Чем необходимо руководствоваться ГУПу при оказании услуг по передаче электрической энергии со смежной сетевой организацией? Закупка электроэнергии: пошаговая инструкция О необходимости своевременной оплаты

В 2018 году произойдет ряд изменений в порядке осуществления закупок по Закону № 223-ФЗ. Часть вступит в силу с 1 июля 2018 года, а некоторые уже действуют с 1 января. Давайте рассмотрим некоторые из них.

Онлайн-курс « . Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок». Повышение квалификации 72 часа. В конце 2017 года было принято сразу четыре федеральных закона о внесении изменений в закон № 223-ФЗ:

  • Федеральный закон от 29.12.2017 № 470-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 31.12.2017 № 481-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 31.12.2017 № 496-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;
  • Федеральный закон от 31.12.2017 № 505-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Кроме того, вступили в силу два постановления Правительства РФ о поддержке СМП:

  • постановление Правительства РФ от 15.11.2017 № 1383;
  • -постановление Правительства РФ от 19.08.2016 № 819.

Изменения, связанные с исключениями в регулировании 223-ФЗ в части закупок

Увеличился перечень исключений из Закона № 223-ФЗ

С 31.12.2017 действие Закона № 223-ФЗ не распространяется на:

1. заключение и исполнение договоров в соответствии с законодательством РФ об электроэнергетике, являющихся обязательными для участников рынка обращения электрической энергии и (или) мощности (п. 8 ч. 4 ст. 1 Закона № 223-ФЗ);

2. исполнение заказчиком заключенного с иностранным юридическим лицом договора, предметом которого является поставка товара, выполнение работ, оказание услуг за пределами Российской Федерации (п. 12 ч. 4 ст. 1 Закона № 223-ФЗ);

3. осуществление заказчиком закупок товаров, работ, услуг у юридических лиц, которые признаются взаимозависимыми с ним лицами в соответствии с Налоговым кодексом РФ (пункт 2 статьи 105.1) и перечень которых определен в положении о закупке. При этом в положении о закупке с 31.12.2017 заказчик обязан обосновать включение в указанный перечень взаимозависимых с ним лиц каждого юридического лица (п. 13 ч. 4 ст. 1 Закона № 223-ФЗ);

4. закупки товаров, работ, услуг юридическим лицом, зарегистрированным на территории иностранного государства, с целью осуществления своей деятельности на территории иностранного государства (п. 14 ч. 4 ст. 1 Закона № 223-ФЗ).

Согласно п. 8 ч. 4 ст. 1 Закона № 223-ФЗ, действие данного закона не распространяется на отношения, связанные с заключением и исполнением договоров , являющихся обязательными для участников рынка обращения электрической энергии и (или) мощности.

В данной норме не указано, участники каких рынков обращения электрической энергии имеются ввиду - оптового или розничных, поэтому подразумевается, что указанное исключение распространяется и на участников розничного рынка обращения электрической энергии — к которым относятся любые потребители электрической мощности.

Таким образом, с 31.12.2017 г. договоры энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), заключаемые заказчиками с гарантирующими поставщиками, не включаются в планы закупок и в отчетность, формируемую заказчиками в 2018 году.

Действие Закона № 223-ФЗ распространено на закупки товаров, работ, услуг для целей коммерческого использования

С 31 декабря 2017 года действие закона распространяется на закупки, связанные с коммерческим использованием товаров, работ, услуг (часть 1 статьи 3 закона № 223-ФЗ).

Теперь у заказчиков есть два варианта:

  1. закупать такие товары, работы и услуги через так называемых взаимозависимых юридических лиц;
  2. включать такие закупок в перечень случаев закупки у единственного поставщика.

Изменения, связанные с уточнениями и изменениями информации размещаемой в ЕИС

Информация, которую заказчики вправе не размещать в ЕИС

С 31 декабря 2017 года установлен перечень информации, которую заказчики вправе не размещать в ЕИС:

  1. о закупках ряда финансовых услуг (п. 2 ч. 15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ): -
    • услуги по привлечению во вклады (включая размещение депозитных вкладов) денежных средств организаций;
    • -предоставление кредитов и займов;
    • -услуги по выдаче банковских гарантий и поручительств;
    • -услуги по открытию и ведению счетов, включая аккредитивы;
    • -брокерские услуги;
    • -услуги депозитариев.
  2. о закупках услуг по доверительному управлению имуществом (п. 2 ч. 15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ);
  3. о закупках, связанным с заключением и исполнением договора купли-продажи, аренды (субаренды), договора доверительного управления государственным или муниципальным имуществом (п. 3 ч. 15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ);
  4. о закупках, связанных с заключением и исполнением любых договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении недвижимого имущества (договоры купли-продажи, аренды, субаренды недвижимого имущества и пр.) (п. 3 ч. 15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).

Теперь заказчики могут не размещать информацию в ЕИС о договорах на расчетно-кассовое обслуживание (то есть не показывать такие закупки ни в планах закупки, ни в реестре договоров). Что касается договоров аренды недвижимого имущества, то нужно указать общее количеств и стоимость заключенных договоров, но информацию о самой закупке (извещение, документацию, протокол) размещать в ЕИС не нужно. Данная норма распространяется только на договоры, заключенные с 1 января 2018 года.

Информация, не подлежащая размещению в ЕИС

Расширены полномочия Правительства РФ в части определения информации, не подлежащей размещению в ЕИС. Вступили в силу с 31 декабря 2017 года.

Статья 4 Закона № 223-ФЗ:

16. Правительство Российской Федерации вправе определить:

3) перечень оснований неразмещения в единой информационной системе информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым заключен договор;

4) перечни и (или) группы товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются конкретными заказчиками, сведения о закупке которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению в единой информационной системе.

Перечень документов, размещаемых в ЕИС

С 31 декабря 2017 необходимо вносить в ЕИС решения о присоединении к положению о закупке, о присоединении к изменениям в положение о закупке органов управления дочерних хозяйственных обществ (ч. 4 и 5 ст. 2 Закона № 223-ФЗ).

Решение о присоединении должно быть размещение в ЕИС в течение 15 календарных дней со дня его принятия. Положение о закупке вносить в ЕИС не нужно.

Уточнена ответственность заказчика в случае не размещения положения о закупках в ЕИС

Если заказчик в установленные законом сроки не разместил утвержденное положение о закупке (или решение о присоединении к положению о закупке), на него распространяются основные положения Закона № 44-ФЗ до выполнения им указанных действий, в части:

  • обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком);
  • выбора способа определения поставщика (исполнителя, подрядчика);
  • осуществления закупок у СМП, СОНКО;
  • применения требований к участникам закупок;
  • оценки заявок, окончательных предложений участников закупки;
  • создания и функционирования комиссии по осуществлению закупок;
  • определения поставщика (исполнителя, подрядчика),
  • осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

Изменение правил обжалования по 223-ФЗ

С 31 декабря 2017 года расширен перечень оснований для административного обжалования действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению закупок в ФАС России, а также круг лиц, которые могут подавать такие жалобы.

В этом видеосовете Станислав Грузин расскажет, что изменилось с 2018 года в правилах обжалования 223-ФЗ. Смотрите отрывок из вебинара « ».

Закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства с 01.01.2018

С 1 января 2018 года расширен круг заказчиков, которые обязаны закупать товары, работы, услуги у субъектов МСП:

Теперь такая обязанность возлагается на:

  1. всех заказчиков (за исключением автономных учреждений и заказчиков, являющихся субъектами МСП), годовой объем выручки которых за предшествующий календарный год превышает 500 млн. рублей.
  2. заказчиков, являющихся кредитными организациями (за исключением заказчиков - субъектов МСП) , у которых величина активов за предшествующий календарный год превышает 500 млн. рублей.
  3. заказчиков, являющихся автономными учреждениями, общая стоимость договоров, заключенных по результатам закупки товаров, работ, услуг за предшествующий календарный год которых превышает 250 млн. рублей.

Также форма годового отчета о закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц у субъектов МСП дополнена следующими сведениями:

  • о доле закупок у СМП в совокупном годовом стоимостном объеме договоров;
  • о доле закупок у субъектов малого предпринимательства по результатам проведения торгов, иных способов закупки, предусмотренных положением о закупке, участниками которых являются только.

Увеличены квоты закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства

Постановление Правительства РФ от 19.08.2016 № 819 , вступившее в силу с 1 января 2018 года, увеличивает обязательный годовой объем закупок товаров, работ, услуг у субъектов МСП с 10% до 15%.

Информационные системы

Разрешено использование корпоративных, региональных и муниципальных информационных систем для размещения информации, которая подлежит размещению в ЕИС по 223-ФЗ.

Если информация о конкурентной закупке, размещенная в корпоративных информационных системах в сфере закупок товаров, работ, услуг, региональных и муниципальных информационных системах в сфере закупок, отличается от информации, размещенной в ЕИС, приоритет имеет информация, размещенная в ЕИС.

Повышайте квалификацию на курсе « ». Профпереподготовка, 256 ак.часов. Программа разработана на основе требований профессионального стандарта.

С покупкой электроэнергии сталкиваются абсолютно все заказчики. В рамках контрактной системы существует особое основание для таких закупок. Однако при заключении контрактов нужно учитывать не только нормы закона 44-ФЗ, но из законодательства об электроэнергетике.

О различии между типами соглашений

Закупка электроэнергии производится путем заключения контракта с единственным поставщиком. В пункте 29 части 1 статьи 93 закона 44-ФЗ приводится такое основание для неконкурентной закупки: «заключение договора энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии ».

Следует отличать договор энергоснабжения от договора купли-продажи электроэнергии с поставкой. Почему это важно? В зависимости от того, какой контракт заключается, основание для закупки у единственного поставщика будет разным. А за неправильно выбранное основание может быть назначено взыскание по части 1 статьи 7.29 КоАП. В этом случае должностному лицу заказчика грозит штраф в сумме 50 000 рублей.

Договор энергоснабжения подразумевает не только покупку заказчиком электроэнергии, но и накладывает на продавца обязанность ее передать. Передача гарантируется до электроприемных устройств заказчика. Это следует из пункта 28 Основных положений функционирования различных рынков электрической энергии, утвержденных постанов л ением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее Основные положения).

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

Договор продажи электроэнергии предполагает лишь приобретение непосредственно самой энергии, без услуг ее передачи. Такие услуги приобретаются отдельно в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 93, то есть по другому основанию, а не по пункту 29. В соответствии с пунктом 1 приобретаются услуги у естественных монополий. Именно к таковым и относится передачи электроэнергии в соответствии с частью 1 статьи 4 закона 147-ФЗ «О естественных монополиях».

О цене контракта

Закон 44-ФЗ требует, чтобы в контракте прописывать твердая цена объекта закупки, которую нельзя менять в течение срока его исполнения. В отдельных случаях, определенных Правительством, в документации о закупке можно указывать ориентировочное значение цены либо приводить формулу ее расчета ценовой максимум.

Однако электроэнергия приобретается путем неконкурентной закупки, для которой документация не составляется. Поэтому энергозакупка не включена в перечень случаев, когда можно указывать формулу и ценовой максимум (постановление Правительства РФ от 13.01.2014 № 19).

Минэкономразвития в письмах от 21.02.2017 № Д28и-846, от 06.04.2017 № ОГ-Д28-4031, от 15.07.2015 № Д28и-2159 подтверждает, что цена контракта на электроэнергию должна быть твердой и определяется на весь период их исполнения. Соответственно, это ложится на плечи заказчиков - они требуют от поставщиков включать такие условия в контракт.

Что говорит судебная практика

В Верховном Суде России считают, что в соответствии с законодательством об электроэнергетике цена не является существенным условием договора энергоснабжения. Специфика сферы такова, что цена за единицу рассчитывается по прошествии расчетного периода. Следовательно, твердую стоимость контракта на момент его заключения определить невозможно.

Судьи указывают на то, что закон об электроэнергетике по отношению к закону о госзакупках является специальным. Это значит, что условия контракта по электроснабжению, включая цену, должны определяться в соответствии с нормами законодательства об электроэнергетик е. А она не предполагает указание твердой цены. К таким выводам Верховный Суд пришел в определении от 12.05.2017 № 304-ЭС17-4309 по делу № А70-4027/2016.

О возможности изменить количество электроэнергии и цену контракта

Но даже если прописать в контракте точное количество энергии и цену, прийти к этим показателям не получится. Понимая это, заказчики часто настаивают на включении в контракт положения, предусмотренного подпунктом «б» пункта 1 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ. Речь о возможности по инициативе заказчика пропорционально изменить объем и цену контракта в пределах 10% от его стоимости.

Но раз нельзя изначально определить точный объем потребления энергии и цену контракта, есть ли смысл вносить норму о 10-процентном отклонении? Посмотрим, что думают об этом судьи.

Поставщик электроэнергии не согласился с предложением заказчика внести упомянутую норму закона в контракт. По его мнению, это условие не соответствует Основным положениям, равно как и самой природе правоотношений. Судьи также не нашли разумных причин для того, чтобы включить в контракт условие об изменении объема/цены (постановление ФАС Северо-Западного округа от 15.06.2016 по делу № А42-3555/2015).

При этом суд ссылается на то, что потребитель вправе самостоятельно и в одностороннем порядке сокращать или увеличивать объем потребляемой электроэнергии. Изменение этого объема не требуется подтверждать дополнительными соглашениями . Более того, заранее покупатель не может определить объем своих потребностей, ведь он зависит от различных обстоятельств. Поставщик электроэнергетики, со своей стороны, также не может понуждать потребителя выбирать заявленный в контракте объем либо ограничивать его.

Таким образом, с учетом характера соглашения, включать в него пункт об изменении первоначальной цены и объема в пределах 10% оснований нет.


О необходимости своевременной оплаты

В общем случае за просрочку оплаты поставщик вправе требовать от заказчика пени в размере 1/300 ключевой ставки Банка России за каждый день просрочки. Но в части 2 статьи 37 закона «Об электроэнергетике» сказано, что пени начисляются из расчета 1/130 ставки рефинансировани я. Как было сказано выше, нормы профильного закона признаются судами более «сильными», чем 44-ФЗ, поэтому применять следует именно их.

Такой подход находит поддержку в судебной практике. Примером может служить Определение Верховного Суда РФ от 18.05.2017 № 303-ЭС16-19977 по делу № А37-499/2016. Заказчик не заплатил вовремя, и поставщик электроэнергии насчитал ему пени исходя из 1/130 ставки рефинансирования. Однако, по мнению заказчика, пени следовало считать по правилам закона 44-ФЗ. Судьи сослались на специальный характер закона об электроэнергетике по отношению к закону о госзакупках и пришли к выводу, что прав поставщик.

Мы ГУП в хозяйственном ведении которого находятся электрические сети области. Являемся сетевой организацией с основным видом деятельности оказание услуг по передаче электрической энергии и регулируемся Департаментом по ценам (установлены и межсетевые и котловые тарифы, являемся котлодержателями). 1. Должны ли мы торговать договоры на оказание услуг по передаче электрической энергии со смежной сетевой организацией, когда выступаем заказчиком (т.е. производим оплату) по 44 ФЗ? 2. Должны ли торговать такие же договоры по 223 ФЗ? 3. Или должны руководствоваться 35 ФЗ и постановлениями правительства в области рынка электрической энергии, так как эти требования не совпадают с требованиями 223 ФЗ, 44 ФЗ, в том числе с требованиями об информировании о планируемых закупках и отборе поставщиков?

Ответ

Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

В соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 321-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц» начиная с 1 января 2017 года положения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» распространяются на государственные и муниципальные унитарные предприятия независимо от видов осуществляемой ими деятельности.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Поэтому, если заказчик является территориальной сетевой организацией, то закупку ЭЭ по регулируемым тарифам можно заключить контракт с единственным поставщиком по п. 1 ч.1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ (услуги по передаче электрической энергии, услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике (ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ).

При закупках на оптовом рынке - тоже можно заключить контракт с единственным поставщиком по п. 1 ч.1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ (услуги по передаче электрической энергии, услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике (ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ). При этом для покупателей - субъектов оптового рынка стоимость электрической энергии, приобретенной ими на оптовом рынке на территориях неценовых зон в объеме планового почасового потребления в целях компенсации потерь электрической энергии (за исключением объемов электрической энергии, приходящихся на переток по границе с ценовой зоной (ценовыми зонами) оптового рынка), будет определяться в соответствии с Правилами оптового рынка электрической энергии и мощности исходя из величин стоимости электрической энергии в объемах планового почасового производства (за исключением объемов электрической энергии, приходящихся на переток по границе с ценовой зоной (ценовыми зонами) оптового рынка), поставкой которых в соответствующем расчетном периоде обеспечивается потребление электрической энергии в объеме планового почасового потребления и компенсация потерь электрической энергии, а также исходя из соответствующих объемов планового почасового потребления и потерь (п. 50 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178).

Соответственно, такие закупки надо учитывать в плане закупок и плане-графике закупок.

Полагаем, что их надо также учитывать и в Стандартах раскрытия информации сетевой организацией (раздел II Стандартов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.01.2004 № 24).

Как производят закупки государственные, муниципальные унитарные предприятия?

Унитарные предприятия с 1 января 2017 года исключаются из заказчиков по Закону № 223-ФЗ и становятся заказчиками по Закону № 44-ФЗ.

Соответственно, осуществляют по нему все закупки независимо от источника финансирования, кроме случаев, указанных в Законе № 223-ФЗ и части 2 статьи 1 Закона № 44-ФЗ.

В соответствии с новой редакцией пункта 7 статьи 3 Закона № 44-ФЗ заказчик - это государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частями 1 и 2.1 статьи 15 Закона № 44-ФЗ бюджетное учреждение, государственные, муниципальные унитарные предприятия, осуществляющие закупки.

Согласно части 2.1 статьи 15 Закона № 44-ФЗ государственные, муниципальные унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с требованиями настоящего федерального закона, за исключением закупок, осуществляемых в течение года в соответствии с правовым актом, предусмотренным частью 3 статьи 2 Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», принятым государственными, муниципальными унитарными предприятиями и размещенным до начала года в единой информационной системе:

  1. За счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;
  2. В качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия, за исключением случаев исполнения предприятием контракта, заключенного в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

Таким образом, положения Закона № 44-ФЗ выделяют только два основания (по источнику финансирования и статусу заказчика) для осуществления закупок по Закону № 223-ФЗ, а в остальных случаях, в том числе независимо от источника финансирования, закупки должны осуществляться по Закону № 44-ФЗ.

Исключение из правил

Под Закон № 44-ФЗ не подпадут только такие закупки ГУП и МУП, которые предприятия проводят за счет грантов, а также закупки по привлечению третьих лиц к исполнению контракта, по которому унитарное предприятие является исполнителем.

Для чего придумали изменения

Как рассчитывает Правительство РФ, перевод ГУП и МУП на Закон № 44-ФЗ поможет расходовать бюджетные средства более эффективно и тщательнее контролировать заказчиков. Ведь Закон № 223-ФЗ, по правилам которого сейчас работают ГУП и МУП, позволяет с помощью разных наименований способов закупок маскировать закупку у единственного поставщика. В отличие от этого, Закон № 44-ФЗ устанавливает более жесткие требования к закупкам.

Что нужно сделать

Перечислим, что изменится для ГУП и МУП при переходе на Закон № 44-ФЗ:

  1. Назначить контрактного управляющего или контрактную службу. Запомните, что их квалификацию надо обязательно подтвердить специальным документом. Например, дипломом о повышении квалификации по курсу «Управление закупками» в объеме не менее 108 часов;
  2. Составить план-график закупок и утвердить его до начала 2017 года;
  3. Включить в план-график обязательные закупки у СМП;
  4. Составить план закупок по правилам, установленным для заказчиков, работающих по Закону № 44-ФЗ. Не забудьте про обоснование закупок, которое должны составлять все заказчики по контрактной системе;
  5. Провести нормирование всей закупаемой продукции: что и для каких целей покупает предприятие;
  6. Перейти на способы закупки, предназначенные для контрактной системы. Основными способами станут открытый конкурс и электронный аукцион. Часть товаров придется покупать строго только через электронный аукцион согласно аукционному перечню;
  7. Ограничить свои закупки у единственного поставщика. Закупка у единственного поставщика будет возможна в строго определенных ситуациях и в очень ограниченном объеме на основании статьи 93 Закона № 44-ФЗ;
  8. Установить ограничения для продукции, запрещенной к закупкам у иностранных компаний (например, программное обеспечение, лекарства, отдельные виды медицинских изделий, отдельные виды продуктов, товары машиностроения).

Заказчики, осуществляющие закупки в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - 223-ФЗ, закон о закупках), зачастую сталкиваются с вопросами: каким образом закупать услуги энергоснабжения и заключать соответствующие договоры, что делать с договорами, которые были заключены до вступления в силу 223-ФЗ, какие условия прописать в договоре и возможна ли его пролонгация и т.д.

Согласно ст. 539 ГК РФ энергоснабжающая организация, заключившая договор с потребителем (абонентом), обязуется подавать ему через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Энергосбережение - это реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования, в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг (ФЗ № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»)

Существенные условия договора энергоснабжения

Не существует четкого единого мнения по поводу того, что считать существенными условиями договора энергоснабжения.

В соответствии гражданским законодательством одним из существенных условий любого гражданского-правового договора является предмет договора (в данном случае это различные виды энергии, энергоносители, а также вода, нефтепродукты, нефть).

Ряд специалистов к существенным условиям такого договора относят также цену, количество и качество энергии, режим потребления, обеспечение содержания и безопасной эксплуатации сетей, оборудования, приборов.

В судебной практике бытует мнение, что в связи с тем, что договор энергоснабжения - одна из разновидностей договора купли-продажи, то существенными условиями следует считать наименование товара и его количество.

Ст. 19 закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…»

    В договоре энергоснабжения должны быть установлены условия:
  • 1) о величине экономии энергетических ресурсов, которая должна быть обеспечена исполнителем в результате исполнения энергосервисного договора (контракта);
  • 2) о сроке действия энергосервисного договора (контракта), который должен быть не менее чем срок, необходимый для достижения установленной энергосервисным договором (контрактом) величины экономии энергетических ресурсов;
  • 3) иные обязательные условия энергосервисных договоров (контрактов), установленные законодательством РФ.
    В договоре энергоснабжения могут быть установлены условия:
  • 1) об обязанности исполнителя обеспечивать при исполнении энергосервисного договора (контракта) согласованные сторонами режимы, условия использования энергетических ресурсов (включая температурный режим, уровень освещенности, другие характеристики, соответствующие требованиям в области организации труда, содержания зданий, строений, сооружений) и иные согласованные при заключении энергосервисного договора (контракта) условия;
  • 2) об обязанности исполнителя по установке и вводу в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов;
  • 3) об определении цены в энергосервисном договоре (контракте) исходя из показателей, достигнутых или планируемых для достижения в результате реализации энергосервисного договора (контракта), в том числе исходя из стоимости сэкономленных энергетических ресурсов;

Цена как существенное условие договора

Отнесение цены договора к существенным условиям и зависит от того, каким образом она была образована. Если цена определяется согласно установленным тарифам (государственное регулирование), то в этой ситуации данное условие договора не определяется соглашением между сторонами. В соответствии с законом «Об электроэнергетике» поставка электрической энергии для всех групп потребителей (кроме населения) должна осуществляться по свободным ценам в полном объеме (могут быть определены по согласию сторон). Потребители энергии должны получать энергию именно по оговоренной цене.

Если договор был заключен до 1 января 2015 года , то сведения о его исполнении и сам договор не нужно публиковать в реестре, так как закон обратной силы не имеет. Если такой договор изменяется или расторгается после 1 января 2015 года, то информацию об этом также не нужно вносить в реестр.

В рассматриваемой ситуации у заказчиков существует лишь обязанность размещать сведения о договоре энергоснабжения в ежемесячной отчетности. Однако некоторые заказчики при пролонгируемом договоре вносят всю сумму платежей в отчете за декабрь (то есть за весь год сразу), а другие каждый месяц публикуют сведения в отчете о закупке у единственного поставщика.

Если договор энергоснабжения подписан после 1 января 2015 года (когда вступило в силу вышеназванное Постановление), то заказчик вносит в реестр сведения о договоре в течение 3 рабочих дней с момента его заключения.

Договор энергоснабжения имеет несколько платежей в течение года и у заказчиков возникают вопросы о том, каким образом вносить в реестр сведения о них: ежемесячно или допустимо единовременно отобразить сведения при закрытии договора. И тот и другой вариант имеет место при публикации информации в реестре, однако последний - наиболее предпочтительный и удобный для заказчиков.

Документы о заключенном договоре (скан-копия договора, дополнительного соглашения и др.) публиковать в реестре в 2015 году не нужно . Такая обязанность возникает у заказчиков только с 1 января 2016 года. Организаторы закупок должны вносить информацию об изменении, исполнении, расторжении договоров (без загрузки сканов данных документов) уже с начала 2015 года. Размещая сведения о заключенном договоре в реестре, заказчики также не должны забывать и о ежемесячной отчетности, которая размещается на ООС не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным (согласно 223-ФЗ).