Боевые щиты. Древнерусские щиты. Древнейшие русские щиты

Привел нас к тому, что мы должны провести разъяснение о роли щита в средневековом обществе, его формах и типах.

За основу в данной статье, будут взяты материалы фундаментальной работы: Вендалена Бехайма «Энциклопедия оружия» .

Материалы, применяемые при производстве щитов средневековья:

Как мы увидим ниже, основным материалом производства щитов было:

— Дерево, обтянутое кожей ;

— Иногда использовались бронзовые накладки;

— В ранних щитах применялись металлические умбоны и металлические полосы для усиления щита и гвозди.

поверх накладывался тонкий меловой грунт , на который темперной краской наносились эмблемы с надписями.

Изредка, встречались металлические щиты .

Как указывает В.Бехайм, первые щиты средневекового общества, например, у германцев были весьма просты. В общем виде они походили на щиты, применявшиеся в римских легионах, но при четырехугольной форме были менее выгнуты. Сделанные из ивовых прутьев, они были обтянуты мехом, обычно волка. Обтянутые мехом щиты применяли до XIII века. От этого обычая происходит в средневековье «геральдический мех» (фр. fêh).51).

Der Mittelalterliche Reiterschild

Щиты во времена Карла Великого были большей частью из дерева, обтянутого кожей и усиленного железными полосами . Всадник имел легкий, деревянный, круглый или заостренный книзу щит с железными полосами на гвоздях . В центре была прикреплена выпуклость - умбон (нем. Schildnabel). Носили щит на левой руке, за широкий ремень, в который продевалась рука.

Пеший воин носил большой миндалевидный, высотой более метра, сильно изогнутый деревянный щит, который по краям и в середине усиливался перекрещенными и обитыми крепкими гвоздями железными полосами .

Норманнский щит делался из дерева с меловой грунтовкой , узкий, внизу заостренный, а вверху закругленный, может рассматриваться как прообраз всей позднейшей формы щитов средневековья.

Щиты XI и XII веков имели значительную длину. Забота о крепости щита привела к тому, что его делали сильно выпуклым и снабжали железными накладками .

XIII века: Щит становился все более плоским, умбоны и накладки постепенно исчезли .

Стоячий щит (нем. Setzschild), или большая павеза (нем. große Pavese). Эти щиты были из дерева и обтягивались кожей, поверх накладывался тонкий меловой грунт , на который темперной краской наносились эмблемы с надписями.

Дерево кожа — Павеза

Уже в XI веке всадники стремились освободить левую руку от держания щита, чтобы можно было управлять лошадью. Это привело к тому, что тарч стали вешать на шею и грудь оказывалась закрытой полностью. Такого рода тарчи, хотя встречаются изготовленные из железа, большей частью были сделаны из дерева и обтянуты кожей, по форме они четырехугольные, с закругленными углами, в середине имеют остро выступающее ребро .

Купить мастерской

Несокрушимой он меди и олова бросил в горнило,

Ценного золота и серебра. Наковальню большую

Прочно приладил к широкой подставке и в правую руку

Молот огромнейший взял, а в левую — крепкие клещи.


В первую очередь выковал щит он огромный и крепкий,

Всюду его изукрасив, по краю же выковал обод

Яркий, тройной; и ремень к нему сзади серебряный сделал.

Пять на щите этом было слоев. И на них он искусно

Много представил различных предметов, их хитро задумав.

Гомер, «Илиада»

Когда появился щит, никому доподлинно неизвестно, но уже у воинов древнейших государств — и Египта, и Китая — он был одним из обычнейших элементов снаряжения и с тех пор тысячи лет не выходил из употребления.

Как устроен щит

Сделать щит можно из любого прочного и не слишком тяжелого материала — кожи, ивовых прутьев, дерева, листового металла (меди, бронзы, железа, стали), но лучше — комбинируя все эти материалы.

Форма щита может быть почти любой — не было разве что шестиугольных и звездообразных... Чаще всего встречались круглые и прямоугольные, нередко попадались также треугольные и каплевидные. В центре многих разновидностей щитов располагается умбон — металлическая полусфера, служащая для активного парирования ударов, а также защищающая кисть бойца.

Держали щит двумя способами. Щиты либо имели единственную расположенную в центре щита жесткую рукоятку (или, реже, парные кожаные петли), либо рукоятка смещалась к краю, и появлялись ремни, в которые продевалось предплечье. Закрепленный на предплечье щит легче удерживать, однако его подвижность при этом несколько уменьшается. Изредка щиты подвешивались на ремне на шею бойца.


По размерам щиты условно делятся на три класса: малые могут закрыть только грудь, средние — весь корпус, а ростовые закрывают бойца от бедер до шеи. Самые маленькие щиты, прикрывающие только кисть, назывались кулачными. Понятно, что малые щиты — в первую очередь средство активной защиты, в то время как ростовые достаточно просто держать перед собой, укрываясь за ними от вражеских ударов.

Хотя основная задача щита — спасти бойца от ударов и снарядов, он служит и для нападения: удар щитом, особенно с разбегу, может сбить противника с ног, превратив в легкую добычу. Изредка в центре небольшого щита размещался шип, чтобы удар им был опаснее, — но такие щиты встречались весьма редко...

Повсеместно, от Испании до Китая и Мексики, были распространены выпуклые круглые щиты диаметром 50-60 сантиметров, одинаково удобные как для пешего, так и для конного воина. Ими равно охотно пользовались и конные лучники, не признававшие щитов других типов, и легкая пехота, и городская стража. Делались такие щиты обычно из толстой кожи или окованного металлом дерева. У монголов, арабов и других кочевых народов, полагающихся в первую очередь на легкую конницу, других щитов практически и не было.

С древнейших времен щиты раскрашивали и украшали. Расцветка щитов и значки на них помогали воинам различать друг друга в бою, и, по-видимому, именно их можно считать древнейшими элементами униформы бойца. Из изображений на щитах возникли рыцарские гербы, которые и до сих пор изображаются на соответствующих, геральдических, щитах.

В античные времена

С ним или на нем.

Напутствие спартанской матери отправляющемуся на войну сыну

Греки

Насколько нам известно, именно древние греки были первым народом, для которого щит из элемента индивидуальной защиты превратился в краеугольный камень всего воинского искусства. Даже основные рода войск — гоплиты и пельтасты — названы у них по типу щитов, а не по вооружению, как привычно для нас. А описание нового щита Ахилла, изготовленного ему Гефестом, занимает в Илиаде несколько страниц!

Греческие щиты.

Гоплон , или аргивский щит — сильновыпуклый круглый щит до метра диаметром — прикрывал тяжеловооруженного воина «от подбородка до колен». Гоплоны делались из обитого бронзой дерева и потому были весьма тяжелыми — порядка шести килограммов, но выпуклая форма щита позволяла воину положить его верхний край на плечо. Иногда к нижней части добавлялась кожаная «занавеска», прикрывающая голени воина. Щит крепился на предплечье воина, причем локоть находился практически в центре щита, а кисть располагалась у правого края. Таким образом, левая половина щита всегда прикрывала уже не самого воина, а его соседа по фаланге. С таким щитом перед грудью особо не разбежишься — ноги будут биться о нижний край, поэтому гоплиты бежали навстречу противнику, держа щит перед собой на вытянутой руке. Пробить гоплон копьем с бронзовым или даже железным наконечником, скорее всего, было очень непросто — хотя у Гомера это происходит весьма часто (эпос все-таки)...

Доспехи гоплита лишь дополняли щит: в первую очередь воин должен был иметь закрытый шлем и крепкие поножи, о защите корпуса речь шла в последнюю очередь, и часто воины победнее шли в бой в легком кожаном нагруднике — бронзовую кирасу себе могли позволить далеко не все. Вооружение гоплита составляло тяжелое копье и короткий меч или кинжал.

Щиты древних персов.

В сражении фаланг важнейшую роль играла взаимовыручка воинов, прикрывавших щитами соседей слева. Поэтому потеря щита на поле боя считалась величайшим бесчестьем и сурово каралась — во-первых, от щитов зависел исход общего дела, а во-вторых, во время бегства тяжелый щит бросали в первую очередь. А вот шлем или доспех боец мог потерять, не опасаясь наказания, поскольку они служили лишь для его собственной защиты. Павших воинов с поля боя также несли на их щитах.

Это интересно: в свое время многие историки всерьез полагали, что главным в сражение двух греческих фаланг был совокупный натиск воинов, причем задние упирались в спину передним — так сказать, кто кого перетолкает...

Пельта — щит легкого воина, вооруженного метательными копьями, была средних размеров, нередко в форме полумесяца (эту форму греки позаимствовали у фракийцев). Чаще всего его плели из лозы и обтягивали козьей шкурой. По-видимому, он годился только для отражения снарядов и мало помогал в рукопашной.

Македоняне, сменившие копья на двуручные пики-сариссы, были вынуждены отказаться от тяжелых аргивских щитов. Сариссофоры носили круглый щит-аспис , диаметром около 70 сантиметров, на сгибе локтя.

Римляне

Как и аргивский щит, скутум — щит римского легионера — был фундаментом всего воинского искусства Рима. Это выпуклый ростовой щит, высотой около 120 и шириной до 75 сантиметров. Нам наиболее знакомы скутумы прямоугольной формы, обычные во времена Империи, а вот армии республиканского Рима чаще вооружались овальными. Щит делался из склеенных деревянных планок (практически из фанеры) и обшивался снаружи кожей. Края щита были окантованы бронзой или железом, в центре располагался округлый бронзовый умбон. Римский щит имел только одну горизонтальную рукоятку в центре. Как и аргивские щиты, скутумы были весьма увесисты — прямоугольные весили около шести килограммов, а овальные бывали и потяжелее...

Римские скутумы.

В бою легионер держал щит перед грудью, практически прижатым к туловищу, при этом грудь, живот и бедра воина были полностью прикрыты. Из-за этого римляне носили гладий не на левом, а на правом боку — вынимать меч, даже короткий, из-под такого щита было бы весьма затруднительно. Атакуя, легионер толкал противника — причем это был удар не рукой, а всем корпусом, в первую очередь прижатым к щиту плечом (так высаживают двери), — и устоять на ногах было нелегким делом. В рукопашной легионеры часто приседали, ставя щит на землю, — с коротким мечом в руках, прикрытый с боков товарищами боец оказывался хорошо защищен, и достать его было весьма непросто. При этом статичность боевой линии с лихвой компенсировалась маневрами отдельных соединений. Соответствовали щиту и другие элементы снаряжения — тяжелый шлем, короткий меч-гладий и метательное копье-пилум — единственное в истории оружие, предназначенное именно для борьбы со щитами противников... Кстати, римляне полагались на свои метательные копья не меньше, чем на мечи, и по возможности старались не вступать в рукопашную схватку раньше времени.

Говоря о щитах легионеров, нельзя не упомянуть о «черепахе» — уникальном осадном боевом порядке, в котором отряд легионеров превращался в почти неуязвимую для стрел и мелких камней боевую машину. Воины, стоявшие по краям черепахи, держали щиты перед собой, а находящиеся в центре — над головой... Такой боевой порядок позволял отряду достичь пролома в стене практически без потерь, к вящему отчаянью осажденных.

Внимание — миф: легионеры маршировали, держа щиты в руках. Это мы можем видеть почти в любом историческом фильме, ведь с яркими щитами колонна воинов в высоких шлемах выглядит гораздо эффектнее. На самом деле щит носился в чехле за спиной, а шлем, как мы уже писали, подвешивался к поясу.

Заметим, что и у греков, и у македонян, и у римлян эффективность щитового строя достигалась в первую очередь высоким уровнем дисциплины и строевой подготовки воинов.

Средневековье и Возрождение

Английский кулачный щит.

В раннее средневековье на севере Европы повсеместно использовались плоские круглые «скандинавские» щиты со сферическим умбоном, знакомые нам в первую очередь по фильмам о викингах. Щит диаметром около восьмидесяти сантиметров делался из досок, обтягивался кожей (чего почти никогда не увидишь у современных реконструкторов), в центре закреплялся стальной умбон — «страж пальцев», позади которого находилась рукоятка. Обычным боевым порядков викингов и саксов была «стена щитов», построение, напоминавшее греческую фалангу, но существенно менее эффективное, поскольку у бойцов преобладало рубящее оружие.

Не менее популярным в те времена был «норманнский» щит каплевидной или, реже, треугольной формы. Он тоже изготовлялся из обтянутого кожей дерева и оковывался по краю металлом, но часто не имел умбона. Такой щит был популярен как у рыцарей, так и у пехотинцев. Всаднику такой щит прикрывал весь левый бок, включая слабо защищенные бедро и голень. Пехотинец мог поставить щит на землю острием на землю и укрыться за ним почти полностью. Норманнский щит носился на предплечье, причем у всадника рука располагалась вдоль вертикальной оси щита — только такое крепление давало возможность эффективно блокировать удары справа. Эти два типа щитов широко применялись и на Руси.

По мере совершенствования доспехов щит рыцаря уменьшается, превращаясь из большого каплевидного в средний треугольный или пятиугольный, а затем — в небольшой прямоугольный тарч . На правой стороне тарча часто имелась впадина, в которую всадник укладывал пику, повышая точность удара. Наконец, после появления полных лат рыцари зачастую вообще отказываются от щитов.

Среди испанских мавров, кроме обычных для арабов круглых щитов, была популярна адагра — средний кожаный щит в форме сердца или двух соединенных овалов. В чем преимущество такой оригинальной формы — неясно, но рискну предположить, что впадина в центре верхней стороны не давала соскользнуть в сторону легкому клинку противника.

Щиты эпохи Возрождения. Церемониальные, конечно, — с такой красотой в бой не ходили.

По мере совершенствования рыцарской конницы пешие щитоносцы в Западной Европе оставались не у дел. Ни одно одноручное оружие, в том числе и копье, не в силах остановить рыцарского коня, сминающего строй пехоты. Последним успешным противостоянием щитового строя тяжелой коннице можно считать битву при Гастингсе. Боевые порядки саксов, защищенных большими каплевидными щитами, оказались не по зубам норманнским рыцарям. Но у воинов Вильгельма Завоевателя еще не было тяжелой кавалерийской пики. Поэтому пехотинцы обычно вооружались такими же щитами, что и всадники, и особо эффективной тактики щитового строя в Западной Европе не появилось. Правда, тяжелой пехоте из спешенных рыцарей не раз удавалось блеснуть во время крестовых походов, но и тогда пеший строй рассматривался скорее как временная мера, вызванная дефицитом лошадей. А с наступлением эпохи Возрождения пехота практически отказалась от щитов, переходя на пики и алебарды.

Последними европейцами, эффективно использовавшими щиты в пешем строю, были испанцы и их противники — нидерландцы. Вооруженные круглыми стальными щитами-рондашами мечники располагались в первых рядах колонны пикинеров. При столкновении с другим подобным отрядом им зачастую удавалось подлезть под пики противников, после чего вооруженный пикой воин оказывался практически беззащитным.

Кстати, победоносные войска Кортеса тоже состояли в основном из меченосцев с рондашами; и всадников, и аркебузиров среди конкистадоров было немного.

Это интересно: согласно обычаю, щиты, изготовленные нидерландскими мастерами, должны были останавливать пулю, выпущенную из аркебузы со ста шагов.

И в средние века, и в эпоху Возрождения среди стрелков, легкой пехоты и мирных граждан был популярен небольшой круглый щит диаметром не более 30-35 см, который часто называют баклером . Сравнительно легкий, он не мешал стрельбе из лука, но давал стрелку шанс уцелеть в рукопашном бою. Разновидностью баклера был фехтовальный кулачный щит, использовавшийся вместе с легким мечом или шпагой. Иногда он снабжался шпаголомами затейливой конструкции или короткими лезвиями. Однако по мере совершенствования техники фехтовальный щит уступает место кинжалу-даге.

Стрелок за павезой.

С распространением тяжелых арбалетов в арсенал стрелков входит павеза — большой прямоугольный щит, устанавливаемый на землю и часто снабженный упором. За ним арбалетчик укрывался, перезаряжая оружие. Иногда на нижнем крае павезы делались втыкающиеся в землю шипы. В рукопашном бою от тяжелой неудобной павезы, естественно, никакого толку не было.

Ближайшим родственником павезы был осадный щит ,или штурмовая стенка — деревянная стенка с упором и часто с бойницами, за которой укрывались стрелки, обстреливавшие крепость. Обычно осадные щиты изготовляли на месте из подручных материалов, поэтому их конструкция варьировала чрезвычайно сильно. Для переноски щита требовалось несколько человек, поэтому иногда их снабжали колесами.

На Руси во времена Ивана Грозного идея осадного щита получила неожиданное продолжение. Наши соотечественники изобрели гуляй-город — передвижное укрепление из бревенчатых щитов, установленных на колеса или, по сезону, полозья. Перед боем щиты скреплялись крючьями или цепями. Бревенчатая стена с бойницами, выше человеческого роста, позволяла стрельцам обстреливать противника из пищалей и легких пушек, не опасаясь кавалерийской атаки. Размеры государева гуляй-города впечатляли — по свидетельствам очевидцев, его протяженность могла достигать нескольких километров! Использовали гуляй-город как при осадах, так и в поле — в частности, с его помощью в 1572 году в битве у Молоди было наголову разбито стотысячное войско крымского хана Девлет-Гирея.

Последние щитоносцы

Whenever happen, we have got

the Gatling gun. And they have not.

Английские стихи второй половины 19 века

Последние сражения, в которых массово применялись щиты, состоялись... в конце 19-го века, во время войны британцев с зулусами. Причем в одном из них, битве при Изандлване, регулярные войска Британской империи, вооруженные заряжающимися с казенной части винтовками и артиллерией, потерпели сокрушительное поражение от воинов, большая часть которых была вооружена лишь кожаным щитом и копьем.

Индийский щит.

Зулусы и соседствующие с ними племена южной Африки издавна использовали большие овальные щиты из бычьих или буйволовых шкур, высотой до полутора метров. Традиционной тактикой боя было метание в противника легких копий, от которых кожаный щит надежно защищал; бои были продолжительными и не слишком кровопролитными.

Пришедший к власти в 1816 году король зулусов Чака (или, как принято в английской транскрипции, Шака) коренным образом изменил военное дело, заменив метательные копья тяжелым длиннолезвийным ассегаем (по легенде, изобретенным им лично), предназначенным для рукопашного боя. В рукопашной зулусский воин стремился зацепить своим щитом и отвести в сторону щит противника, чтобы вонзить копье в незащищенное тело врага. Понятно, что сражающиеся по старинке противники не имели никаких шансов... Когда дело доходило до рукопашной, практически беспомощным перед зулусом оказывался и обученный штыковому бою англичанин.

Как и в античности, передовое снаряжение дополнялось великолепной дисциплиной и непревзойденной физической подготовкой воинов (в день они могли пробегать до пятидесяти километров — абсолютный рекорд мобильности пешего войска!). Все это позволило зулусам подчинить окрестные племена и создать централизованное государство, которое, увы, не смогло устоять перед мощью Британской империи.



В настоящее время щиты — неотъемлемый элемент полицейского снаряжения. Ростовые щиты из пластика и алюминия применяют при подавлении уличных беспорядков. Во время спецопераций в помещениях используются тяжелые штурмовые щиты, легко выдерживающие пистолетные выстрелы.

Стоит ли носить щит?

При выборе щита следует учитывать три параметра — прочность, вес и громоздкость. Ростовые щиты хорошо защищают от стрел, но вне строя малоэффективны из-за неуклюжести. Малые щиты, напротив, не годятся против стрел и метательного оружия, зато довольно легки и не ограничивают подвижности. Боец, вооружающийся щитом, практически всегда должен отказаться от двуручного оружия и, выигрывая в защищенности, зачастую проигрывает в силе удара и дистанции угрозы. Зато во время осады щиты незаменимы.

Несмотря на кажущуюся простоту обращения со щитом, в руках необученного воина в рукопашном бою он может принести больше вреда, чем пользы, поскольку большинство техник щитового боя требует активного и осмысленного парования ударов. Принимать прямой удар рубящего оружия, особенно топора, на щит крайне опасно — он может расколоться, его могут прорубить насквозь. Такие удары отражали, подставляя щит под углом, чтобы оружие соскальзывало, а в идеале еще и сбивали его в сторону ударом щита. Кроме того, у необученного бойца щит создает с левой стороны «мертвую зону», в которой он не может достать противника оружием. Поэтому во время разнообразных народных волнений повстанцы практически никогда не использовали щиты, предпочитая им разнообразное древковое оружие.

Как видно из вышесказанного, ростовые щиты — удел хорошо обученной профессиональной пехоты с соответствующим вооружением. Для тяжелого всадника большой и тяжелый щит — обуза, оправданная лишь при недостаточно надежном доспехе, в противном случае достаточно малого щита, закрывающего грудь. Легкая конница и конные стрелки никогда не применяли никаких щитов, кроме малых и легких. А для искателя приключений, если он вообще собирается пользоваться щитом, лучшим вариантом, скорее всего, будет «стандартный круглый щит», проверенный временем.

В фэнтези-мирах, изобилующих всякого рода великанами и чародеями, полезность щитов должна существенно падать, несмотря даже на то, что их можно изготовлять из абсолютно непробиваемых материалов. Подставлять щит под дубину тролля бесполезно: даже если щит выдержит, от владельца останется мокрое место, а от молнии защитит лишь щит из самых стойких изоляторов. От юрких мелких тварей, хватающих искателя приключений за ноги, щит тоже мало поможет. Дополняют безрадостную картину изобилие искусных лучников, бьющих в глаз мелких грызунов и крупных насекомых.

Щиты в иных мирах

Потом я потрогал щит. Он был огромный, тяжелый, изрытый вмятинами от ударов шаровых молний, местами обуглившийся. Щиты Джян Бен Джяна были сделаны из семи драконьих шкур, склеенных желчью отцеубийцы, и рассчитаны на прямое попадание молнии. К каждому щиту были обойными гвоздиками прибиты жестяные инвентарные номера. Теоретически на лицевой стороне щитов должны были быть изображения всех знаменитых битв прошлого, а на внутренней — всех великих битв грядущего. Практически же на лицевой стороне щита, перед которым я стоял, виднелось что-то вроде реактивного самолета, штурмующего автоколонну, а внутренняя сторона была покрыта странными разводами и напоминала абстрактную картину.

А. и Б. Стругацкие, «Понедельник начинается в субботу»

Щиты, как и другие элементы доспеха, редко могут похвастать повышенным вниманием со стороны авторов фэнтези. Классики жанра в первую очередь стремятся описать не сами щиты, а изображения на них. Мы знаем, что у орков Мордора на щитах было Багровое Око, у воинов Сарумана — Белая Рука, а у защитников Минас-Тирита — Белое Древо...

Обычно авторы более или менее придерживаются исторических традиций, вооружая пеших варваров, орков (и почему-то гномов) круглыми щитами с умбонами, всевозможных кочевников — малыми круглыми щитами, а рыцарей — рыцарскими тарчами.

Эльфы у большинства авторов щитов не носят — хотя у Толкина эльфы Первой Эпохи очень даже их использовали. Лишь в мире Молота Войны пехота и высших, и темных эльфов пользуется ростовыми щитами треугольной формы. Кстати, в Warhammer присутствует большинство типов щитов, даже павезы (у крыс — стрелков из жюзелей и у «псов войны» — наемного осадного полка Браганцы).

В мире Колеса Времен военное искусство которого в целом находится на уровне эпохи Возрождения, большинство армий не применяет щиты. Лишь айльцы используют небольшие круглые кожаные щиты, да Мэт Коутон вооружил Легион Дракона павезами.

Интересно, что в фэнтези весьма и весьма в моде удары, высекающие из щитов искры — да не просто искорку-другую, а «целыми снопами». Они встречаются как бы не чаще, чем пробитый или расколотый щит. Встреча двух щитоносных строев, по-видимому, напоминает фейерверк.

Из этого можно сделать правомочный вывод, подтверждающийся и другими наблюдениями: подавляющее большинство щитов в фэнтези — металлические или, по меньшей мере, окованные металлом. Кожа, дерево? Зачем — ведь далеко не всякий автор может представить себе вес цельнометаллического щита, а если и представит, то без особого сомнения вручит герою, дабы лишний раз подтвердить его выдающиеся физические качества (впрочем, драконья шкура, как в эпиграфе, порой становится материалом для щита). А вот редкие металлы — мифрил, адамантит и их разнообразные аналоги — на щит обычно не идут.

Щиты в играх

Под крыльями стоял огромный щит, низ которого загибался горизонтальной ступенькой. По кромке ступень имела пилообразную заточку.

— Выглядит устрашающе. На самом же деле... — проследил за взглядом барона Эрнст Ривердейл, закончив повествование. — Доспешному кнехту с крепкими поножами эта пила — как несвезлоху дротик. Если сей оригинальный выступ с усилием пнуть, щитоносец получает нижним краем щита по ногам, теряя равновесие, и верхним — по лицу. Даже при наличии шлема, поверьте, весьма болезненно. Я бы с удовольствием приобщил этот щит к своей коллекции. Восхитительно бестолковая конструкция.

Г.Л. Олди, «Приют героев»

Как и любые другие защитные приспособления, щиты подвергаются безжалостному «творческому переосмыслению» в руках разработчиков игр. Конструкции с шипами, зазубринами, лезвиями по всем углам, украшенные художественной резьбой, черепами и сценами из самоучителей демонологии, встречаются почти в любых фэнтези-играх. Оформленный подобным образом ростовой щит весит столько, что для его переноски должен требоваться отдельный оруженосец. Избыток колюще-режущих выступов будет лишь утяжелять щит, не делая его эффективным оружием нападения.

Роль щита в ролевых играх обычно сводится к увеличению защищенности персонажа, причем, в отличие от доспехов, щит большого преимущества не дает. В D&D щитоносец, в зависимости от размера щита, получает дополнительно всего 1-3 единицы к броне (которые, разумеется, не учитываются при атаке сзади и в других подобных обстоятельствах). На самом деле польза от щита в поединке в первую очередь зависит от вооружения бойцов и варьируется в таких широких пределах, которые практически не поддаются формализации. При этом игр, в которых реалистично отображаются приемы щитового боя, мной пока не замечено — и вряд ли можно предположить, что они появятся в скором времени.

В практически любых ролевых компьютерных играх разработчики забывают один важнейший факт — при такой интенсивности боев щиты оказываются расходным материалом. Но, принимая на себя дубины великанов, зачарованные лезвия и кислотные плевки, ваш простой деревянный щит будет верно служить вам, пока вы не решите сменить его на более престижную модель. Правда, зачастую они появляются на каждом шагу, и амортизацией щита можно пренебречь...

В стратегических играх щиты отображаются весьма реалистично — в частности, эффективность обстрела с правой, не прикрытой щитами стороны отряда, оказывается существенно выше. Правда, во многих играх, например в серии Total War, пешие щитоносцы с мечами или топорами довольно успешно противостоят удару тяжелой конницы.

Щит - старинный военный доспех, которым воины прикрывались от холодного и метательного оружия. Большинство щитов обычно изготовлялись из дерева, прутьев и кожи, окованных бронзой, железом. Форма щитов могла быть круглой, овальной, прямоугольной, треугольной, часто - с изогнутой плоскостью.

При раскопках серии скифских погребений были обнаружены остатки щитов с металлическим покрытием. Несмотря на недолговечность этого элемента, входящего в комплекс защитного вооружения, ему придавалось достаточно большое значение. Собранные и украшенные драгоценными металлами и самоцветами щиты считались очень дорогими подарками, их преподносили самым знатным воинам.

Как мы увидим ниже, основным материалом производства щитов было:
- Дерево, обтянутое кожей;
- Иногда использовались бронзовые накладки;
- В ранних щитах применялись металлические умбоны и металлические полосы для усиления щита и гвозди.
- поверх накладывался тонкий меловой грунт, на который темперной краской наносились эмблемы с надписями.
Изредка, встречались металлические щиты.
Как указывает В.Бехайм, первые щиты средневекового общества, например, у германцев были весьма просты. В общем виде они походили на щиты, применявшиеся в римских легионах, но при четырехугольной форме были менее выгнуты. Сделанные из ивовых прутьев, они были обтянуты мехом, обычно волка. Обтянутые мехом щиты применяли до XIII века. От этого обычая происходит в средневековье «геральдический мех»

Щиты во времена Карла Великого были большей частью из дерева, обтянутого кожей и усиленного железными полосами. Всадник имел легкий, деревянный, круглый или заостренный книзу щит с железными полосами на гвоздях. В центре круглого щита была прикреплена выпуклость - умбон (нем. Schildnabel). Носили щит на левой руке, за широкий ремень, в который продевалась рука.

Пеший воин носил большой миндалевидный, высотой более метра, сильно изогнутый деревянный щит, который по краям и в середине усиливался перекрещенными и обитыми крепкими гвоздями железными полосами.

Норманнский щит делался из дерева с меловой грунтовкой, узкий, внизу заостренный, а вверху закругленный, может рассматриваться как прообраз всей позднейшей формы щитов средневековья.

Щиты XI и XII веков имели значительную длину. Забота о крепости щита привела к тому, что его делали сильно выпуклым и снабжали железными накладками.
XIII века: Щит становился все более плоским, умбоны и накладки постепенно исчезли.
Стоячий щит (нем. Setzschild), или большая павеза (нем. große Pavese). Эти щиты были из дерева и обтягивались кожей, поверх накладывался тонкий меловой грунт, на который темперной краской наносились эмблемы с надписями.

Уже в XI веке всадники стремились освободить левую руку от держания щита, чтобы можно было управлять лошадью. Это привело к тому, что тарч стали вешать на шею и грудь оказывалась закрытой полностью. Такого рода тарчи, хотя встречаются изготовленные из железа, большей частью были сделаны из дерева и обтянуты кожей, по форме они четырехугольные, с закругленными углами, в середине имеют остро выступающее ребро.

Старая мавританская адагра была из крепкой жесткой кожи, овальная, в форме сердца или двух обрезанных овалов.
Адарга (исп. adargue от араб. dárake, как и «тарч»), в XIII и XIV столетии от мавров попала в испанские войска и далее во Францию, Италию и даже в Англию, где оставалась в употреблении вплоть до XV века. Старая мавританская адагра была из крепкой жесткой кожи, овальная, в форме сердца или двух обрезанных овалов. Носили ее на ремне через правое плечо, а слева держали за кулачную ручку. Эти превосходные щиты были изготовлены в Фесе и использовались до конца XVII века кавалеристами, вооруженными копьями, в Оране, Мельиле, Сеуте и далее на побережье Гранады. Изображения их можно увидеть на фресках Альгамбры.

Легкие арабские кавалеристы, а от них войны пограничных земель Речи Посполитой -использовали маленькие круглые щиты, называемые по-турецки kalkan, с верхом из рыбьей кожи, которую или оставляли шероховатой, или гладко отшлифовывали. Такие щиты нередко были из кожи с прекрасными тиснеными орнаментами. Наконец, существовали щиты из тонких прутьев фигового дерева, которые оформлялись в виде круга, концентрически, и переплетались серебряной тесьмой или цветными шелковыми нитями таким образом), что образовывались арабески, выполненные с большим вкусом. Такого рода круглые щиты диаметром не более 60 см обладали необычайной сопротивляемостью удару мечом.

Фехтовальный щит (нем. Fechtschild), который был распространен в школах фехтования. Эти очень длинные и узкие щиты делали из дерева, обтягивали кожей и расписывали. Посередине такого щита проходило высокое ребро, полое внутри, а вдоль него - железный усиливающий стержень. Сверху и снизу из щита выступали длинные железные острия с невозвратными крюками или без них. Общая длина щита составляла 2,5 метра.

В более поздние времена, щиты становятся более сложными и интегрируются с различными приспособлениями.
Деревянная доска служила основным материалам, из которого производились щиты средневековья. Обтягивалась щит кожей. В зависимости от эпохи к щиту добавлялись те или иные части: умбоны, радиальные стальные полосы для усиления щита, окантовка. Так же хочется отметить, что окантовка в средневековых щитах, типа тарч, применялась крайне редко.

Два обстоятельства привели к совершенствованию оружия народов, осевших в Европе. Во-первых, отношения, в которые они вступили с Константинополем, где на торговом перекрестке они получали оружие, и, во-вторых, то, что в своих набегах на Рим они соприкасались со странами, в которых издавна добывали железо и изготовляли оружие. Те южногерманские народности, которые в начале императорских времен находились в контакте с Римской империей, по необходимости приспосабливались к римскому образу ведения войны. Отсюда возникают сначала заимствованные у римлян, а затем чисто германские, соответствующие национальным особенностям, формы оружия.

И отдельно хочется отметить, щит эллиптической формы, как отдельный особенный вид щита раннего средневековья. Возможно именно подобные щиты и были первоисточниками миндалевидных (каплевидных) щитов.

Новой вехой и первоосновой для развития большинства щитов средневековья стал: нормандский щит. Нормандские щиты XI и XII веков имели значительную длину, так как необходимо было защитить всадника от ударного оружия от ног до плеч. У всадников и пехоты они не отличались. Пехотинцы стоят плотными рядами так, что их длинные щиты, заходящие друг за друга, образуют сплошную стену, защищающую от стрел.
Как раз в это время броня существенно улучшилась. Этот значительный результат, вынесенный из опыта крестовых походов, стал причиной того, что в течение XIII века кавалерийский щит постепенно становился короче. Он теперь закрывал всадника от бедра до подбородка. Боковые края остались сильно изогнутыми, но верхний край делали все более горизонтальным, т. к. раньше он служил для защиты лица, а теперь, благодаря новым шлемам, это не было столь необходимым. Щит становился все более плоским, умбоны и накладки постепенно исчезли.

Любопытно, что щиты пехоты до XIII и даже до XIV века совсем незначительно отличались от кавалерийских. Причина этого заключается в том, что пехоте придавали небольшое значение в войне и поэтому не считали нужным задумываться о ее особых потребностях. Так и использовал пехотинец кавалерийский щит, хотя по своей форме он был рассчитан на защиту при верховой езде. В пешем положении треугольный щит укрывал человека явно недостаточно. Лишь когда кавалерийский щит столь уменьшился, что стал полностью неприменим для пехоты, ощутилось различие в вооружении. Пехотинцы сохранили старые длинные миндалевидные щиты, от которых отказались кавалеристы.

Примерно с 1300 года техническое совершенствование доспеха вновь сделало значительный шаг вперед, и кавалерийский щит еще более теряет значение. Он становится маленьким треугольным тарчем (нем. Tartsche, фр. petit écu) с прямолинейными краями, который более или менее закрывал половину груди и левое плечо. Название «тарч» происходит от арабского «dárake», от которого образовано итальянское «targa», как стали именовать поначалу маленький закругленный щит.
К концу XIV и в XV веке форма тарчей претерпевает изменения, но скорее не военно-технического, а стилистического характера. Они становятся снизу полукруглыми, иногда, как в Англии и Северной Франции, четырехугольными, почти квадратными.

С XIV века становится все более заметным стремление использовать мощь пехоты и соответственно оснастить ее. Эти устремления привели снова к древнейшим оборонительным построениям пехоты, которые использовали с большим успехом еще римляне и часто применяли в раннем средневековье в Германии. Прием заключался в создании сплошной стены из плотно поставленных один к другому щитов, за которыми воины укрывались и могли использовать свое древневековое оружие.
Для подобных целей появилась новая разновидность щита, берущая начало от щита тарч - стоячий щит (нем. Setzschild), или большая павеза (нем. große Pavese).

Форма этих павез представляет собой в целом четырехугольник. По центру идет вертикальный полый внутри желоб, который на верхнем конце заканчивается выдающимся вперед выступом (рис. 183). Внутри крепились кожаные ремни для переноски, ниже которых находится ручка. В некоторых пеших отрядах немецкого войска в начале XV века вместо павез применялись лучшие защищающие, но тяжело транспортирующиеся штурмовые стенки или штурмовые щиты (нем. Sturmwande), сохранившиеся доныне в Морском музее. Нередко такие щиты имели сверху смотровую щель или отверстие для глаз и были снабжены снизу железными шипами.
Если большая павеза являлась эффективным оружием в обороне, то неизбежно возникало стремление предоставить такую же действенную защиту нападающему пехотинцу. Поэтому возникает ручная павеза (нем. Handschild, kleine Pavese). Она большей частью четырехугольная, сужающаяся книзу и имеющая характерный желоб, углы которого иногда закруглены. Старейшие из таких щитов имеют желоб с заостренными краями.

Уже в XI веке всадники стремились освободить левую руку от держания щита, чтобы можно было управлять лошадью. Это привело к тому, что тарч стали вешать на шею и грудь оказывалась закрытой полностью. Такого рода тарчи, хотя встречаются изготовленные из железа, большей частью были сделаны из дерева и обтянуты кожей, по форме они четырехугольные, с закругленными углами, в середине имеют остро выступающее ребро. Чтобы не мешать всаднику действовать копьем, они имели справа глубокую выемку, в которую и помещали древко копья.

Особый вид тарчей употреблялся в Венгрии XV века. Это трапецевидные щиты, выпуклые, так что они оказываются прижатыми к груди и закрывают левую часть тела. Эти тарчи нашли применение не только в Венгрии, но и в других странах, находившихся в той или иной мере под влиянием Востока: в Польше и Московии. Очевидно, такие кавалерийские щиты носили также всадники короля Матеуша Корвина (1440-1490) и венгерская гвардия Максимилиана I. Некоторые экземпляры таких тарчей еще сохранились в Императорских собраниях Вены (рис. 189). Там, где венгры вошли в соприкосновение с немцами, проявлялась тенденция объединить преимущества немецких щитов с восточными. Здесь тарчи сохраняют с правой стороны выемку для древка копья. Но в середине XV века в Германии стали повсеместно изготовлять и «венгерские тарчи».

Баклеры — маленькие круглые кулачные щиты, факультативное защитное оружие пехотинца. Как правило, стальной умбон приклепывался к полю щита. Баклеры были как полностью металлическими, так и с деревянным полем (опять же — наборным из досок или из одной широкой доски). Деревянная кромка баклера обивалась сталью или кожей. Обычный размер диаметра баклера — от 20 до 32 см.
Это преимущественно пехотный щит лучника или биллмена, хотя эсквайры и рыцари также иногда его использовали.
Основная функция — защита и фехтование против меча, защита как гражданская так и факультативная боевая (вместе с мечом).

У славянских воинов задолго до появления Киевской Руси по сообщениям византийских авторов VI в. именно щиты выступают единственным средством защиты:
Прокопий Кесарийский: «Вступая же в битву, большинство идет на врагов пешими, имея небольшие щиты и копья в руках, панциря же никогда на себя не надевают».
Маврикий Стратег: «Каждый мужчина вооружен двумя небольшими копьями, а некоторые из них и щитами, крепкими, но труднопереносимыми».
К сожалению, представить внешний вид вышеупомянутых славянских щитов не представляется возможным, так как ни изобразительных, ни археологических подтверждений письменным источникам нет. Очевидно, славянские щиты этого времени изготавливались целиком из органических материалов (досок, прутьев) и за отсутствием металлических частей не сохранились до наших дней.
Наиболее ранние фрагменты щитов, найденные на территории Древней Руси, относятся к X в. За редким исключением это только металлические детали. Таким образом, информация для воссоздания внешнего вида и конструктивных особенностей щитов очень ограничена.
На территории Древней Руси археологически зафиксированы фрагменты не менее чем 20 щитов. Наиболее часто встречающаяся и четко определимая деталь щита- умбон, представляющий собой железную полусферу, крепившуюся в центре щита.
А.Н.Кирпичников выделяет два типа древнерусских умбонов: полушаровидные и сфероконические. К первому типу относятся 13 из 16 найденных экземпляров. Все они стандартны по форме — свод полушаровидной формы на низкой шейке, и по размерам -диаметр 13,2-15,5см, высота 5,5-7см. Толщина металла не превышает 1,5 мм.
Ко второму типу относятся три умбона, два из которых происходят из Юго-Восточного Приладожья и еще один найден в древнерусском слое Цимлянского городища. Это умбо-ны сфероконической формы, наиболее четко выраженной у приладожских экземпляров. Они несколько крупнее умбонов первого типа: диаметр 15,6 см и 17,5 см, высота 7,8 см и 8,5 см. Шейка отсутствует. Умбон с Цимлянского городища отличается меньшим размером (диаметр 13,4 см, высота 5,5 см) и наличием на вершине свода небольшого выступа.
Умбоны обоих типов имеют поля шириной 1,5-2,5 см. На этих полях были пробиты от 4 до 8 отверстий, через которые проходили гвозди (редко заклепки), крепившие умбон на деревянном поле щита. Сохранилось несколько крепежных гвоздей, которые позволяют примерно вычислить толщину деревянного поля под умбоном. При длине от 2,5 до 5 см гвозди загнуты таким образом, что толщина деревянного поля реконструируется в пределах 7-8 мм. В то же время на одном из найденных в Приладожье умбонов второго типа зафиксирована заклепка, не имеющая изгибов, длинной 4,5 см. По мнению А.Н.Кирпичникова, подобные заклепки скрепляли одновременно край умбона, щит-ную доску и планку-рукоять.
Помимо умбонов определяемой частью щита являются металлические оковки, крепившиеся по краю щита. В шести случаях оковки найдены вместе с умбонами, в трех -без умбонов. Количество оковок колебалось от нескольких штук до двух десятков. Они представляют собой тонкие (0,5 мм) железные (в одном случае — бронзовые) полоски длинной около 6 см и шириной около 2 см, согнутые пополам. На одной из оковок сохранились следы орнаментации в виде двух параллельных линий. Двумя маленькими заклепками оковки крепились на краю щита. Большинство древнерусских оковок на обеих сторонах имели ступеньку, которая, как показывает зарубежный материал, была необходима для расположения кожаной полосы, проходящей по ребру щита. Расстояние между краями оковки во всех случаях составило 5-6 мм, что равнялось толщине деревянного поля на краю щита.

При дореволюционных раскопках Гнездовского курганного могильника под Смоленском были найдены неплохо сохранившиеся остатки щита. Вот как его описывает автор раскопок: «Благодаря оставшимся от щита следам дерева, можно представить себе приблизительно размеры щита, измеряя расстояние этих кусочков дерева от центральной бляхи или умбона; при таком измерении ширина или длина щита доходит до 1 метра. В области лежавшего когда-то щита найдено много железных скрепок или обоймиц [имеются в виду оковки края — С.К.] в виде железных согнутых вдвое пластинок с пробоинами или гвоздиками на концах, служивших для скрепления краев щита и прекрасно сохранивших внутри кусочки дерева; эти-то кусочки дерева представляют часто косые слои, которые объясняются явно тем, что доски, из которых щит состоял, имели на краях закругления, соответствующие окружности круга. Принимая во внимание сохранившиеся следы дерева на ближних камнях можно также смело утверждать, что щит имел круговое очертание. По железным обоймицам также можно легко определить толщину щитовых досок; можно счи¬тать также до некоторой степени вероятным, что щит был окрашен в красную краску, так как дерево в одной из обоймиц сохранило следы красной окраски».
Это практически все, что дает древнерусская археология для воссоздания щита. Суммируя вышесказанное, можно сказать, что та часть древнерусских щитов, которая фиксируется археологическими источниками, имела поле круглой формы толщиной 5-8 мм, иногда снабжалась металлическим умбоном и реже- металлическими оковками по краю.

Если меч на глубоком уровне олицетворяет всепроникающий разум, силу интеллекта, проницательность, оружие мудрости, отсекающее невежество и мечем охраняются границы понимания, то щит это символ защиты этих границ. Например у Ахилла был волшебный щит, выкованный Гефестом. Гефест изобразил на щите всю вселенную. Своего рода понимаемый им мир, на котором Ахилл мог найти любое место на земле и на небе. Никому из смертных не под силу было пробить его ни мечем ни копьем. То есть щит служил ему для защиты всего миропорядка, и ни чей всепроникающий разум не мог пошатнуть и разрушить этот осознаваемый им мир. Но как мы знаем он был поражен в пяту (пять основных органов восприятия), тем самым была нарушена прямая связь с восприятием этой вселенной вследствие чего искажается и понимание и мир рушится изнутри.

Щит это своеобразное поле осознанности что-то вроде перечня познанного, а вокруг хаос непознанного и темноты. Так, обладатель этого поля смотрит вовне лишь через отражение своего сознания тем самым фильтруя, непознаваемую бесконечность, которая несет в себе разрушительную угрозу. Фильтры это своеобразная плотина пропускающая безмерность в определенной мере, согласно внутренним устоям. Именно так поступил мифологический Персей, избегая смертоносного взгляда Медузы горгоны, следил за ее отражением в зеркальном щите.

Так в славянских мифах солнце представляло собой огненно-золотой сверкающий щит Даждьбога. Благодаря его сиянию на земле есть свет и тепло. Даждьбог защищает и оберегает мир от темных сил.

Каплевидный щит - оружие богатырей из русских сказок, такие же щиты часто изображались в летописях. Их красный цвет, цвет огня и силы, а также солнечная символика, призывает на помощь силы света. Благодаря своей отваге воин не одинок в битве, его щит - символ божественного покровительства.

В рыцарских традициях щит символизирует предназначение самого рыцаря: подобно щиту, он должен служит защитой всех благородных дел. Именно поэтому герб рыцаря изображался на щите. Щит рыцаря В аллегорической живописи Ренессанса щит принадлежит целому ряду добродетелей.

На щите Стойкости вздыбился лев - символ отваги и невозможности отступить. Чистоту- целомудрие охраняют два царственных льва с золотыми щитами. Золотые щиты и львы - символы силы, присущей чистой душе, и одновременно покровительства небес.

Щит — главное оборонительное оружие древнего воина, надежно прикрывавшее его от вражеских стрел, копий, мечей и сабель, символ защиты, победы, славы и воинской чести. Мать спартанца, провожая сына на войну, напутствовала его: «Со щитом или на щите», что означало: «Победа или смерть!» Вывешенный щит — знак победы и обладания. Так поступил князь Олег, повелевший вывесить свой щит на воротах покоренного им Царьграда.

Довольно часто «щитом народа» называли принцев и великих людей, которые должны выступать как защитники общего блага.

Значимость цвета. Несложно догадаться, что важна даже мельчайшая, казалось бы, незначительная деталь, без которой смысл символа изменится в корне. значение цветов рассматривается как в совокупности, так и по отдельности друг от друга. Мистические особенности тех или иных явлений и существ, в которых возможно разглядеть скрытый смысл и некое божественное откровение в окружающем мире, цветам придается особое значение. Значение цветов особенно велико, поскольку именно на них в первую очередь обращается внимание. Цвет дополнительно характеризует смысл. Золото помимо привычного свидетельства роскоши и богатства, данный цвет несет в себе и другую информацию. Использование золота свидетельствовало о принадлежности к ЗНАТьНОМУ роду в мифологии к королевскому, и царскому или БОГатому роду. Так, наличие на щите золотых элементов часто свидетельствовало о наличии солярной составляющей, которая считалась признаком возвышенности, величественности рода.

Серебро Если в предыдущем случае была очевидная отсылка к солнечному свету, то мягкий серебристый оттенок представляет светило ночное. Помимо этого, этот цвет говорит о чистоте рода, его высоком происхождении и особом доверии со стороны вышестоящих. Серебро всегда говорило об избранности.

Алый Червленые щиты любили представители воинствующих родов. Именно оттенки красного говорили о храбрости, непоколебимости и могуществе носителей. Это цвет огненный, мощный. К слову, в славянской культуре даже существовал обычай червления щитов перед боем путем окропления собственной кровью. Это не только устрашало врагов, но и обеспечивало мощную защиту для самого носителя.

Голубой цвет в говорит о приверженности носителей вечным идеалам красоты Лазурный оттенок на щитах должен был свидетельствовать о ясности суждения, безупречности и элитарности.

Чернь Данный цвет щитов говорит не только о трауре, но и о глубокомыслии, рассудительности, благородстве носителя. Как правило, данный цвет наносится перпендикулярными линиями по всей поверхности.

Очень часто на щитах изображают животных, чьи отличительные особенности должны были поведать окружающим о характере владельца. Среди животных, которые наиболее часто встречаются в символике, стоит отметить льва, леопарда, орла. Значение животных обычно сводится к отождествлению волевых и героических качеств. Так, к примеру, лев традиционно считается символом мужества, отваги и великодушия. Альтернативой льву часто выступает леопард. Чаще всего лев изображается на щите один, однако иногда можно встретить изображение нескольких зверей. Таких львов принято считать львятами.

Со щитом может быть связана и негативная символика. Так, брошенный в бою щит символизировал поражение, а опрокинутый или разломанный на куски - являл собой унизительный знак несмываемого бесчестья и позора.

В мифологии щит верой и правдой служил и бессмертным небожителям, и смертным героям. На щите Нейт, божественной покровительницы египетского города Саиса, были изображены перекрещенные стрелы; щит Уицилопочтли, верховного бога ацтеков, отличали пять меховых шариков; его соотечественнице, «Соляной женщине» Уиштосиуатль, принадлежал ослепительно-белый кожаный щит, а славянскому Даждьбогу в качестве золотого щита служило само солнце. И все же самым замечательным мифическим щитом, эгидой, владел повелитель олимпийских богов. Щит Зевса был обтянут шкурой козы Амалфеи, некогда вскормившей будущего Громовержца своим молоком. Рогатая кормилица и после смерти трогательно заботилась о воспитаннике - ее шерсть сделала эгиду непробиваемой. Вместо ум-бона Зевс поместил в центре щита голову ужасной змеевласой Медузы горгоны, приводившей в смятение и трепет даже бессмертных. Усмирив всех богов и титанов, властитель Олимпа подарил эгиду своей воинственной дочери Афине. Символика необыкновенного щита Зевса жива и поныне: современное выражение «находиться под эгидой» намекает на высокое покровительство и надежную защиту.

В мифах и сказаниях многих народов фигурируют самые разнообразные и удивительные щиты. Персей, избегая смертоносного взгляда Медузы горгоны, следил за ее отражением в зеркальном щите. Афина соорудила щит из кожи сраженного ею титана Палланта. Древнерусский сказочный витязь Еруслан Лазаревич вступил в единоборство с Зеленым царем, обладателем огненного щита. Китайский первопредок Чжуань-сюй был избавлен от необходимости добывать себе воинское.снаряжение - он родился хотя и не в рубашке, зато со щитом и копьем на голове.

В религии языческих народов особый культовый щит почитался как священный знак божественного покровительства. Римляне, например, хранили в царском святилище сразу 12 таких щитов. Один из них, согласно древнему преданию, упал с неба, сделавшись наглядным залогом непобедимости Рима, а остальные 11 представляли собой его точную копию. Эти копии были выполнены искуснейшим кузнецом Мамуррием по заказу мудрого царя Нумы Помпилия, опасавшегося того, что враги могут выкрасть бесценную реликвию. После смерти царя и кузнеца, знавших секрет божественного щита, уже никто не мог отыскать подлинник среди дубликатов, поэтому все 12 щитов признавались равно священными. За их сохранность отвечала специальная коллегия из 12 жрецов-салиев. Римские полководцы перед походом обязательно посещали святилище и, коснувшись рукой драгоценных щитов, взывали к богу войны Марсу о ниспослании победы над врагами.

Свои священные щиты имелись и у других народов. Урарты посвятили главный храм, так называемый «Дом Щита», верховному богу неба Халди. Обитатели минойского Крита, судя по многочисленным изображениям в Кносском дворце, почитали особый двойной щит - с перехватом, в форме восьмерки. Балтийские славяне хранили на стене святилища в Вольгасте щит с золотыми бляхами, принадлежавший некогда воинственному богу Яровиту. В дни миракщитуЯровита было запрещено прикасаться, а в случае войны жрецы несли его впереди войска. Располагали подобной реликвией и христиане, поклонявшиеся белоснежному щиту Иосифа Аримафейского, на котором святой собственной кровью начертал крест - эмблему Воскресения.

В истории рыцарской символики щит, являвшийся полем для герба, сыграл самую главную роль. Щит был чем-то вроде послужного списка, открытого для всех и каждого, так как на нем отражались все заслуги и проступки его владельца. В рыцарском щите, словно в зеркале, отражались все прегрешения его хозяина. Со щита стирали какие-либо части герба или весь герб целиком; на него наносили перечисленные выше символы бесчестья; привязывали опрокинутым к позорному столбу; а за наиболее тяжкие преступления рыцаря палачи принародно разламывали его щит на куски.

В геральдике щит служит основой для герба. Геральдические щиты, ведущие происхождение от настоящих, исторических щитов, различаются по форме. К классическим геральдическим щитам относятся следующие:

амазонский - полукруглый щите двумя выемками сверху;

восточный - круглый щит;

варяжский - треугольный, суживающийся книзу;

раннеготский - треугольный, со скругленными верхними краями, вытянутый книзу;

итальянский - овальный щит;

испанский - квадратный, с выгнутым и закругленным нижним краем;

французский - квадратный, с сердцевидной скобкой снизу;

польский- квадратный, отличается от французского лишь скошенными верхними углами и плавными выемками по бокам щита;

немецкий - красивый фигурный щит с глубокими выемками и завитками;

русский - миндалевидный щит, в настоящее время используется в личных гербах и в корпоративной геральдике.

В мифологии щит и меч символизируют солнечный диск и лучи, Бога-отца и Бога-судью, границу разума и его части, воплощая меридиан, рассекающий экваториальный круг на две равные половины - западную и восточную. Это символическое пересечение - отправная точка, с которой Солнце, согласно древней концепции, начинало дневное движение вокруг Земли.

Щит накрывал ритуальные чаши, охранял часовни, священные деревья и животных.

В Писании Бога часто называют щитом народа своего. «Я щит твой», - говорит Господь Аврааму, а автор Псалмов говорит: «Благосклонностью своею ты окружишь его, как щитом. Любовью своею и благодатным твоим Провидением сохранишь его во всяком деле.»

Щит символизирует божество, слово Господне, веру, спасение, добродетель, чистоту; рыцарское благородство, оборонительное оружие, охрану, защиту, заслон, силу, битву, стойкость, победу; истину, мудрость, мир, верность, доверие, поддержку.

Библия говорит о двух видах щитов: 1) небольшие, круглые, деревянные, обтянутые кожей, защищающие от стрел из лука и 2) большие, металлические, против дротиков и копий, а также «огненных» выплесков, бросков, ведь при осаде крепостей, городских стен, осажденные использовали горящую смолу. Щит - охрана, защита, божественное покровительство. Господь Бог Авраму: «… не бойся, Аврам; Я твой щит» (Бытие 15: 1). Во многих местах позже библейское слово «щит» переводили, как латинское слово: «protektor», то есть «закрывающий», «защищающий». Щит - слово Господне. «Бог! - Непорочен путь Его, чисто слово Господа; щит Он для всех, уповающих на Него» (Псалом 17: 31). Щит - спасение. «Ты дашь мне щит спасения твоего» (Вторая книга Царств 22: 36). Щит освященный - помазанный елеем, мирром. «… там повержен щит сильных, щит Саула, как бы не был он помазан елеем» (Вторая книга Царств 1: 21). Щит - защита героя, оружие властелина, силача. «Шея твоя, как столп Давидов, /… / тысяча щитов висит на нем, все щиты сильных» (Песнь песней 4: 4). Щит Давида - шестиугольная звезда. Щит - верность, истина. «Перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение - истина Его» (Псалом 90: 4).

И в заключенье: Рука щита - левая; правая же - для копья, меча.

Вторая половина IX века ознаменовалась возникновением на Восточноевропейской равнине нового государства — Киевской Руси. Географическое положение Древней Руси, сложные этнические и политические процессы привели к взаимопроникновению материальной и духовной культуры нового государства в культуру народов западной Европы , что более ярко проявилось в военном деле оружии древнерусских воинов. Данные археологии наглядно отражают процесс формирования комплекса вооружения древнерусских воинов на базе взаимодействия с различными воинскими традициями, многочисленными военными походами по торговому пути с севера на юг — «путь из варяг в греки» , идущий от Варяжского (Балтийского) моря к морю Русскому (Чёрному морю). Древнерусские воины защищались от холодного и метательного оружия с помощью щитов. Слово «щит», возможно, происходит от слова из санскрита «каваСа» — kavaSa — щит , прикрываться, ховаться (страховаться). (англ. shield; shade-щит).

Щиты использовались с древнейших времён и применялись для защиты воинов вплоть до распространения огнестрельного оружия.

«…Русичи великая поля чремными щиты прегородиша…» («Слово о полку Игореве»).

Именно, щиты служили воинам единственным средством защиты в бою, кольчуги и шлемы появились позже. Самые ранние письменные свидетельства о славянских щитах, как единственных средствах защиты воинов, упоминаются в византийских рукописях VI века:

Прокопий Кесарийский : «Вступая же в битву, большинство идёт на врагов пешими, имея небольшие щиты и копья в руках, панциря же никогда на себя не надевают».

Маврикий Стратег : «Каждый мужчина вооружён двумя небольшими копьями, а некоторые из них и щитами, крепкими, но трудно переносимыми» . Видимо, деревянные щиты были тяжёлыми, подобными по своим функциям с деревянными воротами, служащие защитой каждому дому. На санскрите «Варута» — varUtha — защита, щит, убежище, безопасное местожительство (родстренное слово в рус. яз. ворота)

В верхней части тяжелых щитов этого периода проделывали небольшое отверстие для обзора — амбразуры. В раннем средневековье простые воины часто не имели шлемов, из-за их дороговизны, поэтому прикрывались «с головой» большими щитами.

К сожалению, трудно представить внешний вид тяжёлых деревянных славянских щитов, так как из-за отсутствия металлических частей деревянная конструкция не сохранилась.

Самые ранние фрагменты щитов, найденные на территории Древней Руси, относятся к X веку, так как они уже имели металлические детали.

На территории Древней Руси археологи нашли фрагменты 20 щитов, а именно деталь щита — умбон (лат. umbo) - металлическая бляха-накладка полусферической или конической формы, крепившаяся в центре щита, и защищающая кисть руки воина от пробивающих щит ударов.

А.Н.Кирпичников выделяет среди найденных щитов два типа древнерусских металлических наклад ок (умбонов): полушаровидные щиты (найдено 13 экземпляров) и сфероконические щиты (3 экземпляра). Все найденные щиты стандартны по форме и по размерам — их диаметр 13,2-15,5 см, высота 5,5-7 см. Толщина металла на щите не превышает 1,5 мм.

Ко сфероконическому типу щитов относятся два умбона, найденые в Юго-Восточной части Приладожья, и один щит найден в древнерусском слое Цимлянского городища. Сфероконические щиты довольно крупные, их диаметр 15,6 см и 17,5 см, высота 7,8 см и 8,5 см. Умбоны обоих типов имеют поля шириной 1,5-2,5 см, на которых были пробиты от 4 до 8 отверстий, через которые проходили гвозди от 2,5 до 5 см, редко заклепки, крепившие металлическую бляху на деревянном поле щита, толщиной в пределах 7-8 мм. На одном из найденных в Приладожье металлических блях для щита (умбонов) найдена заклепка длинной 4,5 см. По мнению А.Н.Кирпичникова, подобные заклепки скрепляли одновременно край умбона, деревянную доску щита и планку-рукояти.

Металлические оковки , крепившиеся по краю деревянного щита, представляют собой тонкие (5-6 мм) железные, или бронзовые полоски длинной около 6 см и шириной около 2 см, согнутые пополам. На одной из металлических оковок сохранились следы орнаментации в виде двух параллельных линий.

Большинство древнерусских оковок на обеих сторонах имели ступеньку, которая, как показывает зарубежный материал, была необходима для кожаной полосы, проходящей по ребру щита.

Во время археологических раскопках Гнездовского курганного могильника под Смоленском были найдены неплохо сохранившиеся остатки древнерусского щита . Вот так его описывает автор раскопок: «Благодаря оставшимся от щита следам дерева, можно представить себе приблизительно размеры щита, измеряя расстояние этих кусочков дерева от центральной бляхи или умбона; при таком измерении ширина или длина щита доходит до 1 метра. В области лежавшего когда-то щита найдено много железных скрепок или обоймиц в виде железных согнутых вдвое пластинок с пробоинами или гвоздиками на концах, служивших для скрепления краев щита и прекрасно сохранивших внутри кусочки дерева; эти-то кусочки дерева представляют часто косые слои, которые объясняются явно тем, что доски, из которых щит состоял, имели на краях закругления, соответствующие окружности круга. Принимая во внимание сохранившиеся следы дерева на ближних камнях можно также смело утверждать, что щит имел круговое очертание. По железным обоймицам также можно легко определить толщину щитовых досок ; можно считать также до некоторой степени вероятным, что щит был окрашен в красную краску , так как дерево в одной из обоймиц сохранило следы красной окраски» .

Восполнить представление о древнерусском щите помогают археологические материалы сопредельных территорий Скандинавии, где они найдены в огромном количестве. Интересно, что древнерусское оружие и щиты, подобные скандинавским, найденные в районе Ладоги, дают возможность скандинавам мечтать о том, что эти территории Древней Руси в районе Ладоги в древности принадлежали им. Однако, это не так!

Очень часто «скандинавское оружие» было захвачено древнерусскими воинами в бою во время военных походов и привезено домой на Ладогу в качестве военных трофеев. Крупные оружейные производства были в Ладоге, Новгороде, Суздале, Пскове, Смоленске и Киеве.

начал складываться не ранее последних десятилетий VIII - первых десятилетий IX вв., примерно тогда же, когда в древнесеверной лексике ранней эпохи викингов (на I этапе, 793-833 гг.) слово с исконно русским корнем «rup» - гребцы приобретало новое значение «морское войско». (родственные слова в рус. яз.: гРАБить, гРЕБти…; англ.: robber — гРАБитель)

На Западе «росы» - gentis esse sueonum ; на Востоке - «gentis » Славян; они и были и теми и другими одновременно. В Византии середины X века один из преемников великокняжеских послов «от рода Рускаго» перечислял скандинавские названия днепровских порогов «по-росски» (rosistі) и переводил «по-славянски» (sclavinysti) ; языком этих «росов» был ещё нордический, северный язык скандинавов.

Русь-Ладога князя Олега объединяет в начале X века и варяга, и словенина, «и прочих», хотя послы «великого князя рускаго», объявляя себя от рода Рускаго, носят сплошь скандинавские имена. Для определенного отрезка времени становления скандо-славянского социума « » (Stang 1996: 200).

Самая полная информация имеется о щитах, найденных в шведском могильнике Бирка, где было найдено 68 деревянных щитов круглой формы , диаметром от 80 до 95 см, толщина 5-6 мм, материал, из которого изготовлен щит — тис, клён, пихта. В Бирке были найдены оружие, фрагменты доспехов, многочисленные находки, свидетельствующие о том, что здесь длительное время проживала большая группа мужчин-воинов.

По подсчётам учёных, в IX–X веках в Бирке проживало около 1500 человек постоянного населения. Однако в летние месяцы, сюда со всей Балтики — «Русь-Ладога» приходили корабли с товарами, число жителей увеличивалось до 8 тысяч. Город Бирки был крупным речным портом и стоял на пересечении торговых путей, именно отсюда начинался путь «из варяг в греки», связывавший Русь Новгородскую с Византийской империей, Ближним Востоком, Средней Азией и центральной Европой в X–XII веках.

В городе Бирка были найдены восточные шёлковые ткани из Арабского халифата с арабскими надписями «Иллах» (Illah- Аллах), выполненными в куфическом стиле . Древнеперсидские надписи в геометрическом стиле куфического письма находили на восточных шёлковых лентах не только в могилах на территории города Бирка и в захоронениях в Уппсале, но и в Испании. Арабские надписи в куфическом стиле повсеместно присутствуют на одежде викингов в скандинавских могильниках. Возможно, погребения осуществлялись под влиянием ислама с идеей о вечной жизни в раю после смерти. Возможно, арабские надписи просто рассматривались, как декоративный затейливый орнамент.

В последней четверти X века — после 960 года город был оставлен, Бирка прекратила своё существование - странно и необъяснимо. русов и скандинавов распался… русы ушли.

Как и в Древней Руси, основную часть находок остатков щитов составляют оловянные или бронзовые накладки различной формы (умбоны), и железные или бронзовые оковки по краю щита (от 2 до 45), крепившиеся двумя заклепками. Некоторые щиты были снабжены и металлическими или деревянными рукоятями из можжевельника, тополя, ольхи. Металлические рукояти щита из железа или бронзы украшены чеканкой или рельефным литьём. Фрагмент чеканной накладки найден в Старой Ладоге, и хранится в частной коллекции.

На древнерусских щитах сохранились скобки с подвижным кольцом для крепления плечевого ремня для ношения щита.
В захоронениях в Норвегии в Бирки и Гокстаде найдены деревянные щиты из 7-8 сосновых дощечек разной ширины, толщиной около 7 мм. Внешняя сторона щитов была окрашена в чёрный или жёлтый цвета. На расстоянии 2 см от края щита и с интервалом около 3,5 см по всему периметру просверлены отверстия для крепления кожаной обшивки края щита, металлических деталей щита нет.

В Тирском торфянике на юго-западе Латвии обнаружен уникальный клад IX века, среди находок — два хорошо сохранившихся деревянных щита, изготовленных из еловых досок. Один из шитов толщиной 6 мм, круглой формы, диаметром 85,5 см. Внутренняя и внешняя стороны деревянного щита покрыты кожей, пришитой к щиту в центре и по краям, а между кожей и деревом проложена спрессованная трава. В центре деревянного щита пропилено отверстие диаметром 11,5 см, которое с внешней стороны закрывалось деревянной накладкой в форме полушария с краями, на которых имеется 14 отверстий для заклёпок. Подобный тип щита встречается в нескольких курганах Гнездовского и Михайловского могильников.

Второй щит, найденный в Тирском торфянике, был длиной 68 см, ширина — 11,8 см, толщиной — 1,4 см. Судя по краям доски, щит был выгнутым и имел круглую форму, а его диаметр составлял 73 см.

Во второй четверти XIII века появляются треугольные щиты с перегибом, то есть двускатный щит, плотно прижимавшийся к телу, и выгнутые трапециевидные щиты. С конца XIII века входят в обиход сложнофигурные щиты-тарчи, прикрывавшие грудь всадника во время прямого удара копьём, как тараном.

В XIV веке эволюция защитного вооружения приводит к возникновению щита с долевым желобом — тарч , который торчал из щита , и служил защитой для руки, удерживающей короткое копьё и облегчал воину защиту и нападение в бою. В Западной Европе такие щиты, достигавшие в высоту 130 см, назывались Павеза (павез , павиза, павезе, павис; нем. große Pavese — большая павеза ) - тип щита , широко применявшийся пехотой в XIV-XVI веках. Щит павез был прямоугольной формы, нижняя часть могла иметь овальную форму.

Известно, что щиты различных форм — круглые, трапециевидные, существовали в течение длительного времени.
Богатые воины делали щиты из железа, но самые распространённые щиты для древнерусских воинов из дерева, камыша, и обшивали их кожей. Центр щита усиливали металлическим навершием - «умбоном». Край щита назывался венцом, а промежуток между венцом и навершием - каймой. Тыльная сторона щита имела подкладку, на руке щит удерживался привязками - «столбцами». Окраска щита могла быть самой различной, но красному цвету в древнерусских доспехах отдавалось явное предпочтение на протяжении всей истории Древней Руси.


РЕКОНСТРУКЦИЯ ДРЕВНЕРУССКОГО ЩИТА.

Исходя из информации, полученной из литературных источников, и материалов археологических раскопок, найденных на территории Древней Руси и скандинавских стран, можно представить примерную реконструкцию одного из типов щитов, имевшего распространение в X веке, как на территории Древней Руси, так и на территории Скандинавии.

Древнерусские щиты в X веке изготавливались из деревянных плоских дощечек и имели круглую форму. Диаметр щита варьировался от 80 до 100 см, а толщина редко превышала 6-7 мм. В некоторых случаях деревянный щит покрывали грубой кожей и окрашивали. В центре деревянного поля щита с внешней стороны крепили на гвоздях, загибавшихся с внутренней стороны, металлическую или деревянную накладку (умбон). С внутренней стороны щита поперёк досок крепилась деревянная рукоять, иногда с кольцами для крепления плечевого ремня. Кольца для плечевого ремня могли прикрепить и на поле щита. Крепление рукояти щита производилось с помощью металлических заклепок или деревянных гвоздей — нагелей. С помощью металлических оковок по краю щита закреплялась полоска кожи, которую пришивали и без металлических заклёпок.

Внешнюю, а иногда и внутреннюю сторону щита покрывали кожей и окрашивали красной, белой, чёрной или жёлтой краской. Раскраска воинских щитов имела ритуальное значение, белый щит считался символом мирных намерений, красный означал воинственность и готовность к бою. Судя по изображениям на поминальных камнях, а также миниатюрным подвескам-амулетам в виде щита, найденным как в Скандинавии, так и на территории Руси, самым популярным мотивом раскраски щита была «вихревая розетка», представляющая собой стилизованное изображение древнерусского воина. Великой Матери Земли, от которой древнерусский воин черпал силы.

Древнерусские подвески-обереги с изображением Змеевика

Оценивая боевые качества древнерусского деревянного щита, по его конструкции и весу, а также надёжности и удобству хвата рукояти щита, можно утверждать, что это было достаточно маневренное средство обороны, в некоторых ситуациях способное выполнять и роль наступательного ударного оружия. Снижение веса деревянного щита и маневренность во время боя достигались за счет более тонкой деревянной основы щита, который не долго мог служить воину защитой. Благодаря простоте конструкции деревянного щита, ремонт или изготовление нового щита, с использованием старых металлические детали, не представлял для воина особой трудности даже в «полевых» условиях.

Основной задачей древнерусских деревянных щитов была защита воина от метательного оружия противника — от стрел и дротиков.

Метод применения деревянного щита продемонстрирован в сцене осады крепости, изображенной на франкском ларце VIII века.
Деталь ларца с изображением воина, защищающегося от стрел. VIII в. (Британский музей)

Удары меча и топора могла сдержать и отразить металлическая накладка (умбон) деревянного щита, хотя в исландских сагах встречаются описания попадания меча и топора противника в деревянное поле щита:

- «У Сигмунда был шлем на голове, у пояса меч, а в руках щит и копье. Он бросился на Скарпхедина и тотчас же нанёс ему удар копьём и попал в щит. Скарпхедин отрубил древко копья, поднял секиру и разрубил Сигмунду щит до середины. Сигмунд нанёс Скарпхедину удар мечом и попал в щит, так что меч застрял. Скарпхедин с такой силой рванул щит, что Сигмунд выпустил свой меч… ».

- «Навстречу Гуннару встал Вандиль. Он немедля, нанёс удар мечом, и удар пришёлся в щит. Гуннар быстро отвёл щит с застрявшим в нём мечом в сторону, и меч сломался у рукояти».

- «...Тогда Хрут повернулся к Атли. Тот немедля ударил секирой в щит Хрута и расколол его сверху донизу».

- «Ион бросился на Гуннара в сильном гневе и пробил ему копьём щит и руку. Гуннар с такой силой рванул щит, что копье сломалось у наконечника».

Круглая форма и непрочность щита предполагает, что более эффективно им можно было действовать в свободном строю, а не в плотно сомкнутом, именно, поэтому круглые деревянные щиты исчезли из оборонительного вооружения древнерусских воинов в XI веке.

Во второй половине X века меняется характер военных действий русских дружин. Если в конце IX — начале X веков древнерусские воины совершали стремительные рейды на кораблях с целью захвата добычи или получения дани, то во время Балканской кампании Святослава, длившейся с 969 г. по 971 г., осады и обороны крепостей, военные рейды чередовалась крупными полевыми сражениями против армии Византийской империи. Это не могло не привести к изменениям в тактике боя, что в целом повлияло на весь комплекс наступательного и оборонительного вооружения древнерусского воина.

Византийский автор Лев Диакон, подробно описавший ход войны 969 — 971 годах, называет построение древнерусских воинов фалангой, а, повествуя о битве под Доростолом в 971 году , подчеркивает, что « плотно сомкнули щиты и копья, придав своим рядам вид стены, и ожидали противника на поле битвы». «Константин Философ (Кирилл, основатель кириллицы) застал в Крыму и письменность, и её носителей, тавров его времени, «глаголющих тою («русскою») беседою». Он пишет о тоурси (они же тoypcïu) — *тауро-руси *Ταυρο-ρως или Ταυ̃ροι καί ‘Ρω̃ςοι, что-то вроде «тавры-росы», обозначение племени, жившего к северу от дунайского устья, близ Ахиллова Бега.

В другом месте своего труда Лев Диакон описал щиты древнерусских воинов: «щиты у них прочны и для большей безопасности достигали ног»» . К сожалению, из этого описания не ясна форма древнерусских щитов, но подобные описанию «вытянутые по вертикали» щиты получили широкое распространение не только в Древней Руси, но и в Западной Европе XI веке.