаимодействие между функцией логистики и функцией маркетинга и продажи позволяет получить более точную цену продажи и информацию об условиях торговли для каждой передачи собственности над продукцией. При этом нет необходимости выделять в общей логистической цепи точки, где такие передачи имеют место, но следует заранее выполнять следующие условия:

n себестоимость производства, подсчитываемая в конце производственного цикла, должна дать информацию о границе дохода для каждого вида товара;

n расчет стоимости логистики, выполненный в точке доставки и точке пользователя, должен быть обеспечен информацией о границе дохода для каждой снабжаемой точки логистической цепи.

Практика выполнения консалтинговых проектов показала, что основными бизнес-процессами Службы логистики являются следующие:

· планирование передвижения товара (процесс планирования и управления);

· доставка товара от поставщиков (ресурсный процесс);

· складской учет полученного товара (ресурсный процесс);

· доставка товара в секции, магазины, мелкооптовые магазины и представительства (процесс сбыта продукции);

· контроль за передвижением товара (процесс планирования и управления).

В рамках бизнес-процессов Службы логистики осуществляется выполнение следующих основных функций:

· согласование сроков получения и отправки партий товара;

· анализ информации по транспортным агентствам;

· заключение договоров с транспортными агентствами;

· определение оптимального маршрута доставки товара;

· расчет показателей транспортных расходов;

· подготовка карты маршрута следования автотранспорта;

· планирование системы доставки партий товара;

· осуществление приема и хранения товара на складе компании;

· осуществление отгрузки товара со склада компании;

· сообщение торговым организациям и представительствам информации о предполагаемом времени прибытия автотранспорта;

· фиксация заявок секций и мелкооптовых магазинов;

· перевод отпущенного товара из резерва в экспедицию;

· отметка накладных, по которым товар был доставлен;

· учет товаров, возвращаемых торговыми организациями и представительствами;

· контроль маршрута движения товара;

· контроль процесса оприходования товара, поступившего на склад компании;

· контроль процесса отправки товара в торговые организации и представительства;

· контроль процесса возврата товара на склад компании.

Итак - компания закупает сырье и создает его запасы, которые хранятся на складе, из этого сырья производятся полуфабрикаты, которые до поры до времени могут содержаться на складе, полуфабрикаты со временем превращаются в готовую продукцию, которая до отправки потребителю, - находится на складе.

В итоге мы видим, что во всей логистической цепочке предприятия эффективное управление работой складского хозяйства приобретает исключительно важное значение. От того, как организована работа склада, зависит подача сырья и полуфабрикатов в производство, отгрузка готовой продукции - в конечном итоге, зависит своевременность доведения до потребителя товара необходимого качества, в нужное время, с меньшей себестоимостью.

Повышение эффективности операционной деятельности предприятия

Черташ Виктория Андреевна,

студентка Керченского государственного морского технологического университета .

В настоящее время предприятия осуществляют свою деятельность в рамках жесткой конкуренции. Те из них, которые ее не выдерживают, становятся банкротами. Для предотвращения банкротства предприятия должны постоянно отслеживать ситуацию, происходящую на рынке, и уметь своевременно подстроиться под ее изменения. Одним из факторов, имеющих большое значение в способности конкуренции предприятия, является эффективность его операционной деятельности.

Операционная деятельность предприятия подразумевает собой основную деятельность (от поступления сырья на входе до получения готовой продукции на выходе), которая приносит значительную прибыль предприятию, удовлетворяя потребности населения, и прочую деятельность, кроме финансовой и инвестиционной. Характер операционной деятельности предприятия определяется, прежде всего, спецификой отрасли экономики, к которой он принадлежит. Основой деятельности большинства предприятий является производство, коммерческая и торговая деятельность, которая дополняется текущими инвестиционной и финансовой деятельностями .

Схематически операционная деятельность имеет такой вид (рис.1).

Рис. 1. Схема преобразования «входа» в «выход» путем операционной деятельности.

Ко «Входу» относятся: объекты операционной деятельности, являющиеся основой получаемого в дальнейшем продукта. Это материальные ресурсы - сырье и материалы.

К «Обеспечивающим ресурсам» относят: средства операционной деятельности, человеческий ресурс.

На «Выходе» получается, то ради чего совершается операционная деятельность – готовый продукт.

В течение всей операционной деятельности сырье и материалы изменяются, превращаясь в продукт, необходимый потребителю. Сами процессы осуществляются благодаря одному или нескольким группам работников и технологическим оборудованием, связанными между собой в единый поток технологических операций, целью которых является получение конечного продукта.

Высокий уровень оперативной работы определяется следующими группами количественных и качественных показателей:

- уровень реализации продукции и продаж, и плана ассортимента ритма производства;

- использование трудовых ресурсов и фонда заработной платы;

- производственные затраты;

- финансовое состояние компании.

Отрицательное отклонение этих показателей в течение определенного периода является необходимым условием для повышения эффективности операций .

Улучшение операций возможно через:

- увеличение финансирования научных исследований и разработок;

- переоценку и переоснащение производственных объектов;

- достижение гибкости организации труда посредством подготовки работников для выполнения нескольких различных операций.

Все эти меры могут быть реализованы путем формирования сбалансированной оперативной стратегии, которая заключается в разработке общей политики и планов использования ресурсов фирмы, нацеленных на максимально эффективную поддержку ее долговременной конкурентной стратегии .

Для проведения успешной экономической деятельности, любому предприятию необходимо сформировать планы будущей деятельности. Это необходимо для формирования долгосрочных перспектив и приоритетов, на которых формируется определенный план действий, в котором утверждаются время и стоимость, оценивается его реализация. То есть, каждая компания создает свой собственный бизнес-план. Принимая во внимание многоаспектный характер предприятия, следует отметить, необходимость определенного списка соответствующей политики, то есть "стратегический набор».

Стратегический набор - это система стратегий разного типа, которые разрабатывает предприятие на определенный отрезок времени, которая отражает специфику функционирования и развития предприятия, а также уровень его претендования на место и роль во внешней среде.

Требования к стратегическому набору:

Ориентация на достижение реальных взаимосвязанных целей;

Иерархический характер, поскольку можно выделить общую стратегию, стратегии отдельных подразделений, основные и обеспечивающие стратегии (ресурсные и функциональные) для каждой из структур;

Надежность, что предполагает его всестороннюю обоснованность, взвешенность;

Отражения хозяйственных процессов в их совокупности и взаимосвязи;

Гибкость и динамичность стратегического набора, т.е. учет изменений во внешней и внутренней среде.

Существенную роль в выборе стратегического набора играет стадия жизненного цикла предприятия, на которой производится его выбор .

Использование операционной стратегии как сложной системы управления предприятием, в которой технические и экономические процессы отражаются в виде движения и преобразования информации является наиболее перспективной для достижения эффективных результатов в подходе к решениям, связанным с управлением операционной системой предприятия.

Управление операционной системой предприятия является централизованным управлением, относится к производству товаров и услуг, необходимых для обработки ресурсов всех видов (вход системы) и производства товаров и услуг (выход).

Цель и стратегические направления операционной стратегии обосновываются, с одной стороны, необходимостью соблюдения общих требований стратегических целей и стратегических направлений. С другой стороны, они обязаны адекватно раскрывать основную специфичность операционной стратегии.

Формирование операционной стратегии требует принятия ряда решений:

1. Решение о производственной мощности. Размер предприятия и его местонахождение и текущего спроса. Как определить местонахождение предприятия - в окрестности рынков и источников сырья, рабочей силы?

2. Вертикальная интеграция. Купить или выпускать самые основные полуфабрикаты, и если выпускать, то какие?

3. Технологические процессы. В решении этой проблемы, доминирующим мотивом является вопрос выбора производственного процесса.

4. Качество продукции. Чаще всего это главный критерий для восприимчивости продукта в конкретных рынках.

5. Инфраструктура. Предоставление конечной эффективности производства.

6. Использование производственного персонала. Состав персонала и характер взаимоотношений на рабочем месте. Комплексные решения включают оценку организационного потенциала, менеджеров и сотрудников, профессиональные навыки производственного персонала, уровень их культуры и компетентности, которая определяется путем сопоставления состава и структуры коллективной стратегической цели производства. Определение организации использования своей рабочей силы.

7. Отношения с поставщиками и другими партнерами. Стабильные долгосрочные отношения с ограниченным числом партнеров в сотрудничестве, на основе взаимной зависимости и доверия.

8. Распределение конечного продукта. Определение объемов производства на склад или по конкретным заказам.

9. Управление производством. Развитие промышленного управления в отдельную подсистему общей системы управления организацией.

Операционная стратегия – это такая функциональная стратегия, которая достигает определенного уровня производства (по объему, номенклатуре качества, эффективности, технологии) в соответствии с корпоративной стратегией, конкурентных и функциональных стратегий, особенно маркетинга.

В качестве заключения, можно сказать, что современные предприятия работают в районах, где есть достаточное количество конкурентов. Таким образом, для их работы необходимо постоянно совершенствовать свои операции, потому что это основная деятельность предприятия, с целью которой оно было создано. Улучшение возможно в формировании сбалансированной оперативной стратегии, которая связанна с развитием производства и инфраструктуры, необходимой для его поддержки. Цель и стратегические направления операционной стратегии, с одной стороны, необходимость соблюдения общих требований стратегических целей и стратегических направлений. С другой стороны, они обязаны адекватно раскрывать основную специфичность операционной стратегии.

Литература

1. Бланк И. А. Управление использованием капитала. – Киев: Ника-Центр: Ельга, 2000.-651с.

2. Федоренко В. Г. Основы менеджмента. – Киев: ТОВ «Алерта», 2007.-420с.

3. Чейз Р.Б., Якобе Р.Ф., Эквилайн Н. Дж. Производственный и операционный менеджмент, 8-е издание: Пер. с англ. – М: Издательский дом «Вильяме», 2004.-704с.

4. Шершнева З. Е. Стратегическое управление. Учебник. – К: КНЕУ, 2004.-699с.

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ СКЛАДСКОЙ ЛОГИСТИКИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

1.1 Складская логистика как элемент логистической системы

1.2 Особенности логистического процесса в функционировании склада

2. АНАЛИЗ ЭКОНОМИКО-ОРГАНИЗАЦИОННОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ И РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ СКЛАДСКОЙ ЛОГИСТИКИ

2.1 Экономико-организационная характеристика ПАО «КАМАЗ»

2.2 Разработка решений для оптимизации складской логистики Логистического центра ПАО «КАМАЗ»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Организация эффективной складской логистики на предприятии требует непосредственного внимания экспертов, топ-менеджеров и специалистов по логистике. Данный вопрос необыкновенно актуален в наши дни в современном бизнесе, ведь во всем мире предприятия стараются оптимизировать бизнес-процессы, максимально отслеживать за технико-экономическими, финансовыми показателями организации, в особенности за показателями рентабельности производства и продаж, за соблюдением планового уровня затрат и повышением выручки. Зона складской логистики практически всегда требует нововведений и совершенствования, данная область зачастую отнимает много бюджетных средств организации из-за незапланированных затрат, различных издержек. Главная задача складской логистики с точки зрения бизнеса – это повышение рентабельности складской сети, что допустимо на предприятии при индивидуальном подходе к совокупному решению проблем склада, учитывая и привлекая во внимание внешние и внутренние факторы, которые влияют на его деятельность.

Целью данной выпускной квалификационной работы является повышение эффективности организации складской логистики на предприятия. Чтобы наиболее полно раскрыть тему, необходимо решить следующие задачи:

1. Раскрыть теоретико-методологические особенности складской логистики.

2. Повысить эффективность работы склада.

3. Провести анализ эффективности внедрения, мероприятий направленных на совершенствование складского процесса.

Объектом исследования является Логистический центр ПАО «КАМАЗ». Предметом исследования является система складирования Логистического центра ПАО «КАМАЗ».

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы, заключения и списка использованной литературы.

В первой главе рассматриваются теоретические основы организации складской логистики на предприятии, дается определение складской логистики, перечисляются ее основные функции и задачи склада, определяется место и роль складов в логистической системе, а также особенности логистического процесса в функционировании склада.

Во второй главе дается характеристика ПАО «КАМАЗ», а также системы складирования предприятия, выявляются проблемы развития компании, на основе которых разрабатываются рекомендации по оптимизации складской логистики ПАО «КАМАЗ».

Теоретико-методологической базой исследования послужили нормативные документы и акты предприятия, устав предприятия, бухгалтерская отчетность за 2014-2016 года. Были использованы работы Дыбской В.В. «Управление складированием в цепях поставок» и ее совместного проекта с Е.И. Зайцевым, В.И. Сергеевым, А.Н. Стерлиговой «Логистика. Интеграция и оптимизация логистических бизнес-процессов в цепях поставок».

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ СКЛАДСКОЙ ЛОГИСТИКИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
  1. Складская логистика как элемент логистической системы

Современный большой склад - это достаточно сложное техническое сооружение, которое состоит из многочисленных разнообразных составляющих, имеющих своеобразную структуру, объединенную для выполнения определенного функционала для преобразования материальных потоков .