Мотивация: источник сил для действий. Про силу воли и достижение целей Экстринсивная и интринсивная

Сила воли считается качеством, которое присуще каким-то особенным людям: героям, выдающимся спортсменам, знаменитым ученым. С ней часто связывают успешность, подчеркивая, что невозможно ничего добиться, если не преодолевать трудности и собственную лень. Силу воли объединяют с силой духа, рассматривая все вместе, как неотъемлемые признаки сильной, стойкой личности. Эти ценные качества не заложены в человеческом характере от рождения, тренировка силы воли необходима очень многим. Для этого требуется простое желание и не очень простая работа над собой.

Сильная воля и сильный дух

Сила духа и сила воли (определение их) отличаются друг от друга. Несмотря на то, что оба качества считают принадлежностью человека с характером, далеко не каждый волевой индивидуум обладает силой духа. Но наоборот бывает очень часто: духовно сильная личность чаще всего обладает и развитой силой воли.

Итак, сила воли: что это такое и чем она может быть полезна современному человеку? Этот термин подразумевает твердость в выполнении своих решений. Чаще воля (это в психологии) может рассматриваться как склонность следовать к намеченной цели. Иногда случается так, что любое начинание вызывает прилив энтузиазма только в начальной стадии, пока не остыло желание. Чуть позже, сталкиваясь с неизбежными трудностями, принявший некое решение человек начинает выполнять действия, связанные с его намерением, с некоторой долей сомнений.

В это время человеку и необходимо знать, как развить силу воли, чтобы преодолеть нежелание и лень, болезненные ощущения (например, на спортивной тренировке или при занятиях танцами), усиливающуюся тягу к привычному до принятия решения времяпрепровождению (при похудении или отказе от вредных привычек). При отсутствии осознанного желания добиться поставленной цели (как называет это психология, воли) человек утрачивает интерес к выполнению нужных для этого действий и отказывается от дальнейшего следования своей мечте.

Таких индивидуумов не напрасно называют безвольными или слабохарактерными. Неразвитая, слабая сила воли является чертой характера таких личностей. И далекая цель оказывается недостижимой вовсе не из-за того, что нет способностей или наследственность не самая лучшая: именно отсутствие воли и твердости в выполнении своих же решений приводит к отказу от того, что хотелось бы иметь. Тогда люди задаются вопросом о том, как воспитать в себе силу воли.

Под силой духа же обычно подразумевают совершенно другое: это способность сохранять веру в свои силы и нравственные принципы. Без опоры на силу духа сильная воля (понятие приведено выше) может сделать из человека настоящего тирана. Такая «сильная» личность сможет как подавить волю человека для достижения своих целей, так и опуститься до предательства или подлости, если это будет выгодно.

Духовно сильный человек будет следовать своим моральным установкам, чего бы это ему не стоило. В выполнении своего решения преобладающим мотивом может стать как раз вера в собственные силы, и тогда никакие трудности не смогут помешать добиться результата. Но, в отличие от бездуховного эгоиста, который ценит только собственные интересы, нравственность определяет и границы допустимого по отношению к окружающим: в выполнении собственных решений сильный духом не допустит и унижения других. Сила духа человека будет помогать преодолеть трудности, которые вызовет соблюдение чужих интересов и собственных моральных норм.

Можно ли развивать силу воли и духа?

Когда сила и воля совмещаются в одном словосочетании, то напрашивается сравнение с силой мышц. Из этого часто делают вывод о том, что существуют способы того, как тренировать силу воли и духа. Действительно, существуют многочисленные методики по формированию этих полезных качеств у детей и взрослых. Рассматривать развитие силы воли или духа придется отдельно, так как это очень разные понятия и в психологии, и в обыденном представлении людей.

Способы развития силы воли могут быть самыми разными. В зависимости от того, какую цель преследует человек, могут меняться и методики, как натренировать силу воли, одновременно выполняя часть принятого решения. Например, при намерении научиться играть на музыкальном инструменте, можно развивать усидчивость, как качество, которое дает возможность надолго сосредотачиваться на выполнении однообразного действия (играть гаммы). При стремлении снизить вес методика работы над силой воли может быть основана на разумном отказе от сладостей или соблюдении режима питания и тренировках.

Формирование волевых качеств у детей

Для мам, интересующихся, как воспитать силу воли у ребенка, методики должны включать игровой момент. Совсем необязательно стараться делать из маленького человечка исполина духа, запрещая ему наслаждаться естественными радостями его возраста. Соблюдение правил игры, содержащей элементы достижения поставленной задачи (пройти лабиринт, написать нужное количество крючочков в прописи и т. д.), исподволь готовят ребенка к выполнению более сложных действий, связанных с преодолением неких препятствий.

При удачном достижении конечной цели задания обязательно должно следовать поощрение. Это и в дальнейшем будет формировать прямую связь между результатом и удовлетворением от него. Желательно заранее оговорить с ребенком определенный вид этого поощрения: прогулка, просмотр мультфильма, лакомство или что-то еще. Но при выполнении задания стоит требовать ответственного подхода и сосредоточения не на поощрении, а действиях.

Если малыш не справляется с заданием, то причина может быть в слишком высоких требованиях к нему. Взрослому следует трезво проанализировать возможности своего ребенка и учесть это при подборе следующих заданий. Их усложнение должно происходить постепенно и только после того, как будущая волевая личность научится преодолевать трудности начального этапа. Иначе воспитание положительных качеств у ребенка может обернуться его уверенностью в собственном бессилии и неумении сделать что-то правильно. В будущем это обернется только умением вовремя спасовать перед самыми незначительными затруднениями и приведет к отказу от выполнения своего решения.

Как развивать силу воли самостоятельно?

Где взять силу воли, если человек впервые задумался об ее отсутствии, уже будучи взрослым? Проще всего записаться на какой-нибудь тренинг: собрать нужную сумму денег иногда удается только ценой самоограничения.

Но можно пойти более трудным путем, и сделать воспитание воли своей главной задачей. Все придется делать самостоятельно и полагаться только на собственные силы, хорошо уяснив себе, что такое сила воли, ведь тренера здесь уже не будет.

Разработать собственную методику можно по упомянутым выше принципам: худея, отказываться от чего-то, соблюдать режим и посещать спортивные тренировки. Один из героев американского писателя С.Кинга, стараясь сбросить вес, вынужден был даже собственную маму убедить в том, что готовить ему нужно совершенно определенную пищу. А наши олимпийские чемпионы ежедневно превозмогают себя, стараясь достичь новых высот в избранных ими видах спорта.

Как формируется сила воли, как развить и укрепить в себе это полезное качество, рассуждают и американские психологи:

  1. Общая задача (например, сделать генеральную уборку в кладовой), может быть разбита на несколько более мелких.
  2. Для каждого этапа следует определить четкий срок и обязательно выполнить его. Например, в течение 1 недели набраться смелости, открыть дверь подсобки и оценить уровень беспорядка, во 2 неделю разобрать верхние полки, в 3 - перейти к средним, затем выбросить вещи, которые старше 10 лет.
  3. Не забывать чувствовать удовлетворение от выполненной работы. Даже небольшое усилие, сделанное самостоятельно, уже достойно гордости. Тем более что в результате его выполнена какая-то работа, до которой никак не доходили руки, и теперь она больше не беспокоит своим наличием.

Сотрудники Северо-Западного университета (США) отметили, что в результате составления подобных расписаний экспериментальная группа стала меньше курить, регулярно питаться, посещать спортивные тренировки. Курсанты признались, что у них появилось и больше свободного времени.

Упражнения для воли

Другая методика, как укрепить силу воли, состоит в выполнении несложных заданий:

В результате следования решению формируется привычка обращать внимание на свои действия, укрепляется сила воли человека. Простота и доступность заданий самому себе в этом случае будет только полезна: не придется слишком уж корить себя за то, что не сдержался, забыл записать в блокнот трату на мороженое или не вынес мусор. Выполняя упражнения для развития силы воли, нужно обращать внимание только на соблюдение собственных правил игры, не особенно заостряя внимание на результате и способах, как прокачать силу воли. Скорее всего, она проявит себя в тот момент, когда придется столкнуться с реальной проблемой: пригодится и умение разбить ее на отдельные элементы, решая небольшие задачи, и привычка следовать изменившимся правилам поведения.

Как сделать сильным свой дух?

Говорят, что главная сила в человеке - это сила духа. Действительно, духовно сильный человек способен не пасовать перед трудностями и пытаться искать выход даже в безвыходной ситуации. Если сильная воля ведет человека к цели, то сила духа позволяет ему находить возможности для этого.

Разрабатывать методики для тренировки силы духа можно только самостоятельно. Невозможно развивать дух у ребенка, который еще не имеет четких моральных ориентиров. Но даже взрослому человеку помочь можно только самыми общими советами о том, как укрепить силу духа.

Чтобы обрести по-настоящему сильный дух, нужно проанализировать сильные и слабые стороны своей натуры. Делать это нужно предельно честно, не стараясь приукрасить себя. От осознания своих качеств зависит и способность изменить что-то в своей жизни.

После того как первичные выводы будут сделаны, нужно принять решение и четко следовать к намеченной цели. Это может быть одна из незначительных задач, подобных упражнениям для тренировки воли. Но выполнить ее придется, несмотря на возможный стыд, лишение каких-то удобств для себя. Все способы, как развить силу духа, направлены на определение своих моральных критериев и подразумевают преобладание духовных ценностей над комфортом низшего порядка.

Не следует предаваться самоуничижению, если сначала трудно решиться на поступок. Следует позволить себе осознать, что достижение поставленной цели в этом случае способно избавить от давно назревшей проблемы. Чувство вины, жалости к себе или зависти, ревности и другие изматывающие нашу душу состояния удается прекратить, только повернувшись лицом к собственному страху. Для религиозных людей решающей может оказаться их вера, а атеисту придется искать опору в самом себе.

Нужно обратить внимание и на свой круг общения: хорошие отношения с людьми, чей моральный облик не вызывает одобрения, калечит дух человека, заставляя искать оправдания для поступков друзей, поступаясь при этом собственными нравственными установками. В перспективе может быть только поиск оправдания собственной гнусной выходке и предательство собственных убеждений. О какой же силе духа придется говорить в этом случае?

Если приятели не соответствуют идеалу, который имеется у личности, лучше всего пойти на сознательный разрыв отношений с ними. Результатом будет сохранение чистоты своего духа. Разрыв может быть болезненным и лишить человека некоторых удобств, которые предоставляло ему такое общение. Но разговоры о силе духа бесполезны, если собственные ценности обмениваются на удовлетворение низменных потребностей или утрачиваются в угоду толпе.

Зачем все это нужно?

Развитие воли у человека обязательно заставляет его обращать внимание на некоторые энергозатратные состояния. Обнаружив возникновение жалости к себе из-за лишений или усталости, легко заметить и то, сколько времени и сил уходит на это чувство. Замещая его удовлетворением от выполнения решения человек повышает самооценку.

Пытаясь избежать неприятных действий, проблему решить невозможно. В некоторых случаях она может и усугубляться (например, больной зуб). Но воспитание воли, как победа над собственными страхами, позволяет без особого надрыва выполнить эти действия, решить существующую проблему и наслаждаться результатом.

Часто возникающее чувство гордыни и собственной исключительности мешает открытому общению. Развитая сила духа, которая дает возможность достойно оценивать и других, позволяет адекватно относиться и к их силе, и к их слабостям. В итоге сильная личность приобретает возможность постоянно пребывать в спокойном и уверенном состоянии, не обвиняя других в собственных неудачах и просчетах. Но это именно те черты, которые свойственны успешному и умеющему добиваться успеха индивидууму.

У Карен был нерабочий день, она чувствовала себя разбитой и совершенно без сил. Вы вспомните такие дни, – единственное, что хочется – это заползти обратно в постель.

Карен – вечно занятая, амбициозная мать-одиночка. Как бы ей ни хотелось пораньше закончить все дела и отдохнуть, ей еще предстоит приготовить обед и почитать детям перед сном. Иногда трудно найти в себе силы на это. И некоторые обязанности и дела настолько неприятны, что мотивацию для их выполнения найти сложно в принципе.

Обратите внимание на свои мысли

Мы погружаемся в пучину самобичевания и прокрастинации. Когда мы непродуктивны, легко скатиться в бесконечную самокритику. Карен сама не замечает, как начинает думать, какая она ленивая и бестолковая. «Я ужасная мать, у которой даже нет сил на то, чтобы приготовить нормальную еду и почитать детям перед сном», – думает она.

Подобные мысли затягивают в порочный круг: отсутствие мотивации приводит к тому, что мы начинаем ругать себя за прокрастинацию, а в результате чувствуем себя еще хуже.

Ругая себя, мы не повышаем свою мотивацию. Нередко нам кажется, что стоит быть к себе жестче – так мы больше будем успевать. Когда нам не удается оправдать ожидания (свои или чьи-то еще), мы обычно начинаем винить себя и скатываемся в самокритику. Жесткое отношение к себе не прибавляет энергии.

А вот с чего стоит начать, так это с сочувствия к себе. Остановитесь и признайте, что вам приходится преодолевать немало трудностей. Страдаете ли вы депрессией или у вас просто выдался неудачный день, боль, которую вы испытываете, реальна.

Мотивацию придают действия, а не наоборот. Поэтому не стоит сидеть и ждать, когда проснется желание что-либо делать, заставьте себя начать

Мы время от времени чувствуем себя разбитыми, перегруженными или апатичными. Будьте к себе добрее, как были бы добры к другу, который переживает трудный период в жизни. Признайте, что иногда чувствовать себя уставшим, разбитым или апатичным нормально и ваша ценность как личности не сводится только к продуктивности.

Большинство боятся, что ничего не добьются, если будут с собой слишком мягкими. Однако принимать себя – не то же самое, что жалеть или копаться в своих проблемах. Проявив сочувствие к себе и признав усталость, которую вы переживаете, вы сможете освободить себя от потока негативных самовнушений, которые способствуют непродуктивности.

Будьте к себе добры

В состоянии апатии не критикуйте себя, а будьте к себе добры. Сочувствие к себе прибавит мотивации. Ведь радостное, счастливое состояние повышает работоспособность. Но все же большинству из нас мотивацию придают действия, а не наоборот. Поэтому не стоит сидеть и ждать, когда проснется желание что-либо делать, заставьте себя начать.

Что сделала Карен? После трудного дня ей хотелось рухнуть на диван перед телевизором. Она ругала себя за то, какая она плохая мать, если так часто заказывает доставку фастфуда вместо того, чтобы приготовить полноценный ужин.

В состоянии апатии не критикуйте себя, а будьте к себе добры

От того, что она себя ругала, желание готовить не появилось, она лишь ощутила стыд и собственную «неполноценность».

Для начала Карен потребовалось заменить самобичевание на сочувствие к себе. Она начала говорить себе что-то вроде: «Я не лентяйка. Я работаю полный день и воспитываю двоих детей. Это тяжелый труд. Ничего страшного, если я иногда заказываю пиццу. Это не делает меня плохой матерью».

Она признала, что приходит с работы уставшей и вымотанной и ей требуется полноценный отдых. Теперь, приходя домой, она первым делом принимает горячий душ и после него 10 минут уделяет медитации.

Карен постепенно двигалась к поставленной цели – каждый день готовить здоровый ужин. Для начала ограничивалась салатом. Со временем начала готовить все больше и больше, а в те дни, когда такой возможности не было, не винила и не стыдила себя за это.

Вывод – чтобы придать себе мотивации, начните с сочувствия к себе и постепенно двигайтесь к поставленной цели.

Об эксперте

Шэрон Мартин (Sharon Martin), психотерапевт, ее сайт.

Было время, когда сила воли считалась чуть ли не определяющим качеством человека. Если ты можешь победить себя и обстоятельства, значит ты — успешный, ты — сильный. Сегодня все чаще говорят о том, что главное — понимать себя, свои чувства, желания и следовать им. Тогда все будет получаться само собой. Нужна ли в наше время человеку сила воли? Или это действительно устаревшее понятие?

В советские времена героем культа силы воли считался Павка Корчагин. Нас призывали не щадить себя, искать счастье в преодолении препятствий. Все мы были лишь средством для осуществления великой цели. Но наступил момент, когда у людей возник протест против этого. В наше время стало принято любить себя, жалеть себя.

Словосочетание "сила воли" исчезло не только из обыденного лексикона, но и из учебников психологии. Вместо него появилось слово "мотивация". Однако на самом деле это далеко не равнозначные понятия. Мотивация — это побуждение, стремление, это что-то очень близкое к понятию "желание". А сила воли включает в себя оппозиционный аспект. Человек, обладающий ею, может противостоять как собственным слабостям, так и давлению со стороны других людей.

Многие почему-то считают, что в наше время уже ни с чем бороться не надо, что жизнь должна быть легкой. А если она трудна, то это с ней что-то не так, а не с нами. Однако если у тебя нет внутренней дисциплины, ты окажешься в плену — либо у других людей, у тех, кто сильнее (и будешь выполнять их волю), либо у самого себя — и будешь лежать на диване, страдая от грустных мыслей и негативных чувств.

Многие в подростковом возрасте ставят задачу развития силы воли. Но решается она, что называется, "в лоб": заставить себя делать то, что не хочется. Например, заниматься по утрам физкультурой. Обычно дальше события разворачиваются по одному из двух сценариев: либо человек привыкает и ему это начинает нравиться, либо он бросает занятия и остается с ощущением личного поражения и убеждения, что он — безвольный. Многократные неудачи решить эту задачу "в лоб" приводят к тому, что люди перестают ставить проблему воли вообще. Они боятся очередного поражения. Они много раз пробовали, из этого ничего не выходило. Почему бы тогда не заменить понятие силы воли на другое — мотивацию? Ведь в этом случае, даже если потерпишь поражение, можно сказать: "Значит, в глубине души мне этого и не хотелось".

Бывает, что какая-то задача никак не дается человеку, сколько усилий бы он ни проявлял. Ответ прост: ваша воля имеет ограниченный ресурс и если он исчерпан, стоит остановиться и подумать: туда ли ты идешь? Ты можешь решать определенные задачи, но если при этом будет накапливаться чувство хронической усталости или начнет ослабевать энтузиазм, возможно, это не твой путь.

Этапы большого пути

В дошкольном возрасте ребенок должен научиться контролировать свое внешнее поведение с учетом интересов других людей . Не хватать без спроса вещи, не бить тех, кто слабее, не лезть в варенье лапой. Некоторые люди так и останавливаются на первом этапе развития силы воли, на этих детских представлениях — что это нужно не мне, а "им". И во взрослой жизни это может очень ослабить человека. К примеру, мужчина говорит: "Да, надо бы найти дополнительную работу, жена хочет, чтобы я больше трудился, но, наверное, я безвольный..." Такой человек не понимает, что это нужно не столько жене, сколько ему самому — чтобы чувствовать себя уверенно в своей жизни.

Затем — в начальной школе и потом — человек обучается контролировать выражение своих чувств . Ребенок должен, например, подавлять вспышки гнева и агрессии на учителей, других взрослых. Почетно в этом возрасте скрывать свой страх, стыдно плакать — особенно мальчикам. В принципе, это хороший навык. Если бы мы бесконтрольно выражали свои чувства, это вряд ли принесло бы нам пользу. Бывают моменты, когда действовать надо, несмотря на свой страх; когда неважно, что ты чувствуешь. Допустим, возник пожар в классе. Учительница тоже испугалась, как и дети, но она должна вывести из школы своих учеников, а не впадать в .

Однако этого недостаточно. Человек, который остановился на втором этапе развития силы воли, часто не понимает, что заставляет его скрывать свои чувства — собственные убеждения или стереотипы, существующие вокруг.

Поэтому следующий этап — научиться контролировать поток своих мыслей . Надо уметь проанализировать — какие идеи у вас свои, а какие вам навязали. Например, есть люди, которые очень напрягаются на работе. И все время жалуются, что им безумно тяжело. Но если такой человек остановится и подумает, почему ему так "везет", то выяснится, что у него существует убеждение: работа и должна быть трудной. Это внушала ему учительница: "Не ищите в жизни легких путей", внушала мама: "Характер куется в преодолении препятствий". И он уныло тянет свой воз. Если бы он понял, что идея "деньги достаются только очень тяжелым путем" внушена ему извне, и начал бы отслеживать моменты, когда она появляется, он бы, возможно, нашел способ усовершенствовать свою работу и сделать ее более легкой.

И, наконец, еще один этап формирования воли — это контроль над восприятием . В любой ситуации мы можем сфокусировать свое внимание на разных аспектах. Допустим, утро: погода ужасная, обои от стенки отклеились, кран течет. Это объективная реальность? Да. Человек это видит? Да. Может он изменить свое восприятие? Может! Он должен сфокусировать свое восприятие так, чтобы найти в этой ситуации что-то положительное. Например, подумать, что все это открывает большой фронт работ. Прикинуть, какие нужно купить обои, где приобрести сантехнику. В каждой ситуации надо искать не то, чем она вам не нравится, а то, чем она может доставить удовольствие или хотя бы принести удовлетворение. В психологии есть такой закон: все, на что ты обращаешь внимание, растет. Так что будьте осторожнее с восприятием. Ищете в жизни плохое — оно начнет увеличиваться. Видите хорошее — его будет больше. Есть прекрасное упражнение для тренировки восприятия: каждый день делайте по одному мысленному фотоснимку — что красивого вы увидели сегодня.

Но как быть человеку, который не прошел столь сложный путь развития воли? Что делать, если делать ничего не хочется? Если ни на что нет сил? Тут можно посоветовать одно: начните, а потом решите, хочется вам этого или нет. Часто и силы и желания нам не даются заранее — перед действием. Они приходят только тогда, когда вы что-то начинаете делать. Когда вы не можете заставить себя к чему-то приступить, попробуйте такое упражнение: оцените по 10-балльной шкале, насколько это будет трудно (0 — очень легко, 10 — очень трудно). И по таким же параметрам определите удовольствие, которое вы получите от результата. А после того как работа будет окончена, снова проведите оценку. Как правило, оказывается, что поначалу трудности казались преувеличенными, а удовольствие — преуменьшалось. Часто мы не можем заставить себя что-то делать потому, что переоцениваем сложность и не умеем планировать радость от результата.

Если же в окружающем мире ну совсем ничто не вдохновляет, тогда, возможно, имеет смысл продолжать лежать — не предпринимая никаких действий. И воспринимать это ничегонеделание как время, предоставленное вам судьбой для того, чтобы разобраться в себе. Для этого нужно полностью запретить себе смотреть телевизор, болтать по телефону, спать среди дня. Если читать, то только книги по и самоанализу. Голос, который способен поднять с дивана, достаточно тих: он не визжит, не вопит, не понукает. И может быть, нужно специально лечь, чтобы услышать его.

Затем нужно переоценить свое состояние. Возможно, вы слишком долго удовлетворяли желания окружающих. И не стремились проанализировать, в чем состоят ваши собственные. У человека, который постоянно идет на поводу у других, наступает момент, когда он просто падает.

Есть и еще один путь. Если вы не обнаружили в себе никаких собственных желаний, которые бы заставили вас действовать, присоединитесь к тому человеку, который знает, зачем живет. И помогите ему в его деятельности. Пусть он будет паровозом, а вы — вагоном. Рядом с таким человеком можно многому научиться.

Крах Мартина Идена

Есть и противоположный тип личности — человек, который в своих желаниях уверен. Его цель — много денег. И ради нее он готов выполнять любую работу — нравится она ему или нет.

Этот образ может быть более привлекателен, чем образ человека, который лежит на диване с одной установкой: "Не хочу, не буду и не заставите". Люди, готовые трудиться ради денег, прекрасно используют положительный стимул: на заработанные средства они организуют себе тот досуг, который хотят. Профессия для них — не главное. Самое важное начинается после окончания рабочего дня.

К примеру, наши знакомые недавно набирали в фирму людей. Пришел кандидат наук — как раз по той специальности, которая требовалась. Он был унылый, жаловался на жизнь, на то, как его сократили. Наша знакомая начала описывать, какие у них перспективы, но этот человек сказал, что ему бы доработать до пенсии... Его не взяли. "Я видела, что работник с такой унылой установкой просто не будет стараться и осваивать новые технологии", — сказала директор фирмы. А потом пришел туповатый парень и заявил, что его цель — заработать много денег и купить "Мерседес". И хотя образование у него среднее, он доучится. Его взяли и направили на курсы: "Мы видели, что он будет стараться — просто ради денег".

Жизнь людей, которые трудятся ради денег, может развиваться по двум сценариям. Постепенно человеку начинает нравиться сама деятельность, а деньги отходят на второй план. Это самый продуктивный путь. Но все может сложиться и иначе. Баланс между затратами сил и удовольствием, которое можно купить на заработанные деньги, нарушается. Рутина начинает доставать, человек видит, что энергия, которую он вкладывает в работу, не восполняется. И понимает, что далеко не все можно купить.

Проблемы возникают не только у безвольных людей, но и у вполне целеустремленных. Вспомните Мартина Идена, героя одноименного романа Джека Лондона: человек, проявивший чудеса силы воли, достигший вершины литературной славы, добровольно уходит из жизни, потому что потерял ее смысл, потому что ему не к чему больше стремиться. Идеализация силы воли неизбежно приводит к краху. Удовлетворил ты свои амбиции, добился чего-то, а дальше что? Развитие индивидуальной воли полезно лишь для того, чтобы разгрести завалы собственного прошлого. Некоторые люди в прошлом знали, куда направить силу и энергию после удовлетворения своих амбиций. И тогда в городах возникали церкви и театры, построенные на их деньги.

Личная воля должна быть согласована с какой-то более высокой целью. На последнем этапе развития этого качества встает вопрос: а в чем я добровольно могу свою силу воли ограничить и подчинить ее общей цели? Не потому, что кто-то на меня давит, а потому, что я сам так решил. Лишь тогда, когда человек научится не только противостоять другим, но и сотрудничать, объединяться с людьми, жизнь его будет интересной и наполненной.

Вера Лосева
кандидат психологических наук, вице-президент
Московского центра психоанализа, врач-психотерапевт
Статья предоставлена сайтом Elitarium.ru

Комментировать статью "Сила воли и мотивация: этапы большого пути"

Сегодня спросил, что такое СИЛА ВОЛИ? К сожалению я оказалась настолько костноязыка,что не смогла толком объяснить,хотя честно пыталась это сделать. Ребёнок повторяет это словосочетание в своём контексте,но я вижу, что он не понял, что это такое.

Завершился первый этапа кастинга во второй сезон реалити-шоу СТС о силе воле и здоровом образе жизни «Взвешенные люди» . В ходе отбора было рассмотрено несколько тысяч анкет от претендентов со всей России. Заявки принимались через специальный раздел на сайте СТС, а также в ходе очных кастингов в Екатеринбурге, Челябинске, Самаре, Санкт Петербурге, Казани и Ижевске. Ведущей нового сезона реалити-шоу останется Юлия Ковальчук. Самые интересные факты о кастинге: - всего через раздел кастинга...

Семейный психолог Семейный психолог необходим тогда, когда у супружеской пары начинаются проблемы в общении. Это может быть связано с жизненными обстоятельствами, проблемами на работе, чувством неудовлетворенности одного из супругов. Семейная психология призвана решать проблемы путем терапии, общения и консультаций. Создавая комфортные условия для коммуникации внутри семейной группы, специалист помогает высказаться каждому, кто испытывает чувство страха, тревоги или замешательства. Как...

Центр психологической помощи Человек – социально зависим. Каждый из нас нуждается в стабильности, поддержке, любви и заботе. Что делать, когда ты подавлен, находишься в затруднительной ситуации или просто хочется выговориться? Центр психологической помощи поможет остановить путь саморазрушения, наладить контакт с близкими, снять тревогу, а специалисты помогут разобраться даже с самой, казалось бы, сложной проблемой. Убегая от проблем, не замечая их причин, можно начать выстраивать гору...

И восхищенные эпитеты: "какая стойкость, какая сила воли "? А вот мне интересно, как можно себя довести до состояния 188 кг.? Где была ее сила воли, когда она отправляла в рот очередную булочку?

Силу воли можно развить и трудности преодолевать в любой отрасли. У меня железная сила воли, я, как ваш сын, не без способносте к математике, легко училась на 5, но олимпиады или матем. школа для меня - упаси Бог, ни за что на свете.

Целеустремленность, сила воли совершенно отсутствуют... Конечно, одними книгами это не поправить, но хоть что-то.. Как, кстати, у ваших детей с этим? могут они какие-то цели ставить и достигать их?

Общероссийская общественная организация защиты семьи «Родительское Всероссийское Сопротивление» уже два года ведёт практическую работу по защите семей. Мы вынуждены констатировать: 1. Внедрение в семейную политику России чуждых ей «ювенальных» технологий не остановлено. Более того, семейная политика прямо вернулась к идеям, отвергнутым обществом в 2013 году. Они встроены во вступающий в действие с начала 2015 г. закон «Об основах социального обслуживания граждан в РФ», допускающий «социальное...

Ты, ничего не подозревая, за завтраком неспешно открываешь первую страницу, скользишь взглядом по буквам все дальше, дальше… и приходишь в себя только когда у тебя окончательно затекает тело, бунтует живот, а солнце уже практически скатилось за горизонт. Да-да, есть такие книги, с которыми забываешь обо всем на свете: поесть, поспать, а в особо тяжелых случаях – даже сходить на работу. И вот тебе список таких книг 1. Психология влияния - Роберт Чалдини Лучшее учебное пособие по конфликтам и...

5 хитростей, которыми мозг удерживает вас во власти ненавистной дурной привычки Если вы всё же твёрдо решили, например, бегать каждое утро, и настроились на продолжительную борьбу с самим собой, мы считаем своим долгом вас предостеречь: самую большую опасность на вашем пути к совершенству представляют не разного рода неподконтрольные вам обстоятельства, а… недостаток мотивации. То есть если вы, скажем, бегаете каждое утро и уже можете похвастаться определёнными успехами, то в какой-то момент...

В основе заложена свобода выбора и сохранение индивидуальности. До 12 лет никакой системы оценок, соревновательности и сравнения способностей. Накопление бонусов за инициативу и потребность в творчестве Бесплатно Средняя школа бесплатна для тех, кто получил достаточное количество бонусов в начальной школе. Остальные оплачивают предметы по выбору или учатся полезному ремеслу. Зачетная система оценок. Единые тесты даются по желанию, накапливаются и учитываются в итоговой оценке. Аттестаты в 16...

Знаете, что такое сила воли. Интересное в сети. О своем, о девичьем. Обсуждение вопросов о жизни женщины в семье, на работе, отношения с мужчинами. Мне объяснила стоматолог, что это вредно. Я прониклась. 26.08.2014 14:43:51, Роза Константиновна.

Озадачилась я этим вопросом, когда поняла, что отпуск по уходу за ребенком нанёс мне ущерб в размере 10 кг лишнего веса/груза. А с лишними килограммами пришла (усложнилась) проблема с подбором гардероба на мою (и без того нестандартную) фигуру. В общем, встав на весы прекрасным январским утром 2013 года, я поняла, что бОльше весить просто не желаю!!! Для достижения поставленной цели (снижение веса на 10 кг) я записалась на марафон, организованный участницами конференции "Похудение и диеты". В...

Очень часто успешность и самореализация зависят от силы воли и мотивации. Но как понять, какое качество выполняет большую роль? Далеко не каждый человек наделен хотя бы одним из них, потому вряд ли удастся найти много людей, которые будут иметь достаточную мотивацию и силу воли. Также немаловажную роль играет тот факт, что эти понятия кардинально отличаются друг от друга и, по сути, носят практически противоположный характер. Если мотивация выступает в роли своеобразной реакции, служащей ключом зажигания и побуждением к действию, то сила воли скорее носит характер резистентной особенности, наличие которой позволяет лучше справляться с любыми внешними факторами и препятствиями.

Немаловажная разница этих двух понятий заключается также в том, что мотивацию нельзя тренировать. Она скорее объясняется наличием понимания и осознания важности определенных действий для человека. Например, просмотр каких-либо спортивных состязаний или видеоматериалов вполне может стать мощной мотивацией для того, чтобы начать заниматься этим же видом спорта. Та же самая реакция происходит и во время просмотра ток-шоу со знаменитостями, которые делятся секретом своего успеха. Мотивация заставляет людей проделывать тот же алгоритм действий в надежде, что это приведет к нужному результату.

Сила воли, в свою очередь, является скорее незримым внутренним стержнем, который практически никогда не покидает человека на протяжении всей жизни. Естественно, он не возникает из ниоткуда и чаще всего является плодом преодоления множества преград, а также неотъемлемой частью характера. Именно сила воли позволяет людям превосходить собственные возможности в тяжелых ситуациях и не сдаваться под воздействием любых негативных факторов. Но для нее главное – это цель, без которой ее практически нельзя применить, как движущий фактор.

Особенности мотивации и ее минусы

Когда речь заходит о мотивации в современном мире, чаще всего этому понятию приписывают уйму плюсов и огромный потенциал. Тем не менее, это качество имеет и множество минусов, потому вряд ли его можно назвать полноценным двигателем для самосовершенствования. Стоит рассмотреть основные недостатки мотивации, которые делают ее желаемым, но не чрезвычайно важным элементом:

  1. Мотивация никогда не бывает долгосрочной. Она служит скорее разовой вспышкой, которая после этого будет угасать с течением времени.
  2. Мотивация не всегда побуждает к действию.
  3. Она создает сильный эмоциональный настрой, но при этом практически бесполезна в реализации целей без силы воли.
  4. Безусловно, такое качество, как мотивация, является большим плюсом, но его вряд ли можно назвать единственным толчком, который побуждает к действию. Существуют и другие факторы, которые призывают к самосовершенствованию ничуть не хуже, чем мотивация, например, страх. Боязнь не реализовать себя как личность в обществе, а также не развить свои потенциалы, может быть даже более эффективной причиной для активного самосовершенствования, чем сторонняя мотивация. Негативные влияния тоже играют важную роль, выступая определенной альтернативой мотивационным побуждением. Если же говорить о чистой мотивации, то она скорее выступает в роли начального аспекта в процессе самосовершенствования.

Преимущества силы воли

Главное отличие мотивации от силы воли заключается в том, что это качество вам вряд ли удастся растерять. Скорее наоборот, со временем оно имеет свойство усиливаться, но все же для этого требуются определенные условия:

  1. Силу воли необходимо применять постоянно. Это качество вполне способно атрофироваться, если ему нет применения в человеческой жизни.
  2. Она вряд ли может сосуществовать со слабым характером, потому подобным качеством может похвастаться далеко не каждый человек.
  3. Сила воли способна оказывать мощнейшую поддержку даже тогда, когда на пути к реализации цели стоит множество препятствий и их преодоление кажется невозможным.
  4. Это качество не зависит от временных факторов, случайных ситуаций и внешнего воздействия.

В отличие от мотивации, сила воли помогает человеку изнутри, в то время как мотивация имеет сугубо внешний характер. Невозможно мотивировать себя на ровном месте. Например, если вы никогда не занимались балетом, нельзя просто идти по улице и обрести непреодолимое желание освоить этот вид хореографического искусства. Скорее всего, подобное желание появится лишь тогда, когда вы просмотрите какие-то выступления или побываете в театре.

Именно поэтому мотивацию можно сравнить с чувством страсти, которое может исчезать также быстро, как и появилось, а сила воли выступает скорее в роли мотора, заставляющего двигаться вперед независимо от преград. Это правило применимо к любой сфере деятельности, будь то спорт или даже борьба с вредными привычками.

Например, вы решили бросить курить и первое, что побудило вас к таким мыслям, мотивация. Она может быть заемной, может быть собственной, но единственным фактом выступает то, что любые внезапные порывы будут включать в себя это чувство. В свою очередь, сила воли позволит реализовать эти порывы и довести их до логического завершения. Уже через несколько дней отказа от сигарет вы можете испытывать спад мотивации, потому в таком случае ключевым станет именно волевые качества. По своему действию этот механизм взаимодействия можно сравнить с двигателем машины, где мотивация является ключом, а роль двигателя выполняет исключительно сила воли.

То же касается и любого вида спортивной деятельности. Начать ходить на тренировки крайне легко, достаточно лишь получить достаточную порцию мотивации, но годами терпеть тяжелую и изнурительную работу поможет только сила воли.

Мотивация и сила воли – неотъемлемые элементы саморазвития

Если выбирать между двумя важными элементами самосовершенствования, то идеальным вариантом станет помощь обоих качеств. Стоит понимать, что они выступают как совершенно разные детали единого механизма и отсутствие одного из них вполне может ухудшить действие и эффективность второго. Сила воли обязательно должна иметь четко поставленную цель, в то время как обеспечить ее чаще всего способна исключительно мотивация.

Естественно, подобные утверждения не носят 100% характер, так как в процессе саморазвития всегда могут быть исключения из правил, но чаще всего этот процесс выглядит именно таким образом. Подобная схема также применима к любому аспекту, занятию или тренировке качеств, которые позволяют человеку двигаться вперед.

Единственный минус мотивации, а именно ее краткосрочное влияние, отлично дополняется стабильной силой воли. В свою очередь, при наличии мощнейшей мотивации, даже люди со слабым характером и отсутствием волевых качеств, вполне способны делать небывалые скачки в самосовершенствовании.

Вряд ли кому-то удастся дать единственный и максимально обоснованный ответ по поводу того, какой путь лучше выбрать, самосовершенствование за счет мотивационных элементов или базирование процесса на чистой силе воли, но большинство людей наверняка сойдутся во мнении, что для достижения успеха лучше всего использовать их комбинацию.

Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь (Лев Толстой).

Мотивация (motivatio) – система стимулов, побуждающих человека к выполнению действий. Является динамическим процессом физиологической природы, управляемым психикой личности и проявляемым на эмоциональном и поведенческом уровнях. Впервые понятие «мотивация» было употреблено в труде А. Шопенгауэра.

Понятия мотивация

Несмотря на то, что изучение мотивации является одним из актуальных вопросов исследования психологов, социологов, педагогов, на сегодняшний день не установлено единого определения этого явления. Существует много довольно противоречивых гипотез, пытающихся на научной основе дать объяснения феномену мотивации, ответить на вопросы:

  • почему и из-за чего человек действует;
  • на удовлетворение каких потребностей нацелена активность личности;
  • почему и как особа выбирает определенную стратегию действий;
  • какие результаты индивид рассчитывает получить, их субъективная значимость для человека;
  • почему некоторым персонам, обладающим более сильной мотивацией в сравнении с другими, удается добиться успеха в тех сферах, в которых наделенные аналогичными способностями и имеющие те же возможности терпят крах.

Одна группа психологов отстаивает теорию о преобладающей роли внутренней мотивации – врожденных, приобретенных механизмов, управляющих поведением человека. Другие ученые полагают, что ведущей причиной мотивации являются значимые внешние факторы, воздействующие на личность из окружающей среды. Внимание третьей группы направлено на изучение основополагающих мотивов и попытки их систематизации на врожденные и приобретенные факторы. Направление исследований четвертых – исследование вопроса о сути мотивации: как главенствующей причины для ориентирования поведенческих реакций человека с целью достижения конкретной цели либо как источника энергии для деятельности, управляемой другими факторами, например, привычкой.

Большинство ученых понятие мотивации определяет как систему, основанную на единении внутренних факторов и внешних стимулов, определяющих поведение человека:

  • вектор направленности действий;
  • собранность, целеустремленность, последовательность, организованность действий;
  • активность и напористость;
  • устойчивость избранных целей.

Потребность, мотив, цель

Термин мотив – один из ключевых понятий психологии, понимаемый учеными по-разному в рамках различных теорий. Мотив (moveo) – условно идеальный предмет, не обязательно материальной природы, на достижение которого ориентирована деятельность личности. Мотив воспринимается индивидом как своеобразные, специфичные переживания, которые можно охарактеризовать как позитивные ощущения от предвкушения достижения предмета потребностей, либо негативные эмоции, возникшие на фоне неудовлетворения, либо неполного удовлетворения от имеющегося в настоящем положения. Для выделения и осознания конкретного мотива человеку необходимо осуществить внутреннюю целенаправленную работу.

Наиболее простое определение мотива представлено А. Н. Леонтьевым и С. Л. Рубинштейном в теории деятельности. По выводу ведущих ученых: мотивом выступает мысленно очерченная, «опредмеченная» потребность субъекта. Мотив по своей сути – отличное явление от понятий потребность и цель. Потребность является неосознанным желанием особы избавиться от имеющегося дискомфорта (читать про потребности человека ). Цель – желаемый результат сознательных целенаправленных действий (читать про целеустремленность ). Например: голод – естественная потребность, желание принять пищу – мотив, а аппетитный шницель – цель.

Виды мотивации

В современной психологии используют различные способы классификации мотивации.

Экстринсивная и интринсивная

Экстринсивная мотивация (внешняя) – группа мотивов, обусловленных действием внешних факторов на объект: обстоятельств, условий, стимулов, не связанных с содержанием конкретной деятельности.

Интринсивная мотивация (внутренняя) имеет внутренние причины, связанные с жизненной позицией личности: потребностями, желаниями, стремлениями, влечениями, интересами, установками. При внутренней мотивации человек действует и поступает «добровольно», не руководствуясь внешними обстоятельствами.

Предмет дискуссии о целесообразности такого деления мотиваций освящен в работе X. Хекхаузена, хотя с точки зрения современной психологии, такие дебаты – беспочвенны и бесперспективны. Человек, являясь активным членом социума,не может быть полностью независимым от влияния окружающего общества в выборе решений и поступках.

Положительная и отрицательная

Различают мотивацию положительную и отрицательную. Первый вид основан на стимулах и ожиданиях положительного характера, второй – отрицательных. Примерами положительной мотивацией являются конструкции: «если я выполню какое-то действие, то получу какое-то вознаграждение», «если я не буду предпринимать этих действий, то меня вознаградят». Примерами отрицательной мотивации могут быть утверждения; «если я поступлю так, меня не накажут», «если я не буду действовать таким образом, меня не накажут». Иными словами, основное различие: ожидание позитивного подкрепления в первых случаях, и негативных – во вторых.

Устойчивая и неустойчивая

Основы устойчивой мотивации – нужды и потребности личности, для удовлетворения которых индивид выполняет осознанные действия, не нуждаясь в дополнительных подкреплениях. Например: утолить голод, согреться после переохлаждения. При неустойчивой мотивации человеку необходима постоянная поддержка, стимулы извне. Например: сбросить мешающие килограммы, избавиться от курения.

Психологи также различают два подвида устойчивой и неустойчивой мотивации, условно именуемой «от кнута к прянику», различия между которыми иллюстрирует пример: стремлюсь избавиться от лишнего веса и достигнуть привлекательных форм.

Дополнительная классификация

Существует деление мотиваций на подвиды: индивидуальные, групповые, познавательные.

Индивидуальная мотивация объединяет потребности, стимулы и цели, направленные на обеспечение жизнедеятельности организма человека и поддержание гомеостаза. Примерами являются: чувство голода, жажда, стремление избежать болевых ощущений, обеспечить температурный оптимум.

К явлениям групповой мотивации относятся: забота родителей о детях, выбор вида деятельности для получения признания социума, поддержание государственного устройства.

Примерами познавательной мотивации выступают: научно-исследовательская деятельность, получение ребенком знаний через игровой процесс.

Мотивы: движущая сила поведения людей

Психологи, социологи, философы на протяжении столетий предпринимают попытки для определения и классификации мотивов – стимулов, потенцирующих определенную деятельность личности. Ученые выделяют следующие виды мотивации.

Мотив 1. Самоутверждение

Самоутверждение – потребность человека быть признанным и оцененным обществом. Мотивация основанана честолюбии, чувстве собственного достоинства, самолюбии. Руководствуясь желанием самоутвердиться, индивид старается доказать социуму, что он – стоящая личность. Человек стремится занять определенное положение в обществе, получить социальный статус, добиться уважения, признания, почитания. Этот вид схож по сути с мотивацией престижа – жаждой достигнуть и впоследствии сохранить формально высокий статус в обществе. Мотив самоутверждения – значимый фактор в мотивации активной деятельности человека, побуждающий личностное развитие и интенсивную работу над собой.

Мотив 2. Идентификация

Идентификация – стремление человека быть похожим на кумира, которым может выступать как реальная авторитетная личность (например: отец, учитель, известный ученый) либо вымышленный персонаж (например: герой книги, киноленты). Мотив идентификации – веский стимул для развития, совершенствования, прикладывания волевых усилий для формирования определенных черт характера. Мотивация быть схожим на кумира часто присутствует в ювенальном периоде, под влиянием которой подросток обретает высокий энергетический потенциал. Наличие идеального «образца», с которым хотел бы отождествлять себя молодой человек, наделяет его особой «заимствованной» силой, придает вдохновение, формирует целеустремленность и ответственность, вырабатывает смелость . Наличие мотива идентификации – важная составляющая для эффективной социализации подростка.

Мотив 3. Власть

Мотивация власти – потребность индивида оказывать значимое влияние на иных людей. В определенные моменты развития, как личности, так и общества в целом, мотив является одним из существенных движущих факторов деятельности человека. Стремление выполнять лидирующую роль в коллективе, желание занимать руководящие должности мотивирует личность на последовательные активные действия. Для осуществления потребности руководить и управлять людьми, устанавливать и регламентировать их сферу деятельности человек готов прикладывать огромные волевые усилия и преодолевать существенные преграды. Мотивация власти занимает важное положение в иерархии стимулов деятельности.Стремление господствовать в социуме – отличное явление от мотива самоутверждения. При такой мотивации человек действует ради обретения влияния над другими, а не в целях получения подтверждений собственной значимости.

Мотив 4. Процессуально-содержательный

Процессуально-содержательная мотивация побуждает человека к активным действиям не из-за влияния внешних стимулов, а благодаря личной заинтересованности индивида в самом содержании деятельности. Является внутренней мотивацией, оказывающей сильное действие на активность личности. Суть явления: человек интересуется и испытывает наслаждение от самого процесса, ему нравится проявлять физическую активность, задействовать интеллектуальные возможности. Например, девушка занимается танцами, так как ей очень нравится сам процесс: проявление своего творческого потенциала, физических способностей и интеллектуальных возможностей. Ей доставляет удовольствие сам процесс танца, а не внешние мотивы, такие как: ожидание популярности, достижения материального благополучия.

Мотив 5. Саморазвитие

Мотивация саморазвития основана на стремлении человека к развитию имеющихся природных способностей,усовершенствованию имеющихся позитивных качеств. По мнению выдающего психолога Абрахама Маслоу, эта мотивация побуждает личность прикладывать максимум волевых усилий для полного развития и реализации способностей, руководствуясь потребностью ощутить компетентность в определенной сфере. Саморазвитие дает человеку ощущение собственной значимости, требует самообнажения – возможности быть самим собой и предполагает наличие смелости «бытия».

Мотивация саморазвития требует мужества, отваги, решимости для преодоления страха риска потерятьдостигнутую в прошлом условную стабильность, отказаться от комфортного покоя. Человеку свойственно держаться и возвеличивать былые достижения, и такое почитание личностной истории – основные препятствия на пути саморазвития. Эта мотивация побуждает личность принять однозначное решение, сделав выбор между стремлением двигаться вперед и желанием сохранить безопасность. По утверждению Маслоу, саморазвитие возможно лишь в том случае, когда шаги вперед приносят особе больше удовлетворения, чем ставшие обыденностью былые достижения. Хотя при саморазвитии часто возникает внутренний конфликт мотивов, движение вперед не требует насилия над собой.

Мотив 6. Достижения

Мотивация достижения подразумевает стремление человека достигнуть наилучших результатов в выполняемой деятельности, овладеть вершинами мастерства в привлекательной сфере. Высокая эффективность такой мотивации основана на сознательном выборе индивидом трудных заданий, стремлении разрешить сложные задачи. Этот мотив – движущий фактор для достижения успехов в любой сфере жизнедеятельности, ведь победа зависит не только от природного дара, развитых способностей, освоенных навыков и полученных знаний. Успех любого начинания базируется на высоком уровне мотивации достижения, которая обуславливает целеустремленность, настойчивость, упорство, решительность человека для достижения поставленной цели.

Мотив 7. Просоциальный

Просоциальная – общественно значимая мотивация, основана на имеющемся чувстве долга человека перед социумом, личной ответственности перед общественной группой. В случае если личность руководствуется просоциальной мотивацией, происходит идентификация человека с определенной ячейкой общества. При воздействии общественно значимых мотивов особа не только отождествляет себя с конкретной группой, но и имеет общие интересы и цели, принимает активное участие в разрешение общих задач, преодолении проблем.

Человек, движимый просоциальной мотивацией, имеет особый внутренний стержень, ему присущ определенный набор качеств:

  • нормативность поведения: ответственность, добросовестность, уравновешенность, постоянство, совестливость;
  • лояльное отношение к принятым в группе стандартам;
  • принятие, признание и защита ценностей коллектива;
  • искреннее стремление достигнуть цели, поставленной ячейкой общества.

Мотив 8. Аффилиация

Мотивация аффилиации (присоединения) основана на стремлении индивида установить новые контакты и поддерживать отношения со значимыми для него людьми. Суть мотива аффилиации : высокая ценность общения как процесса, захватывающего, привлекающего и приносящего удовольствие человеку. В отличие от проведения контактов сугубо с корыстными целями, аффилиативная мотивация – средство удовлетворения духовных потребностей, например: желание любви или симпатии со стороны друга.

Факторы, определяющие уровень мотивации

Невзирая на вид стимула, движущего деятельность человека, – имеющегося у него мотива, уровень мотивации не всегда одинаков и постоянен у человека. Многое зависит от вида выполняемой деятельности, сложившихся обстоятельств и ожиданий человека. Например, в профессиональной среде психологов некоторые специалисты выбирают для изучения сложнейшие задачи, другие же ограничиваются «скромными» проблемами в науке, планируя достичь в выбранной области значимых достижений. Факторами, определяющими уровень мотивации, являются критерии:

  • значимость для личности перспективного факта достижения успеха;
  • вера и надежда на выдающееся достижение;
  • субъективная оценка человеком существующей вероятности получения высоких результатов;
  • субъективное понимание личностью стандартов, эталонов успеха.

Способы мотивации

На сегодняшний день успешно применяются различные способы мотивации, которые можно условно распределить на три большие группы:

  • Социальная – мотивация персонала;
  • Мотивация для обучения;

Вкратце приводим короткую характеристику отдельных категорий.

Мотивация персонала

Социальная мотивация – специально разработанная комплексная система мер, включающая моральное, профессиональное и материальное стимулирование деятельности работника. Мотивация персонала нацелена на повышение активности трудящегося и достижения максимальной эффективности его труда. Меры, используемые в побуждении деятельности персонала, зависят от разнообразных факторов:

  • система стимулирования, предусмотренная на предприятии;
  • система управления организации в целом, и кадрового менеджмента в частности;
  • особенности учреждения: сфера деятельности, численность персонала, опыт и избранный стиль управления руководящего звена.

Способы мотивации персонала условно разделяют на подгруппы:

  • экономические методы (материальная мотивация);
  • организационно-административные меры, основанные на власти (необходимость подчиняться регламенту, соблюдать субординацию, следовать букве закона с возможным применением принуждения);
  • социально-психологическиефакторы (воздействие на сознание трудящихся, активизируя их эстетические убеждения, религиозные ценности, социальные интересы).

Мотивация учащихся

Мотивация школьников и студентов – важное звено для успешного обучения. Верно сформированные мотивы, четко осознаваемая цель деятельности придают образовательному процессу смысл и позволяют получить требуемые знания и навыки, достигнуть необходимых результатов. Произвольное возникновение мотивации к учебе – довольно редкое явление в детском и подростковом возрасте. Именно поэтому психологами и педагогами разработано множество приемов для формирования мотивации, позволяющей плодотворно заниматься учебной деятельностью. В числе наиболее распространенных методов:

  • создание ситуаций, привлекающих внимание, заинтересовывающих учеников в предмете (занимательные опыты, нестандартные аналогии, поучительные примеры из жизни, необычные факты);
  • эмоциональное переживание поданного материала благодаря его уникальности и масштабности;
  • сравнительный анализ научных фактов и их житейского толкования;
  • имитация научного спора, создание ситуации познавательных дебатов;
  • позитивная оценка успеха путем радостного переживания достижений;
  • придание фактам элементов новизны;
  • актуализация учебного материала, его приближение к уровню достижений;
  • использование позитивной и негативной мотивации;
  • социальные мотивы (стремление обрести авторитет, желание быть полезным членом группы).

Самомотивация

Самомотивация – индивидуальные способы мотивации, основанные на внутренних убеждениях личности: желаниях и стремлениях, целеустремленности и последовательности, решительности и стабильности. Примером успешной самомотивации является ситуация, когда при интенсивных внешних помехах человек продолжает действовать для достижения поставленной цели. Существуют различные способы для самостоятельной мотивации, в числе которых:

  • аффирмации –специально подобранные позитивные утверждения, которые оказывают влияние на индивида на подсознательном уровне;
  • самовнушение – процесс, подразумевающий самостоятельное воздействие личности на психическую сферу, нацеленный на формирование новой модели поведения;
  • биографии выдающихся людей – эффективный метод, базирующийся на изучении жизни успешных личностей;
  • развитие волевой сферы – выполнение деятельности «через не хочу»;
  • визуализация – действенная методика, основанная на мысленном представлении, переживании достигнутых результатов.